Методы манипулятивного воздействия

Манипулятивные методы воздействия на массовое сознание Текст научной статьи по специальности — Языкознание

Манипулятивные методы воздействия на массовое сознание Текст научной статьи по специальности «Языкознание»

Аннотация научной статьи по языкознанию, автор научной работы — Дашкова Айрин Юрьевна

Рассмотрены концептуальные подходы к осмыслению методов воздействия на массовое сознание в условиях формирования информационного общества. Обращено внимание на необходимость развития информационной и коммуникативной компетентности, умения различать в информационных сообщениях признаки манипуляции.

Похожие темы научных работ по языкознанию , автор научной работы — Дашкова Айрин Юрьевна,

Manipulation Methods of Influencing Mass Consciousness

Conceptual approaches to understanding methods of influencing mass consciousness in conditions of information society formation are considered. The necessity of the development of information and communicative competence and the ability to make out the manipulation signs in communication is emphasized.

Текст научной работы на тему «Манипулятивные методы воздействия на массовое сознание»

?7. Крысин Л.П. Иноязычное слово в контексте современной общественной жизни // Русский язык конца XX столетия (1985-1995). М., 1996.

8. Баранов А.Г. Формы языковой игры // Человек играющий: Язык, личность, социум. М.; Тверь, 1998.

9. Иссерс О.С. Что говорят политики, чтобы нравиться своему народу // Вестн. Омского ун-та. 1996. № 1.

10. Иссерс О.С. «Паша — “Мерседес”», или речевая стратегия дискредитации // Вестн. Омского ун-та, 1997. № 2.

11. Иссерс О.С. досмотрите, на кого он похож!» // Вестн. Омского ун-та, 1997. № 3.

12. Сорокин Ю.А. Политический дискурс: попытка истолкования понятия // Политический дискурс в России. М., 1997.

13. Демьянков В.З. Политический дискурс как предмет политологической филологии // Политическая наука. Политический дискурс: История и современные исследования. М., 2002. № 3. URL: http://www.infolex.ru/PolDis.html

14. Алтунян А.Г. Анализ политических текстов. М., 2006.

15. Dijk T.A. van. Discourse Analysis of News. — Jensen K.B. (ed.) A Handbook of Qualitative Methodologies for Mass Media Research. Vol. 5. L., 1999.

16. Шевченко А.Ю. Дискурс-анализ политических медиатекстов // Политические исследования. 2002. № 6.

17. Социальный аспект речевого общения // СОЦИО: [сайт]. URL: http://s0ci0.ru/problemy-sociolingvistiki/86-socialnyj-aspekt-rechevogo-obshheniya.html

A.Yu. Dashkova Manipulation Methods of Influencing Mass Consciousness

Conceptual approaches to understanding methods of influencing mass consciousness in conditions of information society formation are considered. The necessity of the development of information and communicative competence and the ability to make out the manipulation signs in communication is emphasized.

Key words and word-combinations: manipulation influence, mass consciousness, information, mass media, mosaic culture.

Рассмотрены концептуальные подходы к осмыслению методов воздействия на массовое сознание в условиях формирования информационного общества. Обращено внимание на необходимость развития информационной и коммуникативной компетентности, умения различать в информационных сообщениях признаки манипуляции.

Ключевые слова и словосочетания: манипулятивное воздействие, массовое сознание, информация, средства массовой информации, мозаичная культура.

УДК 316.77+316.4 ББК 60.84

МАНИПУЛЯТИВНЫЕ МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

МЛ анипуляция может трактоваться как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка» [1, с. 254]. Манипуля-тивные механизмы воздействия на массы неоднократно и на протяжении уже достаточно длительного времени исследовались теоретиками и применялись практиками. На примерах диктаторов, политических деятелей, проповедников, а также известных общественных деятелей можно убедиться в действенности эффективных манипулятив-

ных (с их стороны) способов управления толпой. Но и сегодня инструменты и практика применения технологий управления массовым сознанием привлекают внимание многих ученых, особенно в условиях формирования информационного общества.

Принципы воздействия на массы построены на ряде взаимосвязанных психологических приемов: эффект подчинения своего «Я»-индивидуально-го «Я »-коллективному [2] сопровождается эффектом заразительности [3], вследствие чего усиливается внушаемость отдельных индивидов и массы в целом [4]. На этом фоне человеческая толпа становится «жертвой страсти» и способна принять потенциально опасное, вредоносное коллективное решение [5].

В культурный багаж современного человека вошло представление, будто подчинение начинается с познания, которое служит основой убеждения. Однако в последние годы все больше ученых склоняется к мнению, что проблема глубже.

Первоначальной функцией слова на заре человечества было его суггесторное воздействие — внушение, подчинение не через рассудок, а через чувство. Внушаемость посредством слова — глубинное свойство психики, возникшее гораздо раньше, нежели способность к аналитическому мышлению. Суггесторное воздействие слова нисколько не уменьшилось и в современную эпоху. Когда вместо силы главным средством власти стала манипуляция сознанием, власть имущим понадобилась полная свобода слова, реализуемая через превращение слова в безличный, неодухотворенный инструмент.

Учеными доказано, что на мышление, сознание и подсознание человека действует чередование звука и тишины — со своим ритмом, интенсивностью. Хайдеггер даже поставил вопрос о создании особой техники молчания как более или менее подсознательной коммуникации особо посвященных [6].

Словно в противовес теоретическим размышлениям философов, на современном Западе возникло явление, которое получило название «демократия шума». Исследователи отмечают, что в современном политическом процессе создается такое звуковое оформление окружающего политического пространства, что «средний» человек практически не располагает возможностями сосредоточиться и додумать до конца связную мысль. Это выступает важным условием, обеспечивающим его беззащитность перед манипуляцией сознанием.

Одна из главных задач манипулятора — создать у массы людей состояние «рассеянности сознания». В таких условиях более вероятно, что люди будут действовать нерационально. На этом фоне применяются определенные техники, например ассоциации [7-8] или стереотипизации [9].

Несомненно, чувственная ступень познания стоит ближе к внешнему миру, чем мышление, и реагирует быстрее, непосредственнее. Поэтому ее проще «эксплуатировать». В этой области легче создать цепную реакцию, основанную на «эпидемии чувств» и ориентированную на человеческую массу.

Общей принципиальной установкой в манипуляции массовым сознанием является предварительное «раскачивание» эмоциональной сферы. Главным сред-

ством для этого служит создание или использование кризиса, аномальной ситуации, оказывающих сильное воздействие на чувства.

Помимо мышления и чувств, важнейшим объектом манипуляции сознанием является воображение. При сбалансированном взаимодействии мышления, воображения и чувства человек воспринимает реальность в образах, которые выстраиваются в соответствии с укорененной в сознании шкалой ценностей. Если манипулятор ставит перед собой задачу изменить поведение человека, заменить его «программу», то ему надо хотя бы на время исказить шкалу ценностей и, пользуясь моментом, заставить людей «захотеть того, чего они не хотят». Такая задача стоит, например, и перед коммерческой, и перед политической рекламой.

Внимание людей первоначально привлекается к сообщению, затем оно многократно повторяется, чтобы человек его запомнил. При этом в случае манипулирования главный посыл обычно камуфлируется: газеты применяют «калейдоскопическое» расположение материала, разбавление важных сообщений сплетнями, противоречивыми слухами, сенсациями, красочными фотографиями и рекламой, телевидение компонует видеоряд, подбирая отвлекающие внимание образы. Популярной разновидностью лжи является «конструирование» сообщения из обрывков высказывания, что меняет контекст, и из тех же слов создается совершенно иной смысл.

Обеспечивать фрагментацию проблем и дробить информацию так, чтобы человек никогда не получал полного, завершающего знания, позволяет использование сенсаций. Это сообщения о событиях, которым придается столь высокая важность и уникальность, что на них концентрируется и нужное время удерживается почти все внимание публики. Непрерывное воздействие на сознание сенсациями, особенно «плохими новостями» выполняет важную функцию поддержания необходимого уровня «нервозности». Эта нервозность, ощущение непрерывного кризиса, резко повышает внушаемость людей и снижает способность к критическому восприятию.

Подготовка сенсации — кропотливая и дорогая работа, которую выполняют профессиональные специалисты. При этом зритель очарован именно тем, что он наблюдает «неожиданное», «жизненный» материал будто бы так, что между ним и реальностью нет никакого посредника. Эта иллюзия достоверности -сильное свойство телевидения. Поданная в виде сенсации на телевидении информация, со всеми репортажами с места события, интервью в прямом эфире, как правило, принципиально искажает происшедшее событие. Но важно не это, а эффект, ради которого запускается сенсация.

Таким образом, тот, кто определяет структуру потока информации, отбирает «факты» и «проблемы», превращая их в сообщения, господствует и управляет массами. В немалой степени этому способствует предложение средствами массовой информации и информационными агентствами их собственных версий случившегося [10].

Главная функция масс-медиа в гражданском обществе состоит, как ни парадоксально, в превращении граждан в огромную, но не собранную в одном

месте толпу — через массовую культуру и единый поток информации. Сеть СМИ действительно способна «накрывать» всю массу людей, не имеющих ни времени, ни навыков для критического восприятия транслируемых сообщений. Гуманитарным итогом такой медийной обработки становится «стандартизация образа мысли и действия», которая «достигает национального или даже континентального размаха» [5].

Средства массовой информации, в отличие от высокой культуры, предназначены именно для массы, поэтому уровень интеллектуальности сообщения, размещенного в них, зачастую умышленно понижается. Упрощение позволяет высказывать главную мысль, которую требуется внушить аудитории, желательно в форме утверждения (подобно установке гипнотизера). Как отмечал С. Мос-ковичи, утверждение в любой речи означает отказ от обсуждения, поскольку власть человека или идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие. Это означает также просьбу к аудитории, к толпе принять идею без обсуждения такой, какой она есть, без взвешивания всех «за» и «против» и отвечать «да» не раздумывая [4].

Погрузив человека в поток «всегда срочных» сообщений, СМИ разорвали «цепь времен», и превратили политическое действие в наблюдаемый якобы со стороны спектакль, в котором человек лишен исторических и этических координат. Опираясь на сложившийся в мозаичной культуре тип мышления человека, масс-медиа в то же время стали важнейшим фактором укрепления этого типа мышления. Они приучили человека мыслить стереотипами и постепенно снизили интеллектуальный уровень сообщений, превратившись в эффективный инструмент оглупления масс.

В настоящее время, когда СМИ выступают как орудие идеологов, необходимо соблюдать правила поведения, чтобы не дать возможности манипулировать собой, уметь различать в информационных сообщениях признаки манипуляции. Нет однозначных инструкций и приемов защиты от манипуляций, но при выборе жизнеустройства важно не допустить потери национальной культуры, замены ее мозаичной, превращения в «людей толпы», потери своего «Я».

1. Делахати А. Большой Оксфордский словарь английского языка. М., 2005.

2. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // Избранное. М., 1990. Кн. 1.

3. Лебоп Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.

4. Московичи С. Век толп: исторический трактат по психологии масс. М., 1996.

5. Грамши А. Тюремные тетради // Избранные произведения: в 3 т. М., 1959. Т. 3.

6. Хайдеггер М. Письма о гуманизме // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

7. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1974.

8. Джемс У. Психология. М., 1991.

9. Липпмап У. Общественное мнение / пер. с англ. Т.В. Барчунова под ред. К.А. Левинсон, К.В. Петренко. М., 2004.

10. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1982.

Источник:
Манипулятивные методы воздействия на массовое сознание Текст научной статьи по специальности — Языкознание
Рассмотрены концептуальные подходы к осмыслению методов воздействия на массовое сознание в условиях формирования информационного общества. Обращено внимание на необходимость развития информационной и коммуникативной компетентности, умения различать в информационных сообщениях признаки манипуляции.
http://cyberleninka.ru/article/n/manipulyativnye-metody-vozdeystviya-na-massovoe-soznanie

Методы манипулятивного воздействия

Для того чтобы не попадаться на манипулятивные приемы и уловки, прежде всего их необходимо уметь распознавать. Поэтому необходимо рассмотреть некоторые общие положения, которые в определенной мере помогают выявить и снизить эффект действия манипулятивных приемов.

1. Сократить контакты: меньше бывать в зоне контакта с манипулятором или потенциальным манипулятором.

2. Уход от захвата. Как известно важным этапом в манипуляции является захват внимания индивида, его присоединение. В период, когда манипулятор еще не осуществил захват, ему необходимо оказывать сопротивление. Достаточно эффективным является прием прерывания контакта, уход на время. Если существует такая возможность, необходимо прервать речь манипулятора, вопросом, нарушающим его сценарий. Например, спросить: «Скажите прямо, к чему вы клоните?». Так можно заставить манипулятора перейти к сути дела, поскольку если он проигнорирует вопрос, это вызовет недовольство собеседника и его психологическая защита укрепится.

3. Изменить темп. В рамках программы манипуляции темп играет важную роль, поскольку успех манипуляции возможен только в случае опережения процесса мобилизации психологической защиты у собеседника. Именно в связи с этой особенностью важна срочность и сенсационность сообщения манипулятора. Чтобы защититься от манипуляций, необходимо снизить темп общения с манипулятора. В данном случае полезно будет прервать контакт, поскольку те новые масли, чувства и впечатления, которые получил собеседник нужно «переработать». Зачастую манипулятор ложно и искусственно создает нагнетаемую обстановку срочности, собеседнику же необходимо ее срочно отвергать и навязать ходу манипуляции рваный, вязкий ритм.

4. Отсеять шум. Манипулятор использует «шум» для того, чтобы собеседник не смог сосредоточить свое внимание на проблеме, которая требует решения, поскольку именно в такой ситуации можно говорить об успехе манипуляции. «Шум» — это поток. В данном случае, чтобы противостоять манипулятору, при получении важного сообщения необходимо отфильтровать шумы, служащие помехами.

5. Необходимо быть непредсказуемым, поскольку известно, что легче манипулировать людьми, мышление которых отвечает строгому и четкому алгоритму. В ситуации, когда индивид имеет необычную логику, очень тяжело подобрать к нему «ключ». Эффективный способ от захвата и воздействий манипулятора — создать искусственную непредсказуемость реакции. Таким образом, действует принцип — когда нельзя предсказать реакцию индивида, он не уязвим.

Источник:
Методы манипулятивного воздействия
Для того чтобы не попадаться на манипулятивные приемы и уловки, прежде всего их необходимо уметь распознавать. Поэтому необходимо рассмотреть некоторые общие положения, которые в определенной мере
http://psy.bobrodobro.ru/15908

Методы манипулятивного воздействия

Манипуляция. Составляющие манипулятивного воздействия. Способы введения в заблуждение на межличностном и групповом уровне. Технологии манипулирования массовым сознанием.

1928 г — Бёнез — 1-е определение PR: PR — сознательное и разумное манипулирование организованными привычками и мнениями масс, что является неотъемлемым элементом демократического общества.

Манипуляция- один из видов влияния. Неконструктивный вид.

По Сидоренко: манипуляция- скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

1. Скрытность и тайный характер намерений

2. Стремление подчинить своей воле

3. Разрушающий эффект воздействия

1. Решение нескольких задач (отвлечение внимания, ограничение внимания, снижение критичности адресата, изоляция адресата со стороны других людей).

2. Для оказания психологического давления используется оружие воздействия: перехват инициативы, введение своей темы, сокращение времени на принятие решения

3. Проникновение в психическую сферу адресата происходит через психический автоматизм. Игра на интересах и потребностях индивида, комплексах, любопытстве и др.

4. Эксплуатация личностных качеств адресата- имитация принятия решения им самим.

Механизмы манипулятивного воздействия одинаковы при любом психологическом влиянии; в первую очередь, это психические автоматизмы и мотивационное обеспечение.

Дети манипулируют с помощью своей слабости, трудного возраста, физических недомоганий, депрессий, даже — угроз покончить с собой. Педагоги используют оценки, угрозу оповестить родителей, манипулируют хорошим отношением к ребенку, сердечными приступами и мигренями, заявлениями об уходе.

Признаки профессионального манипулятора:

1. Стремление овладеть волей партнера

2. Обман и лицемерие в поведении

3. Призыв не к объединению, а к отъединению

Способы манипулирования по Чалдини:

Благодарность- получая даже мелкий подарок, люди чувствуют необходимость дать что-то взамен

Верность слову, обязательству, долгу- взяв на себя какое-то обязательство, люди не могут отказаться от него

Подражание- стадное чувство

Симпатия- людям легче говорить «да» тому, кто им нравится

Отличительные черты:

1.осознанность целей и средств

2. скрытость целей и средств манипуляции

3.принятие адресатом на себя ответственности за происходящее

Источники манипуляции:

1.нами управляют наши потребности

2. каждый из нас обладает слабостями

3.каждый характеризуется к-л. пристрастиями

4.все мы привыкли действовать по правилам, соблюдая ритуал

Гедонистическая манипуляция –наслаждение, удовольствие как высшая цель и основной мотив челов. поведения, совершается ради той эмоц-ой реакции, кот-ую манипулятор пытается вызвать.

Прагматическая ман-ция– использует эмоц-ую реакцию как ср-во достижения более сложных целей.

Цивилизованное психологическое влияние

1.аргументация – высказывание и обсуждение доводов с целью формирования и изменения отношения собеседника к данному вопросу (согласны выслушать друг друга, эмоц-ый штиль)

2.контраргументация (вынуждаемая защита)

3.самопродвижение (демонстрация фактов, кот. Воспринимаются как аргументы)

цель раскрыта встречная ман-ция противостояние капитуляция

Механизмы манипулятивного воздействия одинаковы при любом психологическом влиянии; в первую очередь, это психические автоматизмы и мотивационное обеспечение.

Дети манипулируют с помощью своей слабости, трудного возраста, физических недомоганий, депрессий, даже — угроз покончить с собой. Педагоги используют оценки, угрозу оповестить родителей, манипулируют хорошим отношением к ребенку, сердечными приступами и мигренями, заявлениями об уходе.

Способы манипулирования по Чалдини: Благодарность- получая даже мелкий подарок, люди чувствуют необходимость дать что-то взамен

Верность слову, обязательству, долгу- взяв на себя какое-то обязательство, люди не могут отказаться от него

Подражание- стадное чувство

По Доценко:

Предпосылки манипуляции:1. культурные (2 важных «культурных приобретения» — Борьба как ценность и Хитрость как образец одного из возможных ср-в ее ведения. Вместо хитрости можно поставить манипуляцию);2. манипулятивная природа социума (люди быстро осваивают правила игры:переложи ответственность, заручись поддержкой и добивайся своего)3. межличностные основания(противоречия между партнерами по общению, деформации общения, манипулятивные уклонения);

4. личность (манипулятор в каждом из нас); 5.технология(хитрить приходится оттого, что непозволительно грубо добиваться от ч-ка требуемого, а «по-хорошему» не все умеют, что означает не владение технологией)

Основные составляющие манипулятивного воздейстия:

1.оперирование информацией, т.е. целенаправленное преобразование инфо;

2.сокрытие манипулятивного воздействия;

3. средства принуждения

Понятие мишень исп-ся для обозначения тех психических стр-р, на кот. Оказывается влияние со стороны инициатора воздействия независимо оттого, имел ли он такое намерение или нет.

5.роботизация (лейтмотив роботоподобности состоит в том, что люди – объекты манипулятивной обработки превращаются в марионеток, управляемых властьимущими при помощи СМИ.

Механизмы манипулятивного воздействия

Технологии – внешние по отношению к адресату действия,

А механизмы – внутренние психические процессы, запускаемые этими действиями.

1. Удержание контакта

2. Психические автоматизмы – «ключ» для включения реакции адресата.

3. Мотивационное обеспечение (актуализация требуемого мотива: соблазнение (сервированный стол), откровенно манипулятивный прием (высказывание «тебе не понять»).

Таким образом, подбор автоматизмов, их комбинирование, произвольное сочетание – вместе составляют суть механизмов манипулятивного воздействия.

Речевое поведение в системе ПР-коммуникации. Стили речевого поведения – вербальный, невербальный, ритуальный, манипулятивный, гуманистический. Ритуальная речь, провокационная речь, императивная речь.

Общение – реализация всей системы отношений человека, реализация как общественных, так и межличностных отношений.

Общение как особый вид деятельности (разновидности)

Общение – коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на определенном этапе отногенеза

Общение – один из видов деятельности (имеется прежде всего речевая деятельность), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще (действия, операции, мотивы и пр.)

Признается факт единства общения с деятельностью.

3 взаимосвязанные стороны в структуре общения:

Коммуникативная – состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная – заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обменен не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная – означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В общении выделяют 3 функции

Коммуникация – в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Процесс коммуникации – процесс обмена информацией.

Типология коммуникативных процессов (критерий – направленность сигналов):

Аксиальный коммуникативный процесс – сигналы направлены единичным приемникам информации, т.е. отдельным людям.

Ретиальный коммуникативный процесс – сигналы направлены множеству вероятных адресатов.

Типы информации, исходящей от коммуникатора 1Побудительная информация – выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция может быть различной:

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 139 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источник:
Методы манипулятивного воздействия
Манипуляция один из видов влияния… По Сидоренко манипуляция скрытое побуждение адресата к переживанию… Критерии Скрытность и тайный характер намерений…
http://studopedia.net/5_65697_manipulyatsiya-sostavlyayushchie-manipulyativnogo-vozdeystviya-sposobi-vvedeniya-v-zabluzhdenie-na-mezhlichnostnom-i-gruppovom-urovne-tehnologii-manipulirovaniya-massovim-soznaniem.html

Средства и механизмы манипулятивного воздействия

Манипуляция в общении

Манипуляцию часто отождествляют с влиянием. Действительно, в повседневном общении манипуляция и личное влияние бывают так тесно переплетены, что трудно отличить одно от другого. Поэтому рассмотрим феномен манипуляции более подробно, уточнив ее определение, механизмы воздействия и способы защиты.

Под манипуляцией обычно понимается один из видов психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша.

Манипуляция

один из видов психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша.

При попытке выделить критерии манипуляции или другого вида влияния очень сложно обойтись без нравственно-этических категорий, поскольку в житейском контексте психология и этика, психология и нравственность практически неразделимы. Так, например, подбирая метафоры к понятию «манипуляция», часто говорят о стремлении «прибрать к рукам», «заарканить», «одурманить», «пригвоздить», «поймать на крючок» при сохранении иллюзии самостоятельности решений и действий адресата воздействия. После общения с манипулятором у человека остается чувство, что его «оболванили», что он «сам не свой» или «как выжатый лимон».

Метафоры же личного влияния будут другими – это способность «притягивать как магнит», «завораживать», «вдохновлять на подвиг», «давать импульс к прозрению», «способствовать перерождению», «пробуждать ото сна». Как видим, во всех случаях использования метафор присутствуют категории: «хорошее»–«плохое», «позитивное»–«негативное». Этический компонент помогает нам отличить манипулятивное общение от неманипулятивного. Многие гуманисты называют нравственность основным критерием общения человека третьего тысячелетия.

Средства и механизмы манипулятивного воздействия

По нашему мнению, принципиальное различие между манипулятивным воздействием и личным влиянием заключено в следующих трех критериях.

У Э. Шострома, считавшего манипулирование злом и основным бедствием современного человека (см. Шостром, 1992), в последнее время появляется все больше сторонников. Е.Л. Доценко, например, видит разрушительный эффект манипуляции в расщеплении личности адресата, ее невротизации, повышении «роботообразности», податливости к внешнему влиянию. Средства манипулятивного воздействия он группирует в соответствии с основными признаками манипуляции.

1. Тайный характер манипулятивного влияния обеспечивается многовекторностью воздействия – решением сразу нескольких подзадач. Например, отвлечение внимания адресата, ограничение внимания на требуемом содержании, снижение критичности адресата, повышение собственного ранга в его глазах, изоляция адресата со стороны других людей и т. п.

2. Для оказания психологического давления используется адекватное целям оружие воздействия: перехват инициативы, введение своей темы, сокращение времени для принятия решения, рекламирование себя или намек на широкие связи и возможности, апелляция к присутствующим и т. п.

3. Проникновение в психическую сферу адресата происходит через психический автоматизм – структурно-динамическое образование, актуализация которого с высокой вероятностью приводит к стандартному результату, будь то мотивационное напряжение (стремление к успеху, деньгам, славе, сексуальному удовольствию) или какое-то действие. «Струнами души» может оказаться любой значимый мотив: переживание из-за невысокого роста, полноты, болезни, гордость объекта влияния за собственное происхождение, нетерпимость к какому-то типу людей, любопытство, хобби и т. д. Играя на различных интересах и потребностях адресата и одновременно на его опасениях, несвободе или нерасторопности, манипулятор может довольно длительное время удерживать адресата в пределах своих возможностей и влиять на него.

4. Эксплуатация личностных качеств адресата представляет собой имитацию процесса принятия решения им самим. Первый шаг – создание (или актуализация) состояния конкуренции мотивов. Актуализировать можно лишь то, что уже имеется во внутреннем мире человека, А там имеется очень многое – надо лишь суметь получить доступ к тому или иному устремлению человека. Как только доступ будет получен, устремление будет актуализировано, разбуженная энергия начнет действовать без внешней поддержки. Второй шаг – изменение побудительной силы конкурирующих мотивов (изменение ценности одного из них, изменение цены достижения, управление оценкой вероятности достижения целей и т. п.).

Относительно механизмов манипулятивного воздействия следует отметить, что они одинаковы при любом психологическом влиянии – это, в первую очередь, психические автоматизмы и мотивационное обеспечение. Любые средства психологического воздействия, включая манипулятивное, – это приложение усилий со стороны отправителя воздействия. С точки зрения технологии ничего больше сделать нельзя, далее энергия воздействия должна работать сама – от манипулятора ее прохождение уже не зависит. Повлиять на характер прохождения с помощью иных средств воздействия можно, а провести энергию нельзя.

В отношении позитивного, развивающего влияния мы будем наблюдать то же самое. Можно дать человеку импульс к изменению, но нельзя произвести это изменение (его творцом является только сам человек). Точно так же человек не может прожить ни минуты чужой жизни. В дополнение заметим, что чем большим количеством стереотипов обременено сознание человека, тем легче манипулятору достичь своей цели, поскольку он играет на несвободе личности.

Конечная направленность манипулятивного воздействия диктуется стремлением манипулятора переложить ответственность за содеянное по его же наущению на свою жертву. Именно это обстоятельство и определяет негативное отношение к манипуляции, вследствие наличия в ней разрушительного начала. Отсюда вытекает необходимость уметь распознавать манипуляцию и защищаться от нее.

Источник:
Средства и механизмы манипулятивного воздействия
Манипуляция в общении Манипуляцию часто отождествляют с влиянием. Действительно, в повседневном общении манипуляция и личное влияние бывают так тесно переплетены, что трудно отличить одно от
http://lektsii.org/6-100036.html

COMMENTS