Примы большого театра


Лучшие солистки современного балета

Планируя материал о балеринах на майские праздники, мы не знали, что придут такие печальные новости из Германии… Сегодня, когда весь мир скорбит по легенде русского балета Майе Плисецкой, мы чтим ее память и вспоминаем современных солисток, которые никогда не заменят приму Большого театра, но достойно продолжат историю русского балета.

Мария Александрова


Большой театр одарил вниманием балерину Марию Александрову с первой встречи. Завоеванная в 1997 году первая премия в Международном конкурсе артистов балета в Москве стала билетом для тогда еще студентки МГАХ в главную труппу страны. В первом же сезоне работы в Большом, без долгого томления, балерина еще в ранге артистки кордебалета получила первую сольную партию. И репертуар рос и расширялся. Интересный факт: в 2010 году балерина стала первой женщиной в истории балета, исполнившей заглавную партию в «Петрушке» И. Стравинского. Сегодня Мария Александрова – прима-балерина Большого.

Светлана Захарова

Поворотным моментом в судьбе начинающей балерины Светланы Захаровой стало получение второго приза в конкурсе молодых танцовщиков Vaganova-Prix и последовавшее предложение стать студенткой выпускного курса Академии русского балета им. Вагановой. И Мариинский театр стал реальностью в судьбе балерины. Окончив академию, балерина поступила в труппу Мариинского театра, отработав сезон, получила предложение стать солисткой. История взаимоотношений с Большим для Захаровой началась в 2003-м с сольной партии в «Жизели» (редакция В. Васильева). В 2009 году Захарова удивила зрителей премьерой необычного балета Э. Пальмьери «Захарова. Суперигра». Большой не планировал, но Захарова организовала, а театр поддержал эксперимент. К слову, подобный опыт постановки в Большом балета для единственной балерины уже был, но лишь однажды: в 1967 году Майя Плисецкая блистала в «Кармен-сюите».

Что сказать, кружится голова и точно появляется зависть у делающих первые шаги в балете от репертуара Захаровой. На сегодняшний день в ее послужном списке все сольные партии главных балетов – «Жизель», «Лебединое озеро», «Баядерка», «Кармен-сюита», «Бриллианты»…

Ульяна Лопаткина

Началом балетной карьеры Ульяны Лопаткиной стала партия Одетты в «Лебедином озере», конечно, в Мариинском театре. Исполнение было настолько искусным, что вскоре балерина получила премию «Золотой софит» за лучший дебют на петербуржской сцене. С 1995 года Лопаткина – прима-балерина Мариинки. В репертуаре снова знакомые названия – «Жизель», «Корсар», «Баядерка», «Спящая красавица», «Раймонда», «Бриллианты» и т. д. Но география не ограничивается работой на одной сцене. Лопаткиной покорились главные сцены мира: от Большого театра до NHK в Токио. В конце мая на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Лопаткина выступит в сотрудничестве со «Звездами русского балета» в честь юбилея Чайковского.

Диана Вишнева

В конце марта имя Дианы Вишневой, с 1996 года примы-балерины Мариинки, было на устах у каждого. В Большом состоялась премьера спектакля «Грани», номинанта премии «Золотая маска». Событие яркое, обсуждаемое. Балерина давала интервью, отшучивалась в ответ на вопросы о близком знакомстве с Абрамовичем и указывала на сопровождающего ее повсюду мужа. Но спектакль завершился, и был взят курс на Лондон, где 10 апреля Вишнева и Водянова провели благотворительный вечер фонда «Обнаженные сердца». Вишнева активно выступает на лучших сценах Европы, не отказывается от экспериментальных, неожиданных предложений.

Екатерина Шипулина

Упоминали выше о «Бриллиантах» Баланчина. Екатерина Шипулина же, выпускница МГАХ, блистает в «Изумрудах» и «Рубинах». И не только, конечно. В репертуаре балерины ведущие партии в таких балетах, как «Лебединое озеро», «Собор Парижской Богоматери», «Утраченные иллюзии», «Золушка», «Жизель», и сотрудничество с лучшими хореографами – Григоровичем, Эйфманом, Ратманским, Ноймайером, Роланом Пети…

Евгения Образцова

Евгения Образцова, выпускница Академии русского балета им. Вагановой, стала примой-балериной сначала Мариинки, где исполняла Сильфиду, Жизель, Баядерку, принцессу Аврору, Флору, Золушку, Ундину… В 2005 году балерина получила кинематографический опыт, сыграв в фильме Седрика Клапиша «Красотки». В 2012-м перешла в труппу Большого, где в статусе примы-балерины исполнила сольные партии в спектаклях «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Сильфида», «Жизель», «Евгений Онегин», «Изумруды».

Самые известные балерины в мире

Балет — искусство, которое способно покорить все сердца и проникнуть в самые глубины человеческой души. Талантливые балерины могут заставить зрителя плакать, сопереживать, чувствовать печаль или радость. Расскажем о самых известных балеринах, которые до сих пор блистают на мировых сценах.

Ульяна Лопаткина

Ульяна Лопаткина — звезда мирового балета. Она пришла в балет еще в 4 года, однако путь в примы оказался для нее очень сложным. Типичная фигура балерин — небольшой рост, узкие кости. А Лопаткина отличалась от принятых стандартов высоким ростом и крупными стопами и кистями. Резко выделялась она и короткой стрижкой, непривычной для балерин классического театра. Но она не побоялась идти наперекор стандартам.

Утонченная Лебедь, идеальная Одетта-Одиллия, сольная работа в «Бриллиантах», Ульяна Лопаткина стала одной из выдающихся балерин наших дней.

Марианела Нуньес

Балерина аргентинского происхождения, прима-балерина лондонского Королевского балета. В 8 лет Марианела поступила в Институт искусств при театре «Колон», где училась под руководством Ольги Ферри. В 16 лет поступила в Королевский балет Лондона, а в 21 год стала прима-балериной.

В 2007 году Марианела была номинирована на влиятельную премию Лоуренса Оливье за роль в «Спящей красавице». В 2008 году исполнила роль Одетты-Одиллии в Королевском балете и роль Гамзатти в «Баядерке» в миланском «Ла Скала». В 2013 году получила премию Лоуренса Оливье за исполнение партий в постановках «Внутренности» и «Метаморфозы».

Диана Вишнева

Диана Вишнева ‒ ученица Людмилы Ковалевой навсегда вписала свое имя в историю мирового балета. Лопаткина, Вишнева и Захарова вместе блистали на сцене Мариинского театра.

Вместе с Лопаткиной и Захаровой Вишнева олицетворяет всю красоту русского классического балета

Диана Вишнева исполнила на сцене Мариинского театра роль Китри, еще не окончив Академию русского балета. А уже в 20 лет стала прима-балериной театра. Она исполняла главные партии в театре «Ла скала», солировала в Метрополитен-опера, была приглашенной солисткой Берлинского государственного балета и Театра американского балета.

В 30 лет Диана Вишнева получила звание народной артистки России. В 2013 году Диана стала первой российской балериной после Майи Плисецкой, которая исполнила сольную партию в «Болеро». В репертуаре Дианы не только балеты классического репертуара и хореография XX века, но и современная хореография.

Людмила Пальеро

Людмила Пальеро — балерина аргентинского происхождения. В 2000 году стала солисткой труппы Балета Сантьяго, а в 2010 году стала ведущей танцовщицей Парижской национальной оперы. Людмила Пальеро — приглашенная звезда Большого и Мариинского театров.

Светлана Захарова

Светлана Захарова — единственная балерина, которую экстерном зачислила на последний курс Академии русского балета им. А. я. Вагановой. В 18 лет Захарова стала примой Мариинского театра. Про нее Ив-Сен Лоран сказал, что такой балерины не было и никогда не будет.

Светлана — одна из самых востребованных балерин мира, прима Большого театра и миланского Ла Скала

«Лебединое озеро», «Спящую красавицу» и «Баядерку» с Захаровой видели во всех ведущих театрах от Гамбурга до Парижа и Милана. В 2015 году она получила приз «Бенуа танца» за партию в «Дама с камелиями» Джона Ноймайера. В 2019 году Захарова получила орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Полина Семионова

Полина Семионова — прима Берлинского государственного балета, профессор этой же школы, солистка Американского балетного театра. Полина была приглашенной балериной крупнейших театров мира, среди которых Венская опера, Ла Скала, Мариинский театр, Большой, Английский национальный балет, Баварская государственная опера. В 2014 году получила приз «Бенуа танца», а в 2018 году была названа лучшей танцовщицей года.

Виктория Терешкина

Виктория Терешкина — прима-балерина Мариинского театра, в котором она стала первой исполнительницей партий Королевы моря в «Ундине». Викторию называют балериной, близкой к идеалу классической школы русского балета. Ее главное достоинство — безупречное владение техникой, что стало возможным благодаря ее наставнице Любови Кунаковой.

История любви: Майя Плисецкая и Родион Щедрин

Вера Шибаева,
хранитель изящной словесности

Она: советская балерина

Он: советский композитор

Счастливые часов не наблюдают…

В 1955 году прима-балерина Большого театра Майя Плисецкая была в числе гостей Лили Брик, подруги и наследницы Маяковского, на музыкальном вечере. За фортепиано сидел молодой композитор Родион Щедрин, производя своей игрой вдохновляющее впечатление на слушателей. Родиона и Майю представили друг другу, но искры в тот день между 22-летним музыкантом и 29-летней балериной не пробежало. Три года спустя, в марте 1958-го, Щедрин увидел Плисецкую на репетиции в театре – гибкую, грациозную, в обтягивающем как вторая кожа купальнике и трико, и тут, как позже шутила Майя Михайловна, «старикашка Фрейд победил». Композитор пригласил ее покататься на машине по вечерней Москве, а через полгода, 2 октября, пара поженилась.

Справедливости ради отметим: не только чувственное влечение, но и потрясающее родство душ сблизило два эти таланта. Оба не терпели в людях фальши и раболепия, всегда и во всем поддерживали друг друга, любили читать, путешествовать, принимать гостей, были заядлыми футбольными болельщиками. Их часто принимали за брата и сестру из-за внешнего сходства, сходства характеров и одинакового отношения к жизни. Плисецкая стала для Щедрина музой, которой он, опять же по словам самой Майи Михайловны, дарил балеты вместо бриллиантов: «Анна Каренина» (1972), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985). И это было не просто посвящение музыки любимой жене: Плисецкая танцевала в этих балетах партии главных героинь.

Вплоть до ухода Майи Плисецкой со сцены в 65-летнем возрасте она была на виду, а Родион оставался несколько в тени, как тыл и вдохновитель, к счастью для обоих, не тяготясь этим. Потом все поменялось, и уже Щедрин, востребованный за рубежом в 1990-е и 2000-е, утопал в заказах, приглашениях, комплиментах и наградах, а Плисецкая жила его музыкой и наслаждалась возможностью быть просто собой, просто женой, а не великой примой, внимания которой жаждет каждый. Детей у пары не было – Щедрин поддержал любимую в желании всю себя посвятить балету.

2 мая 2015 года на 89-м году жизни Майи Плисецкой не стало. Только смерть смогла оборвать одну из самых ярких и долгих историй любви нашего времени…

Формула любви

Типичные ловушки для браков знаменитостей – соперничество и свободные взгляды на любовь. В отношениях Плисецкой и Щедрина этого не было: они не ревновали к славе друг друга, не искали увлечений на стороне, умели уступать и договариваться, имели общие интересы. Главным в семье безоговорочно был Щедрин, Майя Михайловна не раз подчеркивала в интервью, что было бы большой глупостью вести себя дома как избалованная овациями капризная прима – гораздо правильнее и приятнее быть хрупкой и женственной, позволять о себе заботиться и самой в ответ заботиться о муже.

Цитата для валентинки

Любящие люди воспаряют над обыденностью, мелочностью жизни. Влюбленные всегда живут в другом измерении

Источники:
Лучшие солистки современного балета
Лучшие солистки современного балета Планируя материал о балеринах на майские праздники, мы не знали, что придут такие печальные новости из Германии… Сегодня, когда весь мир скорбит по легенде
https://sunmag.me/kultura/03-05-2015-primy-baleriny.html

Самые известные балерины в мире
Самые известные балерины в мире Балет — искусство, которое способно покорить все сердца и проникнуть в самые глубины человеческой души. Талантливые балерины могут заставить зрителя плакать,
https://sunmag.me/interesnoe/izvestnye-baleriny-mira.html

История любви: Майя Плисецкая и Родион Щедрин
История любви: Майя Плисецкая и Родион Щедрин Вера Шибаева, хранитель изящной словесности Она: советская балерина Он: советский композитор Счастливые часов не наблюдают…
https://sunmag.me/novosti/13-02-2016-istoriya-lyubvi-majya-plisetskaya-i-rodion-shhedrin.html