Речевые манипуляции в коммуникации

Аксенов Д

Аксенов Д.В., Борисова В.А. ГЕНИЙ ОБЩЕНИЯ — Глава 5. Манипуляции в коммуникации и контрманипуляции

Участвуют двое.
1. Партнер А просит партнера В вспомнить какой-нибудь эпизод, когда ему приходилось принимать решение (например, смена работы или крупное приобретение).
2. В подробно рассказывает об этом эпизоде. А внимательно слушает, отмечая вербальные и невербальные признаки (указатели положительной мотивации — хочу, нравится, я-высказывания, указатели отрицательной — нужно, необходимо, фиксация на проблемной ситуации). Например, я решил сменить работу потому, что хочу больше зарабатывать или мне нужно было сменить работу потому, что на прежней мне мало платили.
3. Участники обсуждают результаты и меняются ролями.
Упражнение «Реклама на разные типы»

Работа индивидуальная. Возьмите любой предмет (например, пылесос, авторучку, автомобиль или пластиковый стаканчик) и напишите для него несколько вариантов рекламного объявления для людей с разными типами мотивации. Сравните получившиеся тексты.
Рефрейминг, или Вставьте в свои очки новые линзы
Я нежадный. Я домовитый.

Домовенок Кузя (из мультфильма)

Самый сильный инстинкт — делать что-либо по привычке.

Источник:
Аксенов Д
Авторы книги — успешные руководители популярных тренингов по саморазвитию и уверенному поведению, по программам достижения успеха, которые они проводят для перс…
http://psychologi.net.ru/books2/isk_obsch/geniy_ob/5.html

Ложь и манипуляции в речевой коммуникации

В деловом взаимодействии частое явление — ложь и обман, поэтому каждому деловому человеку необходимо научиться распознавать сигналы лжи, разделяющиеся на вербальные и невербальные.

Невербальные:сухость губ ведет к их периодическому облизыванию; зрачки сужаются; дыхание становится тяжелым; изменяется свет лица; рот кривится, губы напрягаются, человек их покусывает или жует; учащается моргание (мигание); начинается зевота; появляется нервный кашель, покашливание; теряется контроль над тембром голоса, его тоном, теребит края своей одежды, стряхивает с нее пыль, снимает соринки (реальные, а порой и мнимые); потирает руки; трогает голову, поправляет волосы, касается различных частей лица; играет с какими-либо предметами; стремится якобы спрятать свое тело, вывести его из вашего поля зрения облокачивается на шкаф; разваливается на стуле, съезжая с него под стол и т.п.); покусывает губы или ногти, почесывает разные части тела; оттягивает воротник рубашки и интенсивно трет шею под ним и т.д.

Вербальные: деловой партнер чрезмерно подчеркивает свою честность; жалуется на плохую память; демонстрирует необоснованно пренебрежительный, вызывающий или враждебный тон, явно провоцирующий ответную грубость; пытается вызвать вашу симпатию, доверие, чувство жалости; использует уклончивые ответы на вопросы; отвечает вопросом на вопрос.

Искренний человек отстаивает свою искренность при выражении вами сомнений в ней, а уклончивые ответы на прямые вопросы не вписываются в понятие нормального поведения. Симптомы лжи, неискренности можно выявить с помощью приемов:

— задавайте прямые вопросы, глядя прямо в глаза собеседнику, и следите за его реакцией;

— глядите на партнера в упор, с явным выражением сомнения в достоверности его утверждений;

— используйте речевые, мимические и прочие приемы, направленные на активизацию реакций собеседника;

— ведите разговор с нарушением интимной зоны собеседника, подходите к нему сзади, сбоку и спереди;

— посадите вашего собеседника спиной к открытому пространству (двери, проходу, окну);

— ладони поверните вниз, к полу;

— используйте вопросы-ярлыки («не так ли?»), прием «выбор без выбора» («сейчас или позже?»);

— уловив ложь, спросите доброжелательно: «Повторите, пожалуйста, что вы сказали!».

В деловом общении очень важно уметь распознать психологическую позицию партнера и занять такую, которая обеспечит конструктивное решение вопроса.

Манипуляции —скрытое управление поведением человека, совершаемое ради какой-либо выгоды того, кто управляет. Человека, который в своих интересах управляет поведением другого помимо его воли, называют манипулятором. Знание основных причин манипулирования и стратегической линии поведения манипуляторов позволяет не только распознавать их среди окружающих, но и предвидеть их поступки и, следовательно, избежать участи их жертв (таблица).

Вопросы для самоконтроля

Каковы физиологические симптомы лжи собеседника?

Какие вербальные сигналы выдают ложь?

Что нужно предпринять деловому человеку, чтобы выявить симптомы лжи и неискренности?

Что такое «манипуляции в общении»?

Какие стратегии поведения типичны для манипуляторов?

Как противостоять манипуляциям в общении?

К каким приемам прибегают недобросовестные работники?

Дата добавления: 2016-12-26 ; просмотров: 616 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник:
Ложь и манипуляции в речевой коммуникации
В деловом взаимодействии частое явление — ложь и обман, поэтому каждому деловому человеку необходимо научиться распознавать сигналы лжи, разделяющиеся на вербальные и невербальные. Невербальные:
http://helpiks.org/8-89549.html

Речевая манипуляция

Примеры речевых манипуляций:

1) Неконкретность понятий и причинно-следственных связей. «Будешь стараться — получишь свои конфеты» — затем можно сказать, что старания были недостаточны, так как «будешь стараться» определено слабо и не было сразу обговорено кто будет решать старался человек или нет.

2) Манипуляция «Ты — Мы». Вместо того, чтобы спросить «Как Вы сегодня себя чувствуете?» спрашивается «Как мы сегодня себя чувствуем?». Данная манипуляция преследует цель подчеркнуть общность интересов с собеседником, избежать возможной конфронтации. Вместо того, чтобы спросить «Как мы поступим в этой ситуации?» спрашивается «Как ты собираешься выкручиваться?». Здесь подчеркивается дистанцирование от собеседника, в дальнейшем диалоге ему будет несколько сложнее оперировать словом «мы».

3) Подмена «Нейтральные понятия — Эмоциональные понятия». «Товары сэконд хэнд» вместо «вещи, бывшие в употреблении» (или наоборот). «Занудно» вместо «Рационально». «Оригинально» вместо «глупо».

4) Навязывание ассоциаций. Используется там, где сложно придумать хоть какую-то внятную причинно-следственную связь. Часто применяется в рекламе: «Пиво такое-то — пиво настоящих мужчин».

5) Перевод темы. Вместо того, чтобы продолжить обсуждение в данном русле, человек резко меняет субъект или предикат темы, сползает в рефлексию коммуникативной ситуации и т.п.

психологического воздействия. В этом смысле показательны, например, такие:

6) Ложные пресуппозиции. Фраза строится на каких-то допущениях, которые выглядят как бы очевидными, хотя на самом деле ложны. Пример: «Давай выпьем, это поднимет тебе настроение» (ложная пресуппозиция — у тебя плохое или недостаточно хорошее настроение).

7) Апелляция к вымышленному принуждению. Цель этой речевой манипуляции — изобразить ситуацию так, будто автора этой манипуляции является жертвой, которая вынуждена поддаться давлению, и тем самым — внушить собеседнику, что он «будет должен» за это согласие. «Давай сходим завтра вместе в библиотеку» — «У меня были другие планы, но я знаю, ты же не отстанешь. «.

8) Предельное упрощение ситуации, изложенное в виде короткой максимы, афоризма, пословицы. «Это вопрос жизни и смерти. «, «Работа не волк, в лес не убежит».

Сентенберг И. В., Карасик В. И. Псевдоаргументация: некоторые виды речевых манипуляций. / Речевое общение и аргументация.— С.-П.: Экополис и культура, 1993. Вып. 1, с. 30—38.

Источник:
Речевая манипуляция
Примеры речевых манипуляций: 1) Неконкретность понятий и причинно-следственных связей. «Будешь стараться — получишь свои конфеты» — затем можно сказать, что старания были недостаточны, так как
http://azps.ru/handbook/r/rechevaya_manipulyaciya.html

COMMENTS