Механизмы психологического воздействия кратко

Механизмы психологического воздействия

Обратившись к работам социальных психологов, мы обнаруживаем описание вариантов такого психологического воздействия:

Первый из вариантов психологического воздействия – заражение — с давних пор исследовался как основной способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей (особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д.).

Заражение можно определить как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психологическим состояниям, проявляющимся не через осознанное принятие какой-либо информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния.

Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе людей, действует механизм многократного взаимного усиления эмоционального воздействия общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованно­го давления, но бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Мы считаем, что феномен заражения возникает и при взаимодействии двух людей, в частности клиента и консультанта. Например, во время эмпатического выслушивания «исповеди» клиента. Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно: целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанной на ее некритическом воспри­ятии.

Феномен внушения, суггестия, как социально-психо­логическое явление обладает глубокой спецификой, поэтому правомерно говорить об особом явлении — «социальной суггестии».

Заражение и внушение имеют определенные отличия. При заражении осуществляется сопереживание большой массой людей или диадой общего психологического состояния. Внушение же не предлагает такого «равенства» в сопереживании идентичных эмоций. Следователь­но, внушение — персонифицированное, активное воздействие одного человека на другого или на группу. Внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении кроме речевого воздействия используются и иные средства (восклицания, ритмы и пр.)

Внушение отличается и от убеждения. В.М. Бехтерев показал, что внушение непосредственно вызывает определенное психологическое состояние, не нуждаясь в доказательствах и логике. Убеждение же построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе. В случае убеждения вывод должен быть сделан принимающим ин­формацию самостоятельно.

Следовательно, убеждение — преимущественно интеллектуальное, а внушение — преимущественно эмо­ционально-волевое воздействие.

В последнем из вариантов психологического воз­действия — подражании — осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психологических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого по­ведения. Различают несколько видов подражания:

— логическое и внелогическое;

— внутреннее и внешнее;

— подражание-мода и подражание-обычай;

— подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому (Андреева, 1988).

В процессе психологического консультирования, по-видимому, проявляются все вышеназванные механизмы воздействия, Например, на первой стадии консультирования существенен механизм эмоционального заражения. На второй и третьей стадиях — механизмы внушения, убеждения и подражания. Благодаря действию данных механизмов возникают феномены расширения репертуара когнитивных схем, изменения поведения, обучения навыкам и т.п.

Таким образом, в консультировании, как и в психотерапии, действуют сходные факторы, определяемые общими механизмами психологического воздействия.

Процессы ПК

Процесс консультирования, даже если это только единственная встреча с клиентом, может быть условно структурирован на несколько стадий. Консультирование имеет начало, середину и конец, и консультант должен знать, как начать консультирование, с помощью каких средств продолжать его, делать интенсивным и продуктивным и как его закончить.

Первой встрече с клиентом консультант должен уделить особое внимание, даже если в этот день было много посетителей. Клиент приходит за психологической помощью с двумя сильными чувствами — страхом и надеждой. Консультант обязан ослабить страх и укрепить надежду.

Первая встреча начинается со знакомства. Сразу бросается в глаза и свидетельствует о характере клиента то, как он входит в кабинет — твердым шагом, демонстрирующим решимость и смелость, или нерешительно, неохотно, что говорит о страхе, стеснительности, сомнениях. Рукопожатием консультант с первых минут встречи проявляет дружелюбие, заинтересованность и готовность помочь, поскольку пожатие руки принято считать символом единения двух людей. Представившись, консультант узнает имя и фамилию клиента и пару минут может уделить общепринятым фразам, которые уменьшают тревогу и напряжение первой встречи.

ОЦЕНКА ПРОБЛЕМ КЛИЕНТОВ Психологические оценки, согласно Kleinmuntz — это системные или стандартизированные процедуры наблюдения за поведением. По существу, оценками занимается большинство психологов. На основании сопоставления поведения разных людей и анализа поведения одного и того же индивида в разные промежутки времени делаются обобщения о целях прогноза. Поэтому психологическая оценка имеет большое значение как для теории психологического консультирования, так и для практики. Оценка широко применяется во многих областях психологии, однако ее применение в консультировании имеет один важный аспект: мы предоставляем клиенту новые сведения о нем и его перспективе.

Психологическая оценка — это очень широкое понятие. Например, Сох (1988) говорит о трех аспектах возможной оценки клиентов:

* нозологическом (причисление клиента к определенной нозологической категории);

* психодинамическом (выделение доминирующих механизмов психологической защиты, обусловленных онтогенетически);

* экзистенциальном (анализ субъективного мира клиента).

В общем, психологической оценке подлежат самые разные сведения об особенностях людей: оценивается информация о клиенте, полученная во время беседы, результаты психологического обследования, сны, творчество и т.п. Далее мы поговорим об этом подробнее.

ПРОЦЕДУРЫ И ТЕХНИКИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу невозможны без умелого опроса.

Как известно, вопросы обычно разделяются на закрытые и открытые. Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном-двух словах, подтверждение или отрицание («да», «нет»). Открытые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни клиентов, сколько позволяют обсуждать чувства.

Открытые вопросы дают возможность делиться своими заботами с консультантом. Они передают клиенту ответственность за беседу и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, ценности, поведение, т. е. свой внутренний мир.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник:
Механизмы психологического воздействия
Обратившись к работам социальных психологов, мы обнаруживаем описание вариантов такого психологического воздействия: Первый из вариантов психологического воздействия – заражение — с давних пор
http://vikidalka.ru/2-2499.html

Механизмы психологического воздействия кратко

35. Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения

35. Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения

Заражение – это бессознательная, спонтанная форма включения личности в сопереживание общего психического состояния с большой группой людей одновременно, а также способ воздействия, приводящий к подобному состоянию.

Феномен заражения чаще всего встречается в неорганизованной общности (толпе), которая сама по себе способствует его усилению.

Механизм заражения может проявляться в массовых вспышках различных душевных состояний, возникающих во время ситуаций паники, спортивного азарта, ритуальных танцев, религиозного экстаза и пр.

В основе заражения лежит эмоциональное воздействие индуктора (носителя эмоционального заряда) в условиях непосредственного контакта. При заражении происходит передача сильного психического, эмоционального заряда, который, проходя по каналам взаимодействия, многократно усиливается, создавая психический фон заражения.

Функции заражения:

1) усиление групповой сплоченности, если такая сплоченность уже есть;

2) компенсация недостаточной сплоченности.

Внушение – это социально-психологический механизм целенаправленного, неаргументированного воздействия, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям.

Внушение характеризуется некритическим восприятием информации и осуществляется вербальными средствами на основе эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Внушению подвержены дети, люди с доминированием ситуативного психического настроя, неуверенные в себе, утомленные или ослабленные.

Условия, необходимые для эффективного внушения:

1) авторитетность источника информации;

2) доверие к нему;

3) отсутствие сопротивления к внушающему воздействию.

Отличительные особенности внушения:

1) внушающий (суггестор) сам не находится в том же эмоциональном состоянии, что и внушаемый (суггерент);

2) внушение – это персонифицированное эмоционально-волевое воздействие;

3) внушение носит вербальный характер и не нуждается в доказательстве и логике.

Убеждение – это социально-психологический механизм общения, строящийся на системе логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность.

Условия эффективности убеждающего воздействия:

1) содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;

2) убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;

3) убеждение является последовательным и доказательным;

4) убеждение содержит обобщающие и конкретные факты;

5) убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;

6) убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает;

7) заинтересованность человека, которому адресовано воздействие.

Отличительные особенности убеждения:

1) убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности убеждаемого;

2) при убеждении, принимающий информацию, делает выводы самостоятельно;

3) убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие.

Подражание – это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения другого человека или группы людей.

Виды подражания:

1) логическое и вне логическое;

2) внутреннее и внешнее;

3) подражание-мода и подражание-обычай.

Законы подражания:

1) внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние;

2) низшие по социальной лестнице подражают высшим.

Способы подражания:

1) когда посредством наблюдения модели возникают новые реакции;

2) когда наблюдение за награждением или наказанием модели усиливает или ослабляет сдерживаемое поведение;

3) когда наблюдение модели способствует актуализации образцов поведения, ранее известных наблюдающему.

Источник:
Механизмы психологического воздействия кратко
35. Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения 35. Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения Заражение – это бессознательная, спонтанная
http://psy.wikireading.ru/22019

Механизмы психологического воздействия кратко

При взаимодействии поведение одного человека нередко способствует изменениям в действиях и чувствах другого человека, то есть оказывает на нее определенное влияние. Специалисты по менеджменту отмечают, что влияние — это любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, чувства и т.п., другого индивида [211]. Психологи считают, что индивидуальный влияние — это процесс и результат изменения одним человеком поведения другого человека (ее установок, представлений, мнений, оценок и т. п.) во взаимодействии с ней [177]. Любое воздействие осуществляется с целью формирования, закрепления или изменения установок, взглядов, отношений, чувств или действий.

Своеобразно проявляется в общении влияние одного человека на других через власть. С одной стороны, власть — это возможность влиять на других, с другой — чтобы влиять, надо иметь власть. Когда один человек или группа пользуются властью, для того чтобы унизить других, чаще всего говорят: у них отсутствует культура общения, и прежде всего ее моральная составляющая.

Менеджер не сможет выполнять свою профессиональную деятельность, если не будет иметь личностного влияния на других. Какие психологические качества помогают повысить его? Это — компетентность, доброжелательность, тактичность, целеустремленность, энтузиазм, умение владеть собой. Это, безусловно, и те моральные нормы и правила, которые усвоила личность: честность, справедливость, искренность и т.д. Известно, что нередко люди в деловых отношениях предпочитают нравственным добродетелям над профессиональными качествами. Поэтому часто больший личностное влияние на других имеет тот менеджер, для которого моральные нормы поведения стали его внутренней сути. В целом, по данным психологов, самым влиятельным бывает тот, кто одновременно является и компетентным специалистом, и моральным человеком.

Менеджерам желательно знать, какая информация усиливает влияние на других людей, а, наоборот, уменьшает его. Так, не стоит говорить «я вас плохо знаю», «я не знаю ответа на этот вопрос», «у меня еще мало опыта», «я не хочу отнимать у вас время». При этом в другого человека появляется желание сопротивляться. Лучше говорить «мне следует подробнее разобраться в этом», «мне хотелось бы с вами обсудить этот вопрос» таин. В беседе желательно пользоваться словами вроде: «я думаю», «я выбираю», «я сделаю», но при этом выражать надежду на то, что партнер по общению будет разделять ваши намерения.

Для эффективного взаимодействия с коллегами, подчиненными, клиентами, партнерами по бизнесу менеджеру надо знать психологические механизмы воздействия на людей и уметь пользоваться ими. К группе психологических способов воздействия относят внушения, психическое заражение, подражание. Это механизмы, которые действуют прежде всего на бессознательное.

Внушение — это целенаправленное воздействие одного человека на другого или на группу людей, которая предусматривает некритическое восприятие высказанных мнений и свободы [229, ч. 1, с. 122]. Процесс внушения основывается на воздействии словом, который умышленно перестраивает нечто в деятельности и направлен на повышение результативности действий [104, с. 168]. В нашей стране значение внушения длительное время недооцінювалось и его называли буржуазным способом воздействия. На самом же деле внушения занимает очень важное место в нашей жизни, оно является механизмом, который дает возможность повлиять на бессознательное: на установки, эмоциональные реакции, ожидания и т.д. Во время внушения не достигается согласие, а лишь обеспечивается принятие информации, содержащей готов вывод. Используя полученную информацию, человек, на которого влияют, должна прийти сама необходимому выводу.

Внушение может быть преднамеренным. Это целенаправленный и сознательно организованный влияние, когда тот, кто пользуется этим способом, знает, кому и что он хочет внушить и согласно этому подбирает приемы воздействия. Если это делает человек авторитетный, то ей доверяют. Если человеку не доверяют, то ее влияние не будет эффективным. Примером преднамеренного внушения является реклама. Причем нередко те, кто делает рекламу, идут на то, чтобы влиять на людей на их бессознательном уровне. В случае неумышленного внушения не ставится специальная цель влияния, но своими словами и действиями один человек внушает другой именно то состояние, который бы побуждал ее к соответствующей действия. Примером такого внушения может быть создание определенного имиджа. Его социально-психологический феномен в том, что он живет в умах людей, хотя они этого четко не понимают.

Психическое заражение может играть как деструктивную, так и положительную роль. Чаще всего конструктивное исполнение заражения энтузиазмом наблюдается в профессиональной деятельности. Например, процесс взаємозараження происходит во время выполнения менеджером и его партнерами сложного задания, и это стимулирует их творческое развитие. Если люди любят свое дело, то успехи одного заражают других, вызывая в них интерес, увлечение, а не зависть и плохое настроение. Способные люди (например, актеры, юристы, ораторы) своими словами, действиями могут так влиять на людей, что те занимаются чужими переживаниями как своими собственными, начинают плакать и смеяться, грустить и радоваться, возмущаться и сочувствовать.

Подражание — особая форма поведения человека, которая заключается в воспроизведении ею действий других лиц на сознательном или бессознательном уровне [229, ч. 2, с. 119]. Процесс подражания — повторение модели или примера — основанный на имитации неких внешних проявлений движений, действий, поведения других людей, которые характеризуются определенной эмоциональной и рациональной направленностью, полезностью, значимости [104, с. 168]. Подражание может быть результатом собственной инициативы или влияния других людей, которые рассчитывают на это и стимулируют определенное поведение разными средствами. В бывшем СССР на предприятиях было очень распространено наставничество — прикрепление опытных работников до тех, что только-что начинают работать. Молодой специалист учился у опытного, подражая образцы его действий, стратегии и тактики решения профессиональных задач.

Убеждения не даст необходимого результата, если оно подменяется морализаторством. Поэтому менеджеру лучше не употреблять слов типа «должен», «должен», «обязан», «как не стыдно» и др. Такая форма воспринимается как формальная и к ней относятся с иронией, а то и с презрением. Убеждать словом — это большое искусство, которое требует знаний психологии людей, законов этики и логики. Именно об этом писал известный ученый Блез Паскаль в своей работе «О искусство убеждения»: «Каждый знает, что понятие входят в душу двумя путями: через разум и волю. Путь разума наиболее естественный, поскольку нельзя соглашаться ни с чем, кроме доказанных истин. Однако наиболее привычным является путь свободы. Это путь низкий (то есть подавляет личность). и через это все против него» [253, с. 40-42].

Искусство убеждать заключается как в том, чтобы быть приятным, так и в том, чтобы логически обосновывать свою позицию. Приведем пример убеждение, что основывается на законах логики и направлено к разуму человека, которую хотят убедить. В Эрмитаже есть картина Рембрандта «Поклонение волхвов». Долгое время ее считали копией. Затем специалисты смогли доказать, что это оригинал, аргументируя свое мнение так: а) если на нижних слоях картины являются поиски композиции, то такая картина, как известно, является оригиналом; б) на картине Рембрандта в Эрмитаже с помощью рентгеновской установки нашли поиски композиции; в) отсюда пришли к выводу: эта картина — оригинал [173, с. 134]. Такие аргументы влияют на разум человека и поэтому становятся эффективными.

Руководителю известной американской фирмы IBM Томасу-мо-лодшому принадлежат слова: «Я глубоко уверен в том, что каждое предприятие, чтобы выжить и иметь успех, требует здорового набора основных убеждений, которыми оно руководствуется во всех решениях и мерах» [288]. Известен Ли Якокка, для того чтобы сделать работников корпорации «Крайслер» своими сторонниками во время реорганизации, использовал такие убеждения [407]:

• все работники и на всех уровнях должны иметь одинаковую ответственность;

• руководители должны убеждать личным примером;

• сохранение квалифицированного персонала — это основа будущего развития компании;

• все действия по реорганизации должны проводиться открыто и каждый работник должен иметь полную информацию о них;

• взаимоотношения между работниками строятся на доверии к руководителей за счет предоставления информации о мерах, этапы реорганизации и полученные результаты от нововведений.

Часто вспоминают о Дейла Карнеги и его советы относительно того, как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. Основные его советы следующие:

• дайте людям почувствовать их значимость и делайте это искренне;

• проявляйте искренний интерес к другим людям;

• помните, что для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком человеческого языка;

• будьте хорошим слушателем и поощряйте других к рассказу о себе;

• говорите о том, что интересует вашего собеседника.

Все это, конечно, хорошие советы, и менеджеры пользуются ими. Но в то же время кредо Дейла Карнеги, сформированное им, звучит так: «Лично я люблю землянику со сливками. Но рыба почему отдает предпочтение другому. Поэтому, когда я еду на рыбалку, я беру для нее не то, что люблю я, а червей и кузнечиков» [125]. Такой подход — это чистое манипулирования другим.

Нередко менеджеры имеют ситуацию, когда подчиненные пытаются привлечь их самих к решению поставленных перед ними задач. В таких случаях менеджеру лучше использовать принцип коучинга — постановку перед подчиненным специальных встречных вопросов, которые заставят того найти самом правильное решение. Вопросы вроде: «А что ты сам думаешь по этому поводу?» — подтолкнет подчиненного думать, а не ждать конкретного указания [17].

Различают четыре типа манипуляторов. Первый тип — активный манипулятор. Он стремится влиять на других, используя активные методы и чаще всего для этого удается до техники «обязанностей и ожиданий», а также использует свой социальный статус — руководителя, отца, преподавателя. Второй тип — пассивный манипулятор. Он демонстрирует роль беспомощного, такого, что мало в чем разбирается. Этим он подталкивает другого выполнить работу за него. Третий тип — агрессивный манипулятор — относится к людям как к соперникам, а то и врагов, с которыми он ведет постоянную борьбу. Четвертый тип — равнодушен манипулятор. Он пытается будто избежать контактов, демонстрирует индифферентность. На самом деле все, что происходит, ему не совсем безразлично, иначе он так демонстративно не вел бы себя [396].

Манипулирование на самом деле в нашей жизни имеет большее значение, чем мы себе представляем. Каждый человек почти ежедневно бывает манипулятором или тем, на кого воздействуют. Например, продавец манипулирует покупателем, чтобы выгодно продать свой товар. Отец детям дает вознаграждение за хорошие оценки. Депутат обещает избирателям решить все их проблемы, а после избрания об этом забывает. Время без манипулирования не обойтись. Нередко к нему прибегают люди, недовольные жизнью, а то и просто несчастные. Манипулирование им нужно, чтобы однажды выжить, поднять самооценку. Иногда человек манипулирует, думая о другом, поддерживая его (например, когда близкий человек тяжело болен). Однако в целом манипуляции негативно сказываются на развитии личности, даже на здоровье человека, снижают уровень моральной и психологической культуры ее общения с другими.

Умение своевременно распознавать манипуляции и противостоять ему является одним из важнейших коммуникативных умений менеджера. Некоторые специалисты [256] рекомендуют противопоставлять манипулятору простую технику, которую называют «эффектом заграної пластинки». Сначала следует спросить собеседника-мани-пулятора о деталях, чтобы выяснить его позицию, затем согласиться с тем, что он имеет право на свое мнение, а после этого объяснить, почему вам не хочется это делать. Если манипулятор будет настаивать на своем, надо повторить то, что раньше говорили теми же словами. Выдержать такое повторение трудно, и собеседник скорее всего откажется от своего желания манипулировать вами.

Манипуляторам можно и нужно противопоставить другие действия, например, механизм актуализации. Актуализация — это уважение достоинства других людей, учет их интересов, стремление к реализации уникальности каждого человека [396]. Он честен в своих мыслях и действиях, прислушивается к другим и учитывает их интересы, стремится к самореализации своей самобытности и уникальности, проявляет искренность, заинтересованность, доверие. Общаться с актуалізатором легко, потому что он всегда открыто и свободное проявляет свои чувства, творчески сотрудничает с другими, умеет признавать и исправлять свои ошибки.

Личностные качества манипуляторов и актуалізаторів и их действия можно сравнить таким образом:

Источник:
Механизмы психологического воздействия кратко
При взаимодействии поведение одного человека нередко способствует изменениям в действиях и чувствах другого человека, то есть оказывает на нее определенное влияние. Специалисты по менеджменту
http://banauka.ru/2897.html

Механизмы психологического воздействия кратко

механизм психологическое воздействие поведение

В подавляющем большинстве случаев речевая коммуникация не является односторонней. В условиях аксиальной, т.е. диалогической, коммуникации она обоюдна (участники беседы воздействуют друг на друга), в условиях ретиальной (в частности, массовой) коммуникации либо осуществляется своеобразная обратная связь (ораторская речь), либо, если специальный канал для такой связи отсутствует, ее потенциальная возможность так или иначе учитывается. Однако на первом этапе рассуждения мы отвлекаемся от этой обязательной двусторонности всякой коммуникации.Брудный АЛ. Коммуникация и семантика//Вопросы философии. 1972. № 4.

Речевое воздействие не является единственной формой сознательного воздействия на личность. Один и тот же эффект может быть достигнут как при помощи речи, так и, допустим, показом немого документального кинофильма. Но мы пока говорим только о речевом воздействии. При этом мы «выносим за скобки» воздействие неязыковыми средствами (мимика, интонация и т.п.).

Прежде чем перейти к самому рассуждению, следует ввести два понятия, очень для нас существенных: «поле значений» и «смысловое поле». Под полем значений, присущим тому или иному индивиду, имеется в виду структурация присвоенного им общественного опыта, т. е. та «сетка», через которую он «видит» мир, та система категорий, с помощью которой он этот мир расчленяет и интерпретирует (не следует, конечно, переоценивать роль этого расчленения). Теоретически у всех людей, входящих в данное общество и говорящих на данном языке, поля значений должны совпадать. Практически же здесь имеются расхождения, обусловленные социальными, территориальными, профессиональными, возрастными и иными факторами и лишь частично являющиеся предметом изучения современной социологии.

В чем конечная цель речевого воздействия? На этот счет существуют разные точки зрения. Мы бы определили цель речевого воздействия как определенную организацию деятельности человека — объекта воздействия (назовем его реципиентом). Воздействуя на реципиента, мы стремимся «спровоцировать» его поведение в нужном нам направлении, найти в системе его деятельности «слабые точки», выделить управляющие ею факторы и избирательно воздействовать на них.

Для этой цели можно воспользоваться одним из следующих трех способов.

Ввести в поле значений реципиента новые значения, т. е. сообщить ему такие знания о неизвестных ему элементах действительности, на основе которых он изменит свое поведение или, по крайней мере, свое отношение к этой действительности. В сущности, весь процесс обучения, особенно на уровне средней школы, в значительной мере может быть сведен к подобному воздействию. Если говорить о массовой коммуникации, то типичным случаем подобного воздействия является лекция о международном положении или газетный репортаж зарубежного корреспондента — в обоих случаях для формирования у слушателя или читателя определенного мнения используется сообщение новых, заведомо не известных ему сведений. Тот же тип воздействия мы имеем в газетных сообщениях о разного рода стихийных бедствиях — землетрясениях, наводнениях и т. д.

Изменить структуру поля значений реципиента, не вводя в него новых элементов, т. е. сообщить реципиенту новую информацию об уже известных ему вещах, причем такую, которая объективно существенна для понимания этих вещей в их взаимосвязи, способна изменить представление реципиента об их взаимосвязи и, следовательно, его отношение к этим вещам (фактам, событиям, элементам действительности). Типичным примером подобного способа воздействия является рассказ экскурсовода при осмотре музея или исторического памятника. Характерным примером из области массовой коммуникации может служить такой очерк о каком-либо популярном лице или популярном событии, «изюминкой» которого является сообщение о ком-то или о чем-то известном новой информации, раскрывающей это лицо или событие с новой стороны.

В обоих случаях мы можем говорить о воздействии через информирование. Конечно, с изменением поля значений ни в том, ни в другом случае процесс воздействия не завершается. Новые значения и вообще изменения поля значений важны для нас лишь постольку, поскольку они существенны для нашей деятельности, поскольку они ее в той или иной мере конституируют, (А иначе зачем вообще нужно речевое воздействие?)

Успех воздействия через убеждение связан с моделированием субъектом коммуникации смыслового поля реципиента. Иными словами, для того чтобы успешно осуществить речевое воздействие, говорящий должен представлять себе смысловое поле реципиента в момент воздействия и после него, т. е. представлять себе характер и направление тех изменений в смысловом поле реципиента, которых он должен добиться в результате воздействия. Ясно, что при этом достаточно моделировать не смысловое поле в целом, а узкий его фрагмент. Очевидно также, что изучение роли такого моделирования в процессах массовой коммуникации представляет собой самостоятельную, чрезвычайно важную научную задачу: эффективность массовой коммуникации зависит прежде всего от адекватного представления коммуникатора о том, на кого и как он воздействует (а этого-то знания у него нередко нет или оно сугубо интуитивно)

Источник:
Механизмы психологического воздействия кратко
механизм психологическое воздействие поведение В подавляющем большинстве случаев речевая коммуникация не является односторонней. В условиях аксиальной, т.е. диалогической, коммуникации она
http://psy.bobrodobro.ru/17239

Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения

Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения

Психологическое воздействие — это процесс целенаправленного и результативного взаимодействия, в ходе которой одна личность стремится изменить поведение, установки, намерения, отношения и убеждения другого.

В современной психолого-педагогической литературе нет единого подхода к рассмотрению феноменов влияния в процессе общения. Так, некоторые исследователи рассматривают указанные феномены как формы воздействия в процессе общения (Евгений Ильин), другие — как методы воздействия (Галина Андреева). Наиболее универсальным и научно обоснованным, по нашему мнению, является подход Бориса Парыгин, который рассматривает влияние в процессе общения через призму социально-психологических механизмов его реализации.

Механизмы воздействия в процессе общения — это специфические социально-психологические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей и непосредственно влияют на степень и эффективность их коммуникативной, интерактивной и перцептивной активности, адекватности взаимопонимания, характер и возможность дальнейшего взаимодействия.

Анализ классических и современных литературных источников дает возможность выделить следующие социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения: убеждения, принуждения , внушения, заражування, паника, подражание, мода, слухи, критика.

Раскроем существенные особенности каждого из вышеперечисленных механизмов.

Убеждения — механизм социально-психологического воздействия, включая систему доказательств, что выстроенные по законам формальной логики и обосновывают выдвинутую личностью тезис. Эффективное убеждение приводит к принятию и последующего включения новых фактов сложившейся системы взглядов и убеждений, в определенной трансформации мировоззрения и мотивационных основ поведения. Убеждения базируется на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на на основе их анализа и оценки. Как правило, убеждения требует больших затрат времени и использования различных ораторских приемов. Механизм убеждения считается основным в научной полемике, а также в учебно-воспитательном процессе.

Убеждения может выполнять следующие функции: информационную, критическую и конструктивную. В зависимости от личности объекта их значимость различна. Информационная функция заключается в степени осведомленности реципиента относительно предмета (проблемы, вопросы) воздействия. Критическая функция заключается в оценке взглядов, мнений, стереотипов и ценностных ориентаций объекта. Особенно важна роль данной функции прослеживается в спорах, дискуссиях и тому подобное. Конструктивная функция проявляется в формировании у объекта новых взглядов, подходов и установок.

Целенаправленное убеждения базируется на заранее построенной стратегии. На основе использования подобных стратегий некоторые современные исследователи иногда пытаются доказать заранее абсурдные вещи. Например, врач в белом халате, удаляясь от нас, постепенно превращается в черную точку; при этом мы видим черную точку, а врач, глядя на свой халат, видит белую ткань. Находясь на улице днем, мы видим черные оконные проемы на фасадах домов, а в то же время люди, которые находятся в этих домах, видят светлые стены и потолка.

Убеждения может быть реализовано в форме просьбы, предложения (рекомендации / советы), похвалы, поддержки, утешения и тому подобное.

Принуждение — механизм социально-психологического воздействия, который предусматривает насилие над волей личности или социальной группы путем применения определенных санкций. Это несанкционированное применение насилия к лицу или группе, которое осуществляется с целью добиться совершения им или ими вопреки их воле негативных, а часто и общественно опасных действий. Различают физическое и психическое принуждение.

Примером психического принуждения могут быть действия и поведение человека во время или после гипнотического состояния.

Социально-психологическая сущность принуждение несколько близка к механизму убеждения. В обоих случаях задача коммуникатора состоит в том, чтобы реципиент принял его предложение. Как при убеждения, так и во время принуждения, субъект обосновывает свою точку зрения с помощью доказательств. Главная особенность метода принуждения, по сравнению с убеждением в том, что основные аргументы, с помощью которых обосновывается определенная тезис, потенциально содержащие негативные санкции для объекта который соотносит возможные негативные последствия со своей системой ценностных ориентаций.

Принуждение может быть реализовано в форме приказа, требования, запреты, угрозы и т.

Внушение может быть прямым и косвенным. Оно может осуществляться в форме гетеросугестии (влияния со стороны) и аутосугестии (самовнушения). Объектом гетеросугестии (сугерендом) может висиупаты как отдельная личность, так и группа, социальная общность (феномен массового внушения). Субъектом гетеросугестии (сугестором) может выступать личность, социальная группа, средства массовой информации. Аутосугестия предусматривает объединение в одном лице сугестора и сугеренда. Внушение достигается с помощью использования вербальных и невербальных средств. На внушении частично основано влияние некоторых средств массовой информации, рекламы, моды, обычаев, веры. Внушение широко применяется в психотерапии для коррекции психических и психосоматических состояний человека.

Примером гетеросугестии может быть установка: «С этого момента, после того как мы все обсудили, Вы можете свободно и без опасинь заводить новые знакомства с молодыми людьми противоположного пола . «. Примером же аутосугестии является установка: «Я заметил, что на прошлой неделе было несколько случаев, когда мои слова в разговоре были восприняты неправильно. Я осознаю и понимаю, что причинами подобного восприятия является мои беспокойства, тревожность и определенная нервозность. Надеюсь, что я имею способности преодолеть . «

Заражування реализуется через интегрирующую и экспрессивную функции. Первая используется для усиления монолитности группы, вторая связана со снятием психической напряженности. Экспрессивная функция заражування ярко проявляется на зрелищных мероприятиях. Влияние механизма заражування можно наблюдать в удачном использовании шутки. В этом случае улыбки, смех, веселое настроение быстро передаются в среде собравшихся людей, создавая в них мажорное настроение. Заражування имеет разную эффективность в зависимости от личностных и деловых качеств объекта (например, сдержанность, высокий уровень субъективного контроля и т.п.). Заражування всегда успешно использовалось учредителями различных религиозных течений и конфессий. В этом случае определенное эмоциональное состояние легко распространяется среди тех, кто пришел на религиозное собрание. Это делает их более внушаемыми и управляемыми.

Паника — механизм социально-психологического воздействия на психическое состояние личности, связанное с бессознательным, безудержным страхом, вызванным действительной или мнимой опасностью, охватывающий человека или многих людей и характеризуется неконтролируемым стремлением избежать опасной ситуации. Паника возникает в массе людей в виде определенного эмоционального состояния, является следствием или дефицита информации о потенциальной страшную или непонятную новость или избытка этой информации. Так, практика жизни показывает, что отсутствие представления о реальной опасности часто приводит к необдуманным действиям. Таким образом, паника приводит к последствиям, которые значительно превышают ущерб, который мог бы быть нанесен реальными причинами паники.

Примером паники могут служить политические события 2004- 2005 pp., Когда во время «оранжевой революции» среди начала распространяться информация о «готовы к бою танки и пушки под Киевом» и возможной стрельбу.

Подражание играет для личности решающую роль в присвоении общественного опыта. С помощью подражания в раннем и дошкольном возрасте усваиваются предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения и речи. Его также можно рассматривать как механизм социализации.

Мода — это специфический механизм социально-психологического воздействия, динамическая форма стандартизированной массовой поведения; возникающая преимущественно стихийно под влиянием доминирующих в общественном сознании настроений, а также вкусов и увлечений, быстро меняются. Мода-это динамичное социально-психологический феномен. Природа непостоянства моды достаточно многогранна — она связана как с изменениями условий человеческой жизнедеятельности, особенно ростом предметно-продуктивной активности людей, так и с ростом их внутренних, социально-психологических потребностей. Будучи универсальным механизмом массового общения мода вместе с тем сама подчиняется действию ряда социально-психологических механизмов коммуникативного поведения людей, основные из которых — уподобление и выделение.

Примером моды среди современной молодежи есть подражание стилю одежды музыкальных кумиров, предпочтение только товарам всемирно известных производителей (брендовые вещи), заимствования невербально! поведения, свойственной элитным слоям общества (жесты престижности) и др.

Разновидностью слухов является тетки, носят исключительно недостоверный характер и направлены на отражение преимущественно негативных характеристик людей, событий и фактов.

Критика — это специфический механизм социально-психологического воздействия, заключается в формулировке неодобряемых или противоречивого суждения о личности и / или ее деятельность, поведение, акцентировании внимания на определенных недостатках.

Прежде чем критиковать другого человека, целесообразно ответить самому себе на несколько вопросов:

Или не завидую я этому человеку?

Настроен я подсознательно ее «уколоть», сделать ей больно?

Хочу я самоутвердиться таким образом за счет унижения другого?

Как человек относится ко мне, есть ли у нас понимание?

Хочу ли я сохранить с ней хорошие отношения?

Уверен я в справедливости моей критики?

Не является человек новичком или любителем в своем деле?

Не находится человек сейчас в стрессовом состоянии?

Каким тоном я буду озвучивать свои претензии?

Или высказывал я когда-либо прежде критические слова в адрес этого человека? Как она их принимала?

Не являюсь ли я настолько несдержанным человеком, могу разозлиться в процессе общения и оскорбить собеседника?

Или очень необходима эта критика?

Существуют альтернативные способы решения актуальной проблемы?

После содержательного анализа своих ответов на эти вопросы человек может решить воздержаться от критики, особенно если она точно знает, что другой человек не способен будет правильно ее воспринять. Если же человек находится в данный момент в тяжелых обстоятельствах, то критика может усилить и обременить ее состояние, поскольку она остро нуждается в поддержке и понимании. Например, критика подчиненного-новичка или любителя в определенной делу не будет разумной с точки зрения начальника или профессионала, а лишь послужит свидетельством бестактности и неэтичности.

Источник:
Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения
Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения Психологическое воздействие — это процесс целенаправленного и результативного взаимодействия, в ходе которой одна личность
http://studbooks.net/83353/psihologiya/sotsialno_psihologicheskie_mehanizmy_vozdeystviya_protsesse_obscheniya

COMMENTS