Психологическое содержание воздействий

39 Понятие, содержание и виды психологического воздействия

39 Понятие, содержание и виды психологического воздействия

Психологическое воздействие — целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому. Оно может быть непосредственным (контактным), когда движение и заключенная в нем информация передаются в форме импульса движения, и опосредованным (дистантным), когда информация и закодированный в ней импульс движения передаются в форме комплекса сигналов, несущих сообщение о чем-либо и ориентирующих воспринимающую систему относительно смысла и значения этих сигналов.

Психологическое воздействие заключается в воздействии одной личности или группы на психику другой группы, на их мышление, воображение, чувства, волю и т.п. Целью и результатами психологического воздействия является перестройка психики объекта воздействия, достижения определенных психических сдвигов и изменений, влияющих на деятельность и поведение.

Манипуляция как вид психологического воздействия – скрытое от адресата побуждение его к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения целей инициатора. При этом для манипулятора важно, чтобы адресат считал эти мысли, чувства, решения и действия своими собственными, а не навязанными извне и признавал себя ответственным за них.

O Нарушение личного пространства, выражающееся в слишком тесном приближении или даже касании

O Резкое ускорение, или наоборот, замедление темпа беседы

O Поддразнивающее высказывание (например: «Тебя, что, так легко расстроить?»)

O Подзадоривающие высказывания (например: «Вряд ли ты сможешь это сделать»)

O «Невинный обман»,введение в заблуждение

O Замаскированные под малозначительные и случайные высказывания оговор и клевета, которые могут быть принятые за таковые якобы лишь по недоразумению

O Преувеличенная демонстрация своей слабости, неопытности, неосведомленности, «глупости» для того, чтобы пробудить у адресата стремление помочь, сделать за манипулятора его работу, передать ему ценную или даже секретную информацию, научить его делать что-либо и т.п.

O «Невинный» шантаж:«дружеские» намеки на ошибки, промахи, нарушения, допущенные адресатом в прошлом; шутливые упоминания «старых грехов» или личных тайн адресата

Основными составляющими манипулятивного воздействия являются: целенаправленное преобразование (искажение, утаивание) информации; сокрытие воздействия; мишени воздействия, т.е. те психические структуры, на которые оказывается влияние; роботизация.

Манипуляция является видом психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к открытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.

Манипулирование как вид психологического воздействия помогает добиться поставленной цели. Однако неадекватное и неграмотное применение методов влияния может привести к нежелательным последствиям – обезличиванию индивида – объекта влияния, стиранию его индивидуальных психологических особенностей или даже уничтожению как в психическом так и в физическом плане.

Манипуляция является компонентом межличностных отношений, и не проявляется сама по себе.

Источник:
39 Понятие, содержание и виды психологического воздействия
39 Понятие, содержание и виды психологического воздействия: Психологическое воздействие — целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому. Оно может быть непосредственным (контактным), когда движение и заключенная в нем информация передаются в форме импульса … — — . Портал World-Books.Biz
http://medic.studio/psihologiya-obscheniya/ponyatie-soderjanie-vidyi-psihologicheskogo-46108.html

Психологические предпосылки усвоения содержания психологического воздействия

Психологические предпосылки усвоения содержания психологического воздействия.

Большую роль в повышении эффективности процесса психологического воздействия играет учет особенностей познавательных процессов: памяти, мышления и воображения.

Под памятью психологи понимают процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности, в том числе и в интересах психологической войны.

Различают следующие виды памяти: моторную, эмоциональную, образную, словесно-логическую. Все они связаны с процессами запоминания, которые, кроме того, содержат элементы мышления (в сложном и противоречивом единстве с речью), внимания, проявления интересов и потребностей, эмоций и чувств.

Запоминание — обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. Успешность запоминания определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей. Важную роль среди его механизмов играет повторение. Вместе с тем можно обойтись и без повторения, если человеку надо запомнить жизненно важный материал, либо сведения, несущие большую смысловую нагрузку.

Мышление — процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным отражением действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, которые недоступны непосредственному чувственному восприятию.

Психологи рассматривают мышление прежде всего как деятельность, направленную на решение определенной задачи (проблемы). Именно проблемная ситуация обычно является начальным моментом мыслительного процесса, то есть такая ситуация, для которой нет готового решения. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивле ния или недоумения, с осознания какого-либо противоречия, несоответствия, несуразности.

Мышление является такой формой ориентировки, к которой индивид прибегает, когда другие ее формы недостаточны. Мыслительной ориентировке соответствуют вопросы типа «что это такое?», «откуда это взялось?» и т.п.

Первые ориентировочные шаги проясняют исходную ситуации, связи между тем, что известно в ситуации, и тем, что требуется установить. В процессе ориентировки осуществляется отбор средств и форм, пригодных для дальнейшей мыслительной работы. Информация сортируется с помощью эмоций на основе внешних впечатлений, выражаемых в формах понятий, образов, знаковых систем, символов. При этом абстрактное мышление сопровождается большими психическими энергетическими затратами, чем образное.

И понятие, и образ дают обобщенные знания о действительности, обозначаемые словами. В реальном процессе мышления одновременно присутствуют как понятийная, так и образная логика, причем это не две самостоятельные логики, а единая логика мыслительного процесса.

Использование понятий, логических конструкций характерно для словесно-логического мышления. Этот вид мыслительной деятельности функционирует на базе лингвистических средств. Фактически он применяется человеком в сферах его индивидуальной компетентности. В остальных случаях преобладает наглядно-образное мышление (воображение) на основе образов и простейших языковых средств, позволяющих наиболее полно воссоздать все многообразие различных фактических характеристик предмета познания.

В свою очередь, словесно-логическое мышление в значительной мере обусловлено структурами языка. Лингвистические навыки и нормы подсознательно определяют образы мира, присущие носителям того или иного языка, этнической общности. В частности, существует традиционное сознание этноса. Оно представляет собой отражение в массовом сознании конкретной нации наиболее общих представлений об окружающем их мире и социальной действительности, своей роли во взаимоотношениях с другими народами.

Различия между образами мира в традиционном сознании разных этносов тем больше, чем дальше отстоят их языки друг от друга, поскольку грамматический строй языка навязывает способ членения и описания явлений окружающей действительности, умозаключений и суждений о них. Этот научно установленный факт обязательно надо учитывать при организации и осуществлении целенаправленного психологического воздействия.

Существуют закономерности осмысления и усвоения содержания психологического воздействия.

Так, быстрее осмысливается и усваивается:

· тот материал, который чаще встречается;

· тот, что связан с повседневной практической деятельностью;

· тот, что эмоционально прочувствован;

· тот, что соответствует национальному образу мышления.

Например, англичане и американцы лучше осмысливают логически просто построенные рассуждения, французы предпочитают оригинальные идеи, эмоционально окрашенные сообщения. Китайцы любят образные выражения, немцы — систематизированные сведения, преподнесенные в традиционном духе.

Важно, чтобы психологическое воздействие вызвало у противника стремление анализировать события, происходящие на фронте и в тылу; сопоставлять информацию, полученную извне, со сведениями, полученными от своего командования и национальных средств массовой информации, чтобы оно побуждало его делать выводы, нужные субъекту психологической войны.

По этой причине построение психологического воздействия и особенно пропагандистского сообщения должно соответствовать схеме: вопрос, гипотетический ответ, аргументы, утверждение. В то же время это построение должно учитывать конкретную специфику объекта, в частности, его социально-психологические и национально-психологические особенности.

Организуя психологическое воздействие необходимо учитывать закономерности формирования и проявления установки:

· Для того, чтобы у человека сформировалась установка поведения определенного типа, ему необходима потребность в нем. Кроме того, он должен попасть в соответствующую ситуацию.

· С возникновением установки особенности познания, оценки и действия людей определяются данной установкой. Под ее влиянием он замечает и учитывает лишь те предметы и явления, которые каким-то образом связаны с этой установкой.

· Предметы и явления, не имеющие отношения к установке, остаются незамеченными либо неосмысленными.

· Под влиянием установки человек непроизвольно выбирает из своего прошлого опыта и ставит в центр сознания только такие факты, которые соответствуют этой установке.

· Во вражеской информации военнослужащий усваивает прежде всего то, что его интересует и то, что он не приемлет. Исходя из своей установки, он легко выделяет опасные для него явления, видит их «в черном свете». В то же время акцентирование психологического воздействия на противника, уделение ему особого внимания всегда оценивается отрицательно. Значит, обязательно надо нейтрализовать проявление отрицательных установок по отношению к предъявляемой информации и создать условия для ее усвоения.

· При организации психологического воздействия следует учитывать, что лучше и быстрее осмысливается то, что преподносится небольшими смысловыми частями. Например, текстовая листовка должна содержать несколько взаимосвязанных коротких сообщений, не больше 4-5 строчек каждое. Устная звуковещательная программа должна длиться не более 30 минут при условии, что содержательные части сообщения разнообразны. Для разового сообщения требуются всего 1-2 логических факта и аргумента, а сам процесс аргументации не должен длиться более 10 минут.

В интересах повышения эффективности психологического воздействия необходимо также принимать во внимание особенности «работы» эмоций:

o а) Для выработки временных, непродолжительных установок личности лучше использовать эмоциональную форму обращения.

o б) Для выработки сравнительно устойчивой ориентации личности, формирования фиксированных установок, сохраняющихся долгое время, более оправдано воздействие на рациональную сферу сознания.

o в) Эмоциональную и рациональную формы психологического воздействия необходимо использовать комплексно. Начинать всегда лучше эмоционально, последующая часть может быть рациональной. Тогда сила эмоционального обращения положительно настраивает объект к сообщаемой информации, пробуждает в нем интерес к рассматриваемым вопросам. А последующее обращение к рациональной сфере сознания делает психологическое воздействие более эффективным и продолжительным по времени.

Однако необходимо учитывать и то, что интеллектуальная и эмоциональная активность могут препятствовать друг другу. Например, человек в состоянии сильного эмоционального возбуждения испытывает зна чительные трудности при выполнении серьезной умственной работы. И наоборот, человеку, включенному в процесс серьезного интеллектуального труда, чужды сильные аффективно-эмоциональные переживания.

Следовательно, обращаясь к эмоционально возбужденной аудитории, не следует особо надеяться на ее мыслительные возможности. Надо также помнить, что на людей с высоким интеллектуальным уровнем развития рационально построенное воздействие оказывает более сильное влияние, чем эмоционально окрашенное. Поэтому, когда объектом воздействия является офицерский состав противника, в большей степени следует опираться на цифры и факты. При обращении же к рядовому составу — на эмоционально окрашенную информацию.

Действенность психологического воздействия зависит и от того, когда измеряется его эффект. Если это делается непосредственно после осуществления воздействия, эффект, как правило, максимален. Далее, с течением времени он снижается. Но при этом рационально построенное воздействие более продолжительно, а эмоциональное — более короткое.

Субъект психологического воздействия не имеет права резко противопоставлять свою позицию позициям объекта. Если расхождения между позициями невелико, то действует «закон ассимилятивной оценки близко стоящих позиций»: информация, близкая к собственным позициям людей, кажется им еще более близкой, сходной с их взглядами. И, наоборот, взгляды, суждения, мнения, резко отличающиеся от позиции аудитории, кажется ей еще более неприемлемыми, чем она могут быть в действительности. Люди «отворачиваются», «закрываются» от сообщаемой им информации: срабатывает «закон контрастной оценки».

Наконец, организуя психологическое воздействие, необходимо учитывать влияние межличностных отношений на формирование установок.

Здесь также проявляются несколько психологических эффектов:

1. «Эффект престижа» — информация, исходящая от источника, обладающего высоким авторитетом, характеризуется большей силой воздействия, так как люди воспринимают ее менее критично.

2. «Эффект визитной карточки». Субъект психологического воздействия сначала излагает то, приемлемость чего для объекта ему заранее известна. После того, как выясняется наличие «общей точки зрения», он излагает ту мысль, ради которой организовал свое сообщение. Общность взглядов (мнений, суждений) между объектом и субъектом по ряду вопросов как бы ослабляет дух противоречия, критичность со стороны объекта.

3. «Эффект своего человека» — любое сходство между субъектом и объектом (если объект психологического воздействия придает этому сходству определенное значение) повышает действенность самого воздействия.

4. «Эффект симпатии-антипатии» — объект психологического воздействия гораздо легче приемлет взгляды, преподносимые симпатичным ему субъектом и бессознательно настраивается враждебно к той информации, которую сообщает неприятные ему источник.

Известно правило: если объект психологического воздействия заранее ставят в ситуацию, обуславливающую формирование положительной установки к источнику информации, эффект этого воздействия возрастает. Если же создавшиеся условия вызывают у него отрицательную установку к источнику информации, сила психологического воздействия ослабевает. Так, обращения находившегося в плену у Красной Армии генерал-фельдмаршала Фр. фон Паулюса (1890-1957) к немецким войскам о бесполезности их дальнейшего сопротивления, имели высокую эффективность, ибо Паулюс пользовался у них значительным авторитетом.

Заботясь об эффективности психологического воздействия, нельзя не учитывать особенностей усвоения его содержания объектом.

Как отмечалось выше, человек приемлет то содержание, которое согласуется с его установками. В этом случае говорят об избирательности усвоения. Любой человек тяготеет к тому новому материалу, который не противоречит его взглядам, избегая при этом (и сознательно, и бессознательно) той информации, которая этим взглядам противопоставляется.

Более того, при наличии у него прочных установок, с одной стороны, и противоречащей им информации, с другой, — возможен такой эффект, когда усиливается установка на неприятие содержания психологического воздействия противника.

Например, американская пропаганда на кубинцев в 60-80-х гг., ставившая целью дискредитацию Ф. Кастро, отличалась низкой эффективностью, поскольку Ф. Кастро пользовался тогда большим авторитетом как национальный лидер своей страны. В целом эффективная кампания по дискредитации С.

Хусейна в годы войны в Персидском заливе оказала большее влияние на международное сообщество, чем на иракцев, продолжающих до сих пор его почитать.

Наоборот, в годы Первой мировой войны психологическое воздействие англичан на немцев имело большой эффект потому, что оно отвечало чаяниям последних, было построено в соответствии с их запросами. Немецкий генерал Ф. Людендорф писал после войны:

«Мы были так искусно и в таком объеме подвергнуты вражеской пропаганде, что вскоре многие из нас не были в состоянии различать, что является пропагандой противника, а что своим собственным восприятием. Мы не сражались больше до последней капли крови. Многие немцы-мужчины не хотели больше умирать за свое отечество».

Ну, а если предлагаемая информация по своему содержанию соответствует сложившимся этническим установкам населения, то и воспринимается она соответствующим образом. Так, в южных городах США в экспериментальных целях распространили плакат с изображением белого, негра и китайца и подписью: «Все должны внести свой вклад в жизнь города». Этот призыв многие граждане истолковали следующим образом: «каждый должен знать свое место: белые обязаны руководить, негры убирать улицы, китайцы работать в прачечных».

Дата добавления: 2014-12-20 ; просмотров: 542 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник:
Психологические предпосылки усвоения содержания психологического воздействия
Психологические предпосылки усвоения содержания психологического воздействия. Большую роль в повышении эффективности процесса психологического воздействия играет учет особенностей познавательных
http://helpiks.org/1-106499.html

Содержание психологического воздействия в военных целях

Содержание психологического воздействия в военных целях

Психологическое воздействие в условиях вооруженной борьбы зависит от тех целей и задач, ради решения которых оно предпринимается, а также от возможностей (сил и средств), требующихся для этого.

Содержание психологического воздействия реализуется путем проведения психологических операций либо путем осуществления разовых мероприятий.

Психологическая операция — главный элемент содержания психологической войны.

Ее проведение предполагает использование на практике в условиях вооруженной борьбы сложной совокупности согласованных, скоординированных и взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени, объектам и процедурам видов, форм, способов и приемов психологического воздействия.

Разовые мероприятия психологической войны представляют собой кратковременные целенаправленные действия специальных подразделений или отдельных специалистов, которые отличаются ограниченным характером и осуществляются в ограниченных (локальных) масштабах.

Психологические операции и разовые мероприятия психологической войны, направленные против войск и населения противника различаются между собой целями, задачами, объектами воздействия, технологиями и теми условиями, в которых они проводятся.

Психологические операции состоят из политических, военных, экономических, дипломатических и собственно информационно-психологических мероприятий, направленных на конкретные группы населения и войск противника с целью внедрения им чуждых идеологических и социальных установок, формирования ложных стереотипов поведения, трансформации в нужном направлении их настроений, чувств, воли, склонения их к отказу от боевых действий, предательству, сдаче в плен или дезертирству. При правильном планировании психологические операции предшествуют применению военной силы, а затем сопровождают либо дополняют повторное ее использование. Они осуществляются в рамках государственной политики, а их военная и прикладная стороны согласовываются и координируются с деятельностью соответствующих правительственных учреждений.

Психологические операции бывают различных видов, которые в свою очередь классифицируют по срокам, условиям осуществления, направленности.

По срокам осуществления психологические операции делят на:

1. Стратегические (долгосрочные), имеющие глобальный характер и осуществляемые в течение длительного периода времени (продолжительностью от месяца до нескольких лет). Эти операции обычно имеют выраженный политический характер, как правило, они представляют собой информационно-пропагандистские кампании, объектом которых может выступать вся мировая общественность, включая, разумеется, население своей страны.

Достаточно часто главной целью стратегической операции является подготовка общественного мнения к прямому вооруженному вмешательству. Для ее проведения используются политическая, финансово-экономическая и дипломатическая изоляция государства-противника, широко привлекаются спецслужбы, влиятельные лица в самых различных сферах и на и всех уровнях, вплоть до первых руководителей страны. Примером классических психологических операций такого вида являются действия органов психологической войны накануне вторжения в Гаити и в зоне Персидского залива.

2. Оперативные (среднесрочные) психологические операции, осуществляемые в поддержку войны в целом или крупномасштабных боевых действии. В их ходе с началом войны устанавливается монополия на всю информацию, поступающую из зоны боев. При этом информация оттуда преподносится таким образом, чтобы хотя бы на первом этапе создавалось выгодное впечатление внутри страны и за рубежом о деятельности военно-политических кругов.

3. Тактические (краткосрочные) психологические операции, проводимые в поддержку боевых действий частей и соединений своих войск.

Объектом таких операций обычно является противостоящая группировка войск противника. Основное психологическое воздействие в их ходе направлено, как правило, на разжигание национально-этнических, конфессиональных (религиозных), социально-политических и других противоречий, деморализацию различных групп войск противника, их дезинформацию.

ПО ВРЕМЕНИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ психологические операции делятся на:

1. Психологические операции, проводимые в мирное время (угрожающий период). Это почти что аналог стратегических психологических операций. Разница лишь в том, что они носят менее глобальный характер и ориентированы преимущественно на население государства-противника, его союзников и дружественных ему стран.

2. Психологические операции, проводимые в военное время. Они отличаются прежде всего максимальной широтой спектра применяемых видов, методов, способов и приемов психологического воздействия, разнообразием и наибольшей концентрацией его средств, опорой на широкое использование психогенных факторов. Кроме того, эти операции, в свою очередь, делят на подвиды: проводимые в обороне, в наступлении, в тылу противника и своем тылу, в ходе деятельности войск специального назначения.

3. Психологические операции в ходе миротворческой деятельности.

Они проводятся в интересах предотвращения военных конфликтов или для их прекращения. Как правило, эти операции носят открытый характер и должны санкционироваться ООН.

ПО НАПРАВЛЕННОСТИ психологические операции делят на:

1. Психологические операции, направленные против гражданского населения. Применяемое в ходе них психологическое воздействие, объектом которого является население какой-либо страны, может осуществляться «мягко», т.е. гуманными средствами с целью вызвать положительное отношение к своей стране и своим войскам, и «жестко», с использованием всего арсенала способов и приемов влияния на общественное сознание людей с целью обмана, введения в заблуждение. Эти операции являются прелюдией и дополнением вооруженной борьбы.

Например, во время «миротворческой миссии» американских войск в Сомали в 1995 году клановый лидер Мухаммед Айдид достаточно успешно использовал возможности психологического воздействия второго типа. Он сумел организовать показ «реальной картины происходящего» в некоторых передачах телевидения США. Фотографии глумящихся сомалийцев, волочащих трупы американских солдат по улицам Могадишо, показанные по каналам Си-Эн-Эн, вызвали негативную реакцию населения США на пребывание американского контингента в Сомали. Войска были выведены и М. Айдид одержал победу над своими противниками.

2. Психологические операции, направленные против войск противника. Психологическое воздействие в ходе данных операций ориентировано преимущественно на «прокручивание» в сознании военнослужащих противника различных вариантов двух традиционных тем:

• акцентирование страха быть убитым или раненым, остаться калекой на всю жизнь;

• разжигание ненависти тех, кто на переднем крае, по отношению к тем, кто в тылу, и наоборот.

Например, во время войны в зоне Персидского залива многонациональные силы убедили многих иракских солдат в том, что если они бросят свои весьма уязвимые боевые машины, то проживут дольше. Этот тезис подтверждался точным поражением таких боевых машин в ходе воздушных налетов.

3. Психологические операции, направленные против командования противника. Они преследуют цель дезориентации командного состава противника, внушения ему мысли о неизбежности поражения, нарушения его самообладания и на этой основе побуждения к действиям, наносящим урон своим войскам.

Так, Ирак во время кризиса в Персидском заливе полагал, что США будут использовать свои военно-воздушные силы лишь ограниченное время и исключительно перед проведением наземных операций. Американцы же продолжали авиационные налеты непрерывно сорок суток. Это фактически деморализовало командование противника. Кроме того, иракское руководство располагало разведданными, что США будут освобождать Кувейт со стороны моря, посредством десанта, на самом же деле все было сделано наоборот. В результате иракские военачальники стали допускать непростительные ошибки.

4. Психологические операции по введению противника в заблуждение. Они являются весьма распространенной формой как пропагандистских, так и военных акций в ходе вооруженной борьбы. Например, в Чечне федеральные войска наиболее успешно проводили такие операции, используя широким фронтом звуковещательные станции для воспроизведения в ночное время звуков работающей боевой техники, которые обманывали чеченскую сторону.

5. Психологические операции по содействию оппозиционным силам и диссидентским движениям. Они проводятся как в мирное, так и в военное время. Психологическое воздействие, осуществляемое в ходе них, направлено на создание благоприятных условий, оказание моральной и другой поддержки оппозиционным силам и диссидентским элементам, находящимся на территории противника. Кроме того, подразделения психологической войны используют и для прямого управления действиями этих объектов, направленными на срыв военных и других усилий противника.

6. Психологические операции по осуществлению культурной экспансии и диверсий. Многие государства сознательно стремятся распространять свои «культурные» идеалы и принципы среди населения других стран, что в конечном итоге, с одной стороны, приводит к установлению моральной и нравственной зависимости вторых от первых, с другой — способствует нарушению устоявшихся культурно-этических представлений в обществе, приводит к деградации национального сознания. По этой причине многие народы всерьез озабочены масштабами вторжения в их национальную культуру западной (преимущественно американской) массовой культуры. А в России это вторжение уже привело к плачевным результатам.

7. Консолидирующие психологических операции. Они проводятся в интересах психологического воздействия на население нейтральных и дружественных стран, а также на население своего государства.

Психологические операции в нейтральных странах преследуют цель побудить их лояльно относиться (ак тивно поддерживать) к странам-союзницам, выступающим против реального или потенциального противника. Задачи психологических операций по отношению к населению дружественных стран состоят в завоевании его доверия и поддержке его морального духа, а также в устранении страха, предотвращения паники и создания общественного мнения, способствующего добровольному принятию установленных властями ограничений и мер контроля, вызванных борьбой с противником.

Консолидирующие психологические операции среди населения своего государства направлены на завоевание поддержки с его стороны, обеспечение положительного восприятия им непопулярных мер правительства, а также неизбежного ограничения (в условиях военного времени) прав и свобод личности. Еще одна важная задача таких операций — предотвращение выступлений антиправительственных сил, так называемой «пятой колонны», способной создать помехи действиям своих войск и дестабилизировать обстановку в тылу.

Подготовку психологических операций и их применение осуществляют в соответствии со следующими принципами:

• подготовка психологических операций начинается заблаговременно, скрытно, тщательно, с учетом индивидуальных и социально-психологических особенностей объектов воздействия;

• психологические операции планируют и проводят с учетом выявленных слабых мест в морально-психологическом состоянии населения и личного состава войск противника, с учетом особенностей военно-политической и оперативной обстановки, имеющихся сил и средств;

• соответствующие начальники органов психологической войны лично отвечают за проведение и эффективность психологических операций, а также за использование имеющихся в их распоряжении сил и средств;

• психологические операции различных видов проводят по единому плану, согласовывают между собой, а также с боевыми действиями войск;

• все силы и средства психологических операций надо использовать массированно, комплексно и разнообразно.

Мероприятия психологической войны (как составная или самостоятельная части психологических операций) проводят ради внедрения в сознание населения и войск противника конкретных взглядов, убеждений или лозунгов, мотивов недоверия или неудовлетворения действиями своего политического и военного руководства, осознания своего неблагоприятного положения, угрозы жизни и благополучию родственников, и для введения их в заблуждение, обмана, склонения к сотрудничеству.

МЕРОПРИЯТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ делятся на:

1. Мероприятия по снижению морального духа населения и военнослужащих противника. В ходе них в течение длительного периода времени осуществляется эффективное психологическое воздействие, а очень часто ничем не прикрытое психогенное давление с целью деморализации гражданского населения и войск противника, утраты ими веры в собственные силы, в компетентность военно-политического руководства страны. Эти мероприятия очень широко распространены, в настоящее время они стали элементом не только психологической войны, но также повседневной политики, находящей свое выражение в экономической и дипломатических областях.

2. Мероприятия по подрыву боеспособности подразделений и частей противника. Это и психологическое воздействие, направленное на введение противника в заблуждение относительно военного потенциала и боевых возможностей противоположной стороны, пропаганда преимуществ своей военной техники и оружия, разъяснение причин поражений и больших потерь, осуществляемые совместно с другими военными и специальными акциями. Они значительно снижают боеспособность личного состава противника.

3. Мероприятия по побуждению противника к переходу на нашу сторону. Личный состав конкретных частей и подразделений противника, ведущих боевые действия длительное время, и потому измотанных, истощенных, несущих серьезные боевые и психогенные потери, а также необстрелянные военнослужащие, только что переброшенные в район боевых действий и по этой причине оказавшиеся в экстремальных условиях, являются удобным объектом психологического воздействия, результатом которого часто бывает массовое дезертирство или самовольное оставление фронтовой полосы, симуляция, сдача в плен.

Выделяют следующие основные этапы подготовки и осуществления психологических операций и мероприятий психологической войны:

2) формулирование рабочих целей;

3) определение и изучение объекта воздействия;

4) выбор конкретных видов, форм, методов, способов и приемов осуществления психологического воздействия;

5) разработка содержания (технологии применения основных составляющих) психологического воздействия;

6) определение его коммуникативных контуров и условий осуществления, а при необходимости и создание их;

7) обеспечение контроля за эффективностью проведения конкретных операций и мероприятий.

Источник:
Содержание психологического воздействия в военных целях
Содержание психологического воздействия в военных целях: Психологическое воздействие в условиях вооруженной борьбы зависит от тех целей и задач, ради решения которых оно предпринимается, а также от возможностей (сил и средств), требующихся для этого. Содержание психологического воздействия реализуется … — — . Портал Медицина от А до Я
http://med-books.info/psihologiya-pedagogika-voennaya/soderjanie-psihologicheskogo-vozdeystviya.html

COMMENTS