Манипуляция в системе коммуникации

Манипуляции в системе массовых коммуникаций

Министерство образования и науки Украины

Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина

На тему: Манипуляции в системе массовых коммуникаций.

Студентка дневного отделения

Кобзева Алёна Сергеевна

Доктор социологических наук,

Сокурянская Людмила Михайловна

1.1.История возникновения и развития социологии коммуникации….5-7с.

1.2 СМК. Необходимые условия функционирования СМК………….7-9с.

Манипуляция в средствах массовой коммуникации

2.1. Определение манипуляции. Признаки манипуляции………….…..9-11с.

2.2. Основные манипулятивные технологии в СМК………………….11-16с.

2.3.Политическая манипуляция………………………………………. 16-21с.

Список использованной литературы………………………………………. 28 с.

Можно с полной уверенностью сказать, что в настоящее время не существует человека, жизнедеятельность которого так или иначе не затрагивали бы средства массовой коммуникации. Газеты, телевидение, радио, интернет всё настойчивее проникают в наши дома. Скрыться от информационного потока стало практически невозможно.

Научно-технический прогресс послужил толчком к развитию средств массовой информации, а как следствие и психологических средств воздействия на людей. За последние десятки лет поле для работы с общественным мнением выросло в десятки, даже в сотни раз. Углубились знания человечества в области психологии и РR.

Вследствие всего этого и возникло так называемое манипулирование в СМИ.

В данное время существует множество точек зрения на тему массово-коммуникативного воздействия и манипуляции сознанием, однако единой позиции не существует. Это происходит из-за того что, любой человек в своей повседневной жизни постоянно сталкивается с проявлением манипуляции. Она пронизывает всё человеческое общение.

Особую актуальность теме работы придаёт то, что в настоящее время в Украине можно найти огромное количество подтверждений применения массовых коммуникаций в целях манипулирования мнением и поведением людей. Особенно это явление проявляется во время избирательных процессов. Например, в Украине во время президентських виборов 2004 года были применины новейшие технологии по воздействию на массовое сознание. Одна из таких технологий вошла в историю как «Оранжевая революция».

Разработанность данной темы: Рассматриваемая тема уже давно является пристальным объектом внимания политологов, социологов, психологов, историков и специалистов области массово-коммуникативной деятельности.

Методологические основы и структурные компоненты управления и манипулирования общественным сознанием разрабатывались рядом представителей западной социологической школы в конце 19- начале 20 века. Наиболее значимыми в области исследования проблем формирования общественного мнения, массового поведения стали работы таких специалистов как Г.Лебон, С.Московичи и Г.Тард, являющихся родоначальниками «психологии толпы».

Изучению особенностей формирования, проявления и роли общественного мнения, а также манипулирования посвятили свои работы Г. Маркузе, А. Де Токвиль, Г. Шиллер, Л. Войтасик. Изучению сути социально-политических манипуляций, их содержания и форм, также посвящены работы И.Л. Викентьева, Д.А. Волкогонова, И.А. Гольдмана,Е.А. Доценко, Л.Г. Ионина, Кара-Мурзы, А.Н. Кочергина.

Объектом исследования является массовая коммуникация как средство манипулирования.

Предмет исследования: влияние манипулятивности массовой коммуникации на жизнь общества.

Цель работы – это анализ применения массово-коммуникативной деятельности в целях воздействия на поведение аудитории.

Для достижения этой цели ставится задача исследовать массовую коммуникацию как средство воздействия на массовое сознание.

Структура работы: Введение, 2 раздела, заключение, список использованной литературы.

1.Социология СМИ, как специальная отрасль социологического знания.

Социоло?гия коммуника?ций — отрасль социологии, занимающаяся исследованием роли и места коммуникации в обществе, а также воздействием, которая она оказывает на сознание и поведение индивидов. Социология коммуникаций в основном имеет дело с изучением процессов передачи информации между социальными группами, а не межличностным общением, которым преимущественно занимается психология, поэтому вместо термина социология коммуникаций часто используется термин «социология массовых коммуникаций».

Существует, в основном, три фактора, влияющих на развитие социологии коммуникаций:

Социальные изменения — влияют на тему исследований.

Техника — появление новых средств массовой коммуникации.

Новые методы исследований — стимулируют появление новых исследований.

1.1.История возникновения и развития социологии коммуникации.

Основные направления исследований.

В теории коммуникации 50-60-х годов происходит «психологизация» коммуникации, когда она начинает все больше рассматриваться как человеческая коммуникация. Формируется отрасль дисциплины, известная ныне как межличностная коммуникация. Заметный вклад в развитие этого направления вносят: Грегори Бейтсон и калифорнийская группа исследователей Palo Alto Group во главе с психотерапевтом Полем Вацлавиком. В их подходах коммуникация рассматривается прежде всего как взаимодействие. Подчеркивается, что коммуникация есть не просто передача-прием информации, но создание некой общности, некой степени взаимопонимания между участниками.

Следующий этап в становлении теории коммуникации, включающий и настоящее время, характеризуется расширением системного подхода к анализу коммуникации. Коммуникация рассматривается как социальный процесс. Подчеркивается ее не просто интерактивный, но трансактный характер, заключающийся в том, что любой субъект коммуникации является отправителем и получателем сообщения не последовательно, а одновременно, и что любой коммуникативный процесс включает в себя, помимо настоящего (конкретной ситуации общения), непременно и прошлое (пережитый опыт), а также проецируется в будущее.

Теоретики, разделяющие взгляд на коммуникацию как на социальный процесс, относят себя к различным исследовательским школам и направлениям в области коммуникации. Представительство этих школ и направлений сегодня подавляюще широко: теория систем, социальный конструкционизм, социальный конструктивизм, критическая теория, культурология, постмодернизм, символический интеракционизм и др. Наиболее важные положения, разделяемые этими школами во взглядах на процесс человеческой коммуникации, можно обобщить следующим образом:

1.Коммуникация — это основной социальный процесс сотворения, сохранения-поддержания и преобразования социальных реальностей

2. Генерирование смысла: как социальные смыслы создаются. Коммуникация — не просто процесс обмена информацией, это процесс создания некой общности, в котором мы осмысливаем информацию и соотносим наши смыслы со смыслами наших коммуникативных партнеров, создавая таким образом определенную степень взаимопонимания.

3. Роль контекста в коммуникации, культура как наиболее общий контекст. Коммуникативные процессы протекают и приобретают для нас тот или иной смысл лишь в определенном контексте.

4. Восприятие своего «я» как социально-культурный конструкт. Коммуникация — процесс, в котором мы конструируем не только свою социальную реальность, но и свое собственное «я».

5. Символическая природа коммуникации. Коммуникация — процесс создания общих смыслов посредством использования символов, среди которых первоочередная роль принадлежит языку.

6. Взаимовлияние исследователя и исследуемой им коммуникативной практики Сторонники социальных подходов разделяют положение о том, что коммуникативная теория — это «практическая теория и что коммуникация — это «практическая дисциплина» [1]

1.2.Массовая коммуникация. Необходимые условия функционирования СМК.

Массовую коммуникацию стоит рассматривать в качестве социального явления, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через смысловую и оценочную информацию, которая передается по каналам СМК. Также следует рассматривать массовую коммуникацию как механизм актуализации информации при помощи различных коммуникативных средств. Существуют общие условия необходимые для функционирования средств массовой коммуникации [2]. К ним можно отнести такие условия, как:

Аудитория. Аудитория является необходимым условием для функционирования средств массовой коммуникации, без нее само существование СМК теряет всякий смысл. Под аудиторией понимается совокупность индивидов, характеризующаяся неоднородностью, анонимностью, рассредоточенностью. Аудитория — это индивиды, включенные в сеть реальных общественных отношений и связей. При помощи средств массовой коммуникации аудитория поддерживает отношения не только внутри своей социальной группы, но и с более широкой социальной средой.

Социальная значимость передаваемой информации. Содержание информации, передаваемой по средствам массовой коммуникации, оказывает большое влияние на массовую аудиторию в самых разнообразных формах (в т. ч. в форме убеждения и внушения). Воздействие информации зависит от того, насколько она соответствует социальным запросам аудитории и насколько информация, поступающая из средств массовой информации, регулярна. «Надо отметить, что теперь средства массовой информации сами способны формировать и культивировать социальные запросы аудитории»[5]. Наряду с социальной актуальностью смысловой информации большое значение имеет оценочная информация. Получатель информации вольно или невольно ожидает оценочную информацию.

Ожидание оценочной информации от СМИ объясняется тем, что они как социальные институты имеют статус официального источника информации, к которому массовая аудитория имеет высокую степень доверия. Истинность смысловой информации трудно проверить, поэтому аудитория чутко прислушивается к информации, которая, как ей кажется, отражает доминирующие тенденции в обществе. Оценочная информация во многом способствует формированию общественного мнения.

Наличие технических средств, которые должны обеспечивать регулярность и тиражированность массовой коммуникации. У аудитории есть возможность заполнить окружающий мир информацией, поступающей из средств массовой коммуникации, в этом прежде всего заслуга технических возможностей средств массовой коммуникации.

Различие в технической вооруженности между прессой и телевидением базируется в их разных настройках на аудиторию. Если пресса в основном настроена на семантическую волну восприятия аудитории, то телевидение использует свой аудио-визуальный потенциал. Ситуативное представление информации в телепередаче, в отличие от прессы, исключает двусмысленность. динамика передачи информации, эффект соучастия – все эти различия телевидения от прессы обусловлены в первую очередь их разными техническим форматом.

Манипуляция в средствах массовой коммуникации

Предмет исследования: влияние манипулятивности массовой коммуникации на жизнь общества.

Цель работы – это анализ применения массово-коммуникативной деятельности в целях воздействия на поведение аудитории.
Для достижения этой цели ставится задача исследовать массовую коммуникацию как средство воздействия на массовое сознание.

Источник:
Манипуляции в системе массовых коммуникаций
Министерство образования и науки Украины Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина На тему: Манипуляции в системе массовых коммуникаций. Студентка дневного отделения
http://stud24.ru/sociology/manipulyacii-v-sisteme-massovyh-kommunikacij/292774-874949-page1.html

Манипуляция в СМК

Средства массовой информации стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Хотя, конечно, старые инструменты продолжали использоваться, но и они были усилены участием массовой прессы. А. Моль пишет о СМИ: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества»[4]. Таким образом, современный человек не может уклониться от воздействия СМИ (под культурой А. Моль понимает все стороны организации общественной жизни, которые не даны природой в первозданном виде).

Н.С.Леонов справедливо отмечает: «Информация, как никогда, стала инструментом власти. Когда была обнаружена восприимчивость человеческой психики к внушению, информация в форме пропаганды и агитации стала главным рычагом управления людьми. Она постепенно заменила собой грубую силу, насилие, которое долгое время считалось единственным и непременным орудием управления. Покойный ныне президент США Ричард Никсон, выступая однажды в Совете национальной безопасности по вопросу бюджетных расходов, сказал, что он считает 1 доллар, вложенный в информацию и пропаганду, более ценным, чем десять долларов, вложенных в создание систем оружия, ибо последнее вряд ли будет когда-либо употреблено в дело, в то время как информация работает ежечасно и повсеместно»[8].

Информационная коммуникация осуществляется кем-то и для кого-то, или чего-то. Все, что происходит в рамках информационной коммуникации, так или иначе связано с достижением некоторых целей индивидами или социальными группами. Последовательность этапов взаимодействия можно представить в виде следующих друг за другом фаз, в основе каждой из них лежит состояние информации и характер реализации отношений.

Характерно, что включение механизмов реализующих манипулятивное воздействие приходится на фазы передачи и потребления. На постфазе происходит накопление непроизвольно усвоенной информации, способной подспудно влиять на сознание и являющейся хорошим фундаментом для следующих серий манипулятивного воздействия.

Пользуясь градацией, которую предложил А. Моулз можно выделить такое понятие как эстетическая информация, которая в отличие от семантической информации не подчиняется общим законам логики. Семантическая информация настраивает людей действовать в соответствии со своими убеждениями и интересами. Семантическая информация в открытую побуждает человека к определенным действиям. Она обращена к логике и здравому смыслу человека. Семантическая информация «правила бал» в политической деятельности до активного внедрения массовых коммуникаций в политику. Эстетическая же информация является превалирующей в сообщения и сюжетах, передаваемых СМИ. В отличие от семантической информации она не предметна. Эстетическая информация, исходящая от средств массовой информации, не столько отражает реальное положение вещей, сколько вызывает у аудитории определенные душевные состояния, реакции и эмоции.

Информация, переданная таким образом, становиться более устойчивой для аудитории, чем факты и доводы, излагаемые в форме семантической информации. «Благодаря» эстетической информации люди часто голосуют вопреки своим убеждениям и интересам, а это прямой результат манипулирования СМИ за счет передаваемой ими эстетической информации. Эстетическая информация, заставляющая людей голосовать не умом, а сердцем, может быть инструментом злоупотреблений при воздействии на сознание людей.

Объектом эстетической информации являются те ценности людей, на которых базируются их убеждения. Эти ценности, зачастую, основываются не на каких-то фактах и доказательствах, а создаются коллективным опытом. При этом они, как правило, четко не осознаются самим человеком. Перед выборами люди испытывают определенный страх перед будущим и бессознательно обращаются к ценностям, наработанными коллективным опытом. На данном этапе и выходит на первый план эстетическая информация, передаваемая СМИ. Эстетическая информация в данном случае служит как бы «клеем» между однажды выработанным коллективным опытом и эмоциональным настроем аудитории, способным направить массы в нужном направлении. Эстетическая информация при этом должна быть созвучна эмоционально-психологическим переживаниям рецепиента.

Источник:
Манипуляция в СМК
Средства массовой информации стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Хотя, конечно, старые инструменты продолжали использоваться, но и они
http://studexpo.ru/77006/reklama_i_pr/manipulyatsiya

Манипуляция в СМК

Информационная коммуникация осуществляется кем-то и для кого-то, или чего-то. Все, что происходит в рамках информационной коммуникации, так или иначе связано с достижением некоторых целей индивидами или социальными группами. Последовательность этапов взаимодействия можно представить в виде следующих друг за другом фаз, в основе каждой из них лежит состояние информации и характер реализации отношений.

Характерно, что включение механизмов реализующих манипулятивное воздействие приходится на фазы передачи и потребления. На постфазе происходит накопление непроизвольно усвоенной информации, способной влиять на сознание и являющейся хорошим фундаментом для следующих серий манипулятивного воздействия.

Пользуясь градацией, предложенной А. Моулз можно выделить такое понятие как эстетическая информация, которая в отличие от семантической информации не подчиняется общим законам логики. Семантическая информация настраивает людей действовать в соответствии со своими убеждениями и интересами. Семантическая информация в открытую побуждает человека к определенным действиям. Она обращена к логике и здравому смыслу человека.. Эстетическая информация, исходящая от средств массовой информации, не столько отражает реальное положение вещей, сколько вызывает у аудитории определенные душевные состояния, реакции и эмоции. 14. Генон Р. Кризис современного мира. — М.: Арктогея, 1992г

Информация, переданная таким образом, становиться более устойчивой для аудитории. Объектом эстетической информации являются те ценности людей, на которых базируются их убеждения. Эстетическая информация в данном случае служит как бы «клеем» между однажды выработанным коллективным опытом и эмоциональным настроем аудитории, способным направить массы в нужном направлении. Эстетическая информация при этом должна быть созвучна эмоционально-психологическим переживаниям рецепиента.

В практическом смысле эстетическая информация выглядит предпочтительней семантической, так как она способна подготавливать действия, противоречащие логике и реальному положению дел, но выгодные для властвующей элиты. В передаче, по преимуществу, эстетической информации и заключен смысл политизации средств массовой коммуникации, так как эстетическая информация нацелена не на понимание, а на внушение устойчивых символов посредством различных технических эффектов.

Массовую коммуникацию стоит рассматривать в качестве социального явления, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через смысловую и оценочную информацию, которая передается по каналам СМК, но также и механизм актуализации информации при помощи различных коммуникативных средств. Существуют общие условия необходимые для функционирования средств массовой коммуникации. Федотова Л. Н. Социология Массовой Коммуникации, Питер, 2004 К ним можно отнести условия:

а) Аудитория является необходимым условием для функционирования средств массовой коммуникации, без нее само существование СМК теряет всякий смысл. Под аудиторией понимается совокупность индивидов, характеризующаяся неоднородностью, анонимностью, рассредоточенностью. Аудитория — это индивиды, включенные в сеть реальных общественных отношений и связей. При помощи средств массовой коммуникации аудитория поддерживает отношения не только внутри своей социальной группы, но и с более широкой социальной средой.

б) Социальная значимость передаваемой информации, т.е.содержание информации, передаваемой по средствам массовой коммуникации, оказывает большое влияние на массовую аудиторию в самых разнообразных формах. » Надо отметить, что теперь средства массовой информации сами способны формировать и культивировать социальные запросы аудитории». Моль. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966 Наряду с социальной актуальностью смысловой информации большое значение имеет оценочная информация. Получатель информации вольно или невольно ожидает оценочную информацию, которая во многом способствует формированию общественного мнения.

в) Наличие технических средств, которые должны обеспечивать регулярность и тиражированность массовой коммуникации. У аудитории есть возможность заполнить окружающий мир информацией, поступающей из средств массовой коммуникации, в этом, прежде всего заслуга технических возможностей средств массовой коммуникации.

Телевидение — наиболее популярный источник информации для аудитории. Именно телевидение является основным инструментом политического влияния на аудиторию в силу объективных технических качеств.

Эстетика телевидения воплощает в себя два принципа: мозаичность и резонанс. «Человек может контролировать, «фильтровать» сообщения, которые он получает по одному каналу, например, через слово и через зрительные образы. Когда эти каналы соединяются, эффективность внедрения в сознание резко возрастает — «фильтры» рвутся. Текст, читаемый диктором, воспринимается как очевидная истина, если дается на фоне видеоряда — образов, снятых «на месте событий». Критическое осмысление резко затрудняется, даже если видеоряд не имеет никакой связи с текстом». Коренной А. А. Информация и коммуникация, Киев, 1986

Свой манипулятивный потенциал телевидение развивает именно за счет того, что оно искусно скрывает различие между фикцией и реальностью. И именно поэтому информация преподнесенная из телевизора оказывается куда более убедительной для публики, чем аргументы теоретического или идеологического свойства.

Одним из самых часто встречающихся приемов манипуляции в СМИ является искажение информации. В то время как Е. Доценко исследует такие конкретные приемы как подтасовка фактов или смещение по семантическому полю понятия, С. Кара-Мурза выделяет: фабрикацию фактов, манипулятивную семантику (изменение смысла слов и понятий), упрощение, стереотипизацию. Почти всегда искаженная информация используется вместе с соответствующим способом подачи: утверждение, повторение, дробление, срочность, сенсационность отсутствие альтернативных источников информации (или отсутствие у них альтернативной информации).

Давно было сформулированно такое правило: «Сообщение всегда должно иметь уровень понятности, соответствующий коэффициенту интеллектуальности примерно на десять пунктов ниже среднего коэффициента того социального слоя, на который рассчитано сообщение»[18]. Под ним лежит психологическое оправдание, согласно которому человек подсознательно тяготеет к примитивным объяснениям.

Упрощение позволяет высказывать главную мысль, которую требуется внушить аудитории, в в форме утверждения, что означает отказ от обсуждения, поскольку власть человека или идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие.

Повторение придает утверждениям вес дополнительного убеждения и превращает их в навязчивые идеи. Слыша их вновь и вновь, в различных весиях и по самому разному поводу, в конце концов начинаешь проникаться ими. Оно сводит к минимуму рассуждения и быстро превращает мысль в действие, на которое у массы уже сформировался условный рефлекс, как у знаменитых собак Павлова…

Разделение целостной проблемы на отдельные фрагменты — так, чтобы читатель или зритель не смог связать их воедино и осмыслить проблему — одна из особых и важных сторон упрощения. Это — фундаментальный принцип мозаичной культуры. Дроблению служит множество технических приемов: статьи в газете разбиваются на части и помещаются на разных страницах, текст или телепередача разбиваются рекламой.

Одним из условий успешной и как бы оправданной фрагментации проблем является срочность, немедленность информации, придание ей характера незамедлительности и неотложности сообщения. Считается, что нагнетаемое ощущение срочности резко усиливает их манипулятивные возможности. Г. Шиллер пишет: «Ложное чувство срочности, возникающее в силу упора на немедленность, создает ощущение необычайной важности предмета информации, которое также быстро рассеивается». Социология. Основы общей теории, под ред. Г.В.Осипова, «НОРМА», М., 2003

Обеспечивать фрагментацию проблем и дробить информацию так, чтобы человек никогда не получал полного, завершающего знания, позволяет использование сенсаций. Это — сообщения о событиях, которым придается столь высокая важность и уникальность, что на них концентрируется и нужное время удерживается почти все внимание публики. Под прикрытием сенсации можно или умолчать о важных событиях, которых публика не должна заметить, или прекратить скандал или психоз, который уже пора прекратить — но так, чтобы о нем не вспомнили.

Источник:
Манипуляция в СМК
Информационная коммуникация осуществляется кем-то и для кого-то, или чего-то. Все, что происходит в рамках информационной коммуникации, так или иначе связано с достижением некоторых целей индивидами
http://studopedia.su/16_81884_manipulyatsiya-v-smk.html

COMMENTS