Воспитание пропаганда манипулятивное воздействие

Воспитание пропаганда манипулятивное воздействие

Вступление

Люди стремятся к власти, к богатству и другим благам. В политике, как и в бизнесе действует жесткая конкуренция на руководящие посты. Амбициозные политики борются за право сидеть в кожаном кресле парламента, занимать должность президента, министра, мэра, губернатора, председателя городского совета и т. д.

Чтобы получить желаемое место во властных структурах необходимо заслуживать репутацию активного человека, выступающего за права народа, человека, которому не безразличны общественные нужды. А чтобы заслужить такую репутацию не обязательно в действительности быть таким человеком. Существует множество технологий, которые позволяют создать благоприятный (располагающий) образ политика в общественном сознании. Для этого используют различные PR-технологии и рекламу.

Претендентов на вакантные политические должности очень много, причем люди, которые уже имеют власть и находятся на этих должностях хотят ее удержать подольше. Цель деятельности любой политической партии, группы и отдельных лидеров — приход к власти. Придя к власти, субъект политического процесса стремится эту власть реализовать и сохранить (удержать), поскольку всегда есть много желающих ее отнять. В таких случаях имеют место политические манипуляции.

Политические манипуляции представляют собой сред­ство достижения определенных целей неким политическим субъектом. Основным «призом» в политической борьбе является власть.

Пропаганда является одним из основных средств политической манипуляции.

В своей работе мы постараемся раскрыть сущность политической манипуляции и пропаганды.

В первом разделе мы постараемся рассмотреть непосредственно понятия манипуляции и политической манипуляции и рассмотрим некоторые их примеры.

Во втором разделе мы рассмотрим назначение политической манипуляции.

В третьем разделе мы представим основные цели политических манипуляций.

В четвертом разделе ознакомимся с основными механизмами манипулятивных воздействий.

В пятом разделе начнем освещать понятие пропаганды как средства политической манипуляции, рассмотрим ее основные виды, цели, факторы и критерии эффективности.

В шестом разделе постараемся выделить основные методы и приемы пропаганды.

1. Понятие манипуляции. Политическая манипуляция.

Прежде всего нужно разграничить манипуляции на межличностном уровне и массовые манипуляции. Нужно также четко различать манипуляцию как про­цесс и собственно манипулятивные методы, т. е. технику манипуляции. Техникой можно пользоваться неосознанно. В обыденной жизни многие из нас выполняют роль невольных манипуляторов или жертв манипуляций. В нашем исследо­вании основное внимание уделяется осознанной, намерен­ной, спланированной манипуляции, направленной на достижение корыстных целей каким-либо лицом или группой лиц.

С приемами манипуляций на межличностном уровне мы сталкиваемся довольно часто.

Однако Гамлет и сам прибегает к манипуляциям. Его притворное сумасшествие, сцена «мышеловки», наконец, его манипуляции в буквальном смысле с письмом Клавдия, в результате которых Розенкранц и Гильденстерн были каз­нены английским королем, — все это свидетельствует о его манипулятивных способностях. Вообще, в пьесах Шекспира огромное количество примеров манипуляций. В том же «Гам­лете» великолепный образец манипуляции — натравлива­ние королем Клавдием наивного Лаэрта на Гамлета. Иногда кажется, что прав был Ларошфуко, сказавший: «Люди не могли бы жить в обществе, если бы не водили друг друга за нос»[3].

В отличие от межличностных политические манипуля­ции обезличены и предполагают воздействие на широкие массы. Воля меньшинства (а то и отдельной личности) в за­вуалированной форме навязывается большинству.

Технология политической манипуляции, по мнению В. Амелина, «предполагает следующие моменты:

а) внедрение в сознание под видом объективной ин­формации неявного, но желательного для определенных групп содержания;

б) воздействовать на болевые точки общественного сознания, возбуждающие страх, тревогу, ненависть и т. д.;

в) реализацию неких замыслов и скрываемых целей, достижение которых коммуникант связывает с поддержкой общественным мнением своей позиции»[4].

Пример политической манипуляции — живучесть режи­ма Саддама Хусейна. «В 90-е годы санкции были главной темой почти всех разговоров иракцев. На «хессар» (эмбарго) возлагалась вина чуть ли не за все. Но обвиняли за введе­ние санкций не Саддама Хусейна, а мстительную и злобную Америку, которая стремится покорить свободолюбивый народ Ирака»[5]. В данном случае использован старый, но в oопределенных условиях очень эффективный прием создания «образа врага».

2. Назначение политической манипуляции

Политическая манипуляция в первую очередь касается технологий освещения политических процессов в СМИ. В настоящее время мы наблюдаем подмену того, что раньше понималось под политикой. Теперь место дискуссий, политических решений все чаще занимают некие символические действия. Эта символическая политика появляется там, где власть ничего не может, или не хочет менять, где ожидания, которые они побуждают у населения своими предвыборными обещаниями, не могут быть удовлетворены. Мы часто видим, слышим, читаем псевдособытия, которые происходят лишь постольку, поскольку о них рассказывают.

Эти псевдособытия закрывают дорогу к действительно важным для общества событиям и критическим мыслям. Конкурентная борьба за аудиторию и тираж все чаще вынуждает журналистов преувеличивать важность события, замечать необычность там, где ее нет, выискивать мнимые сенсации или даже создавать их.

В политической реальности последних десятилетий выходит на первое место символическая политика, и основная заслуга в этом принадлежит именно быстрому развитию средств массовой коммуникации. Под символической политикой И. Засурский понимает особый вид коммуникаций, направленный не на «рациональной осмысление событий, а на установку устойчивых понятий у аудитории за счет инсценирования аудио-визуальных эффектов».

Необходимо понимать, что любое политическое действие имеет свою символическую сторону, которая направлена на обман чувств аудитории. В данных случаях символический аспект политики вполне оправдан и не имеет своей целью «недобросовестно» влиять на аудиторию. Символическая политика возникает тогда, когда символы используются элитой для упрочения их посредством массовой коммуникации в сознании людей. Таким образом, символ недобросовестно используется как такая образная конструкция, которая может изобразить «как бы» реальность из любой сферы реальной жизни.

Событие в политике никогда не будет носить случайный характер. Выживает только системное, призванное отражать нужные на данный момент характеристики. К примеру, отрицательные события типа болезни Ельцина, в новостийном пространстве подменялись положительными рассказами о его сильном рукопожатии. Подобные примеры говорят о том, что событие в символическом мире отличается от события в мире реальном. В мир символический попадает только необходимое, то, что хотят, чтобы слышали слушатели, видели зрители. В подтверждение вышесказанного можно привести слова Пьера Бурдье: «Символическая власть – это возможность создания реальности при помощи слов, что удается лишь тогда, когда понятия адекватны реалиям. В этом смысле символическая власть обладает свойством скрывать или обнаруживать реально существующие объекты».

Элита инсценирует те события, которых реально нет, но которые аудитория по определению воспримет. Например, отеческое лицо Путина при посещении детского дома или на встрече с студентами вовсе не означает, что будут увеличены социальные выплаты на образование и поддержку детских домов. Однако в данном случае телевидение показало символ заботы и опеки о студентах и о детдомовских детях. Чтобы политическое действие удавалось успешно «сбыть» аудитории, средства массовой коммуникации вынуждены делать символы приятными и легкими для восприятия зрителя. Как следствия, политические действия начинают оцениваться не по критерию их своевременности, эффективности и другим рациональным критериям, а исходя из их зрелищности и привлекательности.

Здесь необходимо еще раз напомнить, что точки зрения американского руководства по психологическим операциям сообщение (в нашем случае политическое действие) должно быть «комбинацией развлекательной, информационной и убеждающей составляющих». Где под развлечением понимается любое средство возбуждения интереса к сообщению: шок, удивление, эстетическое удовольствие от визуальной или звуковой информации.

В большинстве стран, где судьба государственных постов решается на выборах, успех тех или иных политических сил зависит не от того, насколько убедительная и грамотная идеологическая программа будет ими предложена, а от того, насколько эффективно им удастся организовать шоу в средствах массовой информации и насколько яркая персона станет центром медиа-кампании.[2]

3. Основные цели политической манипуляции

Политические манипуляции представляют собой сред­ство достижения определенных целей неким политическим субъектом. Цель деятельности любой политической партии, группы и отдельных лидеров — приход к власти. Придя к власти, субъект политического процесса стремится эту власть реализовать и сохранить (удержать), поскольку всегда есть много желающих ее отнять. Таким образом, вырисовываются три основные цели, которые преследуют по­этические партии и их лидеры: приход к власти, ее реализация и ее сохранение (удержание). Соответственно, для достижения каждой из вышеназванных целей существуют свои методы и средства, в том числе и манипулятивные. Политические манипуляции используются для достижения этих целей.

Схема 2. Основные цели политических манипуляций

Технологии достижения этих трех основных целей вольно сильно различаются между собой. Поэтому рассмотрим их по отдельности на примере России.

Манипуляции как средство прихода к власти. В XXI веке России суждено было стать полигоном для реализации уникальных политических технологий. В определенном смысле вся история России в этом столетии — это история политических манипуляций.

Первыми тон задали большевики. Твердая позиция Ленина, который считал, что «главный вопрос — это вопрос власти» и партия имеет право идти на все ради ее получения и сохранения, была новым словом в мировой политике. Брест-Литовский мир — это уникальный пример подобного подхода. Ленин пошел на распад Российской империи ради установления большевистской диктатуры.

Невольно напрашивается аналогия с 1991 годом. Б. Ельцин также решился на распад теперь уже советской империи только ради отстранения М. Горбачева от власти. Он был готов заплатить эту цену, чтобы стать полновластным хозяином страны.

В тоталитарных и авторитарных государствах приход к власти той или иной политической группировки осуществ­ится, как правило, путем «дворцовых» или государствен­ных переворотов. Первый метод обеспечивал смену элит Советском Союзе. После смерти Сталина страну возглавил Н. Хрущев, сумевший одолеть своих противников. Потом и сам Хрущев был смещен. После смерти Брежнева подковерная борьба за «престол» затянулась на несколько лет. Силы были почти равные, и поэтому после Андропова генсеком избрали К. Черненко. Очевидно было, что долго он не протянет. Противоборствующие стороны готовились к решающей схватке. После К. Черненко победу в борьбе за «престол» одержал М. Горбачев. Но ему было суждено уйти отставку уже в результате государственного переворота.

Примеров государственных переворотов в истории человечества — масса. Сегодня, в ряде стран «третьего мира», дело порой доходит до абсурда: перевороты следуют один за другим. Это — один из признаков нестабильности политической системы страны. В мире даже есть признанные специалисты по переворотам», наемники, которые за солидное вознаграждение помогают своим заказчикам провернуть столь деликатное и тонкое дело.

В демократических странах способом прихода к власти шляются выборы. Здесь основным видом манипуляций выступают манипуляции сознанием избирателей.

Наряду с этим в недрах профессионального сообще­ства политических технологов родилась идея лицензирова­ния деятельности организаций и специалистов, занимаю­щихся избирательными технологиями. Авторы идеи назвали ее «ОТК для избирательных технологий». Однако отношение к этой идее среди профессионалов неоднозначное. Некоторые считают, что подобное лицензирование приведет к монополизации рынка крупнейшими ПР-агентствами. Пре­зидент РАСО А. Борисов считает, что под шумок борьбы с «грязными» технологиями власти попытаются прижать всех политконсультантов, выдавая лицензии по своему усмотре­нию, отделяя «овец» от «козлищ»[8]. Восемь общественных организаций даже подписали протест против реализации этой идеи.

Однако на сегодняшний день реальная ситуация на рынке избирательных технологий еще далека от перелома. В. Никонов даже считает, что грядущая избирательная кам­пания будет еще более «грязной»[9]. Поэтому проблема «гряз­ных» технологий в России по-прежнему актуальна.

Кроме избирательных технологий есть еще и админист­ративные способы влияния на результаты выборов. Родился даже специальный термин — «административный фак­тор». Диапазон воздействия этого фактора колеблется от прямых фальсификаций результатов выборов до оказания давления на прессу, телевидение, избирательную комис­сию, команду конкурента и т. д. Административный фактор с особой силой проявляется в тех регионах, где губернатор или мэр города полностью «контролируют» все ветви власти, со­здали своего рода «удельные княжества» со своими порядка­ми и правилами игры. Однако далеко не всегда эти действия дают ожидаемый результат, и тому есть ряд примеров.

Манипуляции как средство реализации власти. Ре­ализуя свою власть, политический манипулятор не ограни­чивается психологическим воздействием на массы или на отдельных индивидов. Важен контекст, в котором эти ма­нипуляции совершаются. Он может создаваться искусст­венно. Например: Б. Ельцин три раза представляет одну и ту же кандидатуру Думе, ставя ее перед выбором: или «на­ступить на горло собственной песне» и проголосовать за кандидата президента (как было в случае с Сергеем Кири­енко), или три раза «прокатить» его и тем самым создать ситуацию, когда президент может законно распустить Думу. Б. Ельцин пользуется тем, что в Конституции не записано, нужно ли три раза представлять разные кандидатуры. Фор­мально он действует по закону. Но фактически вся процедура оказывается бессмысленной. Президент сознательно идет на обострение в расчете на «чувство самосохранения» Думы.[3]

4. Механизмы манипулятивных воздействий

Или такой пример (листовка: изображение женщины с ребенком на руках):
«У нас нет будущего…
Владимир, спаси народ. На тебя надежда.
ГОЛОСУЙТЕ
За народного кандидата в депутаты
ВЛАДИМИРА ИВАНОВА !
ЖЕНЩИНЫ ДОНБАССА»

Примеры применения НЛП:
Выполнение программы А.Ткаченко настолько же реально, как реально и то, что Вы сейчас, в это мгновение, ощущаете руками эту листовку и осознаете, что осознаете это. Ваше ощущение – это пожатие наших рук сквозь пространство и время. Это наше единение вокруг лучшего будущего. Это выбор реальных дел и возможностей.
Группа поддержки кандидата в Президенты.

5. Пропаганда как средство политической манипуляции.

Пропаганда (лат. propaganda — подлежащее распространению) — распространение информации: фактов, аргументов, слухов и других сведений, в том числе заведомо ложных, для оказания воздействия на общественное мнение или иную целевую аудиторию.

Пропагандировать — распространяется устно, через радио, телевидение, печатные средства массовой информации или с помощью других средств, распространяется информация в виде идей, теоретических знаний, взглядов, убеждения и т.п. Этим определяется ее специфика. Пропаганда одно из главных средств политической коммуникации. Почепцов разделяет средства коммуникации по их основным инструментариям

Пропаганда сводится к более менее систематическим попыткам манипуляции мнениями и убеждениями людей посредством различных символов: слов, лозунгов, монументов, музыки и т.д. От других способов распространения знаний и идей пропаганда отличается нацеленностью на манипуляцию сознанием и поведением людей. Пропаганда всегда имеет цель или набор целей. Для достижения этих целей пропаганда отбирает факты и представляет их таким образом, чтобы воздействие на сознание было наибольшим. Для достижения своих целей пропаганда может отбрасывать некоторые важные факты или искажать их, а также пытаться отвлечь внимание аудитории от других источников информации. Преднамеренное искажение и фильтрация информации отличает пропаганду от образования.[10]

Пропаганда и реклама

Цели пропаганды.

Позитивная (конструктивная) пропаганда стремится довести до потребителя те или иные убеждения в доходчивой форме. Цель позитивной пропаганды — способствовать социальной гармонии, согласию, воспитанию людей в соответствии с общепринятыми ценностями. Позитивная пропаганда выполняет воспитательную и информационную функции в обществе. Она осуществляется в интересах тех, кому адресована, а не ограниченного круга заинтересованных лиц. Позитивная пропаганда, в отличие от негативной, не преследует манипулятивных целей

Негативная (деструктивная) пропаганда навязывает людям те или иные убеждения по принципу «цель оправдывает средства». Цель негативной пропаганды — разжигание социальной вражды, эскалация социальных конфликтов, обострение противоречий в обществе, пробуждение низменных инстинктов у людей и тому подобное. Это позволяет разобщить людей, сделать их послушными воле пропагандиста. Технология создания «образа врага» позволяет сплотить толпу вокруг пропагандиста, навязать толпе выгодные ему убеждения и стереотипы. Основная функция негативной пропаганды — создание иллюзорной, параллельной реальности с «перевернутой» системой ценностей, убеждений, взглядов. Негативная пропаганда активно пользуется низкой критичностью и внушаемостью масс с целью манипулирования этими массами в интересах узкой группы лиц.[6]

Целью пропаганды являются обеспечения общей ориентации, положительного или отрицательного отношения к определенному объекту.

Главная цель пропаганды — довести главные идеи и теоретические знания к широким слоям населения и превратить в личные убеждения.

1. Чем больший разрыв между опытом людей и идеей, тем более искривлений и лжив пропаганде;

2. Пропаганда должна ориентироваться на референтные группы

Источник:
Воспитание пропаганда манипулятивное воздействие
Вступление Люди стремятся к власти, к богатству и другим благам. В политике, как и в бизнесе действует жесткая конкуренция на руководящие посты. Амбициозные политики борются за право сидеть в
http://christsocio.info/content/view/911/

Манипулятивное влияние

Женские манипуляции — сильнейшее оружие. Но некоторые мужчины уже с ним сталкивались и имеют противоядие.
скачать видео

— Вы через какую границу переходили?
скачать видео

— У кого чистая совесть, тому скрывать нечего! Показывай!
скачать видео

  • Комплименты: Вы великолепно выглядите!»
  • Обаяние тактичности. «Волшебные слова» — спасибо, пожалуйста, будьте добры
  • Благодарность: «Огромное вам человеческое спасибо за вашу помощь и поддержку!»
  • Соблазнение…
  • Эмоциональная атака: «Я сто раз понятным языком говорила этому ужасному человеку, что ни мы и никто другой не сможет выполнить его непонятных требований, но он упорно настаивает, и угрожает нам различными санкциями, судами, конкурентами, чем совершенно вывел меня из себя…»
  • Настаивание…
  • Давление понтами: «Я — представитель корпорации «NNN»;
  • Давление авторитетом: «А генерал сказал, что крокодилы летают»;
  • Давление на жалость: «Сами мы не местные»;
  • А также давление виной, страхом, чувством долга, обидой…
  • Выстраивание ситуации
  • Вовлечение, затягивание.
  • Выбор без выбора, или альтернативный вопрос: «Ты будешь какую кашу: рис или гречку?»
  • Категорично подаваемая информация: «Из компетентных источников известно»,
  • Обман,
  • Отвлечение, переключение внимания,
  • Вовлечение, затягивание
  • Внушение.

Заражение, как форма манипулятивного влияния, может использоваться и Силовиком (заражение личной силой), и Душкой (заражение энтузиазом), и тактикой (заражение нужной идеей или состоянием).

Источник:
Манипулятивное влияние
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/manipulyativnoe-vliyanie

Пропаганда- понятие, теории, цели, технологии

Пропаганда- понятие, теории, цели, технологии. Манипулирование общественным мнением.

Пропаганда (лат. propaganda – подлежащее распространению) — организованное и целенаправленное распространение идей, мнений, утверждений, и слухов через СМИ и по другим каналам общественной коммуникации

В понятие «пропаганда» в большинстве случаев вкладывается негативный смысл. Многие зарубежные специалисты признают, что пропаганда является средством обмана, информационно-психологического насилия над личностью и контроля ее поведения. Наиболее характерным и отражающим сущность пропаганды является определение английского теоретика Л. Фрезера, который полагает, что «пропаганду можно определить как искусство принуждения людей делать то, чего бы они не делали, если бы располагали всеми относящимися к ситуации данными».

1. Образование и закрепление тех или иных желательных представлений, понятий, взглядов, привычек и убеждений и т.п.

2. Разрушение, подавление и изменение нежелательных представлений, понятий, убеждений и т.п.

Позитивная (конструктивная) пропаганда стремится довести до потребителя те или иные убеждения в доходчивой форме. Она осуществляется в интересах тех, кому адресована, а не ограниченного круга заинтересованных лиц. Позитивная пропаганда, в отличие от негативной, не преследует манипуляторных целей

Негативная (деструктивная) пропаганда навязывает людям те или иные убеждения. Это позволяет разобщить людей, сделать их послушными воле пропагандиста. Технология создания «образа врага» позволяет сплотить толпу вокруг пропагандиста, навязать толпе выгодные ему убеждения и стереотипы. Основная функция негативной пропаганды — создание иллюзорной, параллельной реальности с «перевернутой» системой ценностей, убеждений, взглядов.

Цель позитивной пропаганды — способствовать социальной гармонии, согласию, воспитанию людей в соответствии с общепринятыми ценностями. Позитивная пропаганда выполняет воспитательную и информационную функции в обществе.

Цель негативной пропаганды — разжигание социальной вражды, эскалация социальных конфликтов, обострение противоречий в обществе, пробуждение низменных инстинктов у людей и тому подобное.

Сама Природа пропаганды такова, что она достигает своей цели воздействуя, прежде всего, на эмоции людей Но очень важно, на какие именно эмоции она влияет.

Манипуляция — это скрытый психологический прием, целью которого является заставить человека, вопреки его интересам, выполнить нужные вам действия. Немало важный фактор манипулирования — сделать так, что бы человек сам захотел это сделать.

С.Г. Кара-Мурза выделяет следующие признаки манипуляции:

1) манипуляция — это психологическое воздействие, а не физическое;

2) манипуляция — это скрытое воздействие;

3) манипуляция — это воздействие, которое требует высокого уровня мастерства и определённого багажа знаний.

Манипулятивное воздействие можно наблюдать при обращении начальника к подчиненному. Ну например – «Не выполняя свои обязанности в срок, вы Иванов подрываете свой авторитет и позволяете усомнится в своем профессионализме», или вот – «Если вы не сделаете все в срок и качественно, мне даже сложно представить какие для вас наступят последствия». В первом случае начальник играет на чувстве профессионализма своего подчиненного, во втором внушает страх возможных последствий, тем самым манипулируя им

Воздействие мифов на массовое сознание чрезвычайно велико. Мифология выступает в роли аргументов, усиливающих обычные высказывания. Содержание информационно-пропагандистских материалов, действуют на людей не извне, а как бы изнутри их мировоззрения, что облегчает процесс восприятия этого содержания.

Пропаганда в СМИ через миф направлена на ту систему базовых понятий, которые не могут измениться в одночасье, а способны эволюционировать лишь постепенно, под воздействием вновь получаемой информации, в которую виртуозно вплетен определенный миф.

материалы, которые строятся на мифологизации, гарантированно попадают в «цель» (т.е. аудиторию). Вербальное выражение происходит посредством метафор и символов, что позволяет проникнуть в сердца людей, задеть за живое. Например, фотографии самолета, летящего ввысь и набирающего высоту, часто можно встретить в качестве сопроводительных к публикациям об авиакатастрофах. Символ расправленных крыльев, которым не суждено достигнуть цели, очень точно воспринимается аудиторией. Миф о возможности мгновенной утраты близок каждому. Конкретный пример использования такого символа – публикация в журнале «Мир и политика» под названием «Летевший из Польши в Египет самолет экстренно приземлился в Болгарии из-за угрозы взрыва»

Следующий элемент манипулирования, используемый для активного формирования «установки восприятия» в желательном для пропагандиста направлении, — стереотип. Стереотип очень «удобен» для пропаганды. это суждение, которое прочно усвоено в данной социальной группе.

Стереотипы – эта техника основана на использовании предубеждений аудитории путем навешивания ярлыков на объект пропаганды, которые вызывают у аудитории страх, ненависть, отвращение.

Например, рассказывая о другой стране или какой-либо социальной группе, манипулятор может акцентировать внимание на стереотипных чертах, которые ожидает читатель, даже если на самом деле они не являются типичными для целой страны или социальной группы (часто это бывает нечто анекдотичное, забавное). В графической пропаганде (в том числе, на военных плакатах) это могут быть портреты врагов с какими-нибудь ярко выраженными стереотипными национальными чертами.

Оперируя им, пропаганде легче формировать представления и взгляды, поскольку тем самым она апеллирует к устойчивым психическим образованиям — к эмоциональному отношению на основе усвоенного знания . Стереотипы очень устойчивы. Стереотипы составляют основу мифов, на которых базируется любая идеология. Средства массовой информации в любом обществе с помощью метода стереотипизации внедряют в сознание читателей, слушателей, зрителей различные мифы и иллюзии. Для закрепления в сознании масс стереотипов пропаганда практикует многократное, настойчивое повторение одних и тех же слов, фраз, которые в конце концов становятся символами. Постоянное воспроизведение сфабрикованных стереотипов

В качестве ключевых могут быть упомянуты теории пропаганды, созданные Г. Лассуэллом, У. Липпманом и Джон Дьюи.

Для идей Липпмана был также характерен скептицизм, свойственный изначальным воззрениям Лассуэлла. Он сомневался в том, что средний человек способен самостоятельно сориентироваться в окружающем мире и принять разумные решения относительно того, как следует поступать в той или иной ситуации. В качестве ключевых причин Липпман называл сложность окружающей обстановки, опасность определенных политических сил и недостаточность источников информации.

Он также разделял опасения по поводу деструктивного влияния пропаганды и полагал, что серьезность угрозы требует перестраивания политической системы — создания определенного органа или механизма, который осуществлял бы приемлемый, но строгий контроль над содержанием средств массовой информации.

Липпман предлагал, в частности, сформировать бюро расследований, в задачи которого входил бы анализ сведений, их перенаправление элитам для принятия решений, а также определение того, какую информацию следует и не следует знать людям.

Дж. Дьюи выступал с активной критикой идей, высказанных Г. Лассуэллом и У. Липпманом. Он категорически возражал против передачи контроля технократии, которая с помощью научных методов защищала бы людей от самих же себя. Напротив, считал он, люди сами могли бы защитить себя, если их научить нужным приемам обороны. Дьюи доказывал, что даже эле­ментарное образование поможет людям противостоять пропаганде. Он утвер­ждал, что газеты должны служить средством просвещения обще­ства. Главное место в них следует отводить идеям и философским рассуждениям, а не описаниям отдельных действий. Они должны обучать навыкам критического мышления и определять ход обсуж­дения общественностью важных вопросов. Однако его усилия со­здать подобную газету ни к чему не привели.

Общественное мнение — форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. фактор при формировании общественного мнения — это интересы людей. В ходе развития общественное мнение проходит стадии возникновения, формирования и функционирования. Оно может формироваться как стихийно, так и сознательно. Этапы формирования общественного мнения:

1. зарождение индивидуальных мнений,

2. обмен мнениями,

3. кристаллизация общей точки зрения из многих мнений (интеграция всех индивидов или их большинства вокруг единой точки зрения, которая сформировалась в процессе обсуждения на основе совпадающих оценочных мнений.)

На процесс формирования общественного мнения оказывает множество различных факторов. Несомненно, самым важным аспектом формирования общественного мнения является СМИ. Средства массовой информации очень сильно воздействуют на точку зрения человека, так же это наиболее эффективное средство влияния на эмоции

В сфере социальных отношений в зависимости от предметной сферы исследователи выделяют

1. Экономическое манипулирование — это преднамеренное несоблюдение формальных или подразумевающихся договоренностей при безвыходном материальном положении объекта манипулирования, когда он готов согласиться на любую работу за ничтожное вознаграждение.

2. Политическое, Политические манипуляции осуществляются с использованием политических заявлений и обещаний, отличных от целей политиков с тем, чтобы, придя к власти, забыть о своих обещаниях. Информационное политическое манипулирование заключается в сознательном искажении реальной расстановки политических сил средствами массовой информации, а также в приукрашивании одних фактов и замалчивании других для превратного представления о политических лидерах, партиях и движениях.

3. Идеологическое, Идеологическая манипуляция — это формирование культурных штампов, стереотипов поведения, определенной, обычно аморальной системы ценностей в сфере общественных и личных идеалов. Идеологические манипуляции предполагают неискренность и фальшивость в сфере общественных и личных идеалов. Они могут строиться на фиктивном следовании существующим общественным идеалам либо путем создания новых идеологий, оправдывающих использование безнравственных и аморальных средств нереальными конечными целями.

4. Бюрократическое Бюрократические, или организационные манипуляции подразумевают любую псевдодеятельность административного или организационного характера: затягивание сроков решения вопросов, запутывание заявителя в лабиринте многочисленных инстанций и ответственных лиц; неисполнение управленческих функций и их подмена заведомо бесполезной, но внешне эффективной деятельностью; раздувание численности организации, требование лишней и ненужной документации.

5. и психологическое манипулирование. Психологические манипуляции в действительности являются простейшими и входят в состав всех вышеперечисленных. Любое манипулирование индивидуальным или коллективным сознанием обязательно учитывает особенности психического восприятия и устройства манипулируемых.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что приемов манипулирования много и не редко они исходят главным образом к психологическому корню. Большинство методов манипулирования делает акцент на примитивные и низменные чувства людей. При этом происходит своеобразная подмена идей, ценностей и целей манипулируемого на желания манипулятора.

Источник:
Пропаганда- понятие, теории, цели, технологии
Пропаганда- понятие, теории, цели, технологии. Манипулирование общественным мнением. Пропаганда (лат. propaganda – подлежащее распространению) — организованное и целенаправленное
http://lektsii.org/14-15670.html

Психология манипулятивного воздействия

6.2Этапы манипулятивного воздействия на аудиторию

Понятие манипуляция сегодня чаще всего понимается как программирование мнений и устремлений масс, их настроений и даже психического состояния с целью обеспечить такое их поведение, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции.

Наличие духовного или психологического воздействия (не физического).

Воздействие носит скрытый характер, его не должен замечать объект манипуляции. Если попытка манипуляции осознается объектом воздействия, то манипулятору не удается осуществить свою цель, и он проигрывает. Для защиты от манипуляции следовательно бывает достаточно просто осознание того, что она имеет место быть.

Для манипуляции нужны специальные знания, которые накапливались веками в науке, искусстве, обыденном сознании, но без специального изучения разобраться в вопросах технологии сложно. Если она становится известна объектам манипуляции, приходится тратить ресурсы на разработку новых.

Манипуляция не синоним обману, он может быть составной частью манипуляции. Например, Лисица выманившая сыр у Вороны не может быть названа обманщицей. Она не говорила, брось мне сыра, а я тебе брошу сырокопченой колбасы. Она просила спеть, воздействовала на поведение Вороны, давая ложную информацию. Манипуляция, это не когда нас спрашивают о дороге в Минск, а мы показываем дорогу в Пинск, а когда человек хотел ехать в Минск, а мы сделали, чтобы он захотел ехать в Пинск. Человек став жертвой манипуляции не просто что-то делает, он должен захотеть это сделать.

Таким образом, манипуляция всегда есть взаимодействие. Человек которым манипулируют, всегда соучастник и несет за это ответственность. Манипуляция не насилие, а соблазн. Каждый человек обладает свободой выбора и волей, чтобы устоять перед манипуляцией.

6.2Этапы манипулятивного воздействия на аудиторию

Следующий этап – присоединение. Это такой контакт, который благодаря положительному отношению к нему аудитории поддерживает сам себя уже без специальных больших усилий манипулятора. Различают «присоединение по…» и «присоединение к …». Первое – это контакт, который поддерживается в силу каких-то объективных признаков общности (по языку, этнической принадлежности и т.д.). Главная задача манипулятора «присоединение к..» — к ценностям, лозунгам, действиям.

Первое правило успешного контакта – заявить о том, что отправитель сообщения входит с аудиторией в какую-то общность (по социальному, национальному, культурному признаку и т.д.). Для этого выработан целый язык и манера обращения: коллеги, мужики, православные и т.д. Так что первые шаги по установлению контакта служат кличем «мы с тобой одной крови – ты и я!». Поэтому первый признак манипуляции – уклончивость в изложении собственной позиции, использование туманных слов и метафор. Ясное обнаружение идеалов и интересов «отправителя сообщения» включает психологическую защиту тех, кто не согласен и затрудняет манипуляцию.

Вопросы для самоконтроля

1. Приведите пример манипулятивного воздействия?

2. Как Вы оцениваете возможности СМИ для манипуляции сознанием аудитории?

3. Какие этапы проходит манипулятивное воздействие?

1. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза М.: ЭКСМО, 2005.

2. Карабущенко П.Л., Карабущенко Н.Б. Психологические теории элит / П.Л.Карабущенко, Н.Б. Карабущенко М.: Памятники исторической мысли, 2006

Также помогает созданию внушаемости постоянное ощущение нервозности, повышается внушаемость, снижается способность к критическому восприятию. СМИ широко используют принцип демократии шума – потопление сообщения в хаотическом потоке бессмысленной информации, рекламе. Используется также замалчивание ненужной информации, что создает у зрителя искаженное восприятие действительности.

Запад пережил огромный эксперимент – фашизм. Оказалось, чо в атомизированном обществе овладению средствами массовой информации позволяет осуществить полную, тотальную манипуляцию сознанием и вовлечь все общество в самоубийственный проект. Соратник Гитлера А. Шпеер в своем последнем слове на Нюрнбергском процессе признал: « С помощью таких технических средств, как радио и громкоговорители, у восьмидесяти миллионов людей было отнято самостоятельное мышление».

Во второй половине XX века Иллич ссылался на исследование лингвистов в Торонто перед второй мировой войной, по которому человек из всех слов, услышанных в первые 20 лет своей жизни, каждое десятое слово слышал от какого-то центрального источника – в церкви, школе, в армии. А девять слов из десяти в непосредственном общении. Сегодня пропорция обратилась – 9 слов из 10 человек узнает из «центрального» источника, и обычно они сказаны через микрофон.

«Белая» — распространяется и признается источником или его официальным представителем;

«Серая» — пропаганда не идентифицирует свой источник;

«Черная» пропаганда – выдается за исходящую из иного источникак чем есть на самом деле.

Магическая сила внушения, которой обладает число такова, что если человек воспринял какое-либо абсурдное количественное утверждение, его почт невозможно вытеснить. Число имеет свойство застревать в мозгу необратимо. Сила убеждения чисел огромна.

На практике Запад в полной мере использовал запахи в укреплении культурного ядра общества и предложил людям из всех социальных групп и всех субкультур богатейший выбор запахов. Были развиты мощные отрасли промышленности – парфюмерия и косметика, табачных изделий, напитков и т.д., — в которых запах играл ключевую роль. Дизайнеры буквально проектируют запахи ресторанов, отелей, аэропортов, кварталов.

Манипуляция через страх – иррациональный страх – очень действенное средство «отключения» здравого смысла и защитных психологических механизмов. Потрясенный страхом человек легко поддается внушению и верит в любое предлагаемое ему «спасительное» средство. Массовый страх в США используется постоянно, например СССР. Затем мусульманский экстремизм и терроризм. Это влияет на продажу некоторых вещей, например, холодильников, как символов безопасности. Также отвлекает от действий правительства, примиряет с ним.

Также важно утомление населения бедностью, пошлостью. В соответствии с иерархией потребностей А. Маслоу испытывающий нужду человек не способен к развитию мышления, построению адекватной защиты против манипуляции, поскольку это требует сил, которые уходят на борьбу с голодом. Еще В.Л. Ленин писал о том, что утомление трудящихся нуждой делает революцию невозможной, поскольку приводит к оглуплению, утрате воли, неспособности осознать и отстаивать свои интересы.

Защита от манипуляций:

Поскольку присоединение к манипулятору происходит при достаточной длительности контакта, то простейшим приемом восстановить психологическую защиту от манипуляции является сознательное и беспорядочное прерывание контактов с источником информации, который мы подозреваем в манипуляции. Например, достаточно время от времени прекращать смотреть телевизор на одну-две недели, как происходит «починка» сознания. После этого глаз приобретает необычную зоркость, и какое-то время ты легко замечаешь, как из манипулирующих передач «торчат уши». На время телевидение теряет свое очарование.

В целом содержание коммерческих СМК в России мало отличается от их аналогов в других странах. В этом смысле проявления рыночных механизмов в области медиа имеют глобальный характер. По нашему мнению, передачи становятся все более предсказуемыми в жанровом отношении, происходит дублирование однотипных программ.

Не случайным в этой связи является тот акцент, который критики социальных последствий глобализации делают на роли СМК: «Проводники глобализации в каждом отдельно взятом обществе первым делом покупают средства массовой коммуникации, потому что хотят превратить озлобленного и настаивающего на своих правах гражданина в стерилизованного потребителя-конформиста. Политика, ставшая своего рода спектаклем и спортом, используется в качестве инструмента глобализации. Гражданин перестает быть участником исторического процесса, превращается в отстраненного наблюдателя. При этом, однако, возникает иллюзия причастности даже в том случае, когда фиктивность причастности становится очевидной» [11]. Таким образом, вопрос о социальной ответственности СМК, о формировании такой медиа системы, которая бы служила интересам всех слоев российского общества, является актуальным как никогда.

В заключение – еще об одной стороне возможностей СМК, которая стала особенно важной в условиях глобализации и самым непосредственным образом проявляется в информационной составляющей деятельности российских СМК. Сейчас именно посредством медиа те или иные события приобретают статус реального. Другими словами, лишь то, о чем говорят СМК (независимо от их реального масштаба) является значимым событием, а то, о чем умалчивается, событием вообще не становится. Глобальные медиа во все большей степени становятся инструментом мобилизации, которая может осуществляться поверх границ национальных государств.

При этом надо учитывать, что сами индивиды отнюдь не становятся более активными. Их действия оказываются зависимыми от символической политики медиа. «Эти символы фабрикуются, причем выковывают их, накаливая открытым пламенем конфликтной провокации, перед полными ужаса телевизионными глазами общественности. Главный вопрос в том, кто распоряжается символами» [3, c. 128]. Фактически мы являемся свидетелями нарастающего масс медийного конструирования событий в глобальном масштабе, усиления возможностей медиа как средства легитимации внешнего вмешательства во внутренние дела государств.

Достаточно показателен в этой связи вопрос о характере освещения локальных военных конфликтов последнего времени. «Почему определенным войнам, например, в Боснии, Герцеговине и в Руанде приписывают глобальное значение? Казалось бы, ничто не говорит в пользу того, что эти войны демонстрируют какое-то новое измерение в ведении войны, и поэтому затмевают конфликт между Арменией и Азербайджаном или гражданскую войну в Анголе. Последние из названных войн также унесли очень много человеческих жизней и сопровождались этническими чистками. [3, c. 161-162].

Глобальная либерализация экономики, уменьшение регулирующей роли государства с очевидностью проявляется и в области СМК. Правительства зачастую отдают приоритет развитию коммерческих медиа, тогда как возможности для развития общественных медиа сокращаются. Это, в свою очередь, накладывает отпечаток на общий содержательный спектр материалов, где преобладающими являются формы, предполагающие, прежде всего, ориентацию на коммерческий успех. СМК стали мощными трансляторами ценностей общества потребления как мирового феномена.

Серьезные вызовы глобализация СМК предъявляет национальному государству. Мировые медиа зачастую становятся одним из инструментов реализации власти в тех политико-культурных пространствах, где ранее доминировали информационные институты национального государства. Все сказанное имеет прямое отношение к современной российской действительности и требует осуществление комплекса усилий концептуального и практико-политического плана, минимизирующих негативные последствия от проявлений глобальных тенденций в СМК.

Источник:
Психология манипулятивного воздействия
6.2Этапы манипулятивного воздействия на аудиторию Понятие манипуляция сегодня чаще всего понимается как программирование мнений и устремлений масс, их настроений и даже психического состояния с
http://studopedia.su/8_10105_psihologiya-manipulyativnogo-vozdeystviya.html

Формирование у подростков навыков защиты от манипулятивных воздействий

Формирование у подростков навыков защиты от манипулятивных воздействий

изобретательских задач и патентованию изобретательских решений;

3) проведение обязательного патентного поиска при выполнении дипломных проектов на инженерных специальностях вуза;

4) возможность доступа к различным информационным фондам, в том числе патентов, физических, химических и прочих эффектов, приемов решения изобретательских задач;

5) наличие системы организационной и финансовой поддержки изобретателей.

Подобный системный подход может дать ощутимый эффект как в части повышения квалификации специалистов, так и в части защиты авторских прав и создания конкурентоспособной продукции.

1 См.: Россия и страны мира : стат. справ. / Росстат. М., 2006.

2 См.: Бардин В. М. Основы технического творчества и изобретательства / В. М. Бардин, Н. Н. Беспалов. Саранск, 2003.

ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ НАВЫКОВ ЗАЩИТЫ ОТ МАНИПУЛЯТИВНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

Е. Н. Русъкина, преподаватель кафедры психологии МГУ им. Н. П. Огарева

В статье проводится анализ подходов к проблеме формирования психологической защиты от манипуляций. С учетом этих подходов разрабатывается авторская программа развития соответствующих навыков. Апробирование методики, составляющей основу данной программы, проводится на подростках как представителях возрастной категории, наиболее подверженной деструктивному влиянию.

В настоящее время особую актуальность приобрела проблема защиты детей от деструктивного влияния, угрожающего их развитию, здоровью (в том числе психическому) и даже жизни. Наиболее опасен и распространен такой вид негативного влияния, как манипулирование. Детьми манипулируют многие: от родителей и учителей до случайных прохожих и средств массовой информации. И если манипулирование близких людей отчасти оправдывается благими намерениями и незначительностью ущерба для ребенка, то деструктивное влияние посторонних людей, равнодушных к его судьбе, может привести к трагическим последствиям. В процессе семейного и школьного воспитания делаются попытки уберечь ребенка от манипулятивного влияния. В основном это сводится к запретам, например: не разговаривай с незнакомыми людьми; не делай чего-либо «за компанию»; не давай поспешных обещаний и т. д. Однако этого явно недо-

статочно. Необходимо целенаправленное формирование у детей навыков защиты от манипулятивных воздействий в семье, детском саду, в школе.

Методика развития навыков защиты от манипулятивных воздействий до сих пор не разработана. Однако есть различные программы, направленные на формирование качеств личности, так или иначе связанных с психологической защищенностью от манипуляций. В их основе лежат различные подходы. Так, если сопротивляемость манипулированию рассматривать как одну из установок, то для ее формирования можно использовать некоторые моменты теории когнитивного диссонанса1. Суть теории состоит в выделении трех компонентов психологической установки: когнитивного, аффективного и поведенческого. Сторонники данного подхода считают, что если изменять хотя бы один из данных компонентов, изменится и структура установки в целом. Но

© Е. Н. Руськина, 2008

особенно эффективно изменение всех элементов.

Сходная точка зрения представлена в литературе, посвященной формированию психологической культуры лично-сти2. Данное понятие определяется как система психических процессов и свойств человека, благодаря которым становятся возможными понимание других людей как личностей и самого себя, эффективное воздействие на других людей и на самого себя, адекватное отношение к людям (включая самого себя) как к лично-стям3. Ее основные уровни: интеллектуальный (когнитивный), практический (поведенческий) и ценностно-смысловой (духовно-нравственный). Психологическая защита от манипулирования как один из компонентов психологической культуры личности формируется путем воздействия на каждый из этих уровней.

Для формирования интеллектуального уровня психологической культуры личности используются методические разработки, ориентированные на овладение человеком знаний в области психологии и отчасти психологического мышления. В случае психологической защиты от манипуляций имеются в виду знания о существовании манипулятивного влияния, о возможности стать его жертвой.

При формировании поведенческого уровня применяются методические подходы, ориентированные на выработку практических умений и навыков обращения человека с другими людьми и с самим собой. Прагматически ориентированные подходы реализуются в виде так называемых активных методов социального обучения: всевозможных социально-психологических тренингов, деловых и ролевых игр. Для развития навыков защиты от манипуляций существуют как специфические тренинги (например, освобождения от деструктивного контроля сознания, манипулирования и защиты от него, «психологическое айкидо» и т. д.), так и универсальные, направленные на развитие тех или иных социальных навыков (ассертивности, личностного роста и коммуникативных навыков и т. д.).

Формирование ценностно-смыслового уровня психологической культуры реализуется через воспитание гуманного отношения к людям посредством всевозможных бесед на нравственные темы, знакомства с правилами поведения в тех или иных ситуациях и т. д. Применительно к нашей теме предполагается рассмотрение феномена манипулятивного воздействия как негативного с нравственной точки зрения явления, последствия которого разрушительно влияют на развитие личности и инициатора, и адресата действия.

Исследователи психологического влияния Ф. Зимбардо и Ф. Ляйппе4 исходят из того, что влияние, в том числе и ма-нипулятивное, будет тем эффективнее, чем выше податливость адресата воздействию. В случае конструктивного влияния это имеет положительное значение, однако если оказываемое воздействие — деструктивное, высокая податливость адресата может привести к негативным последствиям. В связи с этим на передний план выдвигается проблема повышения сопротивляемости мани-пулятивным воздействиям.

Исследователи предлагают следующие приемы разрешения указанной проблемы:

1) поощрение правильных установок, особенно в присутствии других людей. В этом случае человек чувствует себя обязанным поступать в соответствии с установкой;

2) получение знаний о том, как необходимо поступать в ситуации манипуля-тивного воздействия;

3) научение оспаривать чужие аргументы. Один из конкретных приемов, названных авторами, — «прививка установки». Он основан на следующей закономерности: чем тщательнее человек заранее продумает аргументы за и против, тем лучше он сможет оградиться от попыток изменить его установку при помощи логических доводов;

4) предупреждение о возможности манипулятивных воздействий в его адрес. В этом случае человек заранее придумывает способы выхода из по-

добных ситуаций, соответствующие установке.

Еще один подход состоит в обучении адекватным способам реагирования на манипулятивные воздействия. Среди наиболее ярких сторонников данной точки зрения — Е. Л. Доценко, который предложил следующую программу обучения защите от манипулятивных воздействий5.

1. Отладка процесса целеполагания: во-первых, обсуждение таких вопросов, как «Нужно ли уметь защищаться?», «Какая защита нам необходима?», «Что мы при этом реально получаем?» и т. д.; во-вторых, разыгрывание ситуаций принятия решений с обсуждением следующих проблем: «Какой результат преследует данное действие?», «Способствует ли оно достижению нашей цели?» и т. д.

2. Повышение сенситивности: создание игровых ситуаций, в которых присутствует имитация какой-либо угрозы; создание реальной угрозы (самолюбию, статусу и т. д.); выполнение упражнений на определение характера угрозы с последующим обсуждением.

3. Повышение инструментальной гибкости: инструктаж, разыгрывание ситуаций с последующим обсуждением, отработка новых образцов поведения и т. д.

4. Обучение средствам управления психическими состояниями: разыгрывание ситуаций, сопровождающееся отслеживанием своего состояния и определением момента готовности уступить манипулятору.

5. Усиление душевного (личностного) потенциала: использование механизмов НЛП.

С позиций гуманистического подхода манипулятор своими действиями приносит вред не только адресату, но и в первую очередь самому себе. Обращаясь с другими людьми, как с неодушевленными объектами, манипулятор начинает и к себе относиться аналогичным образом. Поэтому нужно не избегать манипуляций со стороны других людей, а самому перестать манипулировать собой и другими, т. е. стать актуализато-ром. Сторонниками данного подхода яв-

ляются представители гуманистической психологии, в первую очередь Э. Шост-ром6. Он предлагает следующие пути от манипуляции к актуализации: принять самого себя со всеми достоинствами и недостатками; дать свободу проявления своим чувствам; осознать, что постоянно пытаешься управлять другими людьми и подвергаешься манипулятивным воздействиям с их стороны, причем это совершенно нормально.

С учетом указанных подходов, во многом дополняющих друг друга, нами была разработана программа формирования психологической защиты от мани-пулятивных воздействий у подростков. Положенная в ее основу методика была апробирована нами на базе средней школы № 39 г. Саранска. В качестве испытуемых выступили учащиеся 6 класса данной школы.

Формирующий эксперимент по обучению школьников навыкам психологической защиты от манипулятивных воздействий проходил в течение первого полугодия 2006/07 учебного года. На это было отведено 11 уроков факультатива по психологии, содержание которых вкратце приведено ниже.

У р о к 1. Цель: знакомство с основными понятиями психологии межличностного воздействия.

Урок начался с диагностики уровня сопротивляемости школьников манипу-лятивным воздействиям (на примере анализа жизненных ситуаций, содержащих попытки манипулирования). После этого испытуемым было предложено определить мотивы поведения инициаторов воздействия в рассмотренных ситуациях. Развернулась дискуссия, в результате которой были сделаны следующие выводы.

1. Инициаторы воздействия в данных ситуациях могут преследовать как заявляемые ими цели, так и скрытые.

2. Скрытые цели могут представлять опасность для адресата влияния.

3. Вред, причиняемый инициатором влияния, может быть как незначительным, так и весьма существенным.

Подросткам было предложено записать эти выводы, а также определения понятий, с которыми они познакомились: «воздействие», «инициатор», «адресат», «мотив» и т. д.

У р о к 2. Цель: обучение определению мотивов и последствий деструктивного влияния.

После повторения пройденного на предыдущем уроке учащимся было дано задание: проанализировать свои ответы по каждой из ситуаций, имея в виду, что инициатор воздействия преследует корыстные цели. Школьники пришли в замешательство, когда выяснили, что в абсолютном большинстве случаев реагировали бы именно так, как это было выгодно инициаторам воздействия. Они не думали бы о своей безопасности, своих интересах и могли бы понести значительный ущерб.

Далее испытуемые получили задание определить мотивы воздействия инициатора воздействия в ряде жизненных ситуаций. Например, в ситуации «Ты один дома. В дверь звонят и говорят: „Откройте, милиция!“» среди возможных корыстных мотивов учащиеся назвали желание попасть в чужую квартиру с целью ограбления; желание проверить, есть ли кто-нибудь дома (если нет — проникнуть в квартиру при помощи взлома); желание похитить ребенка и т. д. Школьники пришли к заключению, что если адресат будет вести себя в соответствии с требованиями инициатора воздействия, то последствия могут быть трагическими.

У р о к 3. Цель: знакомство с основными понятиями психологии манипуля-тивного влияния.

Учащимся было предложено вспомнить разобранные нами на предыдущих уроках ситуации и назвать общие свойства поведения всех инициаторов воздействия. Испытуемые назвали множество качеств, из которых совместными усилиями были выделены основные: корыстные намерения, игнорирование потребностей адресата воздействия, сокрытие истинных мотивов и др.

Нами было дано определение психологического воздействия, обладающего всеми этими качествами, как манипуля-тивного влияния. А испытуемые получили задание вспомнить и как можно более подробно описать жизненную ситуацию, в которой они выступили свидетелями, адресатами или инициаторами манипулирования. В результате выяснилось, что большинство подростков описали такие ситуации, в которых они были адресатами манипулирования; в роли сторонних наблюдателей или инициаторов представили себя всего несколько человек. Это может служить еще одним доказательством того, что испытуемые достаточно часто становятся жертвами манипулирования.

У р о к и 4, 5. Цель: рассмотрение явления психологического манипулирования с нравственной точки зрения; развитие умений и навыков распознавания намерений манипулятора.

После того как школьники вспомнили то, что говорилось о манипулировании на предыдущем уроке, им был задан вопрос: как бы они оценили данное явление? Большинство испытуемых высказались негативно. Прозвучали, например, такие ответы: «Нельзя заставлять другого человека делать то, что надо тебе»; «Если бы мной кто-то манипулировал и я бы заметила это — я бы перестала общаться с этим человеком» и т. д. Однако часть учащихся была не столь категорична: «Если взрослому что-то нужно от ребенка — он может требовать своего, он сильнее и умнее. А ребенок, особенно маленький, этого не может. Вот и приходится манипулировать. И ничего страшного тут нет — какой может быть вред от ребенка?» Другими словами, у школьников сложилось неоднозначное отношение к манипулированию (как и у исследователей, занимающихся изучением данной проблемы).

На том же уроке школьники познакомились с признаками манипулирования. Это — дефицит времени на принятие решения; типичные фразы, свидетельствующие о неблаговидных намерениях

собеседника; поддразнивание; влияние на эмоциональное состояние адресата; опора на автоматизмы поведения; внезапно возникшее чувство дискомфорта и др.

В качестве закрепления полученных знаний школьникам было дано задание вспомнить сказки, в которых встречались бы попытки манипулирования, и назвать признаки, по которым их можно было бы распознать.

У р о к и 6, 7. Цель: ознакомление с видами психологической защиты от манипуляций; развитие умений и навыков применения способов психологической защиты.

Вспомнив то, что они узнали о манипулировании на предыдущих уроках, учащиеся познакомились с понятиями психологической безопасности, сопротивляемости и податливости воздействию. Затем им были предложены для разбора ситуации, содержащие манипулятив-ные воздействия (иные, чем на начальном этапе исследования, чтобы исключить вероятность тренировки). Задача школьников состояла в том, чтобы назвать как можно больше способов возможного реагирования на действия инициатора.

Разбирая ситуацию «Ты один дома. В дверь звонят, просят получить телеграмму», одни учащиеся ответили, что они позвонили бы на работу родителям, другие — посмотрели бы в глазок, третьи — отошли бы от двери подальше («Вдруг будут стрелять!»), четвертые открыли бы дверь («Может, правда принесли телеграмму, а в ней что-то важное») и т. д. При дальнейшем обсуждении того, какие из предложенных действий наиболее приемлемы с точки зрения психологической безопасности, испытуемые признали таковыми все, кроме выполнения просьбы манипулятора.

Каждому из предложенных школьниками способов поведения было дано название: «согласие», «отказ», «сбор информации», «использование помощи других людей», «принятие мер предосторожности» и др. Затем все способы поведения

в ситуации манипулирования были разделены на две группы — опасные и безопасные. К первым были отнесены различные варианты согласия, беспричинная агрессивность, применение нелогичных способов поведения и т. п., ко вторым — игнорирование, использование помощи других людей, разные варианты отказа и т. п.

У р о к и 8—10. Цель: ознакомление с понятием гибкости поведения и с содержанием этого понятия; развитие умений и навыков гибкого реагирования на попытки манипулирования.

На данном этапе учащиеся уже знали, что могут подвергнуться манипуля-тивному влиянию и что оно может оказать на них негативное влияние; что истинные намерения манипулятор прикрывает безобидными фразами, вопросами, предложениями; знали, какими признаками обладают манипуляции, как их можно распознать и какие способы защиты от них существуют. Теперь им предстояло познакомиться с такими ситуациями, в которых невозможно распознать намерения адресата воздействия и выяснить, являются ли его действия попыткой манипулирования (нет времени проанализировать ситуацию, не хватает опыта применения способов психологической защиты и т. д.). В подобных случаях помочь может только нестандартное, гибкое поведение, т. е. использование такой реакции, которой потенциальный манипулятор не ожидает.

Школьники получили представление о гибком (пластичном) и костном (ригидном) поведении. После этого выполнялись упражнения, способствующие формированию указанного качества.

У р о к 11. Цель: контроль и оценка полученных знаний.

На последнем уроке нами была проведена проверка полученных школьниками знаний и умений. Для этого они получили задание: самостоятельно проанализировать сказку «Красная Шапочка» (предварительно прослушав аудиозапись) по следующим направлениям:

1) найти как можно больше ситуаций, содержащих попытки манипулирования;

2) назвать в каждой из них инициатора и адресата воздействия;

3) определить истинные и заявляемые мотивы манипулятора и ущерб, который получила (или могла получить) жертва;

4) назвать признаки, по которым используемый инициатором способ воздействия может быть определен как мани-пулятивный;

5) написать, как можно было бы поступить на месте жертвы в каждой из этих ситуаций, чтобы защитить свои интересы (с использованием конкретных способов психологической защиты от манипуляций).

В качестве наиболее ярких примеров приведем отрывки из некоторых работ.

Коля Н. (пример разбора ситуации, содержащей попытку манипулирования)

Мама отправила дочку к бабушке. Инициатор манипулирования — мама, жертва — Красная Шапочка. Маме не хотелось идти к бабушке через лес, вот она и послала туда ребенка; истинный мотив манипулятора — лень, заявляемый как забота о бабушке. Возможные негативные последствия для жертвы — Красную Шапочку мог съесть волк, она могла заблудиться в лесу или попасть в капкан охотников.

Лена К. (примеры признаков манипулирования)

Автоматизм поведения. Серый Волк поздоровался с Красной Шапочкой — и она ответила ему тем же. Она поступила так, потому что на приветствие принято отвечать при-

ветствием. Она не подумала, что это может быть опасно.

Поддразнивание. Волк предложил что-то вроде соревнования — кто доберется до бабушкиного домика раньше. Красная Шапочка приняла условия игры и тем самым сделала именно то, что было нужно Волку.

Маша Г. (пример продолжения сказки)

Когда Серый Волк поздоровался с Красной Шапочкой, ей нужно было сразу же убегать от него (прием — уход от общения) или звать на помощь охотников (прием — использование помощи других людей).

Таким образом, проведенный нами формирующий эксперимент по обучению подростков навыкам психологической защиты от манипулятивных воздействий показал, что на заключительном его этапе испытуемые продемонстрировали значительно более высокий уровень сопротивляемости манипуляциям, чем на начальном. Это позволяет с высокой долей вероятности говорить об эффективности проведенного эксперимента.

1 См.: Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, П. Эйкерт. СПб., 2002.

2 См.: Колмогорова Л. С. Диагностика психологической культуры школьников / Л. С. Колмогорова. М., 2002.

3 См.: Романов К. М. Формирование психологической культуры на уроках литературы / К. М. Романов, О. Н. Романова // Нар. образование. 1999. № 1. С. 91—96.

4 См.: Зимбардо Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. СПб., 2001.

5 См.: Доценко Е. Л. Психология манипуляции: Феномены, механизмы и защита / Е. Л. Доцен-ко. М., 1996.

6 См.: Шостром Э. Человек-манипулятор: Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации / Э. Шостром. М., 2004.

Источник:
Формирование у подростков навыков защиты от манипулятивных воздействий
Формирование у подростков навыков защиты от манипулятивных воздействий изобретательских задач и патентованию изобретательских решений; 3) проведение обязательного патентного поиска при
http://psibook.com/articles/formirovanie-u-podrostkov-navykov-zaschity-ot-manipulyativnyh-vozdeystviy.html

COMMENTS