Технологии манипулятивного общения разрабатывались в работах

Манипулятивные технологии в переговорном процессе и противодействие им

Манипулятивные технологии в переговорном процессе и противодействие им

Манипулятивные технологии в переговорном процессе и противодействие им

Часто конструктивное разрешение конфликта зависит не только от навыков эффективного общения или способности субъектов конфликтного взаимодействия овладеть технологиями управления эмоциями в переговорном процессе, но и от применения ими манипулятивных воздействий.

Манипуляция – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями (Доценко, 1997, с. 59).

Манипулятивное воздействие на оппонента в общении есть не что иное, как давление. Но в отличие от прямого, открытого давления оно выступает в скрытой форме. Манипулятор действует по принципу: «мягко стелет, да жестко спать».

Приведем наиболее часто встречающиеся манипулятивные приемы:

• ссылка на авторитет;

• выдергивание отдельных фраз из контекста, искажающее смысл;

• уход от темы разговора, острых проблем;

• предсказание ужасных последствий.

Это так называемые простые приемы. Но есть и более сложные, основанные на нарушениях логических законов и правил. К ним можно отнести такие приемы, как:

• имитация решения проблемы;

• альтернативные формулировки вопросов, требующих ответа «да» или «нет»;

• сократовские вопросы (это когда готовятся несколько простых вопросов, на которые оппонент без труда отвечает «да», а затем задается основной вопрос, на который оппонент как бы по инерции тоже дает ответ «да»);

• оттягивание решения и др.

Особую практическую ценность в противостоянии манипулятивным воздействиям представляют так называемые типичные манипуляции в переговорах и способы противодействия им.

Такого рода манипуляции приводятся в табл. 7.2 и 7.3 (Конфликтология, 1999, с. 335–336).

Манипуляции, основанные на «правилах приличия» и «справедливости»

Манипуляции, направленные на унижение оппонента

Источник:
Манипулятивные технологии в переговорном процессе и противодействие им
Манипулятивные технологии в переговорном процессе и противодействие им Манипулятивные технологии в переговорном процессе и противодействие им Часто конструктивное разрешение конфликта зависит
http://psy.wikireading.ru/17283

Навстречу манипулятивной технологии

Кратко обсудим некоторые защитные действия, релевантные манипулятивной технологии — используемым манипулятором средствам воздействия. В принципе, набор средств манипуляции столь велик, что попытка осветить возможные защиты в ответ на даже такой короткий перечень элементов технологии, который приведен в четвертой главе, рискует превратиться в отдельное издание. Мы обсудим лишь основные стратегии защиты, а возможные конкретные средства читатель может придумать самостоятельно.

В принципе, можно помыслить две наиболее общие стратегии обращения с манипулятивной технологией: установка на разрушение технологических элементов воздействия и установка на их использование в своих интересах.

Первая стратегия защиты.Технологическим стараниям манипулятора адресат может противопоставить встречную активность, разрушающую его проманипулятивные действия. Данная стратегия больше характерна для установки на борьбу с манипулятором, когда защита мыслится как одна из сторон взаимного стремления нанести ущерб друг другу — в данном случае ущерб в ослабленном виде. Защитная активность этого типа соотносится в первую очередь с такими элементами технологии, как тайный характер воздействия и оказание психологического давления.

В ответ на тайное воздействие, которое состоит в сокрытии факта воздействия и целей манипулятора, возникает стремление вскрыть намерения манипулятора, равно как и само наличие неявного влияния. То есть можно ожидать появление усилий, направленных на то, чтобы тайное сделать явным. Выглядеть это может как уточнения с интонацией недоверия, сомнения, цепляние за слова, прямые вопросы об иных целях («Куда вы клоните?», «Да скажи прямо»). Но может развернуться и целая «исследовательская» программа со своими тестовыми приемами.

Вторая стратегия защиты.Технологической суетности манипулятора можно противопоставить целенаправленную трансформацию манипулятивного воздействия в таком направлении, чтобы его эффект соответствовал интересам адресата манипулятивного воздействия. Например:

1. Если адресат заметит, что манипулятор уводит разговор в сторону, он может «помочь» манипулятору и поддержать отвлечение на иную тему, но на такую, которая не менее выгодна для адресата; или, сделав петлю, можно обратно вернуть разговор к начальной теме.

2. Представим, что мы начинаем понимать намек манипулятора, догадываться, к чему он желает нас склонить. Можно прямо спросить, правильно ли мы поняли его намерение. Если цель действительно неблаговидна, манипулятор скорее всего откажется. Опираясь на это высказывание, мы можем «согласиться» на такой вариант развития событий — дальнейшие старания манипулятора станут бесполезными.

Оба примера представляют встречную манипуляцию, после чего первоначально манипулятивная ситуация превращается в рефлексивную борьбу — стремление переиграть манипулятора. Следующий пример выглядят более конструктивно.

3. Ребенок делает что-либо обыкновенно запрещаемое родителями в присутствии гостей, справедливо полагая, что при них его вряд ли будут ругать. Контрход родителей может состоять в том, чтобы обсудить с гостями эту проблему: видите, мол, как ребенок старается использовать ситуативные затруднения родителей. Важно сделать так, чтобы ребенок мог услышать этот разговор.

6.4. Проблема распознавания угрозы манипулятивного вторжения

Как уже было показано, важной особенностью манипуляции является тайный характер воздействия. Поэтому резонно задаться вопросами: как эта угроза замечается адресатом? и как она им воспринимается?

Анализ литературных источников выявляет следующую особенность. Экспериментальные работы [Brock & Becker 1966; Christie & Geis 1970; Pandey 1988; Rosenberg & McCaf-

ferty 1987; O’Connor & Simms 1990] имеют дело с уже готовой манипулятивнои ситуацией — задаютее (нередко создают) в качестве одной из переменных эксперимента или одним из его условий. Теоретические и обзорные работы [Rudinow 1976; Winn 1983; Goodin 1980; Riker 1986; Beniger 1987] преимущественно описываюти объясняютманипуляцию. И лишь в рассчитанных на массового читателя или специалистов-практиков книгах [Robinson 1981; Lentz 1989; Proto 1989] обсуждается проблема обнаруженияманипуляции, ее распознавания, выделения из коммуникативного потока. Это и понятно, поскольку задача на обнаружение манипуляции возникает тогда, когда человек находится в позиции пользователя. Одним из таких заинтересованных пользователей является, несомненно, адресат манипулятивного воздействия.

Предлагается рассмотреть данную проблему с двух позиций: с одной стороны, выяснить, что мы как исследователи, исходя из теоретических соображений, можем предположить в качестве возможных средств обнаружения манипулятивных попыток, а с другой,— с помощью каких средств угроза манипулятивного воздействия может распознаваться «наивной» жертвой в условиях повседневного общения.

Возможные индикаторы

Попробуем на миг представить, что клиент (заказчик) спрашивает о том, каковы способы обнаружения манипуляции. Чем мы можем помочь ему? Что мы могли бы предложить адресату манипулятивной атаки в качестве средства ее обнаружения?

В поисках способов распознавания манипулятивной угрозы можно идти следующими путями. Первый путь — отслеживание за изменениями ситуации, порожденными технологией психологического (в данном случае манипулятивного) воздействия. Второй — посредством анализа механизмов манипулятивного воздействия. Разумеется, все признаки, которые удастся обнаружить, могут дать лишь основания для предположения, что ситуация взаимодействия содержит манипу-лятивные попытки. Однозначного решения только на основе анализа указанных признаков вынести нельзя, но без их внимательного рассмотрения мы остаемся вооруженными только недифференцированным опытом. Обсуждаемые ниже признаки выделены на основе сделанных выше теоретических изысканий и представляют собой их простую операционали-зацию.

Отслеживание за изменениями ситуации,связанными с технологией психологического воздействия, позволяет обнаружить эффекты, которые составляют особенности манипуляции. Общим признаком наличия манипулятивных попыток, по-видимому, являются нарушения баланса тех или иных переменных взаимодействия. Поэтому нам следует перечислить возможные деформации, сдвиги, несоответствия и т. п. Таковыми могут быть:

а) Дисбаланс в распределении ответственности за совершаемые действия и принимаемые решения. Это случаи, когда мы вдруг замечаем, что что-то «должны», не зная, откуда это долженствование взялось. Или же наоборот — мы проявили непонятную или неожиданную для нас безответственность в принятии некоторого решения.

б) Деформации в соотношении выигрышплата проявляются в том, что получаемый результат не соответствует вложенным усилиям. Это может происходить и вследствие допущенных нами ошибок в планировании или исполнении решений, но также и в результате чьей-либо манипуляции.

Понимание причин такой деформации будет полезным как в том, так и в другом случае.

в) Наличие силового давления также является одной из подсказок, указывающей на возможность манипуляции, хотя скорее является лишь индикатором межличностной проблемы, затруднения, одной из причин которых, разумеется, может явиться угроза манипулирования.

г) Нарушения сбалансированности элементов ситуации — в этом случае может обращать на себя внимание некоторая степень необычности ситуации взаимодействия:

1) необычность мишеней воздействия (темы разговоров, смена векторов и т. п.) Например, на вечере в компании приятелей вас знакомят с новым человеком и он, неясно почему, большую часть времени посвящает вам. Или, скажем, кто-то вам оказывает любезности или услуги, которые выходят за рамки привычного, особенно если они большей частью односторонни;

2) необычность компоновки или подачи информации, такие, скажем, как смещение акцентов значимости на второстепенные детали. К примеру, неадекватно долго решается вопрос о том, как расположиться: ваш партнер все время стремится сесть у окна и почему-то каждый раз так, что солнце неприятно слепит вам глаза.

д) Неконгруэнтность в поведении (коммуникативном сообщении) партнера — различные каналы передают противоречивую информацию. Например, если сопоставить содержание слов с движениями рук или мимики, можно обнаружить, что собеседник не смотрит вам в глаза, а куда-то поверх вас или в сторону («туфту гонит»?), а может и вниз (самому неудобно за себя?). Бывает, уверенные слова контрастируют с суетой рук: дергает пуговицу, бездумно перекладывает что-то на столе, «ломает» пальцы и т. д.

е) Стремление отправителя воздействия стереотипизиро-вать поведение адресата — те случаи, когда становится заметно, что кому-то хочется, чтобы мы вели себя «в соответствии с. » Чаще всего это выглядит как обращение к некоторым нашим ролевым позициям, стремление отнести к той или иной категории людей, адресоваться к нашим собственным привычкам либо установившимся между нами ритуалам.

Разумеется, приведенный перечень может выглядеть и по-иному. (Для самостоятельного составления списка индикаторов такого рода читатель может воспользоваться материалом четвертой главы.) В данный момент существенно показать, во-первых, что индикаторы скрываемого воздействия существуют и их можно обнаружить, а во-вторых, что предсказать, каковы эти признаки, можно основываясь на результатах предварительных теоретических поисков.

Если мы будем исходить из анализа механизмов манипу-лятивного воздействия,задача обнаружения манипуляции заключается в том, чтобы быть внимательным к реакциям адресата. Необходимо научиться распознавать моменты, когда включаются в работу (или начинают работать в измененном режиме) те или иные компоненты (звенья) механизмов, реализующих внешнее вторжение. Можно указать по меньшей мере следующие виды таких индикаторов:

1) ненормативно частое появление или подчеркнуто явное проявление психических автоматизмов в поведении адресата воздействия;

2) регрессия к инфантильным реакциям — плач, агрессия, тоска, чувство одиночества и т. п., особенно если это точно приурочено к определенной ситуации или событиям;

3) дефицит времени, отпущенного на принятие решения; важный момент анализа ситуации в этом случае — выяснить, кем создается этот дефицит: если не тем, кто испытывает нехватку времени, то следует предположить наличие манипуляции;

4) состояние суженности сознания, которое может проявиться в ограничении круга обсуждаемых идей, в * цикличных» высказываниях (например, неизменяемые формулировки или регулярный возврат к одной теме), постановке только ситуативных целей (в ущерб перспективным) и пр.

5) неожиданные изменения фоновых состояний: напряжение, агрессия, суетливость и др., возникающие преимущественно как реакция на ущерб, нанесение которого ощущает (пусть и неосознанно) адресат воздействия. Сигналом об угрозе ущерба или уже нанесенном ущербе служит эмоциональная реакция жертвы манипуляции — ухудшение настроения, раздражение, глухая обида и прочие сдвиги в сторону отрицательных эмоций. Особенно должны настораживать слу-

чаи неоправданных с точки зрения ситуации эмоциональных сдвигов.

Последний критерий предоставляет нам важный механизм субъективной диагностики по чувственным индикаторам. Сам по себе прием не нов, но в случае с манипуляцией он может быть использован не только как индикатор наличия угрозы, но даже как указатель на возможное ее качество.

Данный прием диагностики, предложенный Д. Динкмейе-ром и Б. Д. МакКеем [Dinkmeyer & McKay 1976], основан на том, что наши чувства и реакции отражают результат бессознательной обработки информации, поступающей из внешнего мира. На ранних этапах взаимодействия эмоции являются выражением бессознательного (непроизвольного) ответа на характер воздействия партнера.

Например, если мы испытываем раздражение и нам хочется избавиться от присутствия партнера, то, возможно, это происходит не потому, что он нам неприятен, а от того, что партнер стремится овладеть нашим вниманием в большей степени, чем мы желаем. Вероятно, у нас возникает негативная реакция на его стремление, которое уже как-то проявилось в его действиях.

Если мы чувствуем ущемление своего авторитета, подрыв своей власти над партнером и нам очень хочется доказать свою силу, продемонстрировать преимущество, то может оказаться, что он стремится овладеть нашим поведением, может быть покомандовать. (Правда, так можно предполагать лишь тогда, когда партнер ничем явно не выдал своих намерений. Если же его намерения выражаются прозрачно, скорее следует предположить попытку спровоцировать вас на демонстрацию силы.)

Иногда, особенно если мы спохватились с некоторым опозданием, может оказаться, что наше эмоциональное состояние прямо указывает на то, чего хотел добиться партнер. Другими словами, ему его воздействие удалось. Например, мы поймали себя на том, что ощущаем необъяснимую обиду, даже боль, хочется чем-то обидеть партнера, за что-то свести счеты. Это может свидетельствовать о его намерении отомстить нам.

Если в какой-то момент работы со своим подчиненным или коллегой мы ощутили бесперспективность своих усилий, руки стали опускаться, захотелось махнуть на него рукой и

самому выполнить работу, то нелишне предположить, что партнер стремится доказать свою непригодность к этой работе. Зачем? Вероятно, для того, чтобы взвалить ее на вас .

Таким образом, даже априори мы обнаруживаем довольно большой перечень средств, которые могут быть использованы для распознавания манипулятивного воздействия. Вместе с тем, было бы наивно полагать, что выделенные в результате теоретических размышлений индикаторы манипулятивного вторжения до сих пор оставались неизвестными рядовому участнику взаимодействия. Несомненно, что большинство из них, даже оставаясь неотрефлексированными, тем или иным образом учитываются в повседневной жизни почти каждым из нас. Вероятно, существуют и такие индикаторы, о которых в данной работе не упоминалось вовсе.

Источник:
Навстречу манипулятивной технологии
Кратко обсудим некоторые защитные действия, релевантные манипулятивной технологии — используемым манипулятором средствам воздействия. В принципе, набор средств манипуляции столь велик, что попытка
http://studopedia.ru/18_23823_navstrechu-manipulyativnoy-tehnologii.html

Юнита: 0713 01 02; 1

Количество вопросов: 100

«Вертикальное» деловое взаимодействие – это такой вид общения, при котором

участвуют партнеры по общению, находящиеся в отношениях старшинства, руководства и подчинения

«Горизонтальное» деловое общение – это общение

партнеров, не находящихся в отношениях старшинства и подчинения

«Симптомами» завышенной самооценки являются 1.уверенность в своих возможностях 2.недооценка качеств, способностей окружающих 3.игнорирование или принижение интересов других людей 4.демонстрация своего превосходства над окружающими 5.опоздания на встречи, назначение их в удобное для себя время 6.успешное взаимодействие с окружающими

«Симптомами» заниженной самооценки являются 1.чрезмерное стремление к активному общению 2.нерешительность в отношениях с людьми 3.сомнение в своих возможностях 4.ограничение социальной активности

«Эффект бумеранга» в деловом взаимодействии означает

получение результата, обратного ожидаемому

^ Автором первой серьезной научной работы, посвященной антиманипулятивному подходу к общению является

Ассертивность как личностное качество – это

уверенность личности в своих возможностях

^ Бессодержательное общение, использующее коммуникативные средства исключительно с целью поддержания самого процесса взаимодействия, – это общение

В ряде исследований установлена относительная эффективность «вертикальной» и «горизонтальной» коммуникации. Она соответственно составляет

^ Взаимное ориентирование и согласование совместных действий в процессе делового взаимодействия составляет функцию

Взаимодействие между группами деловых людей, определяемое необходимостью достижения деловой цели, – это общение:

^ Взаимодействие между людьми, при котором участниками учитываются как формальные роли, так и личностные особенности друг друга, называется

Вид взаимодействия, при котором деловые партнеры максимально учитывают систему установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов, личностных свойств друг друга, – это общение

Вид социально-психологического тренинга, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование установок, необходимых для успешного общения в условиях профессиональной деятельности, – это тренинг

^ Влияние акцентуаций личности на особенности ее общения исследуется с помощью методик, разработанных

К. Леонгардом и Шмишеком

Выберите из списка положения, относящиеся к технологической структуре коммуникативного акта 1.коммуниканты 2.коммуникативный канал 3.коммуникативные действия 4.коммуникативные средства 5.обратная связь 6.коммуникативный контроль

Выберите из списка утверждений положения, относящиеся к функции понимания 1.адекватное восприятие 2.уяснение смысла сообщения 3.понимание мотивов партнера 4.понимание психических состояний партнера 5.любознательность 6.выяснение истины, чего бы это ни стоило

Глобальная готовность к социальному взаимодействию, принятию решений, интерпретации информации и поведения, прогнозированию развития межличностных ситуаций, способность, достигать гармонии с собой и окружающей средой – это

^ Д. Карнеги утверждает, что имеется конкретное соотношение между «вкладом» профессиональных знаний и искусства общения в деловой успех. Оно составляет

Деловое общение – это

общение, осуществляющееся по поводу и на основе определенного вида деятельности, связанной с достижением делового (производственного, коммерческого и др.) эффекта

^ Диалогическое общение – это взаимодействие, осуществляемое на основе

признания равноправия партнеров, их целей, интересов, свободы в выборе средств и способов коммуникации в рамках действующих этических норм

Директивный метод общения может быть эффективным в условиях 1.чрезвычайных ситуаций, аварий, стихийных бедствий 2.выполнения работ, связанных с возможностью наступления крайне неблагоприятных последствий из-за расхлябанности, ротозейства, невнимательности, несобранности, безответ

^ Жертва (обмана, агрессивности, преступления), вследствие наличия провокационных элементов в своем поведении, нередко несет часть вины за случившееся с ней. Это

«синдром Красной Шапочки»

Из предложенных утверждений к механизмам этико-психологической регуляции деловых отношений относятся 1.гало-эффект 2.эффект первичности 3.эффект новизны 4.эффект придания относительной безопасности 5.социально-психологические санкции 6.эффект упорядочения отношений

Императивно-директивное общение – это общение, в котором

один из партнеров открыто относится к другому как к объекту

^ Имплицитная теория личности – это система знаний о других людях, сложившаяся в процессе

приобретения личностью жизненного опыта

Инструментальная функция общения заключается в

обслуживании pазличных видов совместной пpедметной деятельности

^ Интерактивная сторона общения отражает процесс

систематической смены коммуникативных ролей и взаимного воздействия партнеров по общению

Информационная функция делового общения проявляется в

обмене информацией между партнерами

^ Исследование психологических феноменов, связанных с изоляцией обследуемых проводились

К задачам психодиагносики коммуникативной компетентности относятся задачи 1.измерение и оценка уровня самооценки делового человека 2.изучение степени развитости его перцептивных возможностей 3.оценка прочности овладения навыками целевого использования коммуникативных техник

К компонентам коммуникативной компетентности относятся 1.самооценка 2.социальный статус 3.перцептивные возможности 4.имидж 5.навыки владения коммуникативными техниками 6.опыт ролевого поведения

К критериям ассертивности личности относятся следующие тенденции поведения 1.открытое, спонтанное и подлинное выражение испытываемых чувств в речи 2.естественное выражение своих чувств в мимике, пантомимике, позах, коммуникативной дистанции, в интонациях голоса 3.прямое и честное пре

К методам психодиагносики относятся методы 1.самонаблюдение 2.оценка результатов делового взаимодействия 3.экспертная оценка 4.самооценка коммуникативного поведения с использованием опросников 5.тестирование 6.гипносуггестии

К методам развития коммуникативной компетентности относятся методы 1.«проб и ошибок» 2.освоения чужих, наблюдаемых моделей общения 3.освоения чужих моделей общения по литературным источникам, кинофильмам и т. п. 4.случайного овладения 5.обучения общению в системе «учитель-ученик» 6.обучения в системе группового обучающего взаимодействия

К методикам выявления вербальных и невербальных компонентов коммуникативной компетентности относятся методики, разработанные

К подходам, сложившимся по отношению к этическим нормам в деловом мире, относятся 1. нигилистический аномизм 2. тотальный этический нигилизм 3. ситуативный этический нигилизм 4. этический конформизм 5. этический субъективизм 6. этический коллапс

К разновидностям программ тренинга делового общения относятся программы обучения техникам 1.ведения переговоров 2.развития политического имиджа 3.овладения специальностью 4.выступления перед большими аудиториями 5.проведения совещаний 6.поведения в конфликтных ситуациях

К разновидностям социально-психологического тренинга относятся тренинги 1.перцептивный 2.социальных умений 3.делового общения 4.ассертивности 5.овладения специальностью 6.публичного выступления 7.наблюдательности 8.ответственности

К техникам эффективного общения относятся техники 1.построения точного образа партнера 2.манипулирования партнером 3.установления контакта 4.организации коммуникативного пространства 5.передачи информации и эмоций 6.воздействия и изменения поведения участников взаимодействия

К числу черт диалогического общения относятся 1.четкое соблюдение этикета 2.персонификация общения, то есть ведение разговора от своего имени 3.безоценочное отношение к личности партнера 4.избегание «острых углов» в беседе 5.восприятие партнера как равного, имеющего право на собственные мнения и решения 6.априорная установка на доверие к намерениям собеседника

Манипулятивное общение – это тип взаимодействия, при котором

один из партнеров относится к другому как к объекту, но скрывает это с помощью специальных приемов и игр

Манипулятивный метод общения может быть эффективным в условиях 1.манипулятивных действий партнера 2.чрезвычайных ситуаций, аварий, стихийных бедствий 3.обострения конфликтной ситуации 4.агрессивного поведения окружающих

Надежность результатов делового общения определяется 1.мерой доверия партнеров друг к другу 2.наличием системы этических норм делового общения 3.наличием организационных регуляторов, обеспечивающих реализацию выработанных договоренностей 4.родственными отношениями между партнерами 5.взаимными уверения

Научно организованный процесс измерения личностных качеств человека, определяющих его способность эффективно общаться с людьми, – это

психодиагностика коммуникативной компетентности

^ Непосредственное общение осуществляется с помощью

естественных органов, данных живому существу природой

Неспособность человека своевременно выходить из неактуальной профессиональной роли, сопровождающаяся переносом характерного для нее поведения в ситуацию выполнения другой роли, – это

^ Обратная связь – это

информации о степени точности понимания партнером посылаемых сообщений и его реакциях на них

Общение между отдельным индивидом и группой – это общение

Общение называется косвенным, когда средством передачи информации между партнерами выступают

^ Общение, в котором партнеры вместо учета особенностей личности собеседника обходятся знанием его социальной роли, – это общение

Общение, которое служит средством удовлетворения специфической потребности в общении, – это общение

^ Общение, не стимулирующееся самостоятельной потребностью, преследующее какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения, – это общение

^ Общение, предполагающее максимальную «включенность» глубоких личностных, сокровенных свойств людей в процесс делового взаимодействия, – это общение

^ Общение, реализующееся с помощью специальных средств обмена информацией, – это общение

Особенностями делового общения являются следующие его характеристики 1.оно осуществляется между людьми, не состоящими друг с другом в близких межличностных отношениях 2.статус участников общения по отношению друг к другу четко определен 3.нарушение норм,

Отсутствие фатальной зависимости индивида от внешних обстоятельств существования, наличие внутренних ресурсов для эффективного социального функционирования – это личностное качество

^ Побудительная функция делового общения состоит в

стимуляции активности партнера по деловому общению, направленной на выполнение им желаемых действий

Поведение, в наибольшей степени отвечающее требованиям ситуации, позволяющее личности сохранять позитивную Я-концепцию, социальный статус и эффективно социально функционировать, – это личностное качество

^ Повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие реального или номинального присутствия другого человека называется социальной

Показателями адекватной самооценки являются 1.точное отражение мнения окружающих о себе 2.высокий авторитет 3.знание своего места в социальном мире 4.бесконфликтное общение с окружающими 5.точная оценка своих возможностей 6.постановка перед собой реальных задач

Предмет дисциплины «Психология и этика делового общения» составляют

психологическая и нравственная стороны общения партнеров (индивидов, групп) в процессе совместного решения деловых проблем

^ Процесс обмена информацией в общении называется

Процесс общения включает стороны (компоненты)

перцептивную, коммуникативную, интерактивную

^ Прямое общение предполагает

непосредственное восприятие и реагирование партнеров на действия друг друга

Психологическая технология – это

совокупность средств и методов решения конкретной задачи

^ Психология и этика делового общения как научная и учебная дисциплина начала разрабатываться в

середине ХХ века

Разработчиком доктрины «человеческих отношений» является

^ Режим мышления партнеров, при котором поиски консенсуса мешают реалистической оценке альтернативных способов действий, – это феномен

^ Результативность делового общения – это

мера достижения его цели, степень соответствия тех реальных изменений в установках, взглядах, решениях, поведении партнера планировавшимся

Самооценка личности включает оценку 1.личностью своих личностных качеств 2.своего жизненного пути 3.своих возможностей 4.своего места среди других людей

Система знаний о социальной действительности и собственной личности, сложных социальных умениях и навыках взаимодействия, сценариях поведения в типичных ситуациях – это

Сложное социально-психологическое образование, выражающееся в способности человека адекватно оценивать себя, свое место среди других людей, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния партнеров по общению, прогнозировать межличностные события, выбирать и осущ

^ Совокупность способностей человека правильно определять чувства, мысли, мотивы, намерения, возможные модели поведения других людей – это

Социальная перцепция – это

процесс построения образа партнера (социальной группы) по общению на основе оценки его внешнего вида и поведения

^ Социальная функция общения выступает средством

усвоения общественного опыта и пеpедачи форм культуры от поколения к поколению

Специальные приемы восприятия, интерпретации и влияния на элементы ситуации общения, обеспечивающие достижение конкретных целей взаимодействия, – это

техники эффективного общения

^ Специальным образом организованное обучающее взаимодействие людей, направленное на формирование и развитие у них коммуникативной компетентности, – это

^ Способность выявлять и оценивать социальные ожидания окружающих, строить процесс взаимодействия с учетом этих ожиданий, собственных целей и самооценки – это

навыки ролевого поведения

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях диагносцируются с помощью методик, разработанных

^ Тенденция благоприяствования в поведении, восприятии и оценочных суждениях членам собственной групп, в противовес, а иногда и в прямой ущерб, другой группе – это

^ Тенденция более критически воспринимать партнера, имеющего минимальные отличия (этнические и другие) от субъекта делового общения, – это явление

нарциссизм малых различий

^ Тенденция людей прилагать меньше усилий, когда они объединяются ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности, – это явление

^ Тенденция недооценивать тот факт, что способности, желательное или эффективное поведение имеет широкое распространение, – это

«эффект ложной уникальности»

^ Тенденция переоценивать распространенность собственного мнения, нежелательного или неэффективного поведения – это эффект

^ Тенденция поведения человека оказывать пострадавшему помощь с меньшей вероятностью в случае, когда при этом присутствуют другие люди, – это

^ Технологии манипулятивного общения разрабатывались в работах

Технология делового общения – это

совокупность психологических средств, приемов и алгоритмов их применения, позволяющих достигать целей делового взаимодействия с заданной эффективностью

^ Удовлетворенность результатами делового общения – это

внутренняя позитивная эмоциональная оценка итогов делового взаимодействия и своего поведения в нем

Условиями эффективности коммуникативного акта являются следующие условия 1.осознание партнерами необходимости вхождения в деловой контакт 2.коммуниканты должны испытывать взаимную симпатию 3.передача сообщений только по доступным всем партнерам и свободны с использованием приемлемых для партнеров знаковых средств 6.пространственно-временные параметры общения должны быть гармонизированы со всем потоком информации

^ Установите соответствие между терминами и их содержанием

Ухудшение эффективности выполняемой деятельности в присутствии как реальных, так и воображаемых посторонних людей – это социальная

^ Учение о морали как одной из форм общественного сознания, – это

Феномен тотальной доступности человека для визуального или иного контроля со стороны других лиц во время общения составляет

Функция делового общения, состоящая в установлении между деловыми партнерами отношений как состояния обоюдной готовности к приему и передаче деловой информации, поддержанию взаимосвязи, – это функция

^ Функция установления отношений в деловом общении проявляется в

осознании и фиксации своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных связей делового сообщества

^ Эмотивная функция делового общения состоит в

возбуждении в партнере нужных эмоциональных переживаний и изменении их с помощью собственных переживаний и состояний

Этика делового общения – это

совокупность нравственных регуляторов поведения людей, взаимодействующих в интересах достижения определенного делового эффекта

Эффективность делового общения – это

отношение полученного в процессе взаимодействия результата к затраченным интеллектуальным и эмоциональным усилиям, психологическим уступкам и потерям

Явление социальной фасилитации исследовалось российскими психологами

Источник:
Юнита: 0713 01 02; 1
Размер: 129.86 Kb.; «Симптомами» заниженной самооценки являются чрезмерное стремление к активному общению нерешительность в отношениях с людьми сомнение в своих возможностях ограничение социальной активности
http://dogend.ru/docs/index-426297.html

COMMENTS