Манипуляции в деловом общении презентация

Манипуляции в общении

Понятие манипуляции как скрытого управления поведением человека, совершаемого ради выгоды. Основные приемы манипулирования. Социальные роли общения. Отработка позиции Родителя, Ребенка, Взрослого. Примеры игровых ситуаций. Задания участникам игры.

Общение как основа любого делового взаимодействия. Суть понятия манипуляции, ее происхождение. Основные приемы и признаки манипуляции. Эффективное использование механизмов делового общения. Стратегии, используемые для манипулирования в деловом мире.

реферат, добавлен 03.06.2010

Виды манипуляций в общении. Давления на партнера и управление процессом взаимодействия людей. Организационно-процедурные, психологические и логические манипуляции. Причины скрытого управления собеседником. Основные правила нейтрализации манипуляций.

реферат, добавлен 23.11.2016

Основные методы психологической защиты от манипуляции. Содержание приемов и механизмов манипулирования сознанием как одного из способов управления людьми путем создания иллюзий или условий для контролирования поведения. Признаки манипуляции сознанием.

контрольная работа, добавлен 29.01.2016

Определение и анализ сущности манипуляции — скрытого психологического приема, целью которого является заставить человека, вопреки его интересам, выполнить нужные действия. Характеристика процесса манипуляции тщеславием и ложным переспрашиванием.

презентация, добавлен 05.10.2016

Анализ общения как взаимодействия. Позиции партнеров в общении. Основные характеристики позиций родителя, взрослого и ребенка. Достижение успеха в деловом обсуждении. Философия и ключевые идеи трансактного анализа. Потребность в стимуляции и ее виды.

реферат, добавлен 28.11.2011

Исследование манипуляции как скрытого целеустремленного воздействия на общественную психологию. Обзор ее методов. Рассмотрение рекламы – основного источника манипуляции. Анализ подачи информации средствами коммуникации. Изучение аморальности культуры.

реферат, добавлен 20.05.2014

Рассмотрение основных уровней реализации коммуникативной функции общения. Определение сущности перцептивной функции. Исследование особенностей эмпатии. Ознакомление с характеристиками позиции родителя, взрослого и ребенка при интерактивном общении.

реферат, добавлен 17.01.2015

Манипуляция как наиболее распространенный вид человеческого общения. Характеристика манипуляций в общении. Особенности организационно-процедурных, психологических и логических типов социального воздействия. Причины манипуляции, правила ее нейтрализации.

реферат, добавлен 08.06.2016

Специфика и механизмы манипуляции сознанием. Методы противодействия и нейтрализации манипуляции. Технологии манипуляции в региональном избирательном процессе: применение и социальные последствия. Манипуляции как направление работы в предвыборной кампании.

дипломная работа, добавлен 26.08.2011

Общая характеристика проблемы манипулирования в межличностном общении. Исследование проблемы психологии манипуляции в педагогическом общении. Вопрос о допустимости лжи или абсолютном запрете на право лгать. Противоречия преподавателей и студентов.

Источник:
Манипуляции в общении
Понятие манипуляции как скрытого управления поведением человека, совершаемого ради выгоды. Основные приемы манипулирования. Социальные роли общения. Отработка позиции Родителя, Ребенка, Взрослого. Примеры игровых ситуаций. Задания участникам игры. Психология, русский язык
http://allbest.ru/o-2c0b65635b2ad78a5c43a89421216d37.html

Презентация: Манипуляции в общении

Презентация: Манипуляции в общении. Манипуляции и бизнес.

Первый слайд презентации: Манипуляции в общении. Манипуляции и бизнес.

Выполнили Хайбулина Эллина и Никанова Екатерина Манипуляции в общении. Манипуляции и бизнес.

Манипуляция – это вид духовного, психологического воздействия на человека (группу, общество ); Манипуляции имеют скрытый характер воздействия. Манипуляция предполагает игру на человеческих слабостях – «мишенях воздействия » – никто не желает показаться трусом, неумным, наоборот, каждый желает выглядеть достойно, быть великодушным, оказывать покровительство, получать похвалу и т.д.; Характеристика манипуляций в общении.

Всю совокупность уловок-манипуляций, используемых в деловом общении ( в спорах, дискуссиях, полемике), можно условно объединить в три группы:

Организационно-процедурные Психологические Л огические манипуляции. Всю совокупность уловок-манипуляций, используемых в деловом общении ( в спорах, дискуссиях, полемике), можно условно объединить в три группы:

Организационно-процедурные манипуляции могут быть использованы организаторами переговорного процесса, дискуссии. Они сориентированы либо на срыв обсуждения, либо на умышленное столкновение противоположных взглядов участников дискуссии с целью накалить атмосферу, либо на сведение переговоров к заведомо неприемлемому для оппонентов варианту обсуждения. Организационно-процедурные манипуляции.

«“Потеря” документов ». Уловка удается, если «как бы случайно» потеряются рабочие документы, письма, обращения, записки и все, что может негативно повлиять на ход обсуждения. Например:

Психологические манипуляции основаны на использовании приемов, вводящих собеседника в состояние раздражения, играющие на его чувствах самолюбия и стыда. Психологические манипуляции.

Представьте, что вы мужчина. Получилось? Вы сидите в летнем кафе с девушкой, за которой вы ухаживаете и ведете с ней светскую беседу о жизни и любви. И вот к вам подходит симпатичная девочка-подросток (или не менее миловидная бабушка) с букетиком цветов и предлагает вам их приобрести. Как вы думаете — это обычное слегка навязчивое предложение о покупке или манипуляция? Ответ: манипуляция. Почему? Потому что здесь есть скрытый расчет на то, что вам будет неловко отказаться от покупки цветов для этой девушки (а для кого же еще!?) на глазах у самой девушки. Ведь она же подумает, что вам для нее цветов жалко, и вы будете целый час чувствовать себя скрягой и дураком. Поэтому зачастую мужчине легче откупиться от своей неловкости и не портить вечер. На это и расчет. Например:

В магазине покупатель выбирает товар, нерешительно рассматривая то более дешевые, то более дорогие вещи. Продавец : — Эта модель лучше, но она, пожалуй, дороговата для вас. Покупатель: — Вот ее-то я и возьму. Пример манипуляции в торговле.

Логические манипуляции построены на сознательных на — рушениях основных законов и правил формальной логики или же, наоборот, на их умелом использовании в целях воздействия на недостаточно осведомленного оппонента. Логические манипуляции.

«Работая с нашей компанией, вы будете иметь дело с высокопрофессиональными сотрудниками. Именно этим обусловлено высокое качество наших услуг и конкурентоспособность нашего предложения, несмотря на его высокую стоимость. А если вы хотите снизить цену, то мы можем предложить вам молодого специалиста, они дешевле». Пример:

«Если я правильно понимаю, вы готовы пойти на уступки по цене за счет передачи наших задач не высококвалифицированным сотрудникам, а «молодому специалисту». Интересное предложение, мне нужна дополнительная информация о степени квалифицированности вашего «молодого специалиста». Возможно соотношение цена — качество и устроит нас. Вы не будете возражать, если мы организуем собеседование вашего молодого сотрудника с нашим экспертом?». Пример противодействия.

Основная причина манипуляции, в вечном конфликте че­ловека с самим собой, поскольку в повседневной жизни он вы­нужден опираться как на себя, так и на внешнюю среду. Вторая причина манипулирования— это любовь. Любовь обязательно предполагает знание человека таким, каков он есть, и уважение его истинной сущности. Третья причина манипуляции — риск и неопределенность. Четвертая причина манипуляции — страх затруднительного положения. Пятая причина манипуляции — необходимо получить одобрение всех и каждого. Причины манипуляции.

В основе манипуляции всегда лежит использование слабостей собеседника. Осознайте, что вами манипулируют. Признаком манипуляции является чувство неудобства: вам не хочется что-то делать, говорить, а приходится — иначе неудобно. Защита от манипуляций.

Пассивная защита. Ею рекомендуется пользоваться, если вы не знаете, что делать, как ответить манипулятору. Не говорите ничего. Сделайте вид, что не расслышали, не поняли или вообще спросите о чем-то другом. Защита от манипуляций.

Активная защита. 1. манипуляции могут быть разрушены встречной манипуляцией. 2. манипуляторы боятся разоблачения, поэтому манипуляции могут быть разрушены, если их назвать. 3. манипулятор более всего не защищен от той манипуляции, которую он использует, т.к. именно из-за собственной неспособности эффективно ей противостоять он считает эту манипуляцию сильным оружием. Т.е. умея анализировать манипуляции, вы не только защищены в переговорах, но и получаете средство управления партнёром Защита от манипуляций.

Представьте себе усталого, невыспавшегося и не очень сообразительного менеджера (точно не бывавшего на тренингах ассертивного поведения), в конце рабочего дня, у которого одновременно звонят два телефона и кто-то лезет в дверь со стопкой бумажек. Как быть ему, бедному? Манипуляции и бизнес.

Уход — смена темы разговора, уклонение от острых тем, прерывание беседы, изгнание манипулятора. Поменьше бывать в зоне контакта с манипулятором. (К сожалению, это не всегда возможно). «Варианты прерывания контакта с манипулятором в личном общении: — ой, что-то в глаз попало. — простите, одну минуту, телефон звонит (у меня виброрежим. ) — Вы что-то роняете и наклоняетесь. в телефонном общении: — простите, одну минуту. — плохо слышно. — простите, срочное сообщение, с вашего позволения я перезвоню Вам через. минут».

«Я тупой», «в упор не понимаю» . Вспомним диалог Ришелье и Миледи из «Трех мушкетеров» — на «прозрачные» намеки Миледи Ришелье отвечает: «Не понимаю, о чем вы. Не понимаю, решительно не понимаю».

Наоборот, открыто спросить: «Говорите прямо, чего Вы хотите?» или просто проговорить мотив манипулятора: «Насколько я понял, Вы хотите получить этот журнал бесплатно?» «Пример ситуации — коммуникация с начальством (или с заказчиком), когда оно (начальство или заказчик) пытается не заплатить, заплатить мало и пр. за уже сделанную работу, при этом внешне демонстрирует претензии к качеству работы. — Ну, Вы понимаете, что сейчас это невозможно, потому что мы сейчас вкладываемся в…. И потом, когда мы договаривались, то это было так, а сейчас… И вообще я вот хотел немного другого….

Способ прерывания манипуляции — “Констатация факта”. Вместо того, чтобы втягиваться в долгие споры и переубеждения — начинаем переводить с языка “мычания и интерпретаций” на язык фактов. — Т.е. Вы недовольны качеством работы? Что необходимо исправить? — Ну, нет, я не думаю, что надо исправлять…. — Итак, исправлять ничего не нужно. Т.е. она Вас устраивает. — Вы намерены воспользоваться результатом, но не намерены за него заплатить. — Нет! Что вы! Мы заплатим…. Итак, Вы намерены заплатить».

Формализация общения, сведение общения с манипулятором к формальным процедурам.

Говорить только стандартные фразы («речевые модули»); ссылаться на начальство и на порядки, которые заведены в Вашей организации; подолгу заполнять бумаги, заставлять собеседника расписываться в каждой из них; предложить связаться с Вами письменно («Мы рассмотрим Ваше предложение и обязательно ответим» ); дать визитку, листовку и показать, что разговор закончен; передать решение другому сотруднику ( типичный бюрократический прием – спихнуть просителя «к Иван Иванычу в 314-й кабинет» ). Формализация общения, сведение общения с манипулятором к формальным процедурам.

Источник:
Презентация: Манипуляции в общении
Презентация: Манипуляции в общении. Манипуляции и бизнес.. ? Посмотрите онлайн или скачайте бесплатно в формате PowerPoint. ?Найдите презентации похожие на «Манипуляции в общении. Манипуляции и бизнес.».
http://slide-share.ru/manipulyacii-v-obshchenii-manipulyacii-i-biznes-49505

Презентация: Манипуляция как форма общения

—PAGE_BREAK—
воображаемые предметы.

2. Жесты — регуляторы — это жесты, выражающие отношение

говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда,

целенаправленные движения руками.

3. Жесты – эмблемы – это своеобразные заменители слов

или фраз в общении. Например. сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки

означают во многих случаях – “здравствуйте”, а поднятые над головой – “до

4. Жесты — адапторы – это специфические привычки человека,

связанные с движениями рук. Это могут быть:

а) почесывания, подергивания отделных частей тела;

б) касания, пошлепывания партнера;

в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой

(карандаш, пуговица и др.)

5. Жесты – аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и

мышц лица определенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз,

покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и

Практика показывает, что когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются

к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека важно приобрести умение

понимать ложные притворные жесты. Особенность этих жестов заключается в

следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений

руками и корпусом); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких

движений); эти ложные движения начинаются. как правило, с конечностей и

заканчиваются на лице. при общении часто возникают следующие виды жестов:

1. жесты оценки – почесывание подбородка; вытягивание указательного

пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и т.п.

2. жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание

3. жесты нервозностии неуверенности – переплетенные пальцы рук;

пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами, трогание спинки стула

перед тем, как на него сесть и др.

4. жесты самоконтроля – руки заведены за спину, одна при этом сжимает

другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в

подлокотник, и др.;

5. жесты ожидания – потирание ладоней; медленное вытирание влажных

ладоней о ткань;

6. жесты отрицания – сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус;

скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;

7. жесты расположения – прикладывание руки к груди; прерывистое

прикосновение к собеседнику и др.;

8. жесты доминирования – жесты, связанные с выставлением больших пальцев

напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;

9. жесты неискренности – “прикрытие рукой рта”; “прикосновение к носу”

как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о

сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, “бегающий

взгляд” и др. Умение понимать популярные жесты (жесты собственности,

ухаживания, курения, зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволит лучше

разбираться в людях.

1.3 Общение как восприятие людьми друг друга. Типы и механизмы

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная

составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку

человек вступает в общение всегда как личность, постольку он и другим

человеко-партнером по общению также воспринимается как личность. На основе

стороны поведения мы, по словам С.Л. Рубинштейна, как бы “читаем” другого

человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые

возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-

первых, потому, что от меры точности “прочтения” другого человека зависит

успех организации с ним согласованных действий.

Однако в процесс общения как минимум включены два человека, и каждый из них

является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим

осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя

другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходиться

принимать в расчет не только потребности, мотивы, устаноовки другого, но и

то, как этот другой принимает мои потребности, мотивы, установки. Все это

приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две

стороны: идентификацию и рефлексию.

Одним из самых простых способов понимания другого человека является

уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный

способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким

приемом, когда предположение о внутреннм состоянии партнера строится на

основе попытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию

явлением – эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ

восприятия другого человека. Только здесь имеется ввиду не рациональное

осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопо-нимании,

а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Есть некоторые фактор, которые мешают правильно воспринимать и оценивать

людей. Основные из них таковы:

1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые

имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс

восприятия и оценивания другого человека.

2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми

наблюдаемые люди заранее относятся к определеной категории и формируется

установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого

человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация.

Некоторые люди, например, имеют “готовое” суждение о человеке сразу же после

того, как в первый раз повстечали или увидели его.

4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в

том, что логически объединяются в целостный образ строго определенные

личностные качества, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот

5. Эффект “ореола” проявляется в том, что первоначальное отношение к

какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а

затем общее впечатление о человеке – на оценку его отдельных качеств.

6. Эффект “проецирования” проявляется в том, что другому человеку

припысываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные

7. “Эффект первичности” проявляется в том, что первая услышанная или

увиденная информация о человеке или событии, является оченьсущественной и

малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому

человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет

опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы

больше бедете первичную информацию.

8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей,

стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаиват его.

9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со

временем по естественным причинам. Имеется ввиду тот случай, когда однажды

высказанные суждения и мнения о человеке не меняются, несмотря на то, что

накапливается новая информация о нем.

10. “Эффект последней информации” проявляется в том, что, если вы получили

негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть

все прежние мнения об этом человеке.

Объяснение причин, поведения человека может быть серез внутренние причины

либо через внешние причины.

Можно выделить следующие критерии анализа поведения:

постоянное поведение – в сходных ситуациях поведение однотипно;

отличающееся поведение – в других случпях поведение проявляется иначе;

обычное поведение — в сходных обстоятельствах такое поведение

свойственно большинству людей.

Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые

оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое

явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.

2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему

предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно это

событие считать основной причиной совершенного поступка.

3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть

много различных, равновероятностных возможностей для их интерпретации, и

челоовек, предлагающий свое объяснение, воленн выбирать устраивающий его

4. Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенденции наблюдателей

недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влияния на

поведение других, в тенденции считать, что поведение соответствует

5. Культура также влияет на ошибку атрибуции. Западное мировозрение

склонно считать, что люди, а не ситуации являются причиной событий. Но индусы

в Индии с меньшей вероятностью, чем американцы, истолкуют поведение с точки

зрения диспозиции, скорее они придадут большее значение ситуации.

На восприятие людей влияют стереотипы – привычные упрощенные представления о

других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией.

На восприятие людей влияют и предубеждения – эмоциональная оценка каких-либо

людей как хороших или плохих, даже не зная их самих, ни мотивов их поступков.

На восприятие и понимание людей влияют установки. Установка – это

неосознаная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и

оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным

образом без полногоо анализа конкретной ситуации.

Установки имеют три измерения:

когнитивное измерение – мнения, убеждения, которых придерживается человек

относительно какого-либо субъекта или предмета;

аффективное измерение – положительные или отрицательные эмоции,

отношение к конкретному человеку или информации;

поведенческое измерение – готовность к определенным реакциям поведения,

соответствующим убеждениям и переживаниям человека.

Обратная связь в общении — это сообщение, адресованное другому

человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими

отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. Правила обратной

1. Говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки

вызывают у тебя те или иные чувства.

2. Если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся

в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.

3. Не давай оценок. Помни: обратная связь – это не информация о том,

что представляет собой тот или иноой человек, это в большей степени сведения

о тебе в связи с этим человеком, с тем, как ты воспринимаешь данного

человека, что тебе приятно и что тебе неприятно.

1.5 Синтоническая модель общения.

Название “синтоническая” образовано от слова “синтония”, что означает “быть

в гармонии с собой и другими”. Синтоническая модель общения разработана в

рамках нейролингвистического программирования (НЛП). Нейропсихологическое

программирование – это результат слияния психологии, лингвистики, математики.

Синоническая модель общения строится на идее о том, что у каждого человека

есть своя “любимая дверь восприятия” – та репрезентативная система, которой

он доверяет больше, чем другим.

Люди с кинестетической репрезентативной системой, прежде чем сказать,

прислушиваются к своим внутренним чувствам, и их глаза при этом смотрят

вниз-вправо. В речи кинестетиков преобладают слова: “касаться”, “трогать”,

“ощу-тимый”, “болезненный”, “тяжелый”, “я чувствую проблему”, “тяжко на душе” и

1.6 Виды и техники слушания.

В процессе речевого взаимодействия присходит передача информации от одного

партнера к другому, которая может быть выражена в такой схеме: передача

информации – (говорящий кодирует информацию в словах) — (слушающий

раскодирует слова, извлекает информацию) понимание информации.

Реакции слушателя, приемы слушания бывают следующие:

1. Глухое молчание (видимое отсутствие реакции).

2. Поддакивание (“ага”, “угу”, “да-да”, “ну”, кивание подбородком).

3. “Эхо-реакция” — повторение последнего слова собеседника.

4. “Зеркало” — повторение последней фразы собеседника с изменением

5. “Парафраз” — передача содержания высказывания партнера другими словами.

6. Побуждение (“Ну и. И что дальше?”).

7. Уточняющие вопросы (“Что ты имел ввиду?”).

8. Наводящие вопросы (Что? где? когда? почему? зачем?).

9. Оценки, советы.

10. Продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить

фразу, подсказывает слова).

11. Эмоции (“ух”, “ах”, “здорово”, смех, скорбная мина).

12. Нерелевантные высказывания (не относящиеся к делу или относящиеся лишь

13. Логические следствия из высказываний партнера, например, предположение

о причине события.

14. “Хамовитые реакции” (“Глупость”, “Ерунда все это!”).

15. Расспрашивание (задает вопрос за вопросом, не объясняя цели).

16. Пренебрежение к партнеру (не обращает на егоо слова внимания, не слушает,

игнорирует партнера, его слова). Обычно в слушании проявляется три такта:

поддержка – уяснение – комментирование.

Можно выделить следующие виды слушания: пассивное слушание, активное

слушание, эмпатическое слушание.

Активное слушание – это вид слушания, в котором на первый план выступает

отражение информации. Активное слушание незаменимо в деловых переговорах, в

ситуациях, когда ваш партнер по общению равен вам или сильнее вас, а также в

конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно или демонстрирует

При пассивном слушании важно просто слушать человека, просто

давать ему понять, что он не один, что вы его слушаете, понимаете и готовы

поддержать. Но не следуе все время молчать, потому что глухое молчание у любого

человека вызывает раздражение, а у возбужденного человека это раздражение будет

усилено. Если эмоции партнера направлены на вас, главная задача – не заразиться

от собеседника его эмоциями, не впасть в то же эмоциональное состояние, которое

уж точно приведет к бурному конфликту, “выяснению отношений”.

Зачем мы рассказываем о своих проблемах? Если посмотреть на себя откровенно, то

можно понять, что главное в таких случаях – желание, чтобы вас поняли,

разделили с вами те чувства, те переживания, которые вы испытываете. Так

главное, видимо, именно в этом – в понимании чувств собеседника и сопереживания

ему. Именно в этом и состооит секрет хорошего слушания, такого. которое дает

другому человеку облегчение, и, как это ни неожиданно. открывает ему новые

пути для понимания самого себя. Таким образом, Эмпатическое слушание

позволяет переживатьб те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти

чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При

эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить гово-рящего, не

морализуют, не критикуют, не поучают.

Источник:
Презентация: Манипуляция как форма общения
>Презентация: Манипуляция как форма общения (Психология) читать онлайн или скачать бесплатно.
http://ronl.org/prezentatsii/psikhologiya/280918/

Тема 5

Что случится, если мы возьмем нашу жизнь в собственные руки? Произойдет нечто ужасно: нам некого будет винить за неё.

В деловом общении очень важно уметь распознать психологическую позицию партнера и занять такую, которая обеспечит конструктивное решение вопроса.

Манипуляции – скрытое управление поведением человека, совершаемое ради какой-либо выгоды того, кто управляет. Человека, который в своих интересах управляет пове­дением другого помимо его воли, называютманипулятором.

Конечно, в жизни встречаются ситуации, когда по каким-то причинам приходится скрывать свою цель и мы вынуждены искать обходные пути. Допуская возможность разовой манипуляции, игры, цель которой – избежать затруднительного положения, американский психолог Э.Шостром резко осуждает манипулирование как основной стиль общения. Постоянное манипулирование опасно тем, что приводит к разрушению личности человека, основные душевные силы которого направлены на управление другими. А объекту манипулирования его положение невыносимо из-за чувства подавления личности, роли игрушки в чьих-то руках. По мнению Э.Шострома, существуют различные виды манипуляторов:

активные манипуляторы (эти люди не в силах положиться на себя, им лучше сделать ответственным за все другого человека, того, кем можно управлять и кого можно контролировать; некоторые манипуляторы, желая или не находя любви окружающих, пытаются добиться власти над другими людьми силой хитрого ума);

пассивные манипуляторы (некоторые люди настолько бояться заслужить чье-то неодобрение, что стараются угодить всем, или же когда им не хватает сил справиться с жизненными трудностями, человеку удобнее занять пассивную позицию «Делайте со мной, что хотите!»);

соревнующиеся манипуляторы (такие люди воспринимают жизнь как постоянный турнир, а себе отводят роль бойца; для них важна постоянная битва, деловые партнеры рассматриваются как соперники или враги, реальные или потенциальные);

безразличные манипуляторы (эти люди играют в безразличие и индифферентность; стараются устраниться от контактов).

Знание основных причин манипулирования и стратегической линии поведения манипуляторов позволяет не только распознавать их среди окружающих, но и предвидеть их поступки и, следовательно, избежать участи их жертв.

1. Навязывание роли. Угадав желания человека, манипулятор начинает навязы­вать роль Незаменимого Работника, Бескорыстной Сотруд­ницы, Всеми Обожаемого, Неотразимой и т.п. Например, «Ве­рочка, мы все прекрасно знаем, что если вы этого не сделаете, это никто не сделает…»

К примеру: «К сожале­нию, люди любят преувеличивать…»

2. Вас делают другом. Манипулятор доверительно рассказывает о себе, а затем обращается с какой-нибудь обременительной просьбой: «Я вижу, вы мне так сочувствуете….вот спасибо…я думаю., вы не откажетесь…»

Не проявлять дружеского участия в разговоре с малознакомым человеком, не замечать намеков

3. Доброжелатель. Чрезвычайно любезно и доброжелательно расспрашивает о личных делах, трудностях, затем обращается с просьбой, в которой после такого разговора трудно отказать

Не быть откровенным с человеком, которого вы не считаете другом, и не считать себя обязанным делать то, о чем просит участливый человек

4. «Дружим против общего врага». Манипулятор доверительно сообщает о том, как плохо высказался о вас руководитель или коллега. Он возбуждает неприязнь к «недоброжелателю», подталкивая в определенным действиям

Задайте себе вопрос: «С чего это вдруг он стал открывать мне глаза?»

5. Вас делают соратником по общему делу. Например, посетитель доверительно, с расчетом на понимание и сочувствие, посвящает вас в свой замечательный проект реорганизации работы фирмы. И тут же просит именно его бумаги показать директору в первую очередь

Подумайте: «А мое ли это дело?» Не поддавайтесь пафосу собеседника, отдавайте себе отчет в том, насколько вы сами считаете этот проект первоочередным

6. Туманные намеки. Манипулятор не высказывает прямо свою бестактную просьбу, а ходит вокруг да около

Прервать его высказывания вопросом: «Вы это о чем?»

7. Берет измором. Манипулятор с обворожительной улыбкой снова и снова повторяет одну и ту же просьбу, выполнить которую вы не можете или не хотите

Каждый раз в ответ на просьбу следует повторять: «Рад бы вам пойти навстречу, но ничего не могу сделать»

Можно выделить приемы, которыми пользуются недобросовестные работники, чтобы уклониться от выполнения задания или избежать ответственности. Вот они:

не закончив одного дела, напрашиваются на какое-либо другое;

стараются доказать руководителю, что в задании не было указаний на то, что сейчас требуется;

заявляют, что некоторое время назад начальник говорил совсем обратное;

заявляют, что у них мало прав для выполнения этого задания;

заявляют, что им «не помогают»; это дает возможность уклоняться от ответственности;

доказывают, что поручаемое задание не входит в их обязанности и что этим должен заниматься кто-нибудь другой;

стараются всегда быть обиженными – можно будет оправдаться тем, что в такой обстановке невозможно работать;

заявляют, что поручаемая им работа им не по плечу («я не могу все знать», «я не профессор»);

обвиняют начальника в том, что его никогда нельзя понять или с ним невозможно работать;

берут задания без указания срока их выполнения; потом трудно будет обвинить их в срыве и невыполнении задания;

используют выражения типа «первый раз слышу», «звонил, не дозвонился», «заходил, но вас не было», «искал, но не нашел», «а мне никто не говорил», «а почему я?», «не слышал», «не знаю», «я ему сказал, но он не сделал» и т.д.

В деловых контактах с разными партнерами мы ведем себя по-разному. Американский психолог Эрик Берн разработал модель эго-состояний, в соответствии с которой каждый поступок человека продиктован логикой одного из трех состояний сознания: Родитель, Взрослый или Ребенок. Все три характеристики тесно связаны между собой и принадлежат каждому человеку. Без Родителя человек должен был бы каждый раз заново осваивать вековой опыт. Роль Взрослого позволяет трезво оценивать действительность, контролировать поведение и действия Родителя и Ребенка. Ребенок – источник многих радостей, положительных чувств, постоянного ощущения новизны и поиска. Отклонение в поведении человека появляется тогда, когда при взаимодействии с другими людьми одно из этих состояний доминирует.

Распознавание эго-состояний осуществляется через анализ интонаций, поведения, выражения лица, жестов и положения тела, а также речевые клише, присущие конкретному типу ролей.

Источник:
Тема 5
Что случится, если мы возьмем нашу жизнь в собственные руки? Произойдет нечто ужасно: нам некого будет винить за неё. В деловом общении очень важно уметь распознать психологическую позицию
http://studfiles.net/preview/6212975/page:10/

COMMENTS