Приемы антиманипулятивного поведения

Антиманипулятивное поведение и его формирование у сотрудников УИС

Антиманипулятивное поведение и его формирование у сотрудников УИС

Броуди Р. Психические вирусы. Как программируют ваше сознание

Издательство: Поколение, Москва. Год издания: 2007. Страниц: 304.

Дерзкая и остроумная книга Ричарда Броуди переворачивает все, на чем до сих пор стояла психология, политология и менеджмент. Мышление и поведение человека, утверждает он, диктуются мемами. Мем — это психовирус, мыслеобраз. Он зарождается в нашем сознании .

Броуди Р. Психические вирусы. Как программируют ваше сознание?

Богомаз С.А., В.Ю. Гладких, Т.Е. Левицкая. Особенности когнитивной сферы девушек-психологов склонных к коммуникативному манипулированию

// Сибирский психологический журнал. 2007. С. 61-66

В статье рассмотрены понятия «макиавеллизма», влияние когнитивных стилей (полезависимости — поленезависимости) на формироавние маккевиализма, Склонность девушек проявлять манипулятивное поведение оценивалось с использованием Мак-шкалы, адаптированной В.В. Знаковым.

Рамендик Д.М. Психологическое воздействие и манипулирование (Аудиокнига)

Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность

Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность

Знаков В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования

// Психологический журнал, 2000, том 21, № 5, с. 16-22

Описано психологическое содержание макиавеллизма личности. Представлена русскоязычная версия шкалы Мак-IV и результаты ее апробации на 710 испытуемых из шести городов страны. Выявлена связь макиавеллизма личности с такими характеристиками, как подозрительность, вра.

Карнышев А.Д., Иванова Е.А. Пcихология деятельности и управления. Учебное пособие

В работе представлено системное описание процессов совместной и индивидуальной деятельности, а также рассмотрены важнейшие механизмы и способы ее регулирования с учетом различных психологических факторов. Теоретический анализ проблемы, выполненный в обучающем ключе, дополняет.

Источник:
Антиманипулятивное поведение и его формирование у сотрудников УИС
Пособие подготовила И. С. Дорошенко — начальник психологической службы УФСИН России по Тульской области, кандидат психологических наук. Пособие освещает вопросы проведения занятий по обучению личного состава методам противодействия психологическому давлен
http://www.studmed.ru/antimanipulyativnoe-povedenie-i-ego-formirovanie-u-sotrudnikov-uis_c099824df87.html

Антиманипуляционная стратегия поведения

Другой аспект освещаемой проблемы — правила поведения, которые призваны снизить нашу уязвимость к манипулятивному воздействию и повысить уровень личного захисту1.

Прежде всего необходимо осознать, что наша успешность будет зависеть от того, насколько наше поведение будет соответствовать реальности, а не нашим пожеланиям и старым привычкам.

В наших бедах нет ничего сверхъестественного, а только человеческое. Проблема — только в балансе сил и в целесообразности той или иной линии поведения.

Итак, первое, что надо сделать — это «прочистить мозги» и остановить интервенцию в наше сознание. Какие приемы и меры может использовать каждый, чтобы защититься?

Чисто технологический подход к решению проблемы заключается в том, чтобы приобрести умений и навыков эффективного взаимодействия на уровне межличностных отношений, а именно создавать эффективную линию поведения, которая бы соответствовала конкретной ситуации и учитывала бы возможные (прогнозируемые) приемы воздействия на наше сознание; с другой стороны, необходимо своевременно принимать эффективные контрмеры, направленные на защиту и расширение нашей личной жизненной территории, если ситуация способствует этому. Приемов этих немного, и их может освоить каждый. Рассмотрим некоторые из тех, которые в скрытой форме используются в общении и взаимодействии чаще всего и оказывают большое влияние на развитие и качество межличностных отношений.

Надо меньше находиться в зоне контакта с манипулятором, как реальным, так и потенциальным. Не надо полагаться на свою стойкость. Манипулятивные стимулы действуют в нужном маніпуляторові направлении независимо от того, как мы относимся к ним и оцениваем в нашем сознании. Нужно избегать соблазна получить информацию от заинтересованной в нас личности, ибо, как уже отмечалось, вместе с этой «сладкой пилюлей» мы глотаем стимулы, которые формируют в нас определенную реакцию на те или иные ситуации взаимодействия, которая является ожидаемой и прогнозируемой со стороны наших оппонентов.

Посещать и слушать злых людей — это уже начало злого дела.

Источник:
Антиманипуляционная стратегия поведения
Другой аспект освещаемой проблемы — правила поведения, которые призваны снизить нашу уязвимость к манипулятивному воздействию и повысить уровень личного захисту1. Прежде всего необходимо
http://studbooks.net/40512/psihologiya/antimanipulyativna_strategiya_povedeniya

Приемы антиманипулятивного поведения

Размещено на реф.рф
Ведь, как гласит древнее правило, ??кто предупрежден, тот вооружен??. Освоение знаний о себе и психотехнологии построения диалогического общения с людьми, а также знания о видах и психотехнике манипулирования и психологических игр даст возможность ориентироваться в выборе и применении адекватных тактик противостояния, позволяющих показать человеку-манипулятору, что вы понимаете ??? ухищрения и уловки, т.е. в итоге убедительно показать ??маска-маска, я тебя знаю??. Как выявить манипулятивное поведение своего партнера? Во-первых, можно вычислить манипулятора по следующим действиям?

· старается чересчур приблизиться или, наоборот, отдалиться, нарушая границы вашего психологического пространства или разрывая необходимую дистанцию для контакта;

· принимает закрытые позы, систематически подпирает голову или излишне суетится;

· завораживающе смотрит, не отводя глаз, или, наоборот, часто отводит взгляд, смотрит вдаль, мимо вас;

· серьезные моменты трет нос, ухо, шею, прикрывает рот или, наоборот, чересчур уравновешен и спокоен, даже в напряженных ситуациях.

· частенько играет фактами вашего прошлого делового опыта — досконально изучил, знает ваши сильные и слабые стороны;

· много внимания уделяет вашей личной жизни (семейное положение, хобби, интересы, здоровье, досуг и т.д.);

· старается вводить в разговор философские темы, а заодно пытается выяснять ваши идеалы, жизненную миссию и обыгрывает это;

· льстит, завышая значимость ваших слов или действий;

· часто упоминает ваш или свой статус, ненавязчиво обозначая, что кто-то из вас выше/ниже;

· драматизирует ситуацию, создает у вас состояние тревожности, а затем использует это;

· часто ссылается на третьих лиц;

· скрытно проверяет ваши знания, возможности;

· навязывает свои услуги;

· нередко отвечает уклончиво, например, на вопрос вопросом ??А что вы сами об этом думаете???, ??А как бы вы поступили???;

· использует ??технику отзеркаливания?? (подстройка к вашему поведению, позам, речи);

Источник:
Приемы антиманипулятивного поведения
Размещено на реф.рф Ведь, как гласит древнее правило, ??кто предупрежден, тот вооружен??. Освоение знаний о себе и психотехнологии построения диалогического общения с людьми, а также знания о видах
http://referatwork.ru/lectionbase/pravo/view/98131_tezisy_lekcii_osobennosti_antimanipulyativnogo_povedeniya_i_sposoby_ego_formirovaniya

Приемы антиманипулятивного поведения

14. Манипуляции и защита от них

Задача занятия : познакомить подростков с основными способами психологических манипуляций и путями защиты от них [7] .

Описание упражнения. Участники разбиваются на пары и встают на расстоянии примерно 1 м друг от друга. Каждый из них стоит на одной ноге, поджав другую. Подростки выставляют руки ладонями вперед и начинают толкаться «ладонь в ладонь», стараясь вывести соперника из равновесия, заставив его опустить вторую ногу и/или сдвинуться с места. Каждую минуту состав пар по команде ведущего меняется. Общая длительность игры 3–4 минуты. Желательно дать участникам попробовать свои силы как с напарником того же пола, так и и другого (мальчик-девочка).

Психологический смысл упражнения. Игра позволяет продемонстрировать сущность манипуляции: в ней идет преимущественно не силовая борьба и даже не состязание в ловкости, а влияние на партнера с помощью хитрости. Побеждает тот, кто смог в нужное время скрыть свои намерения, а потом неожиданно для партнера реализовал их.

Обсуждение. После короткого обмена впечатлениями от игры и обсуждения способов, ведущих к победе, ведущий переходит к разговору о психологических манипуляциях, делая акцент на двух моментах:

? Манипуляция – это такое влияние на человека, которое осуществляется исподтишка, до определенного момента оно скрыто от адресата.

? Манипулятор побеждает не с помощью силы, а с помощью хитрости.

Образно говоря, манипуляция – «игра на струнах души» человека. Эти «струны» – его переживания, слабости, нереализованные амбиции и т. п. (в манипуляциях чаще всего используется стремление к самоутверждению, чувство вины, жадность). Следующее упражнение призвано познакомить подростков с некоторыми способами, которыми осуществляются манипуляции.

Изучение способов манипулирования (с помощью технологии «Зигзаг»)

Работа по данной теме организована с использованием психологопедагогической технологии организации работы в малых группах «Зигзаг». Участники делятся на подгруппы, каждая из которых получает в текстовом виде лишь фрагмент от общего объема информации по теме, участники сначала обсуждают его между собой, придумывают к нему свои примеры, а потом организуется взаимное обучение: участники излагают «свой» фрагмент информации членам других подгрупп. Такой метод подачи информации в контексте психологического тренинга имеет ряд преимуществ, хотя и требует существенно больше времени, чем традиционный информационный блок. Он подразумевает активную позицию участников, интенсифицирует внутригрупповое взаимодействие подростков, способствует развитию навыков речи.

Алгоритм работы:

1. Участники разбиваются на подгруппы: 11 и меньше подростков лучше разделить на 3 подгруппы, большее число – на 4.

2. Каждая подгруппа получает раздаточные материалы, содержащие часть текста, где в популярной форме описываются те явления, которым посвящена работа (в нашем примере это описание различных способов манипуляции).

3. Внутри подгрупп подростки читают материалы, обсуждают их, придумывают свои примеры (время работы 5–7 минут).

4. Члены первой подгруппы расходятся в другие две или три подгруппы и там рассказывают участникам о том, что они узнали (3–5 минут). В зависимости от общего количества подростков в каждую из подгрупп могут пойти 1–3 участника. Потом так же расходятся и передают другим свою информацию члены следующих подгрупп. Таким образом, происходит взаимное обучение, любой из подростков минимум по два раза оказывается в роли источника информации и ее получателя.

Прежде чем переходить к следующей игре, ведущий предлагает подросткам задать вопросы, которые у них возникли в процессе работы, и отвечает на них.

Раздаточные материалы

Подгруппа 1. Преувеличение типичности поведения. Большинству людей свойственно присматриваться к окружающим и стараться вести себя так же, как и они, делать то, что «принято». Мало кто хочет быть «белой вороной». И поэтому когда человека хотят склонить к определенному поведению, то ему обычно представляют данное поведение как широко распространенное, типичное для многих:

? «Сто тысяч человек в день пользуются сетью наших магазинов. Присоединяйтесь!»

? «По результатам опроса, за этого политика собираются проголосовать 75 % избирателей. Выбор за вами!»

? «В нашей компании все уже пили пиво и “забивали косячок”! А тебе что, слабо»?

Ссылка на авторитеты. Людям свойственно прислушиваться к мнению тех, кто хорошо известен, достиг определенного веса в обществе, обладает какими-либо важными знаниями и т. п. Естественно, манипуляторы злоупотребляют этим: демонстрируют ложный авторитет (как в рекламах, где актер играет врача-стоматолога или мастера по ремонту стиральных машин) или просто покупают публичное заявление авторитета (опять же это рекламные ролики, в которых за большие деньги снимаются знаменитости).

Подгруппа 2. Создание спешки, ажиотажа. Чтобы основательно обдумать свои поступки, человеку требуется некоторое время.

Но его-то и стремятся лишить, когда хотят склонить к сомнительным действиям. Создав у человека ощущение спешки, его куда легче заставить действовать под влиянием сиюминутного импульса, а не разума. Навязывается формула: «Действуй немедленно или проиграешь!» Способ очень широко используется в торговле и рекламе, особенно при организации распродаж. Создается ощущение дефицита: дешевого товара осталось мало, на всех не хватит, чтобы досталось тебе – хватай немедленно!

? «У нас осталась всего 15 телефонов, продающихся со скидкой! Приносим извинения тем, кто не успеет их купить».

? «Эта юбочка, к сожалению, последняя, все уже разобрали!»

? «Приходите на нашу дискотеку – это последняя возможность “оттянуться” перед началом учебного года!»

? «Экскурсионный автобус отправляется прямо сейчас, осталось всего два места!»

Впрочем, дефицит времени не всегда свидетельствует о попытке манипулирования. В жизни возникает довольно много ситуаций, действительно требующих быстрых решений. Необходимость действовать быстро свидетельствует о манипуляции лишь тогда, когда спешка создается искусственно.

Подгруппа 3. Злоупотребление правилом взаимного обмена. Правила хорошего тона предписывают нам отвечать взаимностью в тех ситуациях, когда нам помогают чем-либо, оказывают услугу, делают подарок (это называется правилом взаимного обмена). Но порой нам могут сделать «подарок» или оказать непрошенную услугу специально – с целью оказать влияние, добиться от нас чего-нибудь. И очень часто это удается. Ведь принимая подарок или какую-нибудь «любезность», мы начинаем чувствовать себя обязанными и нам становится «неудобно» отказать тому, от кого мы этот подарок приняли. Примеры таких манипуляций могут быть следующие:

? Бесплатные дегустации в продуктовых магазинах, после которых предлагается купить тот товар, который человек попробовал.

? Мальчишки моют стекла у машин, стоящих на перекрестке, а потом просят водителей заплатить за работу, «сколько сможете».

? Сектанты «дарят» прохожим цветные журналы с описанием своей доктрины, а потом просят о материальном пожертвовании. Подгруппа 4. Навязывание обязательств. Когда человек принимает на себя какие-либо обязательства (заявляет о своей дружбе, обещает помочь и т. п.), потом его гораздо легче убедить принять те детали, о которых он не знал. Ведь человеку свойственно стремление к тому, чтобы его поведение было последовательным, т. е. новые поступки логично вытекали из того, что сказано или сделано раньше.

Об этом идет речь в поговорке «Если сказал “А”, скажи и “Б”». Занес ногу, чтобы шагнуть, – значит нужно сделать шаг. Как этим пользуются манипуляторы? Сначала добиваются от человека, чтобы он согласился на что-нибудь в целом («Ты согласен помочь мне?») или что-нибудь пообещал или высказал (публично) намерение что-либо сделать. Написал бы, например, расписку, что обязуется выполнить нечто. Поставил свою подпись под каким-нибудь обращением, дал клятву, принес присягу. Вот пример диалога, где используется такой механизм манипуляции:

– А тогда решишь за меня задачку по алгебре?

– Ну, ты же сам сказал, что друг! А друзья всегда помогают.

– Ну ладно, давай задачку…

Прежде чем переходить к следующей ролевой игре, проводится беседа: «Ну вот, теперь вы знаете о некоторых способах манипуляции. А как же от них защититься?». Если речь идет об использовании манипуляций в рекламе или торговле – проще всего просто отключить этот источник информации (выйти из магазина со слишком навязчивыми продавцами, переключить телевизор на другую программу на время рекламной паузы, пролистнуть, не читая, соответствующие страницы газеты и т. п.). А как быть, если манипулятор – близкий тебе человек? Ведущий рассказывает о способах защиты, участники приводят примеры, как конкретно это может выглядеть:

? Прежде всего разглядеть сам факт манипуляции! Для этого и нужно знание ее способов.

? Использовать прием «бесконечных уточнений»: не отвечать манипулятору по существу, а долго и подробно расспрашивать его – что конкретно он хочет, зачем ему это нужно, почему он завел об этом разговор именно сейчас и т. п.

? Использовать прием «заезженная пластинка» – раз за разом повторять свою позицию, не вступая в пререкания.

? Брать тайм-аут: не делать сразу то, чего добивается манипулятор, а просить время подумать, посоветоваться с окружающими и т. п.

Источник:
Приемы антиманипулятивного поведения
14. Манипуляции и защита от них Задача занятия : познакомить подростков с основными способами психологических манипуляций и путями защиты от них [7] . Описание упражнения. Участники
http://psy.wikireading.ru/16331

Процесс формирования у личности приемов психологической защиты от манипулятивных воздействий

Процесс формирования у личности приемов психологической защиты от манипулятивных воздействий.

Характеристика приемов психологической защиты от манипулятивных воздействий.

Защита от манипуляции в современном обществе, снятие ее, перевод коммуникации в конструктивное, взаимовыгодное русло — задача в современных условиях достаточно бессмысленная, если рассматривать ее как стратегическую.

Во-первых, зачастую защита от манипуляции превращается в обратную манипуляцию. В случае разгадывания истинных целей манипулятора, недавняя жертва может в своих целях использовать вскрывшиеся слабости манипулятора. Здесь срабатывает общественный антагонизм, отчужденный характер современного общества. Избавится от опасности обратной манипуляции практически невозможно (для этого необходимо устранить саму причину манипуляции), а такой поворот событий выхолащивает саму идею борьбы с манипулятивными уклонениями в общении.

Во-вторых, разгадывание манипуляции может донельзя конфликтизировать ситуацию даже в тех случаях, где конфликт оказывается хуже любой манипуляции. В качестве примера можно привести случаи, когда манипуляция направлена на благо жертвы (пример — доктор, манипулирующий ребенком для того, чтобы дать ему «невкусное» лекарство).

Тем не менее, борьба с манипуляцией необходима, поскольку позволяет личности или целым группам в отдельных, частных случаях отстаивать свои интересы, избегать принятия невыгодных для себя решений. Наконец, несмотря на всю неоднозначность феномена манипуляции, нельзя не забывать о ее разрушающем воздействии на личность, которая под действием манипулятивных сил по большей части лишается самостоятельности, теряет свою самобытность, нивелируется до уровня массы.

Существует ряд практик борьбы с манипуляцией на частном уровне, которые сводятся к анализу ситуации, распознаванию попыток манипулятивных уклонений при контакте и требованию адекватной реакции на такое воздействие с целью перевода ее в конструктивное русло сотрудничества или хотя бы соперничества. Разберем некоторые из них.

В. П. Шейнов предлагает алгоритм защиты. [59; 322] Мы выяснили, что при всем многообразии скрытого управления, оно имеет общую схему построения. Это позволяет выстроить довольно надежную защиту от него, осуществить которую можно по следующей универсальной схеме:

Не давайте информацию о себе

Осознайте, что Вами управляют

Расставьте точки над i

Необходимо по возможности не дать инициатору сведений о предполагаемом адресате скрытого воздействия.

Главным признаком того, что человеком управляют, является чувство неудобства, внутренней борьбы: ему не хочется что-то говорить, делать – а приходится, иначе неудобно. Анализ манипуляций показывает, что почти всякий раз можно обнаружить нарушение управляющим субъектом каких-либо правил этики. Другими признаками могут быть вдруг возникшие чувства вины и опасности, а так же то, что человек вдруг кому-то оказывается «должен» или зависит от какого-то обстоятельства. Все это должно не просто насторожить, а мобилизовать все механизмы психологической защиты от манипулятивного воздействия для отпора.

Пассивную защиты рекомендуется применять в следующих случаях:

когда человек не знает, как поступить;

когда человек не хочет портить отношения с манипулятором.

Единственное, что нужно для применения пассивной защиты — проявить выдержку. Пассивная защита может осуществляться в следующих формах:

Никак не реагируйте на слова манипулятора, молчите, делая вид, что не расслышали, не обратили внимания, не поняли;

Делайте вид, что «туповаты», не поняли, о чем речь;

Заговаривайте совсем о другом (основание то же);

«Соглашайтесь» с предложением манипулятора, но обусловливая согласие тем, что зависит от вас.

Опыт показывает, что в большинстве случаев манипулятор, натолкнувшись на пассивную защиту, прекращает свои попытки. Для более настырных агрессоров используются активные методы защиты.

Применять активную защиту следует прежде всего не тогда, когда объект манипуляции находится в зависимости (служебной, материальной и т.д.) от манипулятора. Дело в том, что активная защита является конфликтогеном, не уступающим, а то и превосходящим по силе действие манипулятора.

Защита «Расставьте точки над I». Суть этого метода состоит в том, что нужно прямо, не стесняясь, сказать о том, что вас беспокоит. Или потребовать разъяснения: «Куда вы клоните?», «Скажите прямо», «Что вы хотите?» Одна из главных задач данного вида защиты — сделать тайное (намерения манипулятора) явным.

Контрманипуляция напоминает бумеранг — энергия атаки возвращается и поражает агрессора. Контрудар как прием психологического единоборства имеет аналог в противоборствах физических. Это японская борьба айкидо: в ней не противостоят удару, а продляют его. Противник теряет равновесие и оказывается повержен.

Е. В. Сидоренко рассматривает способы противостояния манипуляции немного с другой позиции, и определяет его как ответное влияние, которое соответствует правилам этикета и этическим нормам, принятым самим противостоящим субъектом. Е. В. Сидоренко предлагает свой алгоритм «цивилизованного противостояния» [47; 103]

Мониторинг — это сплошное наблюдение явления в его полной динамике; сканирование, прослеживание. Мониторинг необходим для того, чтобы выявить ранние признаки начинающейся манипуляции.

Задача техник психологического самбо – предохранять человека от разрушительных последствий манипуляции, помочь самому себе справится с ошеломленностью, смятением, эмоциональной бурей в душе, выиграть время для того, чтобы обрести самоконтроль.

Е. В. Сидоренко выделяет следующие техники психологического самбо табл. 2

Техника бесконечного уточнения

Пахомов Ю.В., 1985

Подробное и точное прояснение того, что хочет манипулятор

Техника внешнего согласия или наведения тумана

Выражение согласия с какой-либо частью высказывания партнера или с тем, на что он обратил внимание, что действительно важно, представляет интерес, заставляет задуматься

Техника испорченной пластинки

Многократное повторение одной и той же емкой фразы, содержащей важное сообщение манипулятору всякий раз с одной и той же интонацией

Техника английского профессора

Сидоренко Е.В., 1996

Конкретное выражение сомнения по поводу того, что не выполнение чьих-либо требований действительно не нарушает личных прав адресата

Информационный диалог — это обмен вопросами и ответами, сообщениями и предложениями в бесстрастном и беспристрастном режиме компьютерного поиска информации. Если партнер идет на обсуждение вопроса по существу, постепенно отказываясь от манипуляции, противостояние можно считать успешно завершенным: манипуляция оказалась преобразованной в информационное обсуждение.

Конструктивная критика — это подкрепленное фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата.

Конфронтация — это самое мощное средство противостояния нападению и манипуляции. Клод Стейнер рассматривал конфронтацию как противопоставление собственного силового маневра силовой игре партнера с целью заставить его считаться с нами, перестать нас игнорировать.

А.В. Панкратов предлагает «секретные приемы» защиты от психологического манипулирования[27;224].

«Будьте открыты для убедительных аргументов». Этот прием способствует конструктивному обсуждению проблем, поскольку демонстрирует окружающим стремление быть открытым для восприятия абсолютно всех доводов и предложений.

«Условно принимайте доводы оппонента». Данный прием способен существенно стимулировать оппонента к тому, чтобы он раскрыл свою позицию. Это помогут сделать фразы типа: «Допустим, что вы правы» или «Предположим, что это так» и т.п. Такая осторожная и условная оценка позволит инициатору приема при необходимости вер­нуться на прежние позиции, так и не признав доводов оппонента.

«Оттягивайте возражения». Особенность этого приема состоит в том, чтобы как можно больше узнать о позиции партнера, о доводах, которые он собирается использовать, и т.п. Оттягивание возраже­ний поможет не только уйти от конфронтации и противоборства в общении, но и узнать побольше об уязвимых местах системы доводов оппонента, чтобы при необходимости сделать их объектами для кри­тики.

«Обращайтесь за советом». Этот прием лишний раз подтверж­дает, что мы чувствительны не только к комплиментам, но и к особым формам обращения — вежливой просьбе об одолжении чего-либо, обращению за советом и т.п.

«Вовлекайте оппонента в совместную выработку решения». Существует довольно распространенная ошибка, которую можно наблю­дать во время обсуждения какой-либо проблемы, — заявить, что вы нашли ее решение. Ошибка заключается в том, что в данном случае проигнорировано правило: процесс поиска результата не менее важен, чем сам конечный результат. Это означает, что любая дискуссия, пере­говоры или спор должны быть ритуалом участия. Данный процесс дол­жен быть похож на коллективное написание фрески, где каждый делает несколько мазков, после чего полученный результат уже не является чужим и воспринимается как собственное творение.

Самый простой способ вовлечь оппонента в работу — попросить его поделиться своими соображениями. Высказанные мысли нужно взять за основу. Однако это еще не значит, что надо брать их в том виде, как они сформулированы. Брать за основу — вовсе не значит изменить своим взглядам, это значит всего лишь «перекинуть мост» от взглядов оппонента к своим собственным.

«Настраивайтесь на волну оппонента». Этот прием означает умелую подачу сигналов типа «Я такой же, как вы». Это касается мно­гих компонентов: копирования («отзеркаливания») жестов, тонально­сти голоса, стиля общения собеседника, но в первую очередь «вычис­ления» приоритетной модальности оппонента с последующей под­стройкой под его стратегию мыслительного процесса. Эффективно на­строиться на волну оппонента можно лишь посредством НЛП-знания, в частности с помощью психотехнологии подстройки и ведения, по­зволяющей качественно определить сенсорный язык собеседника, т.е. то, как он воспринимает информацию с помощью зрения, слуха и ощу­щений.

Среди факторов, которые ограничивают манипулятивный характер социальных связей, называют, чаще всего, социальную компетентность личности (как знание основных приемов такого рода воздействии, так и общее знание искаженного характера социальных отношений, готовность к ним).

К антиманипулятивным проектам следует отнести идеи перехода к парадигме диалога, которые пропагандируется рядом авторов и рассматриваются не просто как утопия, но как один из вариантов поступательного движения общества. Сюда же можно отнести проекты поддержания поликультурного разнообразия в мире, сохранения самобытных традиций различных народов и стран. Важно еще раз подчеркнуть, что борьба с манипулятивными отклонениями в коммуникации возможна только на частном уровне, в отдельных случаях, когда наличествуют конкретные субъект и объект отношений такого рода, и распознавание манипуляции может привести к изменению характера отношений между ними.

Говорить же о возможности снятия проблемы данного явления масштабах всего социума или его крупных групповых субъектов на современном этапе развития общества не приходится. Поскольку онтологически социальные манипуляции связаны с отчужденным характером, взаимоотношений в человеческом обществе, а следовательно с глубокими социальными противоречиями в нем, то устранение манипуляций невозможно, пока формы социальных связей в обществе носят существующий характер.

То есть вопрос снятия манипуляции — это проблема снятия отчуждения, разрешения общечеловеческих противоречий. Без их решения невозможно говорить о снятии манипуляции как массового социального явления. Более того, если признать неразрешимый характер антагонизма, — исходность противоречия человека с окружающим миром, который исповедует ряд авторов (3. Фрейд, Л. Альтюсер, Ж. Лакан, ряд других), то вывод о возможности успешной борьбы с манипуляциями будет отрицательным. Единственным решением в этом случае может быть примирение с этим внутренним разломом человеческого бытия и признание, в этом случае, неизбежности, вневременности и нормальности манипулятивных отношении.

Если же придерживаться марксистской парадигмы, то переход от парадигмы манипуляции к парадигме сотрудничества возможен только в случае радикальной смены характера общественных отношений.

Другими словами, на современном этапе развития общества от манипуляции невозможно избавиться. Это явление имманентно присуще тому характеру общественных отношений, который существует на сегодняшний день. Манипуляция — необходимый элемент организации общества в его современном бытии.

Однако, несмотря на очевидную безнадежность борьбы с ней, снятие, как проблема современного общества, стоит острее, чем когда-либо. Роль манипуляции в регулировании современных экономических, политических, социальных отношений настолько возросла в современном мире, что создает угрозу унификации общества на основе однородных стереотипов, частных целей, искаженной реальности. А это создает проблемы потери культурной идентичности отдельных народов и стран, ограничение возможностей альтернативного развития обществ, наконец, ведет к выхолащиванию самобытности личности, ее недоразвитию.

Ограничение манипуляции, отчасти, происходит автоматически, путем вырабатывания в обществе социальных, политических, культурных и т.п. феноменов, действующих вопреки складывающимся стереотипам. Таким образом, социум как бы самостоятельно вырабатывает защитные меры против чрезмерной унификации.

Примером может служить современное его состояние, когда следствием наступления западной массовой культуры, является рост социальной напряженности в отношениях развитых стран Запада и стран третьего мира, (особенно это заметно на примере исламской культуры). Следствием масскульта в тех же развитых странах стало возникновение протестной культуры, контркультурных элементов. То есть борьба с манипуляцией так же имманентно присуща современному обществу как и сама манипуляция.

Однако эта борьба носит во многих своих проявлениях деструктивный характер доходя до террористических проявлений, то есть до насилия (особенно в русле столкновения светской культуры Запада и мусульманской культуры). К тому же эта борьба с манипуляцией зачастую вырождается в обратную манипуляцию или же поглощается более сильными манипулятивными процессами.

Анализ показывает, что до сих пор не сложилось единой точки зрения на сущность феномена приемов психологической защиты от манипулятивного воздействия, отсутствует четкость в обозначении круга явлений, которые могут быть к нему отнесены. Диапазон трактовки понятия «психологическая защита» чрезвычайно широк: от психоаналитического понимания защиты, как явления сферы бессознательного до широкого понимания защиты как любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт.

Осмысление приемов психологической защиты в качестве защиты от манипулятивного воздействия позволило сделать вывод о том, что данная проблема может быть отнесена к трансцендентным проблемам психологии. Несмотря на достаточную изученность отдельных своих аспектов, она, в целом, остается «открытой» в науке ввиду многозначности самого феномена психологической защиты, имманентно присущей ему противоречивости.

Представляется, что перспективы дальнейшего изучения приемов психологической защиты от манипулятивного воздействия связаны с преодолением ограничений, накладываемых определенной «жесткой» концепцией, с синтезом различных подходов к данной проблематике, поиском наиболее продуктивных методологических обоснований исследования.

Источник:
Процесс формирования у личности приемов психологической защиты от манипулятивных воздействий
Процесс формирования у личности приемов психологической защиты от манипулятивных воздействий. Характеристика приемов психологической защиты от манипулятивных воздействий. Защита от манипуляции
http://xstud.ru/608/psihologiya/protsess_formirovaniya_lichnosti_priemov_psihologicheskoy_zaschity_manipulyativnyh_vozdeystviy

COMMENTS