Психология отношений в коллективе

Межличностные отношения в коллективе

Отношения играют важную роль в нашей жизни. Являясь частью социума, мы ежедневно взаимодействуем с сотнями людей. А учитывая, что наибольшую часть времени мы проводим на работе, важность межличностных отношений в коллективе для многих из нас стоит на первом месте.

Большинство новичков, устраиваясь на новую работу, долго испытывают трудности коммуникативного плана. Редко когда социальная группа, состоящая из уже притершихся друг к другу людей, с радостью принимает в свой тесный круг нового и неизвестного человека. Однако зная особенности межличностных отношений в коллективе этой проблемы вполне можно избежать.

Структура любого коллектива содержит в себе два основных вида – первичный и вторичный. Если рассматривать эту структуру в рамках одной организации, то первичной будет являться группа всех сотрудников, которые работают в компании. Вторичная же группа имеет более узкое значение. Это могут быть коллеги, работающие в одном отделе и имеющие общую цель и направленность в труде. Межличностные отношения в первичном коллективе обычно носят общий характер. В такой группе людей общение проходит на обычном деловом, бытовом и эмоциональном уровне. В первичном коллективе близкий контакт и взаимодействие людей друг с другом не обязательны. Вторичный же коллектив, как правило, состоит из малых групп людей, более тесно и эмоционально связанных друг с другом. Поэтому анализ межличностных отношений в коллективе следует проводить именно на примере таких вторичных групп.

Трудовой коллектив содержит в себе целую систему отношений, главная задача которых – добиться общих целей стоящих перед организацией. Помимо формальной группы лиц в коллективе всегда существует неформальная группа. Она возникает в процессе взаимодействия между коллегами, и не подчиняется администрации и руководству организации. Также неформальная группа основана на взаимной симпатии и антипатии между коллегами, и в ней всегда имеются лидеры и аутсайдеры. И поскольку одни члены группы имеют свойства подавлять других, то конфликты в трудовых коллективах неизбежны.

Конфликты в коллективе начинаются с разногласий между членами формальной группы. Это явление неизбежно и в некоторых случаях идет на пользу. Например, если в коллективе есть человек склонный к спорам, то некоторые члены организации не вступают с ним в перепалку, а наблюдают за ходом событий. Подобное поведение позволяет больше узнать о своих коллегах и их взглядах на определенные вещи. Такие разногласия в некоторых ситуациях помогают коллективу сплотиться воедино. Конфликт как социальное явление делится на 4 вида:

Из проблем межличностных отношений в коллективе существуют и различные пути выхода. Рассмотрим наиболее эффективные.

  • Уклонение. Заключается в уходе от конфликта и пресечении его развития.
  • Сглаживание. Продиктовано убеждением, что ни к чему хорошему конфликт не приведет, а только негативно подействует на членов коллектива.
  • Принуждение. Заключается в попытке заставить окружающих принять лишь одну точку зрения, которую принуждающих человек считает правильной. Как правило, такой прием в отношении коллектива используют руководители организации.
  • Компромисс. Принятие точки зрения обеих сторон в сбалансированном виде, когда учитываются обе точки зрения, возникшие во время конфликта.
  • Решение проблемы. Заключается в готовности коллектива рассмотреть все точки зрения, понять причину конфликта и устранить её, придя к общему мнению.

Исследование феномена межличностных отношений в коллективе привело социологов и основателей менеджмента к выводу, что взаимоотношения между коллегами организации могут иметь несколько видов:

  • формальные отношения. В них запрещены всякие попытки неуставного общения и поощряется лишь рабочий настрой;
  • непринужденные отношения. В таком коллективе наиболее часто присутствует дух сплоченности среди коллег, отношения которых в большей степени дружеские и существуют общие традиции и праздники;
  • и отсутствие менеджмента. Это случай, когда руководство не озадачено корпоративным духом компании, и в итоге имеет низкую производительность труда за счет постоянных конфликтов.

Изучение межличностных отношений в коллективе следует начинать именно с определения ведущего вида взаимоотношений между коллегами. Но даже если коллектив окажется дружным и сплоченным, не стоит сразу заводить друзей и рассказывать о себе окружающим. Позже эта информация может сыграть против вас. Лучший способ влиться в трудовой коллектив, это изучить его корпоративную культуру и стараться её придерживаться. Хотя первое время трудности в притирке к новым коллегам все равно неизбежны и с этим стоит смириться.

Источник:
Межличностные отношения в коллективе
Отношения играют важную роль в нашей жизни. Являясь частью социума, мы ежедневно взаимодействуем с сотнями людей. А учитывая, что наибольшую часть времени мы проводим на работе, важность
http://kak-bog.ru/mezhlichnostnye-otnosheniya-v-kollektive

Поведение в коллективе

Как стать приятным собеседником для своих коллег?

Как сохранить деловые отношения с начальником, требующим от вас сексуальной взаимности?

Как добиться прибавки к зарплате и не вызвать зависть остальных сотрудников?

Решение этих и подобных им вопросов лежит в рамках психологии — психологии общения в коллективе.


Общение в коллективе тяжелее всего дается тем, кто только что сменил место работы. Косые взгляды, усмешки, перешептывания – первое время с ними «новенькому» придется сталкиваться ежедневно. Чтобы избежать грубых ошибок в общении с коллегами, прислушайтесь к рекомендациям психологов.

— Проведите рекогносцировку: наблюдайте за коллективом. Выделите явных лидеров и аутсайдеров. Найдите «серого кардинала». Обычно это сотрудник, не имеющий высокой должности, но оказывающий заметное влияние на ход офисных событий.

— Займите позицию стороннего наблюдателя. Определите, какие негласные правила действуют в группе. Постарайтесь придерживаться их. Если они вам не нравятся, будьте готовы к тому, что вас посчитают «выскочкой» или «зазнайкой».

— В беседе сохраняйте ровный, доброжелательный тон. Чаще улыбайтесь, не иронизируйте. Общайтесь. Не бойтесь переспросить, если что-то не поняли. Поинтересуйтесь, где обедают ваши коллеги. В какой кофемашине самый вкусный кофе. Завязывайте знакомства. Просите о помощи, если она вам нужна. Но не делитесь личной информацией, наблюдениями, сделанными выводами: человек, который легко вошел с вами в контакт, может быть «засланным казачком» — сплетником. И не факт, что люди, сразу же показавшиеся вам добрыми и милыми, окажутся таковыми на самом деле.

— Не одевайтесь вызывающе. Не используйте яркий макияж. Не кокетничайте. Не заводите служебных романов.

— Не вступайте в дебаты, особенно, с лидерами коллектива. Но отстаивайте свои права, если на них посягнут «старожилы». Не отказывайтесь сразу, если на вас попытаются переложить часть не входящей в ваши обязанности работы. В следующий раз достаточно мило улыбнуться и, извинившись, сказать: «Это не оговаривалось в моем трудовом договоре».

Считается, что труднее всего приходится подчиненным. Тем не менее, с проблемами в психологии общения в коллективе сталкиваются и представители руководящего звена. Особенно, если их назначили на пост сравнительно недавно. Во избежание конфликтов и для создания в офисе творческой, дружелюбной атмосферы, начальникам стоит:

— Принимать каждого сотрудника таким, какой он есть.

— Делать замечания провинившимся наедине, адекватно реагируя на произошедшее недоразумение.

— Не заводить в коллективе «любимчиков».

— Своевременно поощрять инициативу работников, оказывать материальную помощь подчиненным, попавшим в трудную ситуацию, внедрять добрые традиции и корпоративную культуру.

— Называть коллег по имени – отчеству.

— Не иметь романов с подчиненными.

О. Фатеева для сайта Волшебство Фиолетовой Леди

Источник:
Психология общения в коллективе
Как стать приятным собеседником для своих коллег? Решение этих и подобных им вопросов лежит в рамках психологии — психологии общения в коллективе.
http://violet-lady.ru/psixologiya-obshheniya-v-kollektive/

Психология общения в коллективе

Психология отношений на работе: это так сложно и так просто


Каждый человек — это личность, у которой есть свои предпочтения, стремления, положительные или отрицательные стороны. Трудовой коллектив состоит из личностей, порой противоположных по своим взглядам на многие вещи. Очень важная для каждого психология отношений на работе сложна и порой добиться взаимопонимания с другим человеком кажется невозможным. Искусство общения не даётся с рождения: этому навыку, как и любому другому, можно научиться.

Конфликтные ситуации на работе не являются чем-то из ряда вон выходящим. Одной из причин является моббинг — умышленная травля какого-либо члена коллектива с целью его увольнения. Процесс может задействовать достаточно много людей, в том числе руководящий состав.

Часто нагнетание обстановки происходит из-за распределения материальных выгод. Когда получают премиальные или наоборот, взыскания, несколько сотрудников, как правило, остаются недовольными. Дело даже не в самих выгодах, а в статусе их получателя. Ведь если одного отметили больше, чем другого, значит, руководство считает, что он лучше работал!

Другими причинами такой травли могут стать различия ценностей, расхождения целей или элементарная некоммуникабельность.

Натянутые отношения возникают, когда люди не выплескивают свои эмоции, не говорят о существующем недовольстве. Тем не менее, ситуация остаётся без изменений, а часто даже усугубляется. Тогда можно говорить о положительных моментах конфликтов. С их помощью происходит разрядка напряжения и жизнь становится, как не парадоксально, легче.

Лучше разрешить спорный вопрос сразу, чем оставить всё как есть, после чего ситуация выльется в длительное противостояние.

Психология отношений на работе в паре «начальник — подчинённый»

Психология отношений на работе подразумевает подчинение одного человека другому. Это непростые взаимоотношения, требующие тонко чувствовать, где грань, за которую переходить нельзя. Анализ отношений реальных коллективов показывает, что большая часть рабочих конфликтов состоит именно из таких противостояний.

Причинами такого положения дел являются возможность злоупотребления служебным положением, разное видение решения проблем, личная неприязнь и другие. Подчинённость в работе переносится и на бытовую жизнь, хотя формально этого делать никто не заставляет.

Грамотный начальник понимает, что любая конфликтная ситуация отрицательно влияет на рабочий процесс. Вместо того, чтобы заниматься своим делом, сотрудники отвлекаются на решение посторонних проблем, поэтому руководитель будет стараться загладить ссору.

Со стороны подчинённого должно быть понимание того, что дальнейшее накаливание обстановки ни к чему хорошему не приведёт, а значит, нужно идти на компромисс. Если эти две составляющие сложатся воедино, тогда конфронтация пропадет.

Рабочие коллективы состоят из представителей разных полов. По данным соцопросов, четверть мужчин считают, что женщины работают хуже их. Представительницы прекрасной половины то же самое думают о мужчинах, правда, всего пятая часть.

Естественно, психология отношений на работе такова, что необходимо постоянно доказывать целесообразность своего нахождения на той или иной должности. Однако межполовые взаимоотношения накладывают на это свой отпечаток. Мужчине-руководителю гораздо проще найти общий язык с подчиненными своего пола, чем противоположного. Это утверждение справедливо и для начальника-женщины.

Кроме того, внутри коллектива часто возникают сложности из-за недопонимания такого рода. Разные жизненные понятия, различные мировоззрения приводят к тому, что мужчины и женщины по-разному видят многие проблемы. Не говоря уже об их решении. В таком случае для сохранения нормальных отношений очень важно находить консенсус.

Наша ментальность такова, что мы воспринимаем родственные отношения на работе как нечто практически противозаконное. Хотя в большинстве стран, таких как США, Германия, Франция большая доля малого бизнеса состоит как раз из семейных предприятий.

Когда приходится работать с родственником, то очень хорошо будет, если получится разделять деловое общение и родственное. Тогда удастся избежать многих проблем и конфликтных ситуаций.

Однако так бывает далеко не всегда. Рабочие и родственные взаимоотношения часто переплетаются, а следствием почти всегда становится снижение производительности труда, его качества.

В заключение можно сказать о необходимости создания хорошего психологического климата в трудовом коллективе. Когда люди идут работать с радостью, отдача становится больше в разы. Кроме того, объединённая группа людей способна решать более масштабные и трудоёмкие задачи, эффективнее преодолевать кризисные ситуации.

Источник:
Психология отношений на работе: это так сложно и так просто
Психология отношений на работе учит, как избегать конфликтных ситуаций на работе и построить хорошие, дружеские отношения с коллегами и начальством. Читай об
http://amazingwoman.ru/psihologiya/psixologiya-otnoshenij-na-rabote-eto-tak-slozhno-i-tak-prosto/

COMMENTS