Признаки психологического воздействия

Психологическое воздействие

Понятие, сущность и виды психологического воздействия

Для того чтобы наиболее глубоко изучить такое явление как психологическое воздействие, автору настоящей курсовой работы представляется необходимым разобраться со следующей терминологией: сущность и воздействие.

Сущность (лат) — 1) философ: внутреннее содержание предмета, обнаруживающееся во внешних формах его существования; 2) самое главное и существенное в чем-либо.

Воздействие (англ.) — оказание влияния с целью добиться необходимого результата. Воздействие бывает опосредованное и непосредственное. Непосредственное воздействие — это контактное общение, например при помощи удара или прикосновения. Опосредованное воздействие — информация, передаваемая по средствам закодированных сигналов (в том числе и реклама).

Теперь перейдем непосредственно к понятию психологического воздействия. Психологическое воздействие — это направленная передача информации от одного человека к другому с целью оказания изменения психологических характеристик, поведения и других особенностей партнера по общению.

Вообще, к проблематике воздействия на людей обращались еще древние философы. Например, в работе Аристотеля «Политика» явно прослеживается мысль о том, что человек по своей природе существо политическое, что существовать за пределами общества он не может, что достичь высшего счастья, счастливой жизни можно лишь только при помощи совместной, взаимодополняющей деятельности. А осуществление этой деятельности невозможно без общения и взаимного влияния.

С развитием человечества и цивилизации внимание к этому явлению постоянно повышалось. В XVIII веке общение связывалось с взаимодействием между личностью и обществом, а также в поле зрения исследователей попадал вопрос о воспитательном воздействии. Одним из видных деятелей этого времени был Ж. Ж. Руссо. В своей работе «Эмиль или о Воспитании» (1762) он писал о том, что задачей воспитания является защита нравственных чувств от влияния общества.

В XIX — ХХ веках наблюдается повышенный интерес к проблеме психологического воздействия. Западные ученые исследуют названную проблему с позиции теории героя и толпы. Народные массы признаются легко поддающимися воздействиям.

С помощью воздействия можно сформировать человека любого склада и образа поведения. Такое предположение выдвигал Дж. Уотсон в своей книге «Психологический уход за ребенком» (1929).

В 30 — 50-е годы ХХ века продолжалась разработка приемов и способов психологического воздействия и взаимовоздействия, особенно применительно к воздействию коллектива на личность. Особое внимание уделялось выяснению условий эффективности подражания, внушения, действий примера. Они связывались как с особенностями коллектива, так и с особенностям и личности. Подобные выводы делались в работе А. Г. Ковалева «О социальной психологии» (1959 год).

В настоящее время исследования психологического воздействия продолжаются. Одной из не давних стала книга Владимира Гавриловича Крысько «Социальная психология». Данная книга имеет большую ценность для данной курсовой работы.

Итак, в процессе развития психологии воздействия, появилось огромное количество способов воздействия на народные массы. С некоторыми из них мы сталкиваемся каждый день, однако с некоторыми из них не так часто. Существует определенная классификация способов воздействия. Автор настоящей курсовой работы считает необходимым ознакомиться с основными видами и классификациями психологического воздействия.

Как и любое другое общение, психологическое воздействие имеет определенную структуру: субъект, объект, непосредственно сам процесс воздействия, а также обратную связь.

Субъект психологического воздействия — это действующее сознательно лицо, непосредственно осуществляющее воздействие. В роли субъекта может выступать один человек, или группа лиц.

Для того чтобы эффективно и с нужным эффектом (правильно) воздействовать, субъект должен уметь изучать объект и ту ситуацию, в которой они находятся, должен уметь трактовать и предсказывать поведение своего субъекта, а также правильно выбирать те методы, с помощью которых воздействовать на объект.

Однако не только знания субъекта о том, как воздействовать на объект могут сделать это воздействие эффективным, но и личностные качества самого субъекта, такие как общительность, авторитарность, активность, эмоциональная стабильность, самоуважение и так далее.

Для выявления наиболее важных качеств, которыми должна обладать личность, выступающая в роли субъекта, в Санкт-Петербургском университете имени В.М. Погольша провели исследование. В результате «был установлен комплекс коммуникативно-личностных свойств, включающих легкость общения, навыки общения, адаптивность, уверенность, активную позицию во взаимодействии, мотив достижений, понимание собеседника и социальный интеллект».5

Объект психологического воздействия — это человек или группа лиц, на которых направлен процесс воздействия. Чаще всего человек не подозревает, что является участником процесса воздействия. На основе своего жизненного опыта, имеющего образования, пола возраста он анализирует предоставляемую ему информацию, и соответствующим образом реагирует на неё. Реакция может быть разнообразной: от полного соглашения до несоглашения, а иногда и попыток взаимно воздействовать на субъект (обратная связь).

Процесс психологического воздействия включает в себя анализ и оценку ситуации, в которой будет совершаться воздействие, получение информации о субъекте, выборе видов психологического воздействия, его методов и средств.

Средства психологического воздействия в свою очередь делятся на вербальные и невербальные.

Вербальные средства воздействия — это языковые средства и речевые приемы, которые используются в PR и рекламе; текстовая часть рекламных сообщений, слоганы, фирменные и товарные названия.6

Здесь очень важно знать ту аудиторию, на которую направлено воздействие, в зависимости от её особенностей (пол, возраст, национальность, уровень образования, социальное положение) субъект выбирает те или иные слова и выражения, которые будут непременно понятны объекту, и будут восприняты именно так, как того хотел субъект.

Невербальные средства воздействия — это внеязыковые формы и способы передачи информации. [4]

К ним относят позы, жесты, мимику лица, прическу, одежду, обувь, запах духов субъекта, шум, который он производит, обстановку того места, где осуществляется воздействие (местонахождение, интерьер).

Здесь важно следить за тем, чтобы объект чувствовал себя комфортно и непринужденно, что поспособствует полному пониманию и приятию информации.

К методам психологического воздействия (опираясь на классификацию В.Г. Крысько, доктора психологических наук, профессора) относят убеждение, внушение, заражение, подражание и гипноз.7

Убеждение — метод психологического воздействия на сознание пациента посредством изменения его собственных прежних суждений.8

Целью убеждения является принятие объектом самостоятельного решения на основе полученной информации с помощью логических и правильно выстроенных доводов со стороны субъекта.

То есть основой убеждения является аргументация. Но, несмотря на правильно выстроенную информацию, субъект должен иметь некий авторитет в глазах объекта, должен суметь завоевать его внимание.

Внушение — вид целенаправленного коммуникативного влияния на поведение и сознание человека (или группы людей), в результате которого человек (группа людей) вопреки имеющейся фактической информации (воспринимаемой, извлекаемой из памяти) признает существование того, что в действительности не существует, либо что-то делает вопреки своим намерениям или привычкам. 9

Внушение направлено на бессознательный уровень психической системы человека, причем умственная активность в момент внушения у человека отсутствует, либо значительно ослаблена, что позволяет воспринимать информацию, передаваемую внушением, именно с тем эффектом, который в неё вложил субъект.

Внушение может осуществляться как в состоянии бодрствования, так и в состоянии сна (Н.В. Вяземский Применение врачебных внушений 1903, В.М. Бехтерев «Внушение и его роль в общественной жизни» 1897).

Также существует такой вид внушения как самовнушение, это внушение какой-либо информации самому себе. Значительный вклад в исследование этой области внесли такие ученые как И.Р. Тарханов («Самовнушение» 1881), Н.И. Спиридонов («Самовнушение, движение, сон, здоровье» 1975), Э. Куэ («Сознательное самовнушение» 1932).

Заражение — бессознательная, невольная подверженность человека к восприятию психических состояний и поведения других людей.

Человек, являющийся как бы очагом заражения должен обладать настолько сильным эмоциональным настроем, чтобы «заразить» окружающих его людей.

Как видно из определения человек не осознает, что является объектом воздействия, так как он особо глубоко переживает эмоции и настроения субъекта.

Этот метод воздействия в основном группирует большие массы людей, например спортивные болельщики, религиозные приверженцы, фанаты на концертах, а также ситуации паники или массовой агрессии.

Подражание — следование некоему примеру, образцу; самостоятельное копирование действий, воспринятых у других.11

Человек сталкивается с данным методом воздействия в самом раннем возрасте, когда, подражая родителям, говорит первые слова, и затем по мере взросления подражает различным навыкам и нормам поведения.

Также существует такая разновидность подражания, как подражание своим кумирам, лидерам или известным и успешным личностям.

В рекламе активно используется данная разновидность подражания, когда для рекламирования того или иного товара приглашаются, например звезды шоу-бизнеса, спорта и политики.

Гипноз — техника, воздействия на индивида путем концентрации его внимания с целью сузить поле сознания и подчинить его влиянию, контролю внешнего агента — гипнотизера, внушения коего гипнотизируемый будет выполнять. [9]

По мнению автора курсовой роботы этот метод воздействия самый сложный и трудновыполнимый. Во время гипноза у объекта снижается чувствительность ко всем другим влияниям, кроме того, которое оказывает субъект.

Виды психологического воздействия будут рассматриваться в данной курсовой работе согласно классификации В. Г. Крысько.

Информационно-психологическое — это воздействие на объект с помощью информации, причем эта информация может не только транслироваться субъектом, но и создаваться им. Этот вид воздействия в какой-то степени схож с информированием, однако целью информирования не является изменить или усилить мнение, отношение, взгляды объекта.

Психогенное — это воздействие вызванное либо физическим насилием, либо шокирующими окружающими условиями или событиями.

В таких ситуациях человек не способен адекватно мыслить. Особое внимание при таком виде воздействия уделяется выбору цвета. Ученые давно доказали, что разные цвета по-разному влияют на человека и могут вызывать различные реакции.

Психоаналитическое — это воздействие на подсознание человека терапевтическими средствами, особенно в состоянии гипноза или глубокого сна.

Также изучая этот вид воздействия нельзя не обратить внимание на работы профессора, академика РАЕН И.В. Смирнова, создавшего технологию психоанализа с применением компьютерных технологий. Эта технология позволяет провести диагностику человека и проводить регулировку его поведения (Компьютерный психоанализ и психотерапия 1994).

Нейролингвистическое — это воздействие, осуществляемое при помощи специальных вербальных и невербальных программ, используемых в нейролингвистическом программировании.

Психотронное — это воздействие, осуществляемое с помощью экстрасенсов, либо психотронного оружия, такого как генераторы высокочастотной и низкочастотной кодировки мозга, либо «Феномен 25-го кадра».

Психотропное — это воздействие на человека с помощью медицинских препаратов, химических и биологических веществ. Нужно правильно подобрать препараты, которые способны изменить сознание и применить их. В настоящее время существуют нейромедиаторы, способные контролировать (усиливать или подавлять) агрессивное поведение человека.

Конечно, выше описаны не все виды, а только основные и самые известные. Естественно, что одни из них более эффективные, чем другие. Каждый человек в своей жизни так или иначе не только сталкивается с психологическим воздействием, но и успешно применяет его в повседневно жизни.

Источник:
Психологическое воздействие
Понятие, сущность и виды психологического воздействия Для того чтобы наиболее глубоко изучить такое явление как психологическое воздействие, автору настоящей курсовой работы представляется
http://studbooks.net/795258/marketing/psihologicheskoe_vozdeystvie

Социально-психологическое воздействие

Изучение трёх сторон процесса общения показывает, что содержание каждой из них включает в себя определённые способы воздействия людей друг на друга. Однако поскольку общение не существует вне деятельности, а процесс деятельности организуется в группе, главной детерминантой воздействия людей друг на друга является процесс совместной групповой деятельности. При этом, с одной стороны, психологическое воздействие опосредуется целями, задачами и содержанием совместной деятельности, а с другой – от целей, задач и содержания психологического воздействия зависит деятельность людей.

Социально-психологическое воздействие может играть как положительную, так и отрицательную роль: мобилизовать или демобилизовать потенциальные силы и способности личности и группы, повышать или снижать трудовую и общественную активность, формировать позитивные или негативные качества личности. во взаимоотношениях с окружающими человек выступает либо в качестве субъекта, либо в качестве объекта воздействия. Вполне естественно, что именно воздействие становится объектом пристального внимания социальных психологов, которые исследуют его механизмы, особенности применения и условия эффективности.

? это одна из двух сторон единого процесса взаимодействия;

? это «субъект-субъектное» отношение;

? результатом воздействия выступают некоторые изменения в психических характеристиках или состоянии адресата воздействия.

По мнению Янчука В.А. для понимания воздействия полезна идея созидания или сотворчества в процессе воздействия, заключающаяся в признании взаимозависимости его участников. Любое воздействие одновременно является и самовоздействием. Именно аспекты созидания и самовоздействия являются решающими для понимания сути и механизмов воздействия как взаимовоздействия.

На основании различных точек зрения на проблему психологического воздействия мы можем создать определённое впечатление о данном феномене и перейти к рассмотрению вопроса о структуре социально-психологического воздействия.

Структура социально-психологического воздействия

Вопрос о структуре социально-психологического воздействия является достаточно сложным, во-первых, в силу его недостаточной проработанности в литературе и во-вторых, в силу многообразия способов воздействия и связанных с ним изменений, описанных в ней достаточно хаотическом виде.

Классическая структура социально психологического воздействия представлена в рамках подхода с позиции теории коммуникации и включает следующие компоненты:

2. Объект социально-психологического воздействия – отдельный человек, группа, общество, на которые направлено воздействие. При организации воздействия на эти объекты учитываются их индивидуальные особенности, присущие им в связи со спецификой используемого способа или средства воздействия. В случае внушающего воздействия учитывается уровень внушаемости личности, в случае убеждающего воздействия- интеллектуальные способности и склонность к рациональному обоснованию психологических особенностей аудитории.

3. Содержание социальнопсихологического воздействия — сообщение, информация, действия, направленные на изменение существующей системы социальных установок, представлений, отношения поведения и т.п. Квалифицированное сообщение предполагает тщательный отбор и структурирование информации, определенную последовательность её предъявления.

4. Средства социальнопсихологического воздействия – способы, технологическое сопровождение, приёмы, посредством которых достигается изучение системы социальных установок, представлений, отношений, поведения и т.п. Со средствами воздействия обычно ассоциируются такие его методы как убеждение, внушение, заражение, подражание и др.

5. Результат социально-психологического воздействия – изменения в социальных установках, представлениях, отношениях, поведении людей, достигнутые посредством воздействия, направленного на достижение определенных целей. Перестройка системы социальных установок, представлений, отношений, поведения личности или группы под влиянием психологического воздействия может быть различной как по широте охвата затрагиваемых аспектов, так и по стойкости их изменений. По широте охвата изменения могут быть парциальными и общими. Под парциальными изменениями подразумевается изменение одного или небольшого количества компонентов, например аттитюдов. О более общих изменениях можно говорить тогда, когда перестраивается целая система представлений, например, мировоззрение. По критерию стойкости изменения могут быть временными и более или менее постоянными, устойчивыми.

Таким образом социально-психологическое воздействие должно рассматриваться как замкнутая система, структурные компоненты которой объединяются в единое целое сложными многоуровневыми связями и отношениями.

Методы социально-психологического воздействия

Воздействие одного партнёра по общению на другого имеет цель изменить или сформировать установки последнего путём предоставления ему определённой информации. Эффект воздействия на человека зависит не только от того, каково содержание этой информации, но и от того, какие методы воздействия использовались.

Методы психологического воздействия — основные инструменты, с помощью которых оказывается влияние на сознание и подсознание людей.

Убеждение как метод психологического воздействия – логически аргументированное воздействие на рациональную сферу сознания людей. Убеждение всегда ориентировано на интеллектуально-познавательную сферу психики людей и групп.

Целью убеждения является создание, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия с тем, чтобы последний принял точку зрения убеждающего и следовал ей в своей деятельности и поведении. Важной особенностью убеждения является то, что степень убеждающего воздействия в значительной мере зависит от степени заинтересованности в этом человека или группы, на которых оно направлено.

Убеждающее воздействие должно соответствовать определенным требованиям:

> его целесообразно использовать лишь тогда, когда люди в состоянии проанализировать полученную информацию;

> убеждение возможно лишь в том случае, если объект воздействия стремится понять адресуемую информацию, взвесить соответствие выводов системе аргументации и при достаточном соответствии согласиться с навязываемой ему точкой зрения;

> убеждение оказывается возможным при наличии у объекта воздействия способности к сопоставлению различных точек зрения, анализу системы аргументации;

> убеждение осуществимо лишь при сходном понимании аргументов и выводов субъектом и объектом психологического воздействия;

> убеждение может применяться только тогда, когда это позволяют временные рамки.

Психическое заражение представляет собой процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта.

В отличие от подражания и конформности заражение выступает как форма спонтанно появляющегося механизма поведения человека, обусловленного его подверженностью определённым психическим состояниям. Взрывные формы проявления эмоций, чувств и страстей являются мощным катализатором передачи психического настроя от коммуникатора реципиенту. Всем известно, каким заразительным является смех, которому следуют все или почти все в любой референтной группе, передавая друг другу психическое состояние радости и веселья.

Проявления заражения чрезвычайно разнообразны: это и заразительные ритуальные танцы, и массовые психозы. Психическое заражение усиливается, когда реципиенты находятся в состоянии аттракции.

Основной функцией социально-психического заражения является психологическое воздействие на группы. В толпе люди легче поддаются заражению и внушению.

Подражание — это следование каким-либо образцам и примерам. Оно направлено на внешнюю идентификацию индивидом себя с некоторой значимой для себя личностью. При стремлении к подражанию субъект перенимает у значимого другого манеры поведения, голос, мимику, походку, привычки, манеру одеваться. Каждый может вспомнить примеры подражания, которые характеризовали его поведение и поступки на определенных этапах жизни.

Нельзя отождествлять подражание с заражением. Подражание направлено на воспроизведение человеком определённых внешних черт, образцов поведения и поступков и сопровождается эмоциональными проявлениями. Заражение же как психическое состояние возникает через сопереживание человеком внутренних, психических настроений и переживаний других людей. Несмотря на эти различия, оба эти состояния объединяет то, что один и тот же поведенческий акт может быть одновременно и предметом подражания, и фактором психического заражения.

Внушение как метод психологического воздействия – это оказание влияния на сознание личности или группы людей, основанное на некритическом(и часто неосознанном) восприятии информации.

Важнейшей особенностью внушения в отличие от убеждения является его направленность не на способность человека мыслить и рассуждать, а не его готовность получать распоряжения, инструкции к действию. Именно поэтому внушение не нуждается в системе логически взаимосвязанных доказательств и глубоком осознании смысла сообщаемой информации. Аргументация здесь часто заменяется констатацией того, что внушается.

Принципы внушения обычно сводятся к следующему:

— должны применяться те виды и приёмы внушения, которые могут возбудить специфический интерес у отдельных конкретных групп людей;

— необходимо использовать те способы и приёмы внушения, которые могут аннулировать нежелательную мотивацию или настроения, ставшие следствием влияния информации и событий, неподдающихся умолчанию;

— должны применяться те способы и приёмы внушения, которые имеют шансы не вызвать опровержение до тех пор, пока не будет достигнута главная цель психологического воздействия.

Аутогенная тренировка как частный случай самовнушения. Это система приёмов самовоздействия, с помощью которой становится возможным управление некоторыми непроизвольными психическими процессами и состояниями организма. Аутогенная тренировка в значительной степени может повлиять на устранение временных неустойчивых неблагоприятных факторов, повысить общую вероятность безошибочного выполнения предписанных функций.

Гипноз – это своеобразное видоизменение обычного, естественного сна. Основной приём для введения в гипнотическое состояние – словесное внушение сна (внушение представлений о засыпании и повелительное требование «Спать!») . слабые физические раздражители (поглаживание, тихий шёпот, ритмическое мягкое постукивание) способствуют быстрому усыплению, а иногда вызывают гипнотическое состояние даже без словесного внушения. Большое значение имеет и фактор, связанный с личностью гипнотезёра: проявляет к нему внушаемый симпатию или антипатию, уважение или недоброжелательность.

Мода как фактор психологического воздействия. Мода — это кратковременная форма стандартизированного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно, под влиянием доминирующих в определённые периоды в данном обществе настроений и быстро меняющихся вкусов и увлечений. Психологи указывают на два социально-психологических механизма возникновения и становления моды. Первый из них – явление уподобления, идентификации людей. Здесь проявляется конформизм личности – развитое в человеке стремление не выделяться среди других, быть как все. Второй механизм – явление обособления, выделения себя из основной массы людей. Однако в моде есть место и сознательному выбору форм поведения, это ориентация на моду не только, скажем, в одежде, но и в духовной деятельности.

Таким образом, рассмотрен проблемный пласт социально-психологического воздействия, что создаёт необходимую основу для рассмотрения дальнейших актуальных вопросов социальной психологии.

Литература:
1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001.
2. Батаршев А.В. Психология личности и общения. – М.: Гуманитарный изд. цент ВЛАДОС, 2003.
3. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита. – СПб.: Речь, 2003.
4. Кабаченко Т.С. Активизация человеческого фактора: методы психологического воздействия // Психологический журнал, 1986, 4. С. 11-22.
5. Ковалёв Г.А. О системе психологического воздействия // Психология воздействия (проблемы теории и практики): Сб. науч. тр. / АПН СССР. НИИ общей и пед. психологии / Ред. Бодалёва А.А. – М., 1989.
6. Куликов В.Н. Прикладное исследование социально-психологического воздействия // Прикладные проблемы социальной психологии. – М.: Наука, 1983.
7. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов. – Мн.: АСАР, 2005.

Источник:
Социально-психологическое воздействие
Изучение трёх сторон процесса общения показывает, что содержание каждой из них включает в себя определённые способы воздействия людей друг на друга. Однако поскольку общение не существует вне
http://biofile.ru/psy/11501.html

Способы психологического воздействия на людей

Приемы и способы психологического воздействия на людей являются составной частью практической психологии. Именно практическая психология открывает, изучает, проверяет, обобщает и рекомендует к использованию приемы психологического воздействия людей друг на друга в их совместной жизни (семейной, производственной, общественной и т. д.).

Люди, общаясь между собой, воздействуют друг на друга, вольно или невольно используя на практике такие механизмы воздействия, как заражение, внушение, убеждение, подражание. В дополнение к рассмотренным выше особенностям механизмов воздействия следует добавить, что самым древним из них является механизм заражения. Он представляет собой передачу определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому и обращен к эмоционально-бессознательной сфере человека (например, заражение смехом, раздражением, паникой и т. п.). Эффект заражения зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека. При воздействии на массу число воспринимающих людей должно быть достаточно большим, чтобы при высоком эмоциональном настрое воздействующего у него возникло чувство единства с толпой под влиянием собственного эмоционального транса.

Внушение также основано на обращении к эмоционально-бессознательной сфере человека, носит вербальный характер, т. е. осуществляется только при помощи слов. Информация, предназначенная для внушения, должна быть краткой, но максимально насыщенной и иметь усиленный экспрессивный момент.

Воздействующий человек в процессе внушения не должен пребывать в эмоциональном трансе. Он должен находиться в совершенно здравом рассудке, быть уверенным и авторитетным, так как внушение основано главным образом на авторитетности источника информации. Если же воздействующий (внушающий) не авторитетен для воспринимающего (внушаемого), то внушение обречено на провал.

Эффект внушения также во многом зависит от интонации голоса внушающего человека, которая выражает уверенность, авторитетность и значимость слов.

Внушаемость, т. е. степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации, у разных людей различна У лиц со слабой нервной системой, а также с резкими колебаниями внимания внушаемость выше.

Выделяют три основные формы внушения:
• внушение при активном состоянии бодрствования человека;
• внушение в состоянии релаксации (мышечной и психической расслабленности);
• гипнотическое внушение.

Во внушении при активном состоянии бодрствования человека можно выделить следующие разновидности: эмоциональное, поведенческое, интеллектуальное.

Приведем некоторые примеры этих видов внушения.

Эмоциональное внушение. В жизни Ф. И. Шаляпина был такой случай. Артисты спорили о том, что такое искусство. Шаляпин незаметно вышел в другую комнату, а через некоторое время вернулся, внезапно распахнув дверь. Он появился на пороге смертельно бледный, со взъерошенными волосами, дрожащими губами, полными ужаса глазами и произнес: «Пожар!». Поднялись крики, возникла паника, но вдруг Шаляпин сказал: «Теперь вам понятно, что такое искусство?!»

Поведенческое внушение. Человек оказался в толпе, охваченной страхом. Началась паника. Это состояние в той или иной мере передается человеку, и он через некоторое время начинает вести себя так же, как и все.

Интеллектуальное внушение. Иногда люди замечают, что они повторяют чьи-то мысли, копируют манеру говорить, перенимают позы, выражение лица, привычки и т. п. других людей, хотя и не ставят перед собой такой цели.

Все приемы внушения направлены на снижение критичности человека при приеме информации. Этого можно достигнуть, используя прием эмоционального переноса с одной информации на другую, приемы свидетельств и др.

Прием положительного эмоционального переноса предполагает, что при передаче информации ее связывают с хорошо знакомыми внушаемому человеку фактами, явлениями, людьми, к которым этот человек эмоционально положительно относится. Одну из формул такого внушения можно представить так: «Многие люди, добившиеся успеха в бизнесе (далее перечень известных имен), делали именно так как именно — об этом внушающий говорит ранее.

Возможен прием отрицательного эмоционального переноса. В этом случае поступающая информация отторгается, например: «Вы знаете, что случилось с известным бизнесменом Н. после того, как он сделал это? Он обанкротился!»

Прием свидетельств также снижает критичность и повышает восприимчивость к той информации, которую преподносят. Эти приемы основаны на цитировании мнений известных лиц, ученых мыслителей относительно внушаемой информации, которая может создать как положительный, так и отрицательный настрой у человека (группы людей) в зависимости от той цели, которую ставит перед собой внушающий. Иногда при внушении используют «апелляцию ко всем», говоря, что «большинство людей считает, что . » или «многочисленные опросы общественного мнения говорят о том, что . ».

Внушение в состоянии релаксации (т. е. в состоянии мышечной и психической расслабленности) приводит к тому, что человек, используя собственное воображение и занимаясь самовнушением, может управлять своими психологическими и физическими состояниями.

Известный американский психолог конца XIX — начала XX в. У. Джемс обнаружил, что различные переживания человека связаны с состоянием его мышечной системы. Стрессы, аффекты почти всегда сопровождаются напряжением мышц, но если человеку удается расслабить свои мышцы, то одновременно уменьшается и сила его эмоций.

Такой же эффект дает изменение глубины, частоты и ритмики дыхания. Когда человек возбужден чем-либо, его дыхание становится частым, неглубоким и неравномерным. В состоянии покоя дыхание нормализуется, становится более глубоким, ритмичным, а темп замедляется.

Техника обучения человека приемам саморегуляции физических и психологических состояний называется аутотренингом. Аутотренинг состоит из специальных упражнений, направленных на то, чтобы научиться управлять мышечной системой, дыханием, воображением, а через них — психологическими и физическими состояниями.

Методика аутогенной тренировки содержит три основных способа самовоздействия человека: 1) влияние тонуса скелетных мышц и дыхания на состояние центральной нервной системы (тренинг активной релаксации); 2) воздействие представлений и чувственных образов на психофизиологическое состояние человека; 3) влияние словесного самовнушения на психофизические состояния человека.

При мышечном расслаблении действенность чувственных образов и словесных формулировок повышается. Упражнения, связанные с манипуляцией чувственными образами, воображаемыми человеком, помогают ему научиться произвольно менять свои ощущения, физические и психологические состояния, создавать собственное определенное настроение. Это настроение может создаваться как прямым путем, при помощи непосредственного влияния через образы на психику, так и косвенным — через воздействие образов на физические состояния, а через них — на психику.

Влияние словесного самовнушения на психофизиологические состояния человека производится с помощью специальных упражнений. Они предполагают подкрепление образных представлений мысленно произносимыми словами, которые ускоряют появление желаемого состояния. Словесные самовнушения произносятся как простые произвольные самоприказы, предельно краткие, четкие и понятные, например: «Мне хорошо», «Мне тепло», «Я ощущаю легкость» и т. д. Эти слова-приказы произносятся медленно в такт собственным дыхательным движениям: при вдохе — одно слово, при выдохе — другое. Каждая фраза произносится несколько раз подряд в установленном ритме.

Относительно психологического механизма внушения существуют научные предположения о том, что кора головного мозга человека принимает незначительное участие в процессах внушения. Она является органом сознания, внушение же происходит на бессознательном уровне.

Во взаимоотношениях людей внушение играет положительную роль, если оно имеет гуманные цели. Иногда возникают ситуации, когда действия на разумной основе невозможны или затруднены (например, возникает опасность общения с человеком, находящимся в состоянии аффекта; либо приходится общаться с несознательными и ограниченными людьми, которые не понимают, почему к ним предъявляют конкретные требования). В таких случаях внушение может оказаться единственным эффективным способом воздействия людей друг на друга.

Убеждение как способ психологического воздействия на людей основано на сознательном обращении к разуму человека, на добровольном принятии им той информации, с помощью которой его пытаются убедить. Убеждение исключает какое-либо принуждение, психологическое давление. Убеждающий оставляет за убеждаемым человеком право поступать по-своему, если то, в чем его пытаются убедить, по каким-либо причинам не может быть принято.

Убеждение предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления, так как апеллирует к логике и разуму человека. Индивидуальные различия в эффективности воздействия при помощи убеждения связаны с интеллектуальным и культурным уровнем развития как убеждающего, так и убеждаемого. На убеждаемых людей влияют особенности их характера, психологическое состояние в момент убеждения, отношение к убеждающему источнику, обстановка, в которой происходит убеждение.

Более убеждаемыми являются люди высокого уровня интеллектуального развития и логического мышления, добрые и покладистые по характеру, пребывающие в хорошем настроении. В комфортной, с психологической точки зрения, обстановке (в спокойной, приятной в отношении окружающих людей и удобной в отношении пребывания, вызывающей положительные эмоции) человека легче убедить, чем в обстановке раздражения и беспокойства. Недаром дипломаты, политики, деловые люди предпочитают вести важные и напряженные в эмоциональном отношении переговоры в неформальной обстановке. Менее убеждаемыми (но более внушаемыми и более подражающими другим) являются люди с относительно низким уровнем интеллектуального развития; недобрые, имеющие трудный характер, пребывающие в плохом настроении.

Содержание и форма убеждения, направленные на конкретных людей, должны соответствовать уровню их развития, мышления. Существуют следующие требования к источнику и содержанию убеждающего воздействия:
— убеждающая речь должна быть построена с учетом индивидуальных особенностей слушателей;
— она должна быть последовательной, логичной, доказательной, содержать обобщения и примеры;
— необходимо приводить и анализировать факты, известные слушателям;
— убеждающий сам должен быть глубоко убежден в том, в чем он пытается убедить слушателей. Неточности, логические несоответствия резко снижают эффект убеждения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что убеждение — это метод воздействия на людей, основанный на логических приемах, который может быть усилен социально-психологическим воздействием (авторитетным источником, групповым влиянием, обстановкой и т. д.). Убеждение более эффективно в том случае, если убеждается вся группа, а не отдельные индивиды (индивид).

Убеждение основано на логических приемах доказательств, с помощью которых истинность мысли обосновывается с помощью других мыслей. Всякое доказательство состоит из трех частей: тезис, доводы, демонстрация.

Тезис — это мысль, истинность которой нужно доказать. Он должен быть точно, ясно, недвусмысленно сформулирован и обоснован фактами, например: «Состояние лесов в Западной и Восточной Европе с каждым годом все больше ухудшается, приближаясь к катастрофическому. Такой вывод содержится в документе — заявлении Европейского фонда природного наследия (Европрирода), которое основано на данных совместного доклада Комиссии европейских сообществ и Экономической комиссии ООН для Европы».

Довод — это мысль, истинность которой уже доказана. Она может быть приведена для обоснования истинности (или ложности) тезиса, например (в продолжение примера): «Путем обследования лесов в 35 странах континента получены следующие данные: из 558000 лиственных и хвойных деревьев, за которыми велось наблюдение, 102800 теряют ежегодно по меньшей мере 25% листвы и иголок. Иначе говоря, почти каждое пятое дерево в Европе «лысеет»».

Убеждение как метод психологического воздействия широко используется в науке, культуре, образовании, политике, экономике, менеджменте, педагогике, т. е. в тех сферах, где ведется целенаправленная, сознательная работа с людьми, основанная на уважении к ним. Об уровне социального и культурного развития общества судят по тому, какое место в нем занимает убеждение в противовес внушению, подражанию, заражению и принуждению.

Подражание, так же как и убеждение, внушение, заражение, является важным социально-психологическим феноменом. Подражание можно определить как сознательное либо бессознательное копирование человеком и механическое воспроизведение им деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого хочется походить. Благодаря подражанию люди перенимают мысли, чувства, поступки и действия друг у друга иногда моментально, не задумываясь. К сожалению, этот перенимаемый людьми опыт может быть не только положительным, но и отрицательным.

Через прямое подражание люди учатся друг у друга. Подражанию поступков предшествует подражание действиям и реакциям, мыслям и чувствам, т. е. тому, без чего полноценный поступок невозможен. К условиям сознательного подражания относятся:
• наличие положительного эмоционального отношения к объекту подражания, восхищения им или уважения к нему;
• недостаточный опыт человека в какой-либо области по сравнению с объектом подражания;
• яркость, выразительность, привлекательность образца (объекта подражания);
• доступность образца для подражающего ему человека (хотя бы в некоторых качествах);
• сознательная направленность воли и желаний человека на объект подражания (хочется быть таким же, как этот объект).

В случае бессознательного подражания копирование качеств и форм поведения осуществляется человеком несознательно. Он вдруг неожиданно для себя и окружающих его людей может обнаружить факты и результаты подражания. В основе такого подражания может лежать недостаточно осознаваемое чувство зависти либо особенно яркое впечатление от образа, вызывающего стремление подражать ему (даже если этот образ негативный и человеку не хочется походить на него).

Подражание является важнейшим фактором в развитии личности ребенка, но оно в определенной степени присуще и взрослым. Молодые люди склонны подражать прежде всего тому, что является социально новым, социально значимым, внешне динамичным, ярким (мода, внешний вид и образ жизни «звезд», получение престижной работы, приобретение престижных, модных вещей и т. п.). Иногда предпочтение в подражании отдается не только образцам социально значимым, но и социально незначительным или, к сожалению, даже социально негативным по своей сущности (например, подражание курящим, употребляющим алкоголь, бритоголовым, растатуированным, сквернословящим, употребляющим вульгарные выражения и т. п.).

Источник:
Способы психологического воздействия на людей
Приемы и способы психологического воздействия на людей являются составной частью практической психологии. Именно практическая психология открывает, изучает, проверяет, обобщает и рекомендует к
http://psyera.ru/4557/sposoby-psihologicheskogo-vozdeystviya-na-lyudey

COMMENTS