Механизмы противостояния манипуляции

Глава 5

Глава 5. Общие принципы противостояния манипуляции

Саморегуляция: поддержание психологической устойчивости

Выше мы с вами уже говорили о том, что манипулятор достигает своей цели, выбивая жертву из состояния эмоционального равновесия, запутывая ее псевдоразумными рассуждениями или эксплуатируя предсказуемость ее поведения. А это выводит нас на простую истину, которая хорошо согласуется с данными практики.

Меньше всего поддаются манипуляции люди, живущие в состоянии душевного равновесия и мира с самими собой, обладающие ясным критичным умом, креативные (творческие).

Такие люди встречаются нечасто. Хорошо, когда ты относишься к таким счастливчикам, а если нет? «Откуда взять состояние душевного баланса, – скажете вы, – когда реальность на каждом шагу грозит выбить тебя из колеи: на работе аврал, приходится задерживаться допоздна, даже выходить в выходные, а проект, как водится, должен быть сдан еще позавчера, в довершение всего – на носу сессия, дома – конфликт с родными, любимый человек не понимает, ребенок снова заболел…»

Душевный баланс дается как награда за осознанный подход к своей жизни и своим поступкам. Он порой достигается в результате долгой и кропотливой работы над своей личностью. Это важная и сложная задача, на освещение которой не претендует данная книга.

Эффективное противостояние манипуляции (независимо от поставленной цели) всегда носит характер уверенного – ассертивного – поведения.

Ваша собака. Воспитание и уход Целлариус Алексей Юрьевич

Источник:
Глава 5
Глава 5. Общие принципы противостояния манипуляции Саморегуляция: поддержание психологической устойчивости Выше мы с вами уже говорили о том, что манипулятор достигает своей цели, выбивая
http://librolife.ru/g3957046

Методы противостояния внушению и манипуляциям

М. Дернаковский, бизнес-тренер, коуч-тренер,

тренер НЛП международной категории,

директор консалтинговой компании «Коучинг Центр»,

международного центра «Азбука НЛП».

Методы противостояния внушению и манипуляциям.

Настоящая статья посвящена разного рода защитам от внушения и манипуляционных воздействий, возникающих в процессе межличностного общения. И перед тем, как мы поговорим о том, что надо делать для такой защиты, давайте определимся с разновидностями целей внушения и естественными ограничениями внушения.

При анализе внушения можно выделить три сферы его применения.

Первая — воздействие на выбор при уже сформированной мотивации. Это когда мы уже хотим пить и осталось выбрать, каким напитком нам утолить жажду. Например, кока-колой, пепси-колой или чем-нибудь еще. Используя описанные в предыдущих статьях трюки, мы с очень высокой степенью вероятности сможем внушить клиенту, что ему стоило бы выбрать. Влияние на выбор при уже сформированной мотивации является наиболее эффективным способом внушения.

Когда мотивация еще не сформирована — вторая сфера воздействия внушения. Это когда мы еще даже не знаем о том товаре, который нас хотят замотивировать купить. Используются методы более интенсивного внушения. Такие спорные методы, как 25-й кадр или другие методы, ориентированные на неосознаваемое внушение, ставят своей целью исключительно воздействие на выбор и при создании мотивации применяются редко, т. к. в таких случаях они неэффективны. При необходимости создания новой мотивации необходима высокая интенсивность воздействия и сочетание способов. Например, интенсивная реклама одного из белорусских операторов сотовой связи перед приходом другого. Совершенно объективны, как внушающая функция рекламы, так и ее эффективность в упомянутом нами случае — количество человек, начавших использовать сотовую связь в этот период, резко возросло.

Но невозможно иметь заранее сформированные мнения обо всем, с чем мы встречаемся. И если мы что-либо не знаем, то, чтобы избежать внушения, мы можем сразу начать задавать самые различные вопросы. В нейро-лингвистическом программировании есть целый раздел, называемый «мета-модель», который является ни чем иным, как искусством задавать уточняющие вопросы, вести сократовский диалог и т. п. Итак, если внушение касается в большей степени иррациональности, то уточняющие вопросы рациональны по своей сути и противостоят внушению. И такие вопросы, как «откуда вы это знаете», «кого именно вы имеете ввиду», «что вы подразумеваете под этим словом», «что вас заставляет думать так» и т. д. не только введут любого манипулятора в замешательство, но и позволят вам избежать манипуляции.

Кроме названных выше базовых приемов есть еще методы, касающиеся невербального общения. Если мы чувствуем, что собеседник как-то «давит» на нас, а мы ничего не можем поделать с его влиянием, то можно попробовать один из следующих приемов.

Во-первых, не отодвигаться и не отдаляться от собеседника, а наоборот, максимально сократить дистанцию, вторгаясь в личную зону собеседника, который оказывает на нас давление.

Во-вторых, вторгаясь в личную и интимную территорию собеседника, необязательно к нему близко подходить, а можно вторгаться лишь руками в процессе своей жестикуляции, так, чтобы кисти ваших рук были периодически на расстоянии 10-15 см от головы (лица) собеседника.

В-третьих, кисти ваших рук при жестикуляции лучше, чтобы были направлены вниз (повелевающий жест) и желательно выставить указательный или несколько пальцев, например, указательный и средний, для оказания встречного давления на собеседника.

В-четвертых, в процессе общения с таким человеком нам необходимо двигаться физически. Транс всегда связан с неподвижностью. Больше двигайтесь, меняйте положение в пространстве, отводите взгляд, перебивайте человека уточняющими вопросами и никакой гипнотизет вам не страшен.

Иногда желательно стоять боком к собеседнику, так, чтобы наш локоть был на него направлен, но это в тех случаях, когда нам не хочется разговаривать с человеком вообще. В таких случаях необходимо помнить, что мы всегда имеем право не отвечать на вопросы и сказать: «не помню», «не знаю», «затрудняюсь ответить», «мне нужно время, чтобы подумать» и «зачем вам это на самом деле нужно». Если на уровне подсознания мы в состоянии мы помним истину: «во время любых, даже самых важных, переговоров, мы имеем право взять тайм-аут и как следует подумать наедине с собой», но мы будем практичски наверняка защищеты от «скрытого влияния».

Выше приведены несколько практических способов защиты от внушений и манипуляций. Осталось только выработать свое внутреннее чутьё на иррациональную, внушаемую информацию и довести эти приемы до автоматизма при встрече с ней.

Кроме указанных выше приемов манипулирования существуют так называемые «эмоциональные» манипуляции. Я разделю их на 2 группы. Первая группа касается приемов которые использую дети по отношению к своим родителям. Потому назовем ее «детско-родительскими». Вторая группа «эмоциональный шантаж».

Эмоциональный шантаж. Эта форма, с одной стороны, почти «криминальная», с другой – житейская. Если пожилая женщина говорит своим детям «Идите гуляйте, развлекайтесь, а я буду здесь помирать». То этот эмоциональный шантаж не назовешь криминальным. А вот если угрожают вашей жизни или жизни детей, то самое время обращаться в милицию. Суть эмоционального шантажа в следующем: у вас вызывают сильные эмоции, а взамен просят совершить что-то требуемое шантажисту. Эмоции такие: страх, стыд (вина), раздражение, жадность. В каком-то смыле любой шантаж – эмоциональный, так как человек совершает действия не из-за окружающих предметов, а из-за эмоций, которые они вызывают. Так, и взрыв 11 сентября и теракты и прочие – чисто эмоциональные факторы, оказывающие давление и манипулирующие оппонентом.

Что делать в указанных выше случаях. В первом – ребенку нужна мама (папа), чтобы успокоить. Просто внимание, поддержка. По необходимости, берите тайм-аут, уйдите подумать и так об этом и скажите. Дело в том, что взрослого человека, в отличие от ребенка, можно оставить наедине с собой, а себе дать передышку. Нужно точно помнить, что эмоциональный шантажист никогда не будет нам благодарен за то, что мы для него сделали, так же, как и маленький ребенок. С другой стороны, такие манипуляторы часто близкие нам люди и, может, стоит их просто приласкать и перевести внимание на другую тему. В крайнем случае включается пластинка: «Я бы рад помочь, но, к сожалению, не могу, потому что…»

С эмоциональными шантажистами приходится вести себя, смотря по ситуации. Ключевыми факторами, которые помогают в таких случаях: чтение языка жестов, анализ поведения и слов шантажиста (метамодель), взятие тайм-аутов (в таких случаях наши эмоции – наши враги).

Дополнительную информацию можно увидеть www. nlp. /library. htm

Источник:
Методы противостояния внушению и манипуляциям
М. Дернаковский, бизнес-тренер, коуч-тренер, тренер НЛП международной категории, директор консалтинговой компании «Коучинг Центр», международного центра «Азбука НЛП».
http://pandia.ru/text/78/345/862.php

Способы противостояния орг

Провоцирование ваших защитных реакций

Ослабить вашу решимость

Вас ставят в позицию обороняющегося, заставляют оправдываться, вызывают у вас чувство вины

Не оправдываться попросить совета, задать проблемно-ориентировочный вопрос

Провоцирование вашего замешательства, дезориентация

Вывести вас из равновесия, побудить к действиям и высказываниям, которые могут нанести вред вашим интересам

С помощью оскорблений и унижений партнёр стремится загнать вас в угол, задаются провокационные вопросы

Хладнокровие, использование юмора. Самоконтроль: Нет хладнокровия -нет преимущества

Формирование впечатления, что партнёр настроен на сотрудничество

Получить первоосновные преимущества в замен на хорошие отношения

Ваш партнёр демонстрирует высокий уровень понимания ваших проблем, но выражает сожаление, что не может вам помочь. Он ничего конкретного не обещает, но за своё хорошее отношение к вам просит что-то взамен

Хорошие отношения не продаются и не покупаются. Можно ответить хорошим отношением

Игра на вашей нетерпимости — Висящая морковка

Получить дополнительные уступки.

Оппонент демонстрирует готовность пойти на соглашение, но каждый раз перед тем, как подписать договор, выясняются новые неожиданные обстоятельства и нюансы, требующие от вас дополнительных уступок

Твёрдо отстаивайте свои интересы

Игра на вашем чувстве безысходности

Заключить сделку, не учитывая интересы партнёра

Доказать человеку, что Вы находитесь в безвыходной ситуации

Убедитесь, так ли это. Рассмотрите доводы, проверьте законность

Игра на чувстве жадности

Втянуть собеседника в рискованную игру

Убеждает в использовании открывшейся необыкновенной возможности, которая сулит большие выгоды в будущем, стоит только рискнуть

Твёрдо оставаться на почве реальности, не дать жадности затмить глаза

Использование запланированных трудных уступок

Побудить партнёра сделать ответную уступку

Оппонент с большим видимым трудом делает уступку по незначительному вопросу, требуя ответной уступки в более глобальных масштабах

Убедитесь, что обмен будет эквивалентным

Намеренное затягивание времени обсуждения

Получить уступки в одностороннем порядке

Партнёр демонстрирует готовность к сотрудничеству, но всячески оттягивает момент принятия решения

Можно предложить отложить обсуждение вопроса, пока он не будет готов к конструктивному диалогу

Провоцирование вашего интереса к партнёру

Произвести хорошее впечатление, чтобы партнёр сам захотел развивать отношения

Партнёр широко контролирует себя, свои возможности и при этом требует уступок

Получить информацию из других источников

Убаюкивание, чтобы убить позднее

Втянуть в заведомо проигрышную для партнёра игру

Собеседник оказывает небольшую услугу, затем просит несоразмеримую плату

Отказаться от предложения

как правильно противостоять манипуляциям:

1. Эмоциональный контроль. Совладать с натянутыми нервами и повышенными тонами очень трудно, но с манипулятором нужно постараться сохранять железное спокойствие. По опыту знаю, что спокойный тон в ответ на крик бесит еще больше, а агрессивность рано или поздно исчерпывается.

2. Конкретика. Иногда любые обвинения — это лишь попытка запугать и подчинить. Если получилось эмоционально выдержать первый натиск, тогда в ответ нужно требовать доказательств. Если вас обвиняют, заставьте привести весомые аргументы. На работе недостача Пусть покажут реальные цифры и обоснуют выдвигаемые обвинения!

3. Самонаблюдение. Пытайтесь посмотреть на себя со стороны. Со временем вы научитесь замечать попытки воздействия в свой адрес.

4. Рациональное мышление. Всю мишуру и шелуху прочь. Не поддавайтесь на сладкие комплименты или голословные обвинения. Отделяйте овец от козлищ и никакие манипуляции вам не навредят. Записывайте на подкорку любые слова и выражения, которые выбивают вас из привычной зоны комфорта.

5. Нейтрализация. Если вами манипулирует кто-то из близких или коллег, тогда лучший способ избавиться от назойливости — отвлечь внимание и занять общественно полезным делом. Подумайте над этим пунктом очень внимательно.

6. Доверие и проверка. Конечно, нельзя расслабляться, возможно, конкурент захочет зайти с тыла. Поэтому постарайтесь сохранять объективность и никому не давайте пощады.

7. Манипулировать. Превентивный удар всегда является более эффективным. Поэтому постарайтесь мыслить на 3 шага вперед ваших потенциальных врагов.

8. Прямой вопрос. Если манипулятор найден, задайте ему компрометирующий вопрос в лоб. Иногда из жажды тщеславия человек решается объясниться и выкладывает все как на духу.

9. Прекратить общение. Если ситуация не в вашу пользу, желательно закончить разговор и

спастись бегством. Перенести выяснение отношений на следующий раз, когда ситуация будет в вашу пользу.

185.212.148.159 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник:
Способы противостояния орг
Провоцирование ваших защитных реакций Ослабить вашу решимость Вас ставят в позицию обороняющегося, заставляют оправдываться, вызывают у вас чувство вины Не оправдываться попросить совета,
http://studopedia.ru/15_13147_stsenarii-meropriyatiy-kak-sredstvo-manipulirovaniya.html

COMMENTS