Психологическое воздействие это

Виды психологического воздействия

Виды и специфика психологического воздействия: заражение, внушение, подражание, убеждение. Ряд дополнительных психологических приёмов, сочетающих внушение и убеждение, их характеристика, условия и возможности применения. Меры защиты от воздействий.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

«Психологическое воздействие Виды психологического воздействия»

Проблема психологического воздействия является одной из актуальных проблем современной психологии. Важность и актуальность разработки этой проблемы на современном этапе развития психологической науки определяется, прежде всего, тем, что получаемые при этом результаты имеют непосредственный практический выход и могут быть использованы в различных сферах производства и управления, деятельности и общения — всюду, где возникает задача воздействия па поведение человека или группы (в педагогике, медицине, спорте, на производстве и т.п.).

Психологическое воздействие — одна из сторон взаимодействия людей, при которой в расчет принимается лишь одностороннее влияние. В результате этого влияния происходят изменения в психических характеристиках или состоянии адресата воздействия. В деловом общении психологическое воздействие используется достаточно часто. Начальник стремится воздействовать на подчиненных, лидеры — на членов группы, менеджер — на исполнителей и клиентов, сотрудники — друг на друга и на начальника.

Эффективность любого воздействия при прочих равных условиях в значительной мере зависит от степени податливости индивида оказываемому на него воздействию. Это внушаемость индивида (при внушении), конформность (при групповом давлении) и т.п. По-видимому, податливость психологическому воздействию в каждом конкретном случае определяется не одним каким-либо свойством личности, а совокупностью взаимосвязанных и взаимообусловленных свойств.

1. Виды психологического воздействия

Заражение — способ эмоционального воздействия в условиях непосредственного контакта больших групп людей; бессознательная спонтанная форма воздействия, включающая личность в определенные психические состояния; переживание общего психологического состояния одновременно большим количеством людей. Заражение — бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. При этом происходит не осознанная передача(принятие) какой-то информации или образца поведения, а передача определенного эмоционального состояния (психического настроя). Так как все это имеет место в массе, наблюдается многократное взаимное усиление эмоциональных состояний общающихся людей.

При заражении используются в основном невербальные средства: восклицания, интонации, ритмические движения и музыка, яркие цветовые пятна. Этот вид психологического воздействия особенно ярко проявляется в ходе праздников, карнавалов, фестивалей, а также в ситуациях паники, религиозного экстаза и т.п. В организации заранее может использоваться в групповых ритуалах и тренингах для усиления сплоченности коллектива.

Исследования паники остаются на уровне описаний, сделанных после ее пика. Эти описания позволили выделить основные циклы, которые характерны для всего процесса в целом. Знание этих циклов очень важно для прекращения паники.

Внушение — целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу людей. Внушение по общему признанию является одним из самых действенных методов психологического воздействия. Внушение — это активное воздействие одного субъекта на другого. Внушение происходит при условиях: авторитетности источника внушения; доверие к источнику внушения; отсутствия сопротивления внушающему воздействию. Внушение осуществляется посредством словесного воздействия на слушателей, готовых получать инструкции, и носит осознанный характер.

Особенностью внушения, в отличие от убеждения, является его адресованность не к логике и рассудку личности, и не к способности анализировать, сравнивать и обобщать. В процессе внушения не надо что-либо логически доказывать или заставлять осмысливать, здесь действуют совершенно другие механизмы. Внушенное порождает веру во что-то. А это достигается главным образом формой сказанного — важно не что сказал, а как сказал, но сказал очень выразительно, ярко, эмоционально, так, чтобы «брало за душу». Внушение невозможно при отсутствии семантического (смыслового) содержания и сообщения. Например, человеку нельзя что-либо внушить на незнакомом ему языке.

Внушение влияет не на логическое мышление, а на эмоциональную готовность человека получить установку к действию. Данный вид психологического воздействия предполагает, что информация воспринимается не критически. Внушение особенно эффективно при общении с людьми с доминированием ситуативного психологического состояния (неуверенными в себе или подавленными людьми, подростками, утомленными, физически ослабленными людьми и т.п.). В отличие от заражения внушение:

— имеет одностороннюю направленность;

— не предполагает равенства в переживании идентичных эмоций (внушающий не подвержен тому же состоянию, что и внушаемый);

— осуществляется с помощью речи (вербально), но, в отличие от убеждения, не нуждается в доказательстве.

При внушении желаемого поведения, результатов или эмоций следует помнить, что если вы описываете партнеру его состояние, оно будет закреплено. То есть если вы скажете: «Мне приятно, что вы меня внимательно слушаете», слушатели, скорее всего, станут внимательнее. А если вы скажете: «Я понимаю, что все устали», — слушатели начнут зевать и смотреть на часы. Во всех случаях необходимо говорить фразы, в которых содержится много предположений о желаемом для вас поведении партнера, тем более что одобряемый акт всегда повторяется, поскольку любому человеку приятна похвала.

В настоящее время внушение является составной частью нормального человеческого общения. Вместе с другими способами общения внушение выполняет важные социально — психологические функции:

— содействует формированию общественной психологии людей, внедрению в сознание сходных взглядов и убеждений, мнений и оценок, норм деятельности и поведения;

— направляет и регулирует активность личности, побуждая к одним делам и поступкам или удерживая от них.

Подражание — воспроизведение человеком определенных образцов поведения, которые имеют некую эмоциональную окраску. Согласно психологической трактовки, подражание — воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Подражание также относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика. Подражание имеет ряд общих черт с явлением заражения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Выделяют следующие виды подражания:

— логическое подражание — подражание сознательно выбранному образцу;

— нелогическое подражание — подражание эмоционально окрашенному образцу;

— внутреннее подражание — подражание мотивам, интересам, способам мышления и т.п.;

— внешнее подражание — подражание внешним формам поведения;

— подражание-мода — подражание образцам, популярным в данный момент в обществе или в референтной группе (например, подражание известным музыкантам, актерам, спортсменами т.д.);

— подражание-обычай — подражание образцам, традиционным для данной культуры (классическим литературным героям, историческим и религиозным деятелям, отцам и т.п.).

Именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». Если в животном мире этот закон реализуется через наследственность, то в человеческом обществе — через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Эти открытия и изобретения входят впоследствии в структуру общества и вновь осваиваются путем подражания.

Рассматривая разные аспекты психологического подражания, можно также упомянуть о «потребительском» подражании. Многие рекламисты обращают внимание на то, что в рекламе метод создания условий для подражания наиболее эффективно срабатывает в тех случаях, когда рекламируется то, что для человека престижно, что покупается им с целью быть похожим на известную, популярную, авторитетную личность.

Убеждение — воздействие на рациональную и эмоциональную сферы личности, система логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность, проявляющую заинтересованность. Заинтересованность — это стремление получить определенную информацию и потребность осмыслить что-либо. Убеждение эффективно, если:

— содержание убеждения отвечает уровню возрастного, профессионального, познавательного и социального развития личности;

— убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;

— убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт;

— убеждающий глубоко верит в то, в чем убеждает;

— убеждение последовательно и доказательно;

— убеждение содержит обобщающие положения, а также конкретные факты и примеры.

2. Дополнительные психологические приёмы

А теперь рассмотрим ряд дополнительных психологических приёмов, сочетающих внушение и убеждение. Они не являются манипуляциями, но помогают склонить партнера по переговорам на вашу сторону.

1. Расслабление слушателя. Можно угостить партнера кофе или завести разговор на постороннюю тему.

2. Склонение к поступку. Если вы хотите добиться от человека конкретного поступка, предоставьте ему выбор из нескольких желательных для вас вариантов. Не спрашивайте: «Чего вы хотите?» Используйте форму «выбор без выбора»: «Вам удобнее так или так?» Спрашивайте: «Вы хотите это или то?» Всегда разделяйте поступки людей и вашу реакцию на них. Не говорите: «Вы меня подставили», лучше скажите: «Я оказался в неприятном положении).

3. Прием «ДА, ДА ДА». Данный прием предполагает использование определенных речевых уловок, которые не содержат прямой манипуляции. Замечено, что если человек три-пять раз сказал «Да», ему очень трудно сразу сказать «Нет», также если возникли три близкие ассоциации, возникает и четвертая, даже если она не адекватна ситуации. Этот прием иногда используют продавцы: они задают три вопроса, предполагающие положительный ответ, а затем спрашивают: «Так вы берете?». С большой вероятностью покупатель ответит: «Да».

Приведем пример. Есть такая игра-шутка. Ведущий заранее выбирает три белых объекта, которые хорошо видны аудитории бумагу, белую кофточку, облако за окном и т.п., и спрашивает: «Отвечайте хором быстро и громко: «какого цвета этот лист бумаги?» Аудитория отвечает: «Белый». Ведущий говорит: «Хорошо, но теперь отвечайте быстрее и громче (использование заражения): какого цвета эта кофточка?» Аудитория отвечает: «Белого». Ведущий вновь обращается к аудитории: «Хорошо, но надо быстрее и громче. Какого цвета это облако?» Аудитория отвечает: «Белого». Ведущий говорит: «Хорошо. Что пьет корова?» Аудитория отвечает: «Молоко!» Через несколько секунд все понимают, что этот ответ неверный и начинают смеяться. Корова пьёт воду, но слово «молоко» ассоциируется и с «коровой» и с «белым».

Все описанные приемы воздействия, кроме убеждения, делают человека зависимым. Поэтому тот, кто определяет цели воздействия, должен постоянно его контролировать.

Убеждение является наиболее гибким и демократичным методом воздействия, с его помощью можно добиться изменений не только во внешнем поведении, но и в мотивации человека. Убежденный в правильности своих целей человек может действовать самостоятельно и является надежным партнером. Однако убеждение — наиболее сложный способ воздействия. Использование этого приема требует времени, усилий, компетентности и умения убеждать.

1. Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя»

Источник:
Виды психологического воздействия
Виды и специфика психологического воздействия: заражение, внушение, подражание, убеждение. Ряд дополнительных психологических приёмов, сочетающих внушение и убеждение, их характеристика, условия и возможности применения. Меры защиты от воздействий.
http://allbest.ru/otherreferats/psychology/00087198_0.html

Закономерности психологического воздействия

Психологическое воздействие — это влияние на людей (на отдельных индивидов и на группы), осуществляемое с целью изменения идеологических и психологических структур их сознания и подсознания, трансформации эмоциональных состояний, стимулирования определенных типов поведения.

Выделяют три этапа психологического воздействия:

• операциональный, когда осуществляется деятельность его субъекта;

• процессуальный, когда имеет место принятие (одобрение) или неприятие (неодобрение) данного воздействия его объектом;

• заключительный, когда проявляются ответные реакции как следствие перестройки психики объекта воздействия.

Перестройка психики под влиянием психологического воздействия может быть различной как по широте, так и по временной устойчивости. По первому критерию различают парциальные изменения, т.е. изменения какого-нибудь одного психологического качества (например, мнения человека о конкретном явлении), и более общие изменения психики, т.е. изменения ряда психологических качеств индивида (или группы). По второму критерию изменения могут быть кратковременными и длительными.

Применение психологического воздействия в боевой обстановке имеет свои особенности:

• допускаются не только гуманные, но и антигуманные способы и приемы психологического воздействия;

• психологическое воздействие осуществляется в сочетании с применением средств вооруженной борьбы;

• есть стремление достичь максимальной психогенной результативности воздействия.

Психологическое воздействие оказывается на конкретные сферы психики отдельного человека, групп людей и общественного сознания в целом:

• потребностно-мотивационную (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания);

• интеллектуально-познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление);

• эмоционально-волевую сферу (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы);

• коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения, взаимодействия, взаимоотношений, межличностного восприятия).

Это означает, что психологическое воздействие только тогда дает наибольший реальный эффект, когда учитываются присущие этим конкретным сферам особенности функционирования индивидуального, группового и общественного сознания.

Психологическое воздействие имеет свои закономерности:

• если оно направлено в первую очередь на потребностно-мотивационную сферу людей, то его результаты сказываются в первую очередь на направленности и силе побуждений (влечений и желаний) людей;

• когда под прицелом оказывается эмоциональная сфера психики, то это отражается на внутренних переживаниях, а также на межличностных отношениях;

• сочетание воздействий на обе названные сферы позволяет влиять на волевую активность людей и таким образом управлять их поведением;

• влияние на коммуникативно-поведенческую сферу (специфику взаимоотношений и общения) позволяет создавать социально-психологический комфорт и дискомфорт, заставлять людей сотрудничать либо конфликтовать с окружающими;

• в результате психологического воздействия на интеллектуально-познавательную человека сферу изменяются в нужную сторону его представления, характер восприятия вновь поступающей информации и, в итоге, его «картина мира».

Человеческая психика (т.е. объект психологического воздействия) — это система потребностно-мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативно-поведенческих компонентов. Она может функционировать уравновешенно или же с перекосом в существующих взаимосвязях. Определяется то и другое эффектом когнитивного диссонанса.

Когнитивный диссонанс — это такое явление, которому свойственны следующие характеристики:

а) между интеллектуально-познавательными и всеми остальными компонентами психики имеет место диссонанс, т.е. несогласованность, противоречивость;

б) существование диссонанса вызывает у человека стремление уменьшить его или хотя бы воспрепятствовать его дальнейшему увеличению;

в) проявление данного стремления выглядит как:

• недоверчивое отношение к новой информации, или

• изменение поведения в соответствии с новой информацией, или

• переосмысление прежней информации в новом ракурсе.

В соответствии со сказанным для того, чтобы оказать психологическое воздействие, необходимо сначала спровоцировать сбои и перекосы в функционировании отдельных компонентов психики объекта воздействия. Динамическое равновесие между ними нарушится и он начнет переживать состояние когнитивного диссонанса. После этого можно побудить его к восстановлению душевного равновесия за счет изменения своих прежних, привычных для него взглядов, убеждений и отношений, а затем и стереотипов поведения.

Наиболее наглядно это видно на примере психологического побуждения к сдаче в плен и в работе с военнопленными.

Практически каждый военнослужащий отдает себе отчет в том, что сдача в плен, к которой его призывает противник, является весьма негативным поступком. Но в ходе боевых действий он нередко видит, что плен (или, как вариант, дезертирство) — единственный способ сохранить свою жизнь. Перед ним встает тогда альтернатива: потерять уважение фронтовых товарищей, друзей и родных людей или лишиться жизни. Начинается мучительный поиск решения (т.е. переживание когнитивного диссонанса). Человеку необходимо выбрать один из этих двух вариантов, внутренне принять либо возможность гибели, либо бегство от нее. Нередко это бывает выбор в пользу сдачи в плен.

В плену осуществляется работа по дальнейшей трансформации мировоззрения пленных. Специалисты в области психологического воздействия стремятся заменить имеющиеся у них ценностные ориентации (например, буржуазно-демократические) на другие (например, социалистические, как это было в ходе работы с пленными в период Великой Отечественной войны, в Корее и во Вьетнаме). Знакомство с новыми взглядами, идеями, нормами поведения, требующими отказа от устоявшихся убеждений, опять приводит к возникновению когнитивного диссонанса. В чью пользу будет принято решение в этом случае, зависит от целого ряда факторов (возраста пленного, степени его интеллектуального развития, уровня образования, качества проводимой с ним работы и др.).

Результативность психологического воздействия зависит также от особенностей механизмов трансформации убеждений, стереотипов и установок людей.

Механизм трансформации убеждений. Убеждения — это осмысленные, устойчивые мотивы деятельности людей, имеющие обычно идеологическую основу и проявляющиеся в их действиях, поступках и поведении. Например, в любой армии обычно культивируют так называемых «вечные солдатские доблести» — мужество, стойкость, доверие и подчинение командирам, гордость за свой род войск и за свою часть, войсковое товарищество, уверенность в своих силах и т. д., якобы лишенные политической направленности. Это приносит свои плоды.

Зачастую высокие результаты в боевой под готовке, готовность к решительным действиям в экстремальных ситуациях (особенно во время учений) у многих военнослужащих базируются в основном на внутреннем принятии «вечных доблестей», а также на чувстве долга, гордости за свое оружие, личном тщеславии и стремлении проявить свои возможности.

Однако реальная угроза жизни в боевой обстановке, другие опасности современной войны заставляют солдата заботиться также и о своем выживании. При этом, в соответствии с закономерностями когнитивного диссонанса, сложившиеся убеждения подвергаются колебаниям. Поэтому целенаправленное психологическое воздействие извне способствует их ослаблению, нейтрализации или замене на противоположные.

Использование средств психологической войны дает наилучшие результаты тогда, когда они применяются в благоприятной обстановке. Один из самых эффективных способов создания такой обстановки заключается в том, чтобы логически подвести вражеских солдат к мысли о капитуляции. Например, сообщения о фактах массовой сдачи в плен, описание хороших условий жизни в плену и обещание возможности вернуться домой после окончания войны, как показывает практика психологической войны, способствует склонению личного состава войск противника к сдаче в плен.

Механизм трансформации стереотипов. Стереотипы представляют собой распространенные в определенных социальных и этнических группах схематизированные представления о фактах действительности, обусловливающие весьма упрощенные (как правило — неадекватные реальности) оценки и суждения представителями этих групп. Они формируются в результате неоднократного смыслового и эмоционального акцентирования сознания людей на тех или иных явлениях и событиях, многократного их восприятия и запечатления в памяти.

Стереотипы чаще всего отражают не существенные (глубинные), а внешние, наиболее заметные, наиболее яркие черты явления или события. Любая оценка последних, соответствующая стереотипу, обычно принимается без доказательств и считается самой правильной, тогда как всякая другая подвергается сомнению. Важно отметить, что стереотипы возникают в индивидуальном, групповом и общественном сознании в результате воздействия не только окружающей действительности, но и вследствие восприятия опыта, мнений, суждений других людей.

Именно поэтому стереотипы могут становиться объектом психологического воздействия. Их трансформация является одновременно и предпосылкой эффективности такого воздействия, и условием, соблюдение которого позволяет в итоге изменить поведение людей. Так, государство формирует стереотип положительного отношения народа к политическому руководству своей страны. Цель же органов психологической войны противника состоит в дискредитации этого руководства и разрушении стереотипа положительного отношения граждан к нему.

Например США в период своей интервенции в Панаму (декабрь 1989 — январь 1990), наглядно показали как надо это делать. Для дискредитации президента Панамы генерала М. Норьеги в глазах панамцев и мировой общественности против него судом штата Флориды были выдвинуто 13 обвинений, в том числе в торговле наркотиками и рэкете. Американские средства массовой информации постоянно подчеркивали личную ответственность Норьеги за отмену результатов демократических выборов и жестокую расправу над группой офицеров национальной гвардии Панамы, пытавшихся совершить государственный переворот.

Широко комментировались его диктаторские замашки, в частности объявление себя «пожизненным президентом». Большинство мировых га зет обошла фотография кабинета М. Норьеги, стены которого украшал портрет Гитлера в фашистской униформе с надписью на немецком языке «Один вождь — единая нация». В прессе постоянно сообщалось об увлечении Норьеги порнографическими журналами и видеофильмами, об употреблении им наркотиков.

Внимание людей обращалось и на то, что в резиденции диктатора присутствуют различные ритуальные предметы, свидетельствующие о том, что он серьезно относится к колдовству и оккультизму.

В результате в глазах американцев, и не только их, Норьега стал выглядеть дельцом наркобизнеса, узурпировавшим президентскую власть, безжалостно расправляющимся с оппозицией, травящим американский народ наркотиками колумбийской наркомафии, и притом психически не вполне нормальным человеком. Весь этот пропагандистский заряд послужил достаточным прикрытием для ввода американских войск и их дальнейших действий по свержению диктатора. Свое решение о направлении войск в Панаму президент США Дж. Буш принимал в условиях уже сформировавшегося нового стереотипа отношения американцев к Норьеге, запрограммированного на необходимость вооруженной акции.

Советской специальной пропаганде, как свидетельствуют иностранные источники, во время войны в Афганистане также удалось провести ряд успешных мероприятий, направленных на изменение стереотипов восприятия населением и моджахедами конкретных полевых командиров. Цель одного из них состояла в подрыве авторитета полевого командира Ходжи Рустама. Вот как это делалось.

Сначала распустили слухи о том, что он якобы сотрудничает с министерством государственной безопасности, вследствие чего его отряд терпит неудачу за неудачей. Но руководство оппозиции все еще доверяло Рустаму и с целью проверки перебросило его на другой участок. Тогда в новой зоне его боевых действий была распространена листовка следующего содержания:

«Братья моджахеды и борцы за веру! Среди нас есть такие, кто якобы ведет святую войну за веру, на самом же деле выражает по отношению к исламу свою неприязнь и лицемерие. Ходжа Рустам из этого числа. В течение 7 лет он настраивал друг против друга братьев-мусульман в долине ущелья Ниджраб, что обычно приводило к гибели многих из них. Знайте, этот не боящийся Аллаха деспот, якобы от имени народа ведущий священную войну, недавно был отстранен от руководства Главным управлением исламской партии.

И вот злой и проклятый интриган прибыл теперь уже в Кухистан, чтобы сеять смерть и убивать народ, чтобы и здесь опорочить звание моджахеддина.»

Эта листовка вызвала определенный результат. Стереотип восприятия Ходжи Рустама на новом месте оказался совсем иным, вследствие чего ему пришлось сдать командование.

Механизм трансформации установок. Установка — это состояние внутренней готовности (настроенности) людей на специфическое для них проявление чувств, интеллектуально-познавательной и волевой активности, динамики и характера общения, предметно-практической деятельности и т.д., соответствующее имеющимся у них потребностям.

Возникновение установки обычно предшествует осознанию людьми определенной потребности и тех условий, в которых эта потребность может быть удовлетворена. Целенаправленное психологическое воздействие создает такую ситуацию, в которой наличная потребность удовлетворяется предоставлением людям конкретной информации, преподнесенной определенным образом. Благодаря ей установка формируется, закрепляется, заменяется или изменяется в сознании людей.

Существуют закономерности формирования и проявления установок, среди которых для психологической войны наиболее важны следующие:

• если психологическое воздействие имеет целью формирование новых убеждений, взглядов, ценностных ориентаций, а человек в это время элементарно голодает, не устроен, не имеет крыши над головой, болен и т.п., то такое воздействие не приведет к их изменению в желаемом направлении;

• независимо от мастерства подачи и особенностей содержания психологического воздействия, оно не будет эффективным, если не соответствует внутренним потребностям человека.

Добиться долговременного устойчивого изменения поведения людей в результате психологической войны можно только в той мере, в какой удастся поколебать систему уже имеющихся у них установок. Затем на этой основе можно сформировать новые установки.

Процесс изменения установок тоже подчиняется определенным закономерностям:

1) Человеку необходимо объяснить общую направленность процесса изменения его установок;

2) Трансформация установок успешно проходит тогда, когда психологическое воздействие, осуществляемое в этих целях, соответствует потребностям и мотивам человека;

3) Изменение установок более вероятно, если содержание воспринятой в ходе психологического воздействия информации соответствует сложившимся нормам группового и индивидуального поведения людей, а источник информации вызывает доверие и является достаточно компетентным.

4) Изменение установок оказывается более устойчивым, если окружающая человека действительность подтверждает содержание воспринятой в ходе психологического воздействия информации.

5) Трансформация установок тем эффективнее, чем активнее используются различные способы психологического воздействия.

Психологическое воздействие позволяет частично или полностью изменять (ослаблять, усиливать) ранее усвоенные установки и формировать новые.

Возможны малые изменения установок, под которыми понимается частичная трансформация какого-либо их компонента: интеллектуально-познавательного (информационного), эмоционально-оценочного или коммуникативно-поведенческого. Вот пример того, как это достигается.

Во время битвы за Сталинград в составе немецкой группировки находились румынские и итальянские части, личный состав которых проявлял в целом положительное отношение к немцам. В то же время наблюдались отдельные случаи столкновений между румынскими, немецкими и итальянскими солдатами.

Кардинальное изменение ранее сложившихся установок с помощью психологического воздействия достигается достаточно редко. Дело в том, что установка формируется в течении долгого времени, связана с системой ценностей человека, носит устойчивый характер. Для того, чтобы трансформировать установки, необходимо:

• осуществлять непрерывное психологическое воздействие продолжительное время;

• неоднократно использовать разные аргументы, подкрепленные реальными фактами;

• систематически усиливать убедительность аргументации.

«Японские военнопленные, прибывшие из Сибири, являются твердыми коммунистами и составляют предмет беспокойства для японского правительства».

В период войны в Корее (1950-1953 гг.) корейцы тоже проводили эффективную работу с военнопленными. Политическое и военное руководство США было обеспокоено тем, что многие из 7 тысяч американских солдат, попавших в плен, поддались влиянию пропаганды противника. По данным зарубежной печати «каждый третий американский пленный в Корее был виновен в сотрудничестве с врагом, а 23 человека вообще отказались возвращаться на родину».

Психологическое воздействие на войне осуществляется прежде всего ради инициирования определенных реакций и действий, конкретного поведения (действия или бездействия) объекта. Вот характерный пример. В ходе одной из боевых операций израильских войск, получившей название «Дин вехешбон»

(«Плата по счету»), жителей южно-ливанских населенных пунктов заранее оповещали о предстоящих бомбардировках. Им также рекомендовали срочно эвакуироваться. Все это делалось для того, чтобы вызвать массовый отток населения во внутренние районы страны и таким образом заблокировать инфраструктуру региона, спровоцировать гражданские беспорядки. А в конечном счете, дестабилизировать обстановку в Ливане, склонить руководство страны к переговорам. Поставленная цель в конце концов была достигнута.

Источник:
Закономерности психологического воздействия
Закономерности психологического воздействия: Психологическое воздействие — это влияние на людей (на отдельных индивидов и на группы), осуществляемое с целью изменения идеологических и психологических структур их сознания и подсознания, трансформации эмоциональных состояний, стимулирования … — — . Портал Медицина от А до Я
http://med-books.info/psihologiya-pedagogika-voennaya/zakonomernosti-psihologicheskogo-vozdeystviya.html

Понятие психологического воздействия

В самом общем виде воздействие — это влияние, оказываемое кем или чем-либо на кого-нибудь.

Воздействие — целенаправленный перенос движения или информации от одного участника взаимодействия к другому Словарь практического психолога. / Под ред. С.Ю.Головина. — Минск: Харвест, 1998. — с.70. .

Воздействие может быть:

Непосредственным — движение и информация передаются в форме импульса движения (прикосновение или удар).

Опосредованным — информация и импульс движения передаются в форме комплекса сигналов.

Воздействие может осуществляться при помощи различных средств, приемов, техник, методов и технологий. Все средства психологического воздействия можно разделить на несколько групп:

Вербальные средства передачи информации (звучание, графические начертания).

Невербальные средства передачи информации (особенности мимики или жестов).

Регуляция уровня удовлетворения потребностей (удовлетворение определенных нужд человека).

Включение в деятельность (как правило, общую).

Эмоциональное заражение (например, идеей).

Также можно выделить несколько технологий воздействия:

Кооптация — привлечение неформального лидера к сотрудничеству с целью изменения его ценностей.

Партиципация — имитация участия авторитетных представителей в выработке решений с целью изменить их оппозиционный настрой.

Одомашнивание несогласия — имитация критики и самокритики.

Психологическое воздействие — социально-психологическая активность одних людей, осуществляемая в различных формах и различными средствами, направленная на других людей и их группы с целью изменения психологических характеристик личности (их взглядов, мнений, отношений, ценностных ориентаций, настроений, мотивов, установок и стереотипов поведения), групповых норм, общественного мнения или переживаний людей, опосредующих их деятельность и поведение Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — С.177. .

Влияние в психологическом воздействии — это осуществление своих функций субъектом воздействия, его деятельность, приводящая к изменению каких-либо особенностей индивидуальности объекта, его сознания и поведения.

Как мы можем увидеть, виды влияния могут быть разными. Для более полного понимания этого процесса, необходимо подробнее рассмотреть виды влияния в психологическом воздействии.

Индивидуально — специфическое влияние лица, осуществляющего психологическое воздействие, заключается в передаче (или навязывании) людям еще не освоенных ими образов личностной и другой активности, в которых выражаются его индивидуально-психологические характеристики (доброта, общительность, или наоборот, недоброжелательность, эгоизм и т.д.).

Функционально — ролевое влияние субъекта психологического воздействия — форма осуществления им своих функций и взаимодействия с другими людьми, выражающаяся в навязывании другим людям социальных ценностей и поступков, способов возможного поведения, задаваемых теми целями, которые он преследует, и определяемых той ролью, которую он играет (или исполняет).

Направленное влияние — это такое влияние субъекта психологического воздействия, которое ориентированно на определенных людей или их конкретные личностные качества и социально-психологические особенности.

Ненаправленное влияние — это влияние не направленное на определенный объект.

Прямое влияние — это непосредственное влияние самого субъекта психологического воздействия или его личностных качеств на других людей.

Косвенное влияние — воздействие, направленное не непосредственно на объект влияния, а на окружающую его среду.

Можно сказать, что любое влияние реализует сознательное или бессознательное стремление человека утвердить факт своего существования. У каждого человека есть право влиять на других или право отвергать чужое влияние.

Противостояние чужому влиянию — сопротивление воздействию другого человека с помощью психологических средств. Поэтому с большой долей уверенности можно говорить о том, что все пытаются влиять на всех, и все пытаются противостоять чужому влиянию. Это является необходимым атрибутом современного общества.

Источник:
Понятие психологического воздействия
В самом общем виде воздействие — это влияние, оказываемое кем или чем-либо на кого-нибудь. Воздействие — целенаправленный перенос движения или информации от одного участника взаимодействия к
http://studwood.ru/613791/psihologiya/ponyatie_psihologicheskogo_vozdeystviya

Психологическое воздействие это

4.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЯЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

В социальных системах функции управления осуществляются посредством оказания информационно-психологического воздействия на объект управления [122], [71], [78], [126].

Выделяют три основных этапа психологического воздействия. 1.

Операционный, когда осуществляется деятельность его субъекта. 2.

Процессуальный, когда имеет место принятие (одобрение) или неприятие (неодобрение) данного воздействия его объектом. 3.

Заключительный, когда проявляются ответные реакции как следствие перестройки психики объекта воздействия.

Перестройка психики под влиянием психологического воздействия может быть различной как по широте, так и по временной устойчивости. По первому критерию различают парциальные изменения, т.е. изменения какого-нибудь одного психологического качества (например, мнения человека о конкретном явлении), и более общие изменения психики, т. е. изменения ряда психологических качеств индивида (или группы). По второму критерию изменения могут быть кратковременными и длительными.

Психологическое воздействие может осуществляться различными методами и основными инструментами, с помощью которых оказывается влияние на сознание и подсознание людей:

во-первых, собственно психологическими методами (убеждением, внушением, информированием, поощрением, принуждением, наказанием, методом примера);

во-вторых, психологическое воздействие может осуществляться с использованием военных средств;

в-третьих, для психологического воздействия может использоваться система торговых и финансовых санкций, направленных на экономический подрыв потенциального противника;

в-четвертых, психологическое воздействие может осуществляться с использованием чисто политических средств.

Психологическое воздействие подразделяется на следующие виды. 1.

Психотронное (психофизическое). 6.

Выделяют следующие формы психологического воздействия: воздействие вербальными средствами; воздействие печатными и изобразительными средствами; воздействие с помощью радио, телевидения и компьютерной техники. При выборе форм психологического воздействия необходимо учитывать их специфические особенности. Устное (вербальное) воздействие очень продуктивно, но не всегда возможно. Воздействие с помощью радио, телевидения и компьютерной техники обеспечивает одновременный охват большой аудитории, но требует специальной аппаратуры для приема информации и обеспечения возможностей для ее прослушивания (просмотра). Печатные и изобразительные материалы проигрывают в опера тивности, не воспринимаются неграмотными людьми и требуют специальных средств доставки к объекту. Однако их можно изучать неоднократно, передавать из рук в руки, хранить длительное время [78].

Психологическое воздействие оказывается на конкретные сферы психики отдельного человека, групп людей и общественного сознания в целом:

потребностно-мотивационную (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания);

интеллектуально-познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление);

эмоционально-волевую сферу (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы);

коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения, взаимодействия, взаимоотношений, межличностного восприятия).

Психологическое воздействие имеет свои механизмы — наиболее общие закономерности, по которым оно осуществляется. Обычно различают механизмы трансформации: убеждений; стереотипов; установок людей.

Психологическое воздействие дает наибольший реальный эффект, когда учитываются присущие этим конкретным сферам особенности функционирования индивидуального, группового и общественного сознания.

Психологическое воздействие осуществляется на основе определенных принципов (основных концептуальных положений).

Различают следующие принципы психологического воздействия: индивидуального и дифференцированного подхода; воздействия в группе и через коллектив; воздействия в процессе деятельности;

сочетания высокой интенсивности влияния с учетом специфических характеристик его объекта;

опоры на положительное или отрицательное в личности и группе; единства, согласованности, преемственности в психологическом воздействии.

Индивидуальный и дифференцированный подход в психологическом воздействии предполагает:

глубокое и всестороннее знание и учет индивидуально-психологических особенностей объектов воздействия;

определение конкретных задач влияния на конкретных людей и группы (сообщества) с учетом их личностных и групповых характеристик;

постоянный анализ итогов психологического воздействия; своевременное внесение корректив в методику его осуществления с учетом особенностей каждого конкретного человека.

Принцип психологического воздействия в группе и через коллектив требует:

определять приоритеты во влиянии на неформальных лидеров и руководителей группы (сообщества);

определять перспективы развития группы, объединяющие мысли и действия всех ее членов и именно на них сосредоточивать фокус основного влияния субъекта воздействия;

умело использовать силу группового мнения в интересах повышения эффективности воздействия;

заставлять всех членов группы подчинять личные интересы общим; обеспечивать единство и сплоченность активных людей в действиях, способствующих воплощению целей осуществляемого на группу психологического воздействия.

Психологическое воздействие в процессе деятельности предполагает, что влияние на людей может осуществляться менее заметно и более продуктивно.

Принцип сочетания высокой интенсивности влияния с учетом специфических характеристик его объекта предполагает непрерывное достижение целей психологического воздействия, временная приостановка которого возможна лишь в том случае, когда необходима его корректировка исходя из специфического проявления конкретных психологических особенностей людей, осмыслить которые заранее не представлялось возможным.

Опора на положительное или отрицательное в личности и группе ориентирует на изучение и учет прежде всего того, что может способствовать или препятствовать психологическому воздействию.

Принцип единства, согласованности, преемственности в психологическом воздействии требует:

наличия единства взглядов всех субъектов психологического воздействия на его задачи;

достижения единства во всех элементах и во всем содержании психологического воздействия; использования достижений современной науки в интересах повышения эффективности общего воздействия на различных людей и их группы;

согласования линии психологического воздействия по отношению к отдельным людям; обобщения опыта по достижению согласованности и преемственности в психологическом воздействии в различных социальных условиях.

Закономерности психологического воздействия:

если оно направлено, в первую очередь, на потребностно-мотивацион- ную сферу людей, то его результаты сказываются, в первую очередь, на направленности и силе побуждений (влечений и желаний) людей;

когда под прицелом оказывается эмоциональная сфера психики, то это отражается на внутренних переживаниях, а также на межличностных отношениях;

сочетание воздействий на обе названные сферы позволяет влиять на волевую активность людей и таким образом управлять их поведением;

влияние на коммуникативно-поведенческую сферу (специфику взаимоотношений и общения) позволяет создавать социально-психологический комфорт и дискомфорт, заставлять людей сотрудничать либо конфликтовать с окружающими;

в результате психологического воздействия на интеллектуально-познавательную сферу человека изменяются в нужную сторону его представления, характер восприятия вновь поступающей информации и, в итоге, его картина мира.

Метод психологического воздействия — совокупность психологических приемов и операций по осуществлению воздействия на сознание и подсознание человека или групп лиц. Выделяют такие методы психологического воздействия, как убеждение, внушение, принуждение, заражение, подражание и др.

Различают прямые и косвенные методы воздействия на сознание [39], [78]. Традиционный прямой способ воздействия на сознание основан на убеждении людей, обращении к их разуму с применением рациональных аргументов, логики. Необходимой составной частью проведения такой разъяснительной работы, обращенной к разуму людей, был учет реальной обстановки. При этом важно понимать расстановку сил, реальные интересы людей, проводить научный анализ. Вместе с тем необходимо учитывать состояние общественного сознания, т.е. дать четкие, броские, понятные лозунги; бороться за людей, за их сознание повседневно.

Наряду с рациональными способами воздействия на сознание существуют иррациональные способы. Они могут оказывать разрушительное воздействие, подавлять рациональное начало и заставлять людей служить своим целям. Один из эффективных методов — метод большой лжи. В основе этого метода лежит использование довольно ограниченного характера восприимчивости масс наряду с учетом присущей массам забывчивости. Используется неготовность людей к «большой лжи», основанная на привычности к мелкому бытовому обману наряду с наличием социальных и внутренних запретов на существенный по масштабу обман.

Метод закрепления установок (положений). В основе метода лежит ограниченность восприятия людей. Человек не успевает перерабатывать массив данных и его оперативная память ограничена, избыточную информацию он воспринимает как шум. Поэтому действительно важную роль играют простые формулировки, повторение, закрепление определенного набора положений.

Метод синхронизации индивидуума с группой. Метод основан на том, что в подсознании человека заложено определенное, кореллирующее поступки отдельных лиц, «стадное» чувство принадлежности к определенной общественной группе, которое стимулирует моду, синхронизацию поступков, подчинение лидерам. На его основе можно успешно пропагандировать расовую и религиозную исключительность, преимущества определенного «образа жизни» и т.п.

Метод рекламы. Применяется при нецелесообразности посылки заведомо ложной информации. Суть метода: «Всегда говорите правду, говорите много правды, говорите гораздо больше правды, чем от вас ожидают, но никогда не говорите всю правду».

Метод опосредованного воздействия средств массовой информации на общественное сознание через межличностные неформальные каналы информации. Основан на подаче нужного материала с вопросительным знаком и предложении обсудить, отзвонить, прокомментировать и т. д.

Косвенные методы связаны с воздействием на условия функционирования мозга людей. К этим методам относится инициализация нарушений мозговой деятельности путем повышения потребления алкоголя и организации наркосбыта в стане противника, также используется влияние на сознание людей электромагнитных и акустических полей.

Принуждение — один из методов психологического воздействия — применение таких мер к объектам психологического воздействия, которые побуждают их выполнять какие-либо действия вопреки собственной воле (желанию).

В информационном противоборстве применяются различные, многочисленные тайные (скрытые) способы и формы (технологии) принуждения личности [39]. Среди них: аферы, махинации, мошенничество, блеф, стратагемы, политические игры и мистификации, манипулятивное воздействие, провокации, психологические и тайные операции, пропаганда, политические игры и рекламные кампании, политическая и коммерческая реклама, дезинформация и оперативные игры — это далеко не полный перечень понятий, используемых для обозначения способов проявлений тайного принуждения человека.

Политические и оперативные игры, специальные и тайные операции, психологические операции и психологическая война, пропагандистские и рекламные кампании являются понятиями, отражающими устойчивые организационные формы целенаправленного комплексного применения различных способов и средств скрытого принуждения людей [37], включающих:

сокрытие истинных целей действий, суть которых заключается, как правило, в получении односторонней или большей выгоды для инициатора этих действий;

использование приемов, маскирующих истинные цели и побуждающих совершать действия, выгодные для инициатора их применения.

Основные источники информационно-психологического воздействия на человека включают в себя (в обобщенном виде) [39]:

государство (в том числе иностранные государства), органы власти и управления и другие государственные структуры и учреждения;

общество (различные общественные, экономические, политические и иные организации, в том числе зарубежные);

различные социальные группы (формальные и неформальные, устойчивые и случайные, большие и малые по месту жительства, работы, учебы, службы, совместному проживанию и, проведения досуга и т.д.);

отдельные личности (в том числе представители государственных и общественных структур, разнообразных социальных групп и т. п.).

Источник:
Психологическое воздействие это
4.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЯЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ: В социальных системах функции управления осуществляются посредством оказания информационно-психологического воздействия на объект управления [122], [71], [78], [126]. Психологическое воздействие — это способ оказания влияние на людей (на отдельных … — —
http://uchebniki-besplatno.com/uchebniki-politologii-knigi/psihologicheskoe-vozdeystvie-kak-sredstvo-21627.html

Психолого-правовая трактовка понятия «Психологическое воздействие» Текст научной статьи по специальности — Психология

Психолого-правовая трактовка понятия «Психологическое воздействие» Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Сарелайнен Александра Игоревна

В статье обобщаются и анализируются имеющиеся в литературе определения психологического воздействия, описываются ключевые характеристики, присущие психологическому воздействию и профессионально-психологическому воздействию. Во второй части статьи обозначены проблемные поля, которые могут стать основой для практических и теоретических исследований профессионально-психологического воздействия.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Сарелайнен Александра Игоревна,

Psychological and legal interpretation of the concept of the»psychological impact»

The article summarizes and analyzes available in the literature definitions of the psychological impact, describes the key characteristics inherent in the psychological effects and professional-psychological impact. In the second part of the article the problem fields are identified that can serve as a basis for practical and theoretical studies of professional psychological impact.

Текст научной работы на тему «Психолого-правовая трактовка понятия «Психологическое воздействие»»

?ЮРИДИЧЕСКАЯ И ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

психолого-правовая трактовка понятия «психологическое воздействие»

В статье обобщаются и анализируются имеющиеся в литературе определения психологического воздействия, описываются ключевые характеристики, присущие психологическому воздействию и профессионально-психологическому воздействию. Во второй части статьи обозначены проблемные поля, которые могут стать основой для практических и теоретических исследований профессионально-психологического воздействия.

Ключевые слова: психическое и психологическое воздействие, профессиональная деятельность, манипуляция, прием воздействия.

Целью данной статьи является обобщить и проанализировать имеющиеся в литературе определения психологического воздействия, провести демаркационную линию, выделяющую профессионально-психологическое воздействие, описать ключевые характеристики, присущие психологическому воздействию и профессионально-психологическому воздействию.

Начнем наше изложение с того, что обратимся к вопросу различения терминов психическое и психологическое воздействие.

опасному деянию»), по нашему мнению, является не корректным. На наш взгляд, термин отношение имеет социально-психологическую природу, т. е. связан не столько с психикой и психическими процессами на уровне индивида, сколько с личностью человека, с его психологией. В данном случае более точным было бы употребление термина «психологическое отношение».

Что касается понятий «психическое воздействие» и «психологическое воздействие», то различие в их употреблении практически не наблюдается. Так, например, понятие угрозы в ст. 120 раскрывается как психическое воздействие, а в ст. 131 — как психологическое.

В психологической литературе также отсутствует единое мнение по этому вопросу. Довольно распространенной формулировкой, тиражируемой вслед за А.М. Столяренко, является следующая: «Любое нефизическое воздействие одной личности на другую, признаки процесса или конечный результат которого возможно обнаружить, является психическим» [6, с. 381]. Утверждение в целом верное, однако неполное, поскольку не раскрывает суть процесса или результата воздействия. Данное определение вызывает больше вопросов и выглядит скорее как постановка проблемы, нежели чем как ее решение.

Отвечая на вопрос разделения воздействия психического и психологического, Столяренко приводит любопытную трактовку: «Психологическое воздействие — преднамеренное, целенаправленное вмешательство в процессы психического отражения действительности другого человека в отличие от психического, которое может происходить и без выраженного желания воздействующего субъекта и даже в его отсутствие («его слова запали мне в душу, хотя он даже не догадывается о моем существовании»). Оно

Теперь поговорим об определении феномена психологического воздействия. Здесь, как и во многих других теоретических проблемах психологии, единого мнения ученых не существует.

Большинство специалистов определяет воздействие как процесс и результат одновременно. Кроме уже упомянутого определения, данного А.М. Столяренко [6], такого рода определение дает Г.А. Ковалев. Так, он понимает под воздействием процесс, реализуемый в ходе взаимодействия двух систем, результатом которого является изменение в состоянии или структуре хотя бы одной из них [4]. Н.П. Хайдуков считает, что «воздействие одного человека на другого — это осуществляемый в личных или общественных интересах процесс передачи информации путем использования различных методов и средств с целью вызвать необходимую реакцию со стороны лица, на которое оказывается воздействие, и тем самым обусловить желательную позицию и поведение этого лица в нужном направлении» [7, с. 13]. Однако полным такое определение воздействия

одного человека на другого признать нельзя, т. к. оно не отражает того, что в природе реально существует не только преднамеренное, целенаправленное воздействие одного человека на другого, но и непреднамеренное, непроизвольное воздействие. И таким образом, Н.П. Хайдуковым дано определение лишь одного из видов воздействия человека на человека, а именно преднамеренного, целенаправленного воздействия.

Т.С. Кабаченко, определяя психологическое воздействие, идет по пути перечисления важных характеристик, наличие которых отделяет воздействие от других сходных психологических феноменов и воздействий иной природы. Автор считает воздействие психологическим, «когда оно имеет внешнее по отношению к адресату (реципиенту) происхождение и, будучи отраженным им, приводит к изменению психологических регуляторов конкретной активности человека». Речь идет и о внешне ориентированной, и о внутренне ориентированной активности. Вкачестве результата воздействия Кабаченко рассматривает «изменение степени выраженности, направленности, значимости для субъекта различных проявлений активности» [3, с. 23]. Таким образом, в данном определении воздействие рассматривается и как процесс, и как результат.

По пути определения воздействия через его ключевые признаки идет и Е.Л. Доценко. По его мнению, воздействие — «это одна из двух сторон единого процесса взаимодействия»; «при рассмотрении воздействия в расчет принимается лишь одностороннее влияние, включенное в состав целостного взаимодействия»; « результатом воздействия выступают некоторые изменения в психических характеристиках или состоянии адресата воздействия» [2, с. 64].

Отметим, что ни в определении, данном Кабаченко, ни в определении, приведенном Е.Л. Доценко, не упоминается целенаправленность воздействия ключевая характеристика, т. е. они описывают весь спектр актов воздействия, вне зависимости от их преднамеренности.

Обобщая приведенные определения, можно отметить, что большинство авторов рассматривают психологическое воздействие как процесс и как результат этого процесса. Дискуссионными остаются вопросы различий психологического и психического воздействия, целенаправленности и преднамеренности как обязательной характеристик психологического воздействия, о механизмах воздействия.

В ряде работ речь при определении психологического воздействия идет не только об определении его свойств, но иногда сводиться и к описанию отдельного вида воздействия. Ярким примером последнего подхода служат работы по манипуляции. «Манипуляция — это вид психологического воздей-

ствия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями» [2, с. 29].

Самым эффективным, на наш взгляд, является решение проблемы определения понятия психологического воздействия в соответствии с теми задачами, которые ставятся в исследовании.

Таким образом, определение понятия психологического воздействия должно строиться с учетом требований и задач конкретной ситуации теоретического или практического исследования. Акценты в определении будут смещаться в разных случаях. Определение воздействия в соответствии с задачами судебно-психологической экспертизы, исследования педагогического воздействия в рамках образовательного процесса, исследование воздействия с целью оптимизации психотерапевтического воздействия -будут различны.

Например, с точки зрения методологии судебно-психологической экспертизы психологического воздействия значение имеют только такие его виды, которые с закономерностью приводят к нарушению адекватности восприятия поступающей информации, способности сознательно принимать адекватное ситуации решение и в полной мере прогнозировать результаты своих действий и/или однозначно предопределяют возможность нарушения способности руководить своими действиями.

В рамках данной работы мы в большей степени заинтересованы такой разновидностью психологического воздействия, как профессионально-психологическое.

Как нам представляется, характеристика целенаправленности или преднамеренности воздействия является первым ключевым признаком, выделяющим из всего многообразия воздействий, — воздействия профессионально-психологические.

Вторым ключевым признаком является то, что профессионально-психологическое воздействие соответствует целям работы специалиста и решает конкретные профессиональные задачи. В этом смысле дать определение профессионально-психологическому воздействию легче, чем психологическому воздействию в целом. А.М. Столяренко, давая определению психологическому воздействию в противовес психическому, по-видимому, описывает профессионально-психологическое воздействие: «психологическое воздействие — преднамеренное, целенаправленное вмешательство в процессы психического отражения действительности другого человека, оно произвольное, волевое, как правило, методически подготовленное, часто — инструментально оснащенное. Результаты его ожидаются и прогнозируются» [6].

Как отмечает Кабаченко, существенным признаком профессионально-психологического воздействия является соответствие психологического воздействия декларируемым принципам конкретной профессиональной деятельности, нормам профессиональной этики и тем, моральным и юридическим ограничениям, которые регламентируют соответствующую деятельность [3].

Мы хотим остановиться на двух упомянутых выше ключевых признаках профессионального воздействия: инструментальной оснащенности и соответствии нормам профессиональной этики.

Первый признак означает, что в рамках каждой профессии, использующей как необходимый элемент профессионально-психологическое воздействие, должны быть выработаны приемы эффективного осуществления этого воздействия. Например, для профессии «следователь» авторы дают такое определение приема психологического воздействия: «Это воздействие на противодействующее следователю лицо путем создания такой ситуации, в которой обнаруживается скрываемая им информация вопреки его желанию» [1]. Обращаем ваше внимание, что в определении прописано соответствие конкретной профессиональной задаче. Наличие описанных в теоретической и учебной литературе приемов воздействия облегчает задачу формирования у специалиста на стадии профессионального обучения компетенций в области применения профессионально-психологического воздействия.

Таким образом, наличие прописанных приемов профессионально-психологического воздействия для каждой специальности — это первое проблемное поле для практических и теоретических исследований в области воздействия.

Вернемся ко второй ключевой характеристике профессионального воздействия — соответствие нормам профессиональной этики. Оговоримся, что профессиональная этика основывается и на более общих нормах — соблюдении прав человека, государственного законодательства, международных конвенций.

Исходя из этого ключевого пункта, сотруднику при целеустремленном осуществлении психологического воздействия надо представлять, какие изменения в сознании человека должны произойти (конечный результат), как вызвать необходимые изменения, каковы возможности применяемых им воздействий, как они соотносятся с его правами и правами гражданина. Чтобы так поступать, сотруднику нужна незаурядная профессионально-психологическая подготовленность. Без этого психологическое воздействие может оказаться не просто неэффективным, но противоправным, привести далеко не к тем результатам, на которые

ЮРИДИЧЕСКАЯ И ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

сотрудник рассчитывал, возможно, тяжелейшим и для него и для того человека, на которого он воздействовал [6].

Из описанной ситуации проистекает второй проблемный вопрос для возможных исследований профессионально-психологического воздействия -его правомерность и допустимость.

1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. — М., 1996. Доценко Е.Л.Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М., 1997.

2. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. — М.: Педагогическое общество России, 2000.

3. Ковалев Г.А. О системе психологического воздействия. (К определению понятия) // Психология воздействия (проблемы теории и практики): сб. науч. тр. / Ред. А.А. Бодалев. — М., 1989.

4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.И. Чучаева. — М., 2010.

5. Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. — М., 2000.

6. Хайдуков Н.П.Тактико-психологические основы воздействия следователя на участвующих в деле лиц. — Саратов, 1984.

Источник:
Психолого-правовая трактовка понятия «Психологическое воздействие» Текст научной статьи по специальности — Психология
В статье обобщаются и анализируются имеющиеся в литературе определения психологического воздействия, описываются ключевые характеристики, присущие психологическому воздействию и профессионально-психологическому воздействию. Во второй части статьи обозначены проблемные поля, которые могут стать основой для практических и теоретических исследований профессионально-психологического воздействия.
http://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pravovaya-traktovka-ponyatiya-psihologicheskoe-vozdeystvie

COMMENTS