Распознавание эго состояний

This game has no name

Блог об Interim Management — «Временный менеджмент» помогает заказчикам в управлении изменениями, организации временного управления в бизнес-областях (подразделениях), которые в силу текучести кадров или по причине расширения бизнеса временно оказываются без профессионального управления. UPGRADE for Business — хобби, которое вышло из-под контроля.

Эго-состояния в общении: распознавание скрытых мотивов

  1. В состоянии Родителя мы думаем, чувствуем, говорим и действуем так, как это делали наши родители или авторитетные для нас в детстве люди: советуем, критикуем, воспитываем, распоряжаемся, заботимся.
  2. В состоянии Взрослого мы трезво оцениваем реальность, анализируем информацию: размышляем, сопоставляем, решаем, советуемся.
  3. В состоянии Ребенка мы думаем, чувствуем, говорим и действуем, как в детстве: обижаемся, ликуем, жалуемся, протестуем, развлекаемся, любуемся.
  1. У меня не все в порядке — у тебя все в порядке . (Роль просителя; психологическая позиция Ребенка.)
  2. У меня все отлично — у тебя не все в порядке . (Роль начальника; психологическая позиция Родителя.)
  3. У меня дела идут плохо — у тебя тоже не все в порядке . (Роль неудачника; психологическая позиция Ребенка.)
  4. У меня все в порядке — у тебя все в порядке . Возникшие проблемы можно решить. (Роль делового человека; психологическая позиция Взрослого.)
  • Позиция Взрослого наиболее предпочтительна в деловых контактах . Именно она формирует партнерский стиль общения.
  • Прекращение трансакта, а то и конфликт наблюдается в том случае, когда партнер не реагирует на стимул, направленный в позицию Взрослого , а реагирует из другой позиции.
  • К конструктивному ведению разговора можно прийти в том случае, если удастся проигнорировать стимул, направленный в позицию Родителя или Ребенка, и ответить из позиции Взрослого, стимулируя стояние Взрослого у партнера.
  1. Не в силах положиться на себя, лучше сделать ответственным за все другого, которым можно управлять и которого можно контролировать. Людей,преуспевающих в этом, можно назвать активными манипуляторами.
  2. Если не хватает сил справиться с жизненными трудностями, удобно занять пассивную позицию: «Делайте со мной, что хотите!» (пассивный манипулятор).
  3. Взгляд на жизнь как на постоянную цепочку сражений и на людей как на соперников и врагов порождает соревнующегося манипулятора , который действует то активным, то пассивным методами.
  4. Желая и не находя любви окружающих, можно попытаться добиться власти над ними силой хитрого ума (активные манипуляторы) .
  5. Некоторые люди настолько боятся заслужить чье-то неодобрение, что стараются угодить всем (пассивные манипуляторы) .
  1. Отказ от предлагаемой роли : «Я не так бескорыстен(а), как вы думаете», «Простите, я дал(а) повод?», «Вероятно, я не тот/та, за кого вы меня приняли» и т.п.
  2. Манипуляцию можно просто не заметить . Молча проигнорировать провоцирующее высказывание, а в случае настойчивости партнера наивно спросить: «Вы это о чем?»
  3. Снизить значимость того, на что вас толкает манипулятор . Сказать себе: «А зачем мне это нужно?»
  4. Принять условия игры, а затем перехитрить самого манипулятора , переиграть его так, чтобы привести в замешательство и заставить прекратить недостойную игру.
  1. Потренируйтесь в умении определять психологические позиции. Проанализируйте типичные эго-состояния членов своей семьи, друзей, коллег, собственные. Попробуйте определить психологическую позицию незнакомого вам человека по его манере говорить и держаться.
  2. Рассмотрите семейные и служебные конфликты с позиции трансактного анализа. Что можно было бы изменить в Позициях участников, чтобы избежать конфликта?
  3. Заметив, что вы в разговоре занимаете позицию Ребенка или Родителя, попробуйте перейти на позицию Взрослого.

Главная

Хорошая статья, особенно для тех кто умеет делать правильные выводы. Я в себе обнаружила взрослого ответственного ребенка. Все таки как же сильны установки, заложенные в детстве.

» Я в себе обнаружила взрослого ответственного ребенка. » no сomment.

Источник:
This game has no name
Блог об Interim Management — «Временный менеджмент» помогает заказчикам в управлении изменениями, организации временного управления в бизнес-областях (подразделениях), которые в силу текучести
http://interimanager.blogspot.com/2012/03/blog-post_5884.html

Введение в Транзактный анализ — часть 3

Введение в Транзактный анализ — часть 3. Портрет личности. Как научиться распозновать эти эго состояния?

Распознать Эго — состояние важно по многим причинам. Благодаря этому знанию мы можем четко проанализировать и скорректировать при желании и необходимости наше взаимодействие с окружающими. Эрик Берн приводит четыре способа распознавания эго-состояний

  1. поведенческий диагноз,
  2. социальный диагноз,
  3. исторический диагноз,
  4. феноменологический диагноз.

Берн подчёркивал, что лучше всего использовать не один, а несколько видов диагноза в каждом отдельном случае. Для полного диагноза необходимо применять все четыре вида диагноза в порядке, указанном выше. Поведенческий диагноз – самый важный из четырёх. Остальные три являются проверочными к нему.

При наблюдении можно слышать и видеть: слова, тон голоса, жесты, положение тела, выражение лица. Вы будете диагностировать функциональное эго-состояние человека, наблюдая за его поведением.

Предположим, что вы видите меня прямо сидящим на стуле. Обе ноги твердо упираются в пол. По положению моего тела вы сделаете первый вывод о том, что это поведение Взрослого. Глядя на меня, вы видите, что мой взгляд спокоен, мышцы лица расслаблены. Когда я начинаю говорить, отмечаете тон моего голоса. Теперь вы обладаете согласующимися факторами выражения лица и тона голоса, которые помогают подтвердить ваш поведенческий диагноз Взрослого.

Каждый фактор сам по себе не является достаточным. Возможно. Я сижу на стуле, обсуждая философию модели эго-состояния. Если записать мои слова, то, вероятно, это будет Взрослый. Однако, если вы посмотрите на меня, то отметите, что я положил ногу на ногу и склонил голову на бок. Пальцами левой руки я стучу по подлокотнику стула. Факторы жестов и положения тела говорят вам о том, что скорее всего я нахожусь в Адаптивном Ребенке, несмотря на то, что мои слова звучат по-взрослому.

Совместно со стандартными факторами составим вашу индивидуальную таблицу.

Возьмите большой лист бумаги и нарисуйте шесть вертикальных колонок. Обозначьте левую колонку Факторы. Остальные пять колонок – названия пяти эго-состояний, как и в эгограмме:

Вернитесь к колонке Факторы. Сверху вниз напишите в ней пять подзаголовков:

Проведите горизонтальные линии таким образом, чтобы в каждой колонке было бы по пять частей: Слова, Тон голоса и т.д. Задание заключается в том, чтобы вы в каждой колонке записали поведенческие факторы на самого себя.

Возьмем колонку Контролирующего Родителя. В ней вы записываете поведенческие факторы, которые проявляете, когда копируете способы ваших родителей контролировать или управлять другими людьми. Продумайте ситуации, когда вы обычно «входите» в КР. Возможно, это происходит тогда, когда вы на работе начальник. Если вы родитель, рассмотрите поведения, которые показываете при объяснении ребенку, что надо делать.

Приведем несколько примеров того, что я могу написать в колонну КР, – слова:

«Не делай этого! Прекрати! Делай это! Вот так-то! Хорошо! Плохо! Тебе следует! Ты должен!»; тон голоса: глубокий, резонирующий, сердитый; жесты: разрубаю рукой воздух, держу вместе пальцы, соединяю руки за головой; положение тела: опрокидываюсь глубоко назад на стуле, запрокидываю голову, смотрю свысока; выражение лица: кончики рта слегка опущены вниз, брови подняты вверх. Отмечайте лишь то, что можно видеть и слышать. Не интерпретируйте. Например, в колонке «выражение Лица» отметьте только то, что, по наблюдениям людей, вы делаете со своим лицом. Не пишите слова типа: «снисходительный, деловой, высокомерный…». Это будут интерпретации. Когда вы закончите колонку Контролирующего Родителя, приступайте к аналогичному заполнению других колонок.

Для Воспитывающего Родителя составьте список поведений, которые вы переняли у своих заботливых родителей.

Для Адаптивного Ребенка запишите поведенческие факторы, оставшиеся с детства, которые вы проявляете при подчинении приказам других людей. Возможно, вы поступаете так, когда соглашаетесь с кем-то в компании, говорите с начальником на работе и т. д.

Для Свободного Ребенка вспомните, когда в последний раз вы вели себя как когда-то в детстве, ни подчиняясь приказам других, ни восставая против них. Возможно, катаясь на американских горках, вы прятали лицо и пронзительно кричали, когда неслись вниз по склону. Возможно, во время очередной прививки вы замечали, что дрожите от страха. При виде шприца в руках медсестры.

Помните, что функциональные подразделения Родителя и Ребенка могут проявляться как в негативном, так и в позитивном плане. Были ли случаи, когда вы своим поведением побуждали людей сменить позицию негативного Контролирующего Родителя? Если у вас есть дети, подавляете ля вы их? Если да, то как они видят и слышат, что вы в негативном Воспитывающем Родителе? Говоря с начальником, подстраиваетесь ли вы иногда под него, в то же время ненавидя его? Если да, то как бы вы видели и слышали себя на видеопленке в негативном Адаптивном Ребенке?

В колонне Взрослого отметьте поведения, которые вы проявляете, когда ведете себя как взрослый в ситуации «здесь и теперь». Это может быть случай на работе, когда вы обменялись информацией с коллегой. Возможно, это будет ситуация в универсаме, в котором вы делаете покупки. Может быть, это будет чтение этих статей и изучение эго-состояний. Помните, что эго-состояние Взрослого связано с чувствами «здесь и теперь», так же, как и с мыслями. Следовательно, поведение Взрослого может включать в себя выражение эмоций, где чувства адекватны текущей ситуации.

Заполните колонку Свободного Ребенка примерами вашего поведения, когда вы ведете себя как спонтанный ребенок, а не спонтанный взрослый.

При дальнейшем рассмотрении трех других способов диагноза Берна используйте для повторной проверки список поведений, который вы для себя составили. Изменяйте и дополняйте список в соответствии с полученным материалом.

В основе идеи социального диагноза лежит положение о том, что другие люди обращаются ко мне из эго-состояния, которое дополняет мое иго-состояние. Следовательно, выяснив эго- состояние, из которого они обращаются, я могу узнать об эго-состоянии, в котором нахожусь сам.

Например, если я обращаюсь к вам из эго-состояния Родителя, есть вероятность того, что вы ответите мне из вашего Ребенка. Если я начинаю обращаться к вам из Взрослого, то, скорее всего, вы также ответите из Взрослого, а если я обращаюсь к вам из Адаптивного Ребенка, то вы, вероятно, ответите из Родителя.

Таким образом, если я осознаю, что люди часто реагируют на меня из Ребенка, то имею основание полагать, что, по-видимому, часто обращаюсь к ним из Родителя. Возможно, я начальник и считаю своих подчиненных или подобострастными или пытающимися саботировать мои указания. Оба этих поведения похожи на реагирование Адаптивного Ребенка. Тогда я являюсь для них больше Контролирующим Родителем, чем ранее предполагал. Если я хочу изменить эту ситуацию, то могу «выйти» из поведения Контролирующего Родителя, которое использую на работе. Тогда вместо КР я могу использовать, скажем, поведение Взрослого. Реагирующие эго-состояния моих подчиненных позволяют мне провести социальный диагноз того, насколько далеко я ушел от Родительского подхода.

Вспомните последний случай, когда кто-либо отвечал вам из своего Ребенка. Какие поведенческие факторы другого человека вы интерпретируете как исходящие из Ребенка? Было ли это реагирование на вашего Контролирующего или Воспитывающего Родителя? Если это так, то просмотрите ваш список поведенческих факторов и объясните, как другой человек видел и слышал в вас Родителя. Как вы бы изменили свое поведение для того, чтобы окружающие отвечали из другого эго-состояния? Проделайте то же упражнение для последних случаев, когда кто-либо отвечал вам из Взрослого, Родителя.

В историческом диагнозе мы задаем вопросы о том, каким был человек в детском возрасте. Мы спрашиваем о его родителях и парентальных фигурах. Это позволяет сделать двойную проверку наших впечатлений о функциональных эго-состояниях человека, а также узнать структуру эго-состояния. Исторический диагноз имеет дело как с процессом, так и содержанием.

Таким образом, ваши ответы позволяют мне осуществить двойную проверку поведенческого диагноза. Видя, что вы проявляете набор поведений, который, с моей точки зрения, подходит для вашего эго-состояния Адаптивного Ребенка, я подтверждаю свой вывод о том, что внутренне вы проигрываете ваш способ реагирования на родительское давление в детском возрасте. Проявляя родительские факторы в поведении, вы сообщаете мне, что копируете поведения ваших родителей.

Вернитесь вновь к списку поведенческих факторов, которые вы для себя отметили. Используйте исторический диагноз для проверки факторов каждого эго-состояния.

При анализе факторов Контролирующего и Воспитывающего Родителя отметьте, если помните, какого родителя или парентальную фигуру вы копируете в каждом поведении. Какие мысли и чувства сопровождают это поведение? для факторов Адаптивного и Свободного Ребенка вспомните ситуации в детстве, когда вы вели себя таким же образом. Сколько вам было лет? Что вы думали и чувствовали в этих случаях? Для Взрослого отметьте, что ваше поведение не является проигрыванием вашего детства. Возможно, вы захотите перенести часть поведенческих факторов в другую колонку. Например, некоторые факторы, которые первоначально вы отнесли ко Взрослому, больше подходят к Адаптивному Ребенку.

Иногда вместо того чтобы вспоминать прошлое, я могу его прожить. Берн писал, что «… феноменологическая достоверность достигается лишь тогда, когда индивид может прожить все эго-состояние с полной интенсивностью и незначительным отклонением».

Предположим, вы только что вспомнили время, когда отец заставлял вас читать и затем смеялся из-за неправильно прочитанных слов. Если бы мы с вами работали в терапии, я бы попросил вас вернуться к этой детской оценке. В своем воображении вы можете сказать отцу то, что не могли ему сказать, когда вам было шесть лет. Возможно, сначала вы обнаружите, что жалуетесь отцу. Затем можете испытать гнев и начнете кричать: «Это нечестно!», колотя при этом по подушке, как будто бы вы хотите побить отца. Мы получили феноменологический диагноз части содержания эго-состояния вашего Ребенка.

Берн использовал слово «феноменологический» в значении, отличном от обычного словарного определения. Он не объяснял, почему так поступил, поэтому просто имейте в виду смысл, который Берн вкладывал в свое определение.

Для того чтобы развить ваше умение использовать ТА, постоянно практикуйтесь в совершенствовании своего поведенческого диагноза. Постоянно обращайтесь к таблице факторов эго-состояний, которые вы для себя отметили, улучшая ее по мере того, как все больше и больше начинаете осознавать происходящие в вас переходы из одного эго-состояния в другое. Если у вас есть возможность, запишите себя на магнитофон или видео. Проанализируйте минуту за минутой факторы вашего эго-состояния. Свяжите изменения в словах, тоне голоса и положении тела, если у вас есть видео, с тем, что испытываете внутренне.

Возьмите за правило проводить поведенческий диагноз при общении с другими людьми. Проводите его при встречах или во время занятий, при общении с супругой, начальником, подчиненными. Следите за изменениями эго-состояний других людей и собственного. Сначала, возможно, будет трудно. Проявляйте настойчивость, пока это не станет вашей второй натурой. Не говорите никому о своем анализе, пока вы не будете уверены, что другой человек хочет узнать о нем!

Используйте любую имеющуюся возможность для проверки вашего поведенческого диагноза историческими и феноменологическими данными. Однако проводите его на других людях лишь в том случае, если заранее получили от них согласие. Чем чаще вы будете поступать подобным образом, тем более правильным будет ваш поведенческий диагноз.

для простоты анализа эго-состояний мы до настоящего момента считали, что в одно и то же время человек может находиться лишь в одном эго-состоянии. В действительности это не совсем так. Можно вести себя, исходя из одного эго-состояния, а ощущать себя в другом.

Например, представьте, что я на работе обсуждаю предстоящее задание с моим коллегой. В течение первых нескольких минут мое внимание полностью направлено на задание. Если бы вы наблюдали за моими поведенческими сигналами, то сказали бы, что я во Взрослом. Мои внутренние ощущения также говорят о том, что я во Взрослом:

реагирую «здесь и теперь», обмениваюсь информацией, оценивал ее. Однако по мере продолжения разговора я начинаю испытывать скуку и мысленно говорю себе: «Хотел бы я быть где-нибудь в другом месте. Погода прекрасная, хорошо пройтись на свежем воздухе. Но это невозможно». Сейчас я ощущаю себя в Ребенке и проигрываю свои школьные годы, когда сидел в классе, скучал на уроке и хотел уйти из школы, чтобы поиграть. Хотя я и испытываю скуку, но продолжаю работать. Таким образом, внешне я во Взрослом, хотя внутренне ощущаю себя в Ребенке.

Для описания подобной ситуации Эрик Берн предложил проводить различие между исполнительным и реальным Я . Когда какое-то это- состояние диктует человеку поведение, то оно обладает исполнительной властью. Когда человек ощущает, что он находится в каком-то определенном эго-состоянии, мы говорим, что он ощущает это эго-состояние как свое реальное Я.

Чаще это-состояние, имеющее исполнительную власть, будет ощущаться и как реальное Я. В приведенном выше примере, когда я начинал обсуждать рабочие вопросы, исполнительная власть находилась во Взрослом и одновременно я ощущал Взрослого как свое реальное Я. Затем, когда я начал испытывать скуку, то сместил свое ощущение реального Я в это-состояние Ребенка. Тем не менее, внешне я продолжал вести себя как Взрослый, сохраняя исполнительную власть в последнем эго-состоянии. Предположим, мой коллега продолжил обсуждение рабочих вопросов еще какое-то время. Тогда я зевнул и потерял вить разговора. Пока он ждал моего ответа на заданный вопрос, я покраснел и сказал: «Извини. Я отвлекся». В этом случае исполнительная власть была в Ребенке, и я ощущал Ребенка как свое реальное Я.

Приведите еще три примера, которые иллюстрируют кого-либо, имеющего исполнительную власть в одном эго-состоянии и ощущающего другое эго-состояние в качестве своего реального Я. Можете ли вы вспомнить подобные примеры из вашей жизни за последнюю неделю?

В следующей статье будем рассматривать Несоответствия и структурные патологии. Это очень важный момент в работе с эго-состояниями и необходимый этап в анализе коммуникаций.

После мы начнем самый интересный на мой взгляд раздел — Общение (коммуникация): транзакции, поглаживания, структурирование времени .

Источник:
Введение в Транзактный анализ — часть 3
ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ.. Распознавание эго-состояний. Распознать Эго — состояние важно по многим причинам. Благодаря этому знанию мы можем четко проанализировать и скорректировать при желании и необходимости наше взаимодействие с окружающими. Эрик Берн п…
http://www.xn--80adkjd2acgr5c.xn--p1ai/%D0%B2%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-3/

Лекция 4 Межличностные отношения Э

Лекция 4 Межличностные отношения Э. Берн трансактный анализ Между партнерами по общению всегда есть незримая, однако хорошо ощутимая дистанция. Это как бы расположение партнеров по вертикальной оси в пространстве общения. Партнер, который «давит»

Индивидуальные особенности личности

Межличностные отношения Э. Берн – трансактный анализ

Между партнерами по общению всегда есть незримая, однако хорошо ощутимая дистанция. Это как бы расположение партнеров по вертикальной оси в пространстве общения. Партнер, который «давит», располагается на ней выше, а партнеры, ведущие разговор «на равных», — на одном уровне. Если каждый из партнеров стремится оказаться «повыше», происходит конфликт. Такие позиции в общении называют «пристройкой сверху», «пристройкой снизу», «пристройкой рядом».

Понять, какую позицию в общении следует занять, чтобы в разговоре никто не лидировал и вопрос решался конструктивно, помогает трансактный анализ ситуации общения, разработанный американским психологом Э. Берном.

^ Ритуальное взаимодействие — одна из распространенных форм взаимодействия, которое строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в группе и обществе.

Ритуал выступает как специальная форма взаимодействия, придуманная людьми для удовлетворения потребности в признании.

Ритуал обнаруживает ценности группы, люди выражают ритуалом то, что более всего трогает их, что составляет их социальные ценностные ориентации.

Ритуальные действия важны для осуществления преемственности между различными поколениями в той или иной организации, для поддержания традиций и передачи накопленного опыта через символы.

Ритуальное взаимодействие идет с позиции «родитель-взрослый-дитя (ребенок)».

Ритуал — это жестко фиксированная последовательность трансакций, причем если трансакции производятся с «Родительской позиции» то обращены они к «позиции Дитя (ребенка)», позволяя человеку тем самым почувствовать себя признанными. Если потребность человека не реализуется, то начинает развиваться агрессивное поведение. Ритуал как раз и призван снять эту агрессию, удовлетворить потребность в признании хотя бы на минимальном уровне.

В следующем виде взаимодействия — операциях — трансакция осуществляется с позиций «Взрослый-Взрослый». С ритуальным поведением мы встречаемся ежедневно: это прежде всего взаимодействия на работе, учебе, а также приготовление пищи, ремонт квартиры и пр. Успешно проведя операцию ритуального поведения, человек подтверждает свою компетентность и получает подтверждение окружающих.

Трансакциявзаимодействие эго – состояний двух вступающих в общение индивидов. Под эго – состоянием понимается актуальный способ существования Я — субъекта.

В ряде случаев человек, находясь с другими людьми в одном помещении и выполняя вроде бы совместную деятельность, мысленно пребывает в совершенно ином месте, мысленно беседует с воображаемым собеседниками, мечтает о своем — такое специфическое взаимодействие называют уходом. Уход — довольно обычная и естественная форма взаимодействия, но все же чаще к ней прибегают люди с проблемами в области межличностных потребностей. Если у человека не остается других форм взаимодействия, кроме ухода, то это уже патология.

^ Тип одобряемых фиксированных взаимодействий – это время препровождение, обеспечивающие хотя бы минимум приятных ощущений, знаков внимания, «поглаживания» между взаимодействующими людьми.

Времяпрепровождение — фиксированная форма трансакций, призванная удовлетворять потребность людей в признании. Во время подобных времяпрепровождений происходит оценивание партнеров и перспектив развития отношений с ними.

Устойчивое взаимодействие людей может быть обусловлено появлением взаимной симпатии — аттракции. Аттракция (от лат. привлекать, притягивать) привлекательность, возникающая при восприятии человека человекам. Аттракции возникаю на основе взаимного тяготения людей друг к другу, прежде всего симпатии, положительного эмоционального отношения. Противоположность аттракции – антипатия, отталкивание. С аттракцией связано возникновение дружбы и любви.

Аттракция обусловлена социальными установками личности, опытом общения, совместной деятельности, ее ходом и результатами. Тесные взаимоотношения, обеспечивающие дружескую поддержку и чувство, связаны с ощущением счастья. Исследования показали, что тесные положительные взаимоотношения улучшают здоровье, уменьшают вероятность преждевременной смерти.

Если двух и более людей многое связывает, формируется фактор близости, если их связи улучшаются, они делают друг для друга приятное — формируется симпатия; если они видят друг в друге достоинства, признают право за собой и другими быть такими, какие они есть, — формируется уважение. Такие формы взаимодействия, как дружба и любовь, удовлетворяют потребность людей в приятии. Дружба и любовь внешне похожи на времяпровождение, однако здесь всегда присутствует четко фиксированный партнер, по отношению к которому испытывается симпатия. Дружба включает фактор симпатии и уважения, любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным компонентом.

Игра — это искаженный способ взаимодействия, потому что все межличностные потребности человека преобразуются в одну — в потребность контроля, и тогда человек прибегает к силе, если хочет признания, прибегает к силе, если хочет приятия. Независимо от вида потребности и жизненной ситуации игра предлагает только силовой вариант решения.

Игры — это стереотипизированная серия взаимодействий, приводящих к заранее предсказуемому предопределенному результату, это серия манипуляций, которые призваны изменить поведение другого человека в нужную для инициатора трансакций сторону без учета желаний этого другого.

Игры, в отличие от всех других видов взаимодействий — нечестные взаимодействия, поскольку включают «ловушки», «подначки», «расплаты».

Игры отличаются от других способов структурирования времени двумя параметрами: 1) скрытыми мотивами, 2) наличием выигрыша.

^ Социальное влияние имеет место в том случае, если в результате взаимодействия повторный ответ человека на некую проблему более сближается с ответом другого человека (оппонента), чем с собственным первоначальным ответом, т.е. поведение одного человека становится подобно поведению других людей.

Проблема социального влияния включает в себя и явления конформности, внушаемости и повиновения.

Конформность — подверженность человека групповому давлению, изменение его поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избегания конфликта с ней.

^ Внушаемость (суггестия) — непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы.

Повиновение — подчинение авторитету, подверженность человека влиянию лица с более высоким социальным статусом. Такая внутренняя позиция человека приводит к некритическому, безоговорочному подчинению авторитету лиц, имеющих более высокий социальный статус, даже указания этих «высокопоставленных лиц» противоречат требованиям закона, нравственности, да и самим взглядам, установкам конкретного человека.

Э. Берн заметил, что каждый человек в различных ситуациях ведет себя по-разному, как бы исполняет разные психологические роли (Родителя, Взрослого, Ребенка), которые соответствуют его разным внутренним Я, или эго-состояниям.

В состоянии «Родителя» мы думаем, чувствуем, говорим и действуем так, как это делали наши родители или авторитетные для нас в детстве люди: советуем, критикуем, воспитываем, распоряжаемся, заботимся.

В состоянии «Взрослого» мы трезво оцениваем реальность, анализируем информацию: размышляем, сопоставляем, решаем, советуемся.

В состоянии «Ребенка» мы думаем, чувствуем, говорим и действуем, как в детстве: обижаемся, ликуем, жалуемся, протестуем, развлекаемся, любуемся.

Все три роли личности ей необходимы. Для того чтобы наша жизнь была полноценной, в нужный момент должен проявляться тот или другой.

«Ребенок» — это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости.

Состояние «Взрослый» необходимо для жизни. Человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром.

Благодаря «Родителю» многие наши реакции давно стали автоматическими, что позволяет сберечь массу времени и энергии. Люди многое делают потому, что «так принято делать». Это освобождает «Взрослого» от необходимости принимать множество тривиальных решений, благодаря чему человек может посвятить себя решению более важных жизненных проблем, оставляя обыденные вопросы на рассмотрение «Родителя»»

В каждое из этих состояний мы входим обычно не по своему желанию, а под воздействием ситуации, той социальной роли, которую исполняем. Например, молодая воспитательница с детьми в детском саду находится в психологическом состоянии «Родителя», в магазине – «Взрослого», а дома с родителями – «Ребенка». И это именно то, что нужно окружающим.

Большинство людей незаметно для себя меняют психологические состояния. Некоторые, однако, не могут или не хотят «переключаться». Есть ряд профессий например учителя или руководители которые доставляют хлопоты медицинскому персоналу больниц своей психологической позицией «Родителя».

Психологические позиции «Родителя» и «Ребенка» в деловом общении приводят к непартнерскому стилю общения, что затрудняет решение деловых вопросов.

^ В деловом общении очень важно уметь распознать психологическую позицию партнера и занять такую, которая обеспечит конструктивное решение вопроса.

Чтобы верно определить эго-состояние другого человека, надо учиться улавливать оттенки отношений. К примеру, внешние проявления состояния «Родителя-критика» и «Ребенка-бунтаря» порой похожи. Но в агрессивности «Родителя-критика» преобладает спокойное превосходство, а в агрессивности «Ребенка-бунтаря»- беспомощность.

Полезно научиться различать собственные эго-состояния, а также в конфликтной ситуации попробовать переключиться с одного состояния на другое.

В нижеприведенной таблице, составленной на основе исследований Э. Берна, представлены наиболее типичные психологические позиции и их внешнее проявление.

Источник:
Лекция 4 Межличностные отношения Э
Тип: Лекция; Size: 143.13 Kb.; Партнер, который «давит», располагается на ней выше, а партнеры, ведущие разговор «на равных», на одном уровне. Если каждый из партнеров стремится оказаться «повыше», происходит конфликт. Такие позиции в общении называют «пристройкой сверху», «пристройкой снизу», «пристройкой рядом»
http://userdocs.ru/psihologiya/123213/index.html

Распознавание эго состояний

Для распознания эго-состояний большое значение имеют интонация, поведение, выражение лица, жесты и положение тела.

Но надо иметь ввиду, что распознание эго-состояний требует времени и тренировки.

Эрик Берн в своей модели структурного и функционального анализа эго-состояний показал внутренние психические процессы и их выражение во внешнем поведении.

В каждый конкретный момент времени человек пребывает в одном из трех эго-состояний своего «Я».

Определенное эго-состояние детерминирует определенную модель поведения и общения.

Виды лжи
Одной из задач данного исследования является теоретический анализ особенностей понимания зарубежных и отечественных авторов о различных видах лжи в межличностном взаимодействии. П. Экман очень широко трактует понятие «ложь». Экман выделяет две основные формы лжи: 1) умолчание (сокрытие правды) — лжец скрывает истинную информацию, но не .

Теоретико-методологические основы мотивации учебной деятельности. Сравнительный анализ предметно-методологических подходов к изучению понятий «мотива» и «мотивации»
Психология мотивации является одним из важнейших разделов психологической науки. Проведены многочисленные исследования, которые привели к созданию различных теорий мотивации и внесли большой вклад в изучение конкретных видов мотивов. Истоки основных направлений исследования мотивации в зарубежной психологии в целом берут начало в теори .

Описательные модели насилия в семье. Семья 1.
Состав семьи: отец(50 лет,образование высшее техническое), мать (50 лет, образование высшее юридическое), дочь (22 года, студентка), сын (18 лет, учащийся), бабушка (пенсионерка). Стадия жизненного цикла семьи: переходная между стадией завершения воспитательной функции семьи и стадией, когда дети живут с родителями, не имея собственной .

Источник:
Распознавание эго состояний
Для распознания эго-состояний большое значение имеют интонация, поведение, выражение лица, жесты и положение тела. Но надо иметь ввиду, что распознание эго-состояний требует времени и тренировки.
http://www.psyhologymaster.ru/plms-810-1.html

Распознавание эго состояний

Эрик Берн приводит четыре способа распознавания эго-состояний? поведенческий диагноз, социальный диагноз, исторический диагноз, феноменологический диагноз.

Берн подчеркивал, что лучше всего использовать не один, а несколько видов диагноза в каждом отдельном случае. Для полного диагноза необходимо применять все четыре вида диагноза в порядке, указанном выше. Поведенческий диагноз — самый важный из четырех. Остальные три являются проверочными к нему.

Поведенческий диагноз. В поведенческом диагнозе, наблюдая за поведением человека, мы делаем вывод о том, в каком эго-состояний он находится. При наблюдении можно слышать и видеть? слова, тон голоса, жесты, положение тела, выражение лица. Вы будете диагностировать функциональное эго-состояние человека, наблюдая за ??? поведением. Совместимы ли все эти различные факторы друг с другом?

Предположим, что вы видите меня прямо сидящим на стуле. Обе ноги твердо упираются в пол. По положению моего тела вы сделаете первый вывод о том, что это поведение Взрослого. Глядя на меня, вы видите, что мой взгляд спокоен, мышцы лица расслаблены. Когда я начинаю говорить, отмечаете тон моего голоса. Теперь вы обладаете согласующимися факторами выражения лица и тона голоса, которые помогают подтвердить ваш поведенческий диагноз Взрослого.

Каждый фактор сам по себе не является достаточным. Возможно, я сижу на стуле, обсуждая философию модели эго-состояния. Если записать мои слова, то, вероятно, это будет Взрослый. Однако, в случае если вы посмотрите на меня, то отметите, что я положил ногу на ногу и склонил голову на бок. Пальцами левой руки я стучу по подлокотнику стула. Факторы жестов и положения тела говорят вам о том, что скорее всего я нахожусь в Адаптивном Ребенке, несмотря на то, что мои слова звучат по-взрослому. Существуют ли стандартные факторы эго-состояний? В книгах по ТА традиционно приводятся таблицы стандартных факторов для поведенческого диагноза. Например, грозить пальцем соответствует Контролирующему Родителю. Хныкающий голос присущ Адаптивному Ребенку. Крики — Свободному Ребенку и т.д. Однако эта идея о стандартных факторах приводит к сомнениям относительно фундаментальной природы модели эго-состояний.

Таблицы стандартных факторов базируются на предположении о том, что когда я нахожусь, например, в Адаптивном Ребенке, то буду вести себя как ребенок, подчиняясь требованиям своих родителей. Аналогичным образом в Воспитывающем Родителе я буду вести себя как родитель, заботящийся о ребенке. Однако модель эго-состояний говорит не об этом.

Источник:
Распознавание эго состояний
Эрик Берн приводит четыре способа распознавания эго-состояний? поведенческий диагноз, социальный диагноз, исторический диагноз, феноменологический диагноз. Берн подчеркивал, что лучше всего
http://referatwork.ru/lectionbase/psihologiya/view/280053_glava_5_raspoznavanie_ego_sostoyaniy

COMMENTS