Способы психологического взаимодействия

Ваш психолог

Взаимодействие с окружающими людьми

Сложность общения требует для его понимания вычленения отдельных сторон. Конечно же, в реальном общении каждая из этих сторон редко существует изолированно от других.

Восприятие людьми друг друга. В процессе восприятия и понимания другого человека важная роль принадлежит социально-психологической наблюдательности. Эта характеристика вбирает в себя некоторые особенности познавательных процессов, внимания, а также жизненный и профессиональный опыт личности. Немногие люди могут «читать человека, как книгу», но можно значительно улучшить свои возможности в познании других людей.

Механизм самопознания в процессе общения получил название социальной рефлексии. Это способность человека представить себе, как он воспринимается партнером по общению. Чем больше у человека содержательного и доверительного общения, тем лучше у него развивается способность к рефлексии.

У каждого человека есть свои «излюбленные» схемы привычного объяснения чужого поведения. Способы приписывания другим людям причин поведения иначе называют каузальной атрибуцией – это особое направление исследований в социальной психологии.

В процессе межкультурной коммуникации особо следует отличать стереотип от предрассудка. В отличие от стереотипа предрассудок представляет собой только отрицательную и враждебную оценку группы или принадлежащего к ней индивида на основании приписывания им негативных качеств. Наиболее известными формами предрассудков являются расизм, сексизм, гомофобия, дискриминация по возрастному признаку и др.

Способы взаимодействия . В многообразии человеческого взаимодействия можно выделить следующие его типы: кооперацию и конкуренцию, согласие и конфликт, приспособление и оппозицию. В различных типах взаимодействия проявляются разные способы воздействия людей друг на друга.

Условия эффективности убеждающего воздействия

1. Содержание и форма убеждения должны отвечать уровню возрастного развития собеседника.

2. Соответствовать его индивидуальным особенностям.

3. Убеждение должно быть последовательным. Логичным, максимально доказательным.

4. Содержать как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты, примеры.

5. Целесообразно анализировать факты, одинаково известные собеседникам. Это даст возможность избежать сомнений как в истинности факта, так и в характере общего вывода.

6. Убеждая других, важно самому глубоко верить в то, что сообщаешь.

Ролевое взаимодействие. Понятие «роль» употребляется как минимум в двух сферах: в театре и в психологии. В психологии под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по возрастным или половым характеристикам, роду занятий или сложившимся взаимоотношениям и др.). С ролями не следует путать маски, под которыми понимается набор выражения лица, жестов, стандартных фраз, позволяющий скрыть свои истинные эмоции и отношения к собеседнику.

Один и тот же человек может одновременно реализовывать несколько социальных ролей (например, Иванов Петя — сын, ученик, друг, староста в классе, старший брат, «душа» дворовой компании и т. д.). Одни роли даны нам от рождения и обусловлены полом, местом рождения, социальным происхождением и иными характеристиками. Другие – приобретаются в процессе жизни и взаимодействия с людьми в группах. В некоторых ситуациях множественность ролевых позиций порождает их столкновение – ролевой конфликт — и ставит человека перед необходимостью отдать предпочтение какой-то из них. Например, Иванов Петя как ученик школы должен в пятницу вечером посетить факультатив по физике, в это же время их дворовая команда играет в футбол с соседней. Как быть? В подобных ситуациях мы должны решить для себя и сообщить окружающим приоритеты ролей.

Выводы: 1.Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия. 2. К механизмам межличностного познания относятся интерпретация воспринимающим своего опыта общения, идентификация, атрибуция и социальная рефлексия других людей, эмпатия. 3.При формировании мнения о другом человеке следует весьма осторожно использовать стереотипы. 4. Для эффектного общения человеку важно осознавать, как он воспринимается и оценивается другими людьми. 5.Взаимодействие людей можно охарактеризовать по типам и используемым способам воздействия друг на друга. 6. Окружающие возлагают на каждого человека определенные социальные роли и в той или иной форме контролируют их исполнение. 7. Несовпадение ролевых ожиданий в отношении друг друга приводит к непониманию и конфликтам между людьми.

1. Какие особенности личности влияют на процесс восприятия и познания ею другого человека? Приведите свои примеры.

2.Назовите известные Вам «эффекты», возникающие при восприятии людьми друг друга.

3. Что такое «стереотипы» общения? Каким образом можно уменьшить влияние стереотипов при восприятии других людей?

4. В чем заключается «стереотип ожидания»? Как он может проявляться во взаимоотношениях с другими людьми?

5. Что означает термин «каузальная атрибуция»?

6.В чем сходство и чем отличаются заражение и внушение как способы воздействия людей друг на друга в процессе общения?

7. О чем свидетельствует эксперимент, проведенный психологом А.А. Бодалевым?

8. При каких условиях убеждение как способ воздействия наиболее эффективно?

9. Приведите примеры использования убеждений как средства манипуляций другими людьми? Как противостоять недобросовестным убеждениям?

10. Почему моду можно рассматривать как один из способов влияния людей друга? Как Вы относитесь к моде?

11. Какие социальные роли приходится Вам исполнять в жизни?

12. Что такое «ролевой конфликт» и как его предупредить?

13. Как могут проявлять себя стереотипы и предрассудки в межнациональном взаимодействии?

Источник:
Ваш психолог
Лекция Личность в общении
http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/134-other-psychology/1179?start=2

Психология взаимодействия

«Природа дала человеку два уха, но только один язык, тонко намекнув, что лучше больше слушать, чем говорить».

Общение – это специфическая форма взаимодействия между людьми, в которой реализуются различные социальные отношения. У общения есть несколько взаимосвязанных сторон. Например, в процессе обмена информацией осуществляется коммуникативная сторона общения, в организации взаимодействия между участниками – его интерактивная составляющая. Воспринимая и устанавливая взаимопонимание между коммуникантами, мы реализуем перцептивную часть общения, а изучая намерения общающихся, – интенциональную его сторону.

У общения есть определенные функции, позволяющие человеку в процессе межличностного взаимодействия формировать ту или иную сторону своего Я: прагматическая (деловая), формирующая, функция подтверждения и внутриличностная.

Общение бывает диалогическое(с установкой «на партнера») и монологическое (с установкой «на себя»). В терапевтической системе известного американского психолога Карла Роджерса диалогическое общение должно сопровождаться эмпатией, конгруэнтностью, бескорыстностной доброжелательностью и теплотой, безусловным принятием всех внутренних переживаний человека, с которым общаешься и которому хочешь помочь. Монологическое общение часто является директивно-манипулятивным. Для него характерны указы, запреты, наставления, не скрываемые от партнера.

Основные цели общения – это удовлетворение биологических потребностей (поддержание и развитие организма) и удовлетворение социальных потребностей (обеспечение личностного роста, расширение и укрепление контактов в окружающем человека социуме). Закономерности общения и поведения людей, включенных в различные социальные группы, а также психологические характеристики самих групп изучает социальная психология.

Впроцессе взаимодействия, обмениваясь информацией, человек использует тот или иной вид коммуникации. Односторонние коммуникации осуществляются в одном направлении, двусторонние предполагают наличие связи «отправитель – получатель», когда происходит обмен коммуникативными ролями. Если коммуникации осуществляются в форме приказов, инструкций, правил и предписаний, то они называются формальными. Неформальными будут являться такие коммуникации, которые строятся на основе неформальных социальных отношений.

Тот или иной вид коммуникации осуществляется в зависимости от специфики взаимодействия между участниками сторон и от условий, в которых она осуществляется. При двусторонней коммуникации существует обратная связь (прямая или косвенная) как реакция на то, что услышано, прочитано или увидено.

При любой форме взаимодействия могут существовать коммуникативные барьеры, служащие препятствием в общении и искажающие информацию. Внутриличностные барьеры обусловлены установками и социальными стереотипами. Человек, как правило, слышит того, кому доверяет, кто ему симпатичен, кто нравится. Межличностные барьеры могут возникать в случае несоответствия опыта, авторитета, возраста между участниками взаимодействия. Социально-культурные различия, религиозные установки, традиции являются причиной возникновения средовых барьеров. Кроме того, негативно сказываются на процессе общения ситуационные барьеры в виде плохой обратной связи или по причине различных психоэмоциональных состояний общающихся.

Как показали психологические исследования – каждый человек слушает лишь с 25% эффективностью. Важнейшим качеством эффективно функционирующего менеджера, как считают психологи, является умение слушать. Есть несколько правил, которые помогут вам развить качества хорошего слушателя:

– помогите говорящему снять волнение, напряжение;

– покажите, что вы готовы слушать;

– устраните раздражающие моменты;

– сдерживайте свои эмоции и характер;

– не допускайте споров или критики.

Используя различные приемы искусства общения, можно достичь гармоничных отношений с окружающими, можно избежать конфликтных ситуаций и научиться разрешать их, если они возникли, можно эффективно управлять людьми, не прибегая к прямым приказам. Одним из самых известных специалистов по решению межличностных проблем и наиболее популярный среди современных читателей является Эрик Берн[37] – автор трансактного анализа общения.

Трансактный анализ – это психотерапевтическая система, в основе которой теория эго-состояний. Эрик Берн разработал модель для объяснения различного поведения одного и того же человека в различных жизненных ситуациях. Модели включают три основные структуры (три эго-состояния), которые он назвал родитель, взрослый и ребенок(эго-состояния). Это внутреннее устройство психики каждого человека, независимо от его возраста и социального положения. В зависимости от того или иного эго-состояния человек вырабатывает определенные способы реагирования и поведения.

«Родитель» – это набор состояний Я, повторяющих состояние Я его родителей или заменяющих их взрослых. Родитель может быть критикующим, тогда он использует формы поведения, характерные для этого эго-состояния. Он может запретить, приказать, заставить действовать так, как принято в его семье. Для эго-состояния «Родитель заботливый» характерно стремление помочь, оказать заботу и внимание, ободрить и поддержать.

«Ребенок» – это набор состояний Я, когда человек действует, думает, чувствует так, как это было в его детстве. «Приспосабливающийся Ребенок» ведет себя как покорный, боязливый, жалующийся, неуверенный, виноватый. «Бунтарский Ребенок» может быть своенравным, грубым, агрессивным и капризным. Если «Ребенок свободный», то для него характерна естественность, спонтанность, любознательность, игривость, порой хитрость и бесстыдство.

Эго-состояние «Взрослый» актуализирует личный опыт и познания, то, что человек пережил. Это активное состояние, когда трезво и по-деловому оцениваются факты, учитывается реальное положение вещей, используется накопленный ранее опыт. В этом состоянии человек способен решать проблемы, конструктивно действовать, строить деловые отношения, преодолевать трудности.

Общения между двумя определенными эго-состояниями осуществляется при помощи трансакций. Если трансакции параллельные, то коммуникация конструктивна и прогнозируема, поскольку у собеседников эго-состояния предсказуемы. При перекрестных трансакциях общение временно прерывается или прекращается вовсе, поскольку эго-состояния общающихся приводят к неадекватным реакциям. В некоторых случаях общение осуществляется при помощи скрытых трансакций, когда партнеры манипулируют эго-состояниями друг друга и вызывают преднамеренную реакцию.

В трансактном анализе можно выделить четыре основные позиции или жизненные установки, которых придерживается личность относительно себя и других.

  1. У меня все в порядке – у вас не все в порядке.

Это высокомерная позиция, когда люди, придерживающие ее ищут недостатки и ошибки у других, не обращая внимания на свои. С самого начала они знают, где следует искать виновных.

  1. У меня плохо – у тебя тоже.

Люди, стоящие на такой позиции, нуждаются в поддержке близких, друзей, а может быть, и в помощи психотерапевта. Это позиция отчаяния.

  1. У меня не все в порядке – у тебя все хорошо.

Это депрессивная позиция, для которой характерна низкая самооценка, неуверенность в своих силах, сверхосторожность.

  1. У меня все в порядке – у тебя тоже.

Это именно та позиция, к которой необходимо стремиться. Ее легко придерживаться, если человек общается с людьми, в которых он не видит ничего, что бы омрачало его настроение. Сила позитивного мышления помогает придерживаться этой установки, даже если есть «помехи» в общении.

Конфликт – это осознанное противоречие, которое требует разрешения. Процесс нарушения общения происходит на уровнях: «Я – Я», «Я – другой», «Я – группа», «Группа – группа». В соответствии с этим конфликты бывают внутриличностные, межличностные, личностно-групповые и межгрупповые. На каждом из уровней могут возникать препятствия, приводящие к нарушению общения и возникновению конфликтной ситуации. Специалисты–конфликтологи выделяют несколько видов таких ограничений или барьеров общения:

– различные уровни познавательной сферы у общающихся между собой людей;

– отсутствие эмпатии между общающимися;

– отсутствие условий для самореализации у одной из сторон общения;

– несовместимость характеров коммуникантов;

– экстремальные ситуации, нарушающие привычный процесс взаимодействия;

– барьер отвращения (брезгливость).

– нарушение межличностной дистанции:

– интимная – до 20 см;

– личностная – от 45 см до 1,5 м;

– социальная – 1,2 м — 3,5 м;

– публичная – от 3,5 м;

– манипулирование в процессе общения одной из сторон;

– сексуальный барьер (самый сильный физиологический фактор).

Изучение причин возникновения барьеров общения может значительно облегчить положение участников и тем самым избежать возможных противоречий. Знание простых правил общения помогает человеку выработать правильную тактику поведения в любой жизненной ситуации. Специалистам известно, что 55% информации передается при помощи неречевого общения, 38% – при помощи голоса, высоты тона, тембра и лишь 7% информации приходится на сами слова и содержание сказанного.

Исходя из всего вышесказанного, перечислим основные правила общения для предупреждения конфликтов.

  1. Уделяйте внимание неречевым (невербальным) проявлениям собеседника. Если слова и чувства говорящего не совпадают, выносите это на открытое обсуждение.
  2. Избегайте ложных предположений или установок. Ошибки обсуждайте открыто.
  3. Избегайте неясностей. Если что-то непонятно вам или собеседнику – выясните или дайте объяснение.
  4. Научитесь правильно слушать. Проявляйте заинтересованность и уважение к говорящему. Не прерывайте и не осуждайте собеседника.

Специалистами-психологами, занимающимися проблемой разрешения конфликтов, выделены несколько основных стилей (тактик) поведения, которыми используют люди в проблемной ситуации. Выбирая ту или иную тактику, человек избегает внутриличностных противоречий и достигает своей цели.

Стиль противоборства используют в случае, когда собеседник не очень заинтересован в сотрудничестве, но способен на волевые решения. В этом случае удовлетворяются собственные интересы в ущерб интересам других. Этот стиль эффективен, когда человек обладает достаточной властью, когда его решение правильно и он может настаивать на нем.

Избегание используется в нескольких случаях: когда проблема не столь важна для человека, когда он не прав, когда у человека недостаточно власти или когда он в безнадежном положении. Хорошо использовать данный стиль поведения при общении со сложными людьми, когда у человека нет оснований для продолжения сотрудничества, когда требуется отсрочка в решении проблемы или когда он сознательно уклоняется от решения.

Уступка как тактика используется в том случае, если исход дела важен для другого человека, когда у него больше власти, когда он жалеет другого. Использовать его можно для отсрочки решения, для смягчения конфликта и восстановления гармонии.

Компромисс – это обмен уступками, в этом случае частично удовлетворяются желания обеих сторон. Эффективность этого стиля поведения очевидна, если люди желают одного и того же, но одновременное выполнение этого невозможно.

Сотрудничество требует обязательного обсуждения проблем и желаний обеих сторон, следовательно, необходимо наличие большего времени и значительных волевых усилий. Это возможно, когда ясен источник неудовлетворенности и выяснены все скрытые нужды партнеров. Реализовать этот самый эффективный стиль взаимодействия можно лишь при открытом обсуждении всех нужд и желаний партнеров.

Особое внимание в конфликтологии уделяется взаимоотношениям с особой группой людей, которых называют трудными. Каждый человек имеет собственную классификацию трудных людей, основанную на личных качествах и жизненном опыте. Но помимо специфических случаев классификации, существуют определенные типы, выделенные в группы специалистами-конфликтологами. Обозначение и описание таких типов облегчает работу с ними, поскольку человек становится предупрежденным и уже знает, как общаться с человеком такого типа.

В классической книге М. Бремена «Общение с трудными людьми» выделено около дюжины разных типов. Перечислим основные характеристики некоторых из них.

1. «Агрессивисты»

– тип «паровой каток» – это грубые, бесцеремонные люди, считающие, что все вокруг должны уступать им дорогу, они убеждены в своей правоте и хотят, чтобы о ней знали все окружающие. Для таких людей подрыв их «имиджа» – ужасная перспектива. Тактика поведения: уйдите с дороги или уступите (успокойте его); дайте ему «спустить пар», затем спокойно и уверенно выскажите свою точку зрения; не ставьте под сомнение его правоту, поскольку столкнетесь с враждебной реакцией; подавите ярость собственным спокойствием.

– тип «скрытый агрессор» – это люди, старающиеся причинять человеку неприятности с помощью закулисных махинаций, колкостей и других скрытых проявлений агрессии. Они выполняют роль тайного мстителя, восстанавливая справедливость. Причина такого поведения – отсутствие достаточной власти и невозможность действовать открыто. Тактика поведения: сохраняйте спокойствие, чтобы им не показалось, что вы агрессивно настроены по отношению к ним; приведите несколько разоблачительных примеров, чтобы они понял, что маска с них сорвана. В этом случае они либо прекратят нападки на вас, либо открыто признают их.

– тип «разгневанный ребенок» по своей природе не является злым. Эти люди взрываются как дети, у которых плохое настроение; своим эмоциональным взрывом они пытаются взять ситуацию под контроль. Тактика поведения: дайте человеку накричаться; убедите своим поведением, что слушаете его; дипломатично и доброжелательно предложите обсудить возникшую проблему. После такой ответной реакции эти люди обычно смущаются. Вам необходимо принять их извинения, если они последуют, и они будут чувствовать себя лучше.

2. «Жалобщики» встречаются двух типов: реалистические и параноидальные, жалующиеся на воображаемые обстоятельства. Эти люди часто охвачены какой-то идеей и обвиняют других – кого-то конкретно или весь мир – во всех грехах. В одном случае – вы предмет их жалоб, в другом – вы благодарный слушатель. Тактика поведения: поддакивайте им; выслушивайте, не важно, прав он ли нет. «Жалобщики» страстно желают быть услышанными! Это одна из причин, почему они постоянно недовольны Необходимо переключить их внимание на решение проблемы и занять нейтральную позицию.

3. «Молчуны/тихони» – скрытные, замкнутые люди. Это происходит часто по причине того, что они не хотят оскорбить чувства других, считая, что их мнение не принимается во внимание, а иногда они просто пугливы. С ними легко потерять терпение, потому что от них так трудно добиться ответа. Тактика поведения: покажите им, что вы благодарны за то, что они разговаривают с вами, независимо от того, согласны вы с ними или нет; дайте им время выговориться; не настаивайте на продолжении беседы, если почувствуете, что они сопротивляются.

4. «Сверхпокладистые» люди кажутся приятными во всех отношениях и не создающими трудностей в общении, так как всегда уступают, чтобы понравиться другим. На этих людей трудно положиться, поскольку оказывается, что их слова расходятся с делом. Тактика поведения: покажите, что вы хотите правдивости с их стороны; настаивайте на том, что хотите знать, что на самом деле думают эти люди.

«Всезнайки»: считают себя выше других, так как полагают, что знают все на свете; желают, чтобы об их «превосходстве» знали другие. Они ведут себя как «пузыри», переполненные осведомленностью.

«С-ума-сводящие» могут попросить вас о чем-либо, а потом создают обстановку, в которой выполнение их просьбы становится невозможным.

«Скрытные» держат все в себе, а потом внезапно набрасываются на вас, когда вы считаете, что все идет прекрасно.

«Невинные лгуны» заметают следы ложью или обманом, так что вы перестаете понимать, во что верить, а во что – нет.

Источник:
Психология взаимодействия
«Природа дала человеку два уха, но только один язык, тонко намекнув, что лучше больше слушать, чем говорить ». Общение – это специфическая форма взаимодействия между людьми, в которой
http://studopedia.ru/5_147366_psihologiya-vzaimodeystviya.html

ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ

Лекция 4. Общая характеристика взаимодействия

Сущность взаимодействия.Общество не состоит из отдельных индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Основу этих связей и отношений составляет взаимодействие людей.

Взаимодействие — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития явлений и процессов.

Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе — это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.

Под взаимодействием в отечественной социальной психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность. Само же взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной имеет вместе с тем более жесткие ограничения любых проявлений активности-пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и согласо-

вывать образы «Я — Он», «Мы — Они», координировать усилия между собой. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе.

Особенности взаимодействия.Обычно различают межличностное и межгрупповое взаимодействие.

Межличностное взаимодействие — это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.

Основными признаками такого взаимодействия выступают:

• наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия;

• эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми;

• ситуативность — достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом;

• рефлексивная многозначность — зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников.

Межгрупповое взаимодействие — процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно оно имеет место между целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.

Основу межгруппового взаимодействия составляет функционирование феноменов «мы» и «они». Всякая общность людей, любые отношения между ними возникают, укрепляются и функционируют лишь до тех пор, пока сохраняется осознание чувства «мы», т.е. пока все люди (или их большинство) считают себя принадлежащими к данной группе, идентифицируют себя с ней. «Мы» есть не что иное, как отражение в сознании конкретной социальной общности факта объективных Условий сосуществования ее представителей.

Но для устойчивости феномена «мы» неизбежно должен существовать феномен «они», т.е. другая группа, не похожая, отличающаяся от нас. Именно осознание того, что есть «они», в свою очередь порождает стремление самоопределиться по отношению к «ним», обособиться от «них» в качестве «мы». Анализируя идею Л. Фейербаха о замене категории «я» как субъекта познания на категорию «я и ты», один из известнейших ученых нашей страны Б.Ф. Поршнев пришел к выводу: социальная психология становится наукой лишь тогда, когда на место исходного психологического явления ставится не «я и ты», а «мы и они», а на место отношений двух личностей — отношение двух общностей (Поршнев Б.Ф., 1967).

Феномен «они», точно так же как и феномен «мы», имеет свою реальную основу: если объективные условия жизни и деятельности людей, психологическим отражением которых являются феномены «мы» и «они», совпадут, окажутся одинаковыми, то противопоставление одной общности другой рано или поздно угаснет.

Тем не менее «мы» всегда наделяли себя большим количеством достоинств, чем «они». Люди склонны переоценивать достоинства «своей» нации и, наоборот, преуменьшать сильные стороны других. Что же касается недостатков, то здесь все наоборот. Известная пословица о том, что «в чужом глазу видна и соринка, а в своем и бревна не заметишь», как раз наглядно характеризует эту закономерность.

«Наши» идеи, взгляды, чувства, поведение более правильны, более справедливы, чем «их». При этом речь идет не о реальном сравнении, т.е. не о том, что лучше, если исходить из здравого смысла и житейской логики. Такого сопоставления простой человек обычно не делает. «Чужое» кажется «плохим» не потому, что оно по каким-то причинам хуже «своего», а потому, что оно «чужое».

Лекция 5. Содержание и динамика взаимодействия людей

В настоящее время в западной науке существует множество точек зрения, объясняющих причины взаимодействия людей (табл. 1). В нашей стране его изучению психологами уделяется

очень мало внимания. Для лучшего понимания его сущности необходимо представлять прежде всего гносеологию возникновения и развития взаимодействия, понимая ее как сложный многоэтапный процесс превращения (преобразования) одних соииально-психологических явлений в другие.

Можно разделить процесс взаимодействия людей на три этапа (уровня): начальный, средний и заключительный (схема 1).

Начало взаимодействия.На первом этапе (начальном уровне) взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь определенное первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее «физическое» влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в силу конкретных причин может и не достигать своей цели, а потому и не получать всестороннего развития 1 .

Главное в успехе первичных контактов заключается в приятии или неприятии партнерами по взаимодействию друг друга. При этом они не составляют простой суммы индивидов, а являются некоторым совершенно новым и специфическим образованием связей и отношений, которое регулируется реальным или воображаемым (представляемым) различием — сходством, подобием-контрастом людей, включенных в совместную деятельность (практическую или умственную). Различия между индивидами — одно из основных условий развития их взаимодействий (общения, отношений, совместимости, срабатываемости), а также их самих как личностей.

Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов. Отношения приятия-неприятия проявляются в мимике,

Понятие «контакт» употребляется в нескольких значениях. «Контакт» может означать прикосновение (от лат. contactus, contingo — трогать, прикасаться, захватывать, доставать, достигать, иметь отношение с кем-либо). В психологии контактом называют сближение субъектов во времени и пространстве, а также некую меру близости в отношениях. В связи с этим в одних случаях говорят о «хорошем» и «тесном», «непосредственном» или, наоборот, о «слабом», «неустойчивом», неустоявшемся, «опосредованном» контакте; в других случаях—о контакте как о необходимом условии правильного взаимодействия. Наличие контакта, т.е. известной стадии близости, всегда рассматривается как желательная основа эффективного взаимодействия.

Источник:
ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ
Лекция 4. Общая характеристика взаимодействия Сущность взаимодействия. Общество не состоит из отдельных индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых данные индивиды находятся
http://infopedia.su/4x686a.html

Тема 2

Таким образом, взаимодействие и психологические (общественные) отношения лежат в основе правильного и исходного понимания всех других психологических феноменов.

Сущность взаимодействия. Общество не состоит из отдельных индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Основу этих связей и отношений составляет взаимодействие людей.

Взаимодействие — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития явлений и процессов.

Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе — это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.

Под взаимодействием в отечественной социальной психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность. Само же взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной имеет вместе с тем более жесткие ограничения любых проявлений активности-пассивности индивидов.

Особенности взаимодействия. Обычно различают межличностное и межгрупповое взаимодействие.

Межличностное взаимодействие — это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.

Основными признаками такого взаимодействия выступают:

• наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия;

• эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми;

• ситуативность — достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом;

• рефлексивная многозначность — зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников.

Межгрупповое взаимодействие — процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно оно имеет место между целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.

Основу межгруппового взаимодействия составляет функционирование феноменов «мы» и «они». Всякая общность людей, любые отношения между ними возникают, укрепляются и функционируют лишь до тех пор, пока сохраняется осознание чувства «мы», т.е. пока все люди (или их большинство) считают себя принадлежащими к данной группе, идентифицируют себя с ней. «Мы» есть не что иное, как отражение в сознании конкретной социальной общности факта объективных Условий сосуществования ее представителей.

Разновидности взаимодействия.Взаимодействие, как уже подчеркивалось, многообразно. Показателем этого является и его типология.

Обычно выделяют несколько способов взаимодействия. Наиболее распространено дихотомическое деление: кооперация и конкуренция (согласие и конфликт, приспособление и оппозиция). В этом случае как само содержание взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяют характер межличностных отношений между людьми.

В процессе взаимодействия проявляются следующие ведущие стратегии поведения во взаимодействии.

1. Сотрудничество, направленное на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется мотив либо кооперации либо конкуренции).

2. Противодействие, предполагающее ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм).

3. Компромисс, реализующийся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.

4. Уступчивость, предполагающая принесение в жертву собственных интересов ради достижения целей партнера (альтруизм).

5. Избегание, которое представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.

Источник:
Тема 2
Таким образом, взаимодействие и психологические (общественные) отношения лежат в основе правильного и исходного понимания всех других психологических феноменов. Сущность взаимодействия. Общество
http://studopedia.su/2_1563_tema—psihologiya-vzaimodeystviya-lyudey.html

Типы взаимодействия

В психологии такое понятие как взаимодействие раскрывается, как действия людей, направленные друг на друга. Такие действия могут рассматриваться как совокупность некоторых поступков направленных на достижение своих целей, решение практических задач и реализацию ценностных ориентиров.

Выделяются различные типы взаимодействия в зависимости от вызвавшей его ситуации. Именно это и послужило поводом к возникновению их различных классификаций.

Наиболее распространённой является классификация, основанная на результативной направленности.

  1. Кооперация — это такое взаимодействие, при котором его участники достигают взаимного соглашения о том, как необходимо действовать для достижения общих целей и стараются не нарушать его, пока совпадают сферы их интересов.
  2. Конкуренция — это взаимодействие, которое характеризуется достижением своих личных или общественных целей и интересов в условиях противостояния интересов между людьми.

Типы межличностного взаимодействия зачастую определяют характер взаимоотношений между людьми. В основу деления на типы, можно положить намерения и действия людей, которые указывают на то, как каждый из участников взаимодействия понимает смысл происходящего. В таком случае выделяют ещё 3 типа.

  1. Дополнительное. Такое взаимодействие, при котором партнеры спокойно и объективно относятся к позиции друг друга.
  2. Пересекающееся. Взаимодействие, во время которого участники, с одной стороны, демонстрируют нежелание понимать позицию и мнение других партнёров по взаимодействию. При этом с другой стороны активно проявляют свои собственные намерения по этому поводу.
  3. Скрытое взаимодействие. Такой тип включает в себя сразу два уровня: внешний, выраженный словестным образом, и скрытый, проявляющийся в помыслах человека. Оно предполагает либо очень хорошее знание участника взаимодействия, либо вашу восприимчивость к невербальным средствам общения. К ним можно отнести тон голоса, интонацию, мимику и жесты, в общем, всё то, что может придать разговору скрытый смысл.
  1. Сотрудничество. Оно направленно на полное удовлетворение партнёрами по взаимодействию своих потребностей и стремлений. Здесь реализуется один из мотивов приведённых выше: кооперация, либо конкуренция.
  2. Противодействие. Такой стиль предполагает ориентацию на свои цели, без учета при этом каких- либо интересов другой участвующей стороны. Проявляется принцип индивидуализма.
  3. Компромисс. Реализуется в частичном достижении целей и интересов обеих сторон.
  4. Уступчивость. Предполагает принесение в жертву собственных интересов для достижения целей партнера или же отказ от мелких потребностей для достижения какой-либо более значимой цели.
  5. Избегание. Такой стиль представляет собой уход или избегание контакта. При этом возможна потеря собственных целей для исключения выигрыша.

Иногда деятельность и общение рассматриваются как две составляющие социального бытия общества. В других случаях общение обозначается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность и является её частью. Сама же деятельность представляется нам в виде условия и основания общения. Более того в психологии понятие «взаимодействие» «общение» находятся на том же уровне что и «личность» « деятельность» и являются основополагающими.

Типы взаимодействия в психологии играют огромную роль не только при межличностной коммуникации, но и в процессе развития человека и как следствие, общества в целом. Без общения человеческое общество не смогло бы полноценно функционировать, и мы бы никогда не достигли таких высот социально- экономического развития как сейчас.

Источник:
Типы взаимодействия
В психологии такое понятие как взаимодействие раскрывается, как действия людей, направленные друг на друга. Такие действия могут рассматриваться как совокупность некоторых поступков
http://womanadvice.ru/tipy-vzaimodeystviya

COMMENTS