Манипулятивные роли по берну

Деловое общение: Манипуляции в общении

Что случится, если мы возьмем нашу жизнь в собственные руки? Произойдет нечто ужасно: нам некого будет винить за неё.

В деловом общении очень важно уметь распознать психологическую позицию партнера и занять такую, которая обеспечит конструктивное решение вопроса.

Манипуляции – скрытое управление поведением человека, совершаемое ради какой-либо выгоды того, кто управляет. Человека, который в своих интересах управляет поведением другого помимо его воли, называют манипулятором.

Конечно, в жизни встречаются ситуации, когда по каким-то причинам приходится скрывать свою цель и мы вынуждены искать обходные пути. Допуская возможность разовой манипуляции, игры, цель которой – избежать затруднительного положения, американский психолог Э.Шостром резко осуждает манипулирование как основной стиль общения. Постоянное манипулирование опасно тем, что приводит к разрушению личности человека, основные душевные силы которого направлены на управление другими. А объекту манипулирования его положение невыносимо из-за чувства подавления личности, роли игрушки в чьих-то руках. По мнению Э.Шострома, существуют различные виды манипуляторов:

· активные манипуляторы (эти люди не в силах положиться на себя, им лучше сделать ответственным за все другого человека, того, кем можно управлять и кого можно контролировать; некоторые манипуляторы, желая или не находя любви окружающих, пытаются добиться власти над другими людьми силой хитрого ума);

· пассивные манипуляторы (некоторые люди настолько бояться заслужить чье-то неодобрение, что стараются угодить всем, или же когда им не хватает сил справиться с жизненными трудностями, человеку удобнее занять пассивную позицию «Делайте со мной, что хотите!»);

· соревнующиеся манипуляторы (такие люди воспринимают жизнь как постоянный турнир, а себе отводят роль бойца; для них важна постоянная битва, деловые партнеры рассматриваются как соперники или враги, реальные или потенциальные);

· безразличные манипуляторы (эти люди играют в безразличие и индифферентность; стараются устраниться от контактов).

Знание основных причин манипулирования и стратегической линии поведения манипуляторов позволяет не только распознавать их среди окружающих, но и предвидеть их поступки и, следовательно, избежать участи их жертв.

1. Навязывание роли. Угадав желания человека, манипулятор начинает навязывать роль Незаменимого Работника, Бескорыстной Сотрудницы, Всеми Обожаемого, Неотразимой и т.п. Например, «Верочка, мы все прекрасно знаем, что если вы этого не сделаете, это никто не сделает…»

К примеру: «К сожалению, люди любят преувеличивать…»

2. Вас делают другом. Манипулятор доверительно рассказывает о себе, а затем обращается с какой-нибудь обременительной просьбой: «Я вижу, вы мне так сочувствуете….вот спасибо…я думаю., вы не откажетесь…»

Не проявлять дружеского участия в разговоре с малознакомым человеком, не замечать намеков

3. Доброжелатель. Чрезвычайно любезно и доброжелательно расспрашивает о личных делах, трудностях, затем обращается с просьбой, в которой после такого разговора трудно отказать

Не быть откровенным с человеком, которого вы не считаете другом, и не считать себя обязанным делать то, о чем просит участливый человек

4. «Дружим против общего врага». Манипулятор доверительно сообщает о том, как плохо высказался о вас руководитель или коллега. Он возбуждает неприязнь к «недоброжелателю», подталкивая в определенным действиям

Задайте себе вопрос: «С чего это вдруг он стал открывать мне глаза?»

5. Вас делают соратником по общему делу. Например, посетитель доверительно, с расчетом на понимание и сочувствие, посвящает вас в свой замечательный проект реорганизации работы фирмы. И тут же просит именно его бумаги показать директору в первую очередь

Подумайте: «А мое ли это дело?» Не поддавайтесь пафосу собеседника, отдавайте себе отчет в том, насколько вы сами считаете этот проект первоочередным

6. Туманные намеки. Манипулятор не высказывает прямо свою бестактную просьбу, а ходит вокруг да около

Прервать его высказывания вопросом: «Вы это о чем?»

7. Берет измором. Манипулятор с обворожительной улыбкой снова и снова повторяет одну и ту же просьбу, выполнить которую вы не можете или не хотите

Каждый раз в ответ на просьбу следует повторять: «Рад бы вам пойти навстречу, но ничего не могу сделать»

Можно выделить приемы, которыми пользуются недобросовестные работники, чтобы уклониться от выполнения задания или избежать ответственности. Вот они:

· не закончив одного дела, напрашиваются на какое-либо другое;

· стараются доказать руководителю, что в задании не было указаний на то, что сейчас требуется;

· заявляют, что некоторое время назад начальник говорил совсем обратное;

· заявляют, что у них мало прав для выполнения этого задания;

· заявляют, что им «не помогают»; это дает возможность уклоняться от ответственности;

· доказывают, что поручаемое задание не входит в их обязанности и что этим должен заниматься кто-нибудь другой;

· стараются всегда быть обиженными – можно будет оправдаться тем, что в такой обстановке невозможно работать;

· заявляют, что поручаемая им работа им не по плечу («я не могу все знать», «я не профессор»);

· обвиняют начальника в том, что его никогда нельзя понять или с ним невозможно работать;

· берут задания без указания срока их выполнения; потом трудно будет обвинить их в срыве и невыполнении задания;

· используют выражения типа «первый раз слышу», «звонил, не дозвонился», «заходил, но вас не было», «искал, но не нашел», «а мне никто не говорил», «а почему я?», «не слышал», «не знаю», «я ему сказал, но он не сделал» и т.д.

В деловых контактах с разными партнерами мы ведем себя по-разному. Американский психолог Эрик Берн разработал модель эго-состояний, в соответствии с которой каждый поступок человека продиктован логикой одного из трех состояний сознания: Родитель, Взрослый или Ребенок. Все три характеристики тесно связаны между собой и принадлежат каждому человеку. Без Родителя человек должен был бы каждый раз заново осваивать вековой опыт. Роль Взрослого позволяет трезво оценивать действительность, контролировать поведение и действия Родителя и Ребенка. Ребенок – источник многих радостей, положительных чувств, постоянного ощущения новизны и поиска. Отклонение в поведении человека появляется тогда, когда при взаимодействии с другими людьми одно из этих состояний доминирует.

Распознавание эго-состояний осуществляется через анализ интонаций, поведения, выражения лица, жестов и положения тела, а также речевые клише, присущие конкретному типу ролей.

Источник:
Деловое общение: Манипуляции в общении
Что случится, если мы возьмем нашу жизнь в собственные руки? Произойдет нечто ужасно: нам некого будет винить за неё. В деловом общении очень важно уметь распознать психологическую позицию
http://cased.ru/doc_r-ek4_312_cased.html

Манипулятивные роли по берну

  • Кино, Кинозвезды (363)
  • 100 Чудес света (33)
  • Аномальные места (62)
  • Археология, раскопки, открытия (475)
  • Архитектура, замок, крепость, форд (976)
  • Астрология, знаки, планеты (12)
  • Биоэнергетика, энергетика вещей, деревьев (25)
  • Видео (455)
  • Восточная жизнь, интересное (50)
  • Время, календари, измерение времени (106)
  • Выживание в экстремальных условиях (79)
  • Вязание, плетение. (38)
  • Гиперборея, Шамбала, Тибет (90)
  • Декоративно-прикладное искусство (431)
  • Дневник, оформление (380)
  • Рамочки для стихов (91)
  • Дом, Дача, Обустройство, Полезные советы (331)
  • Древние города и страны. Наследие Юнеско (64)
  • Древние цивилизации (158)
  • Духовность, творчество, интуиция, медитация (524)
  • Женщина, красота, мода (897)
  • ЖЗЛ. Жизнь Замечательных Людей (205)
  • Живопись, (и натюрморты разные) (1009)
  • Живопись1 (675)
  • Животные (139)
  • Загадки, гипотезы, НЛО (314)
  • Здоровье, Диета, Очищение (919)
  • Здоровье, медицина (1079)
  • Интересно!! (3666)
  • История мира, цивилизации, (1314)
  • История от Руси до России.Славяне, язычество (451)
  • Книги, писатели (520)
  • Компьютер (238)
  • Космос, Вселенная (464)
  • Красивые места Мира! (391)
  • Кулинария, Выпечка, Пироги, Торты (675)
  • Кулинария, Из мяса, Из Рыбы, Салаты, и пр. (773)
  • Культура, Культурология, Нравы (970)
  • Любовь, Семья (542)
  • Мистика, Эзотерика, Шаман, Гадание, Гороскоп, Таро (292)
  • Мифы, легенды, круги на полях, символы, лабиринт. (180)
  • Море, обитатели, тайны. (161)
  • Музыка (1166)
  • Наука, феномены,сверхвозможности человека (894)
  • Парки, Сады (147)
  • Педагогика, воспитание, образование (550)
  • Плейкаст, клипарт (271)
  • Познание мира и себя (416)
  • Политика, экономика (368)
  • Поэзия, лирика, стихи (650)
  • Православие, христианство (155)
  • Притчи, цитаты, афоризмы (341)
  • Психология. (1553)
  • гештальт (27)
  • Психотерапия, практики, упражнения, психогимнастик (474)
  • Птицы (58)
  • Путешествия (374)
  • Религии Мира (71)
  • Скульптура, памятник (154)
  • Спорт (10)
  • Ссылки (79)
  • Стиихийные бедствия (19)
  • Стихи избранные. (158)
  • Страны Мира (486)
  • Тайны века, загадки, непознанное (1101)
  • Танцы, балет (203)
  • Тесты (167)
  • Технологии, изобретения, (590)
  • Тренинг воображения, головоломки, шахматы (252)
  • Философия, мудрость (689)
  • Фото, природа, пейзаж (354)
  • Храмы, Соборы Мира, Монастыри (252)
  • Художники, биография (40)
  • Цветы, растения, деревья (454)
  • Чаепитие. Кофе. Старинная посуда, антиквариат, (95)
  • Чувства (423)
  • Явления природы, экология (389)

Большинство теорий, описывающих механизмы полоролевой идентичности личности, связывают их в первую очередь с семьей. В процессе полоролевой идентификации ребенка наблюдаемое поведение его родителей служит образцом для подражания и усвоения своей гендерной роли.

Задача, которая решается с помощью данной методики — определение полоролевых моделей, усвоенных испытуемыми в семье и проявляющихся в виде составляющих личности определенного пола и выбранных когнитивно.

Для решения данной задачи была выбрана структурная модель Э.Берна (1992), описывающая личность в виде эго-состояний, под которыми он понимает согласованный тип чувствования и переживания, непосредственно связанный с соответствующим поведением.

Берн четко различает внешний или социальный план и внутренний, психологический план, который касается внутреннего мира человека и его индивидуального восприятия событий.

Социальный план в концепции Берна представлен трансакциями в процессе общения, а внутренний эго-состояниями, которые он называет Родитель, Взрослый и Ребенок. Внутренний план в процессе общения проявляется во внешнем плане в обращении какой-либо ипостаси одного человека к другому и ответная реакция этой ипостаси.

Выделенные Берном три эго состояния можно кратко охарактеризовать следующим образом:

1) Родитель — функции контроля над соблюдением норм и предписаний, а также покровительства и заботы. Это актуализация моральной сферы личности. Родитель находится над ситуацией. При обращении к ипостаси Родителя это апелляция к этической системе человека, к устоям, к чувству долга при неизвестной и неконтролируемой реакции. Отношение к Родителю с максимальным почтением.

2) Взрослый — рассудок, переработка информации и вероятностная оценка для эффективного взаимодействия с окружающим миром; это актуализация рациональной сферы личности. Взрослый частично внутри и вне ситуации. При обращении к Взрослому — это воздействие, которое имеет в виду прямую реакцию, возможно, несколько отсроченную и в какой-то степени оставляемую на усмотрение партнера, как сознающего, имеющего определенную свободу и возможности человека. Отношение к Взрослому уважительное.

3) Ребенок — часть личности, содержащая аффективные комплексы, связанные с ранними детскими впечатлениями и переживаниями. Это актуализация эмоциональной сферы личности. Ребенок полностью внутри ситуации. Воздействие происходит непосредственно, результат ожидается сиюминутный и обычно вполне предсказуемый. Ребенка мы не уважаем совсем.

Поскольку эго-состояния Берна являются активизированными ипостасями человека, посмотрим, что они представляют собой с точки зрения Я-концепции Р.Бернса (2003). Я-концепция это совокупность установок на себя, имеющая когнитивную, эмоционально-оценочную и поведенческую составляющие, которая по отношению к человеку выполняет троякую роль: способствует достижению внутренней согласованности личности, интерпретирует опыт и является источником ожиданий что проявляется в виде различных эго-состояниях в жизненных ситуациях. Согласно Бернсу существуют три основные модальности установок на себя: Я- реальное установки, связанные с представлением о том, какой я на самом деле, Я- зеркальное (социальное) установки, связанные с представлениями о том, как меня видят другие, Я- идеальное установки, связанные с представлениям о том, каким я должен быть, и Я- рефлексивное как Я- осознающее.

Поскольку Родитель представляет собой некоторую надситуативную фигуру, которая отражает моральные общественные нормы, его можно рассматривать как некоторое Я- идеальное, т.е. понимание индивидом того, каким должен стать, опираясь на моральные нормы. С другой стороны, поскольку по Берну ипостась Родителя содержит подипостась Ребенка, т.е. представления о том, каким должен быть Ребенок, то и в этом случае на Я- идеальное оказывает влияние Родитель.

Взгляды на то, как надо вести себя взрослому человеку соответствует Взрослая модальность его Родителя. Таким образом, Родитель оказывает влияние на формирование Взрослого и Ребенка.

Таким образом, Родитель это, с одной стороны, Я-идеальное, а с другой усвоенная ролевая модель Родителя.

Взрослый находится частично внутри и вне ситуации, т.е. его можно рассматривать как совокупность Я- реального и Я-рефлексивного, при этом Я-реальное находится внутри ситуации, а Я-рефлексивное вне ее.

Берн не рассматривает эго-состояния личности с точки зрения принадлежности к какому-либо полу. Для целей нашего исследования этот вопрос требует уточнения. Заметим, что когда мы говорим о способе поведения, свойственном мужчине или женщине, мы имеем в виду общие представления о поведении, наиболее характерном для мужчины или женщины в нашей культуре. Таким образом, Родитель и Взрослый как представители определенного пола демонстрируют поведение, наиболее характерное для представителей обоих гендеров в нашей культуре.

Ребенок- актуализация эмоциональной сферы личности, отражает в соответствии с Я-концепцией отношение к самому себе как эмоциональный аспект трех основных модальностей, является следами детства человека и воспроизводит его поведение и психическое состояние в какой-то конкретной ситуации, используя возможности взрослого человека.

Исследования, проведенные Ситниковым В.Л. (2001, с.60), показывают, что образ Ребенка, несмотря на его вариативность, зависит не столько от объекта (ребенка), «сколько от субъекта, осознающего этот образВариативность образа Ребенка зависит от многих объективных и субъективных параметров субъекта». Под объективными параметрами субъекта Ситников В.Л понимает социальное положение по отношению к детям, а под субъективными индивидуально-психические особенности носителя образов. При этом субъективные факторы, сформированные в детстве, определяют взрослый период и позволяют утверждать, что образ Ребенка отражает испытуемого и его детский опыт.

Применение модели личности Э.Берна (Родитель, Взрослый, Ребенок) совместно с методом символдрамы (Обухов, 1999) в клиентской практике показало, что в состоянии кататимного переживания образов человек представляет Родителя, Взрослого и Ребенка лицом определенного пола, который определяется особенностями детско-родительских отношений, и соответствует результатам Ситникова (2001). Анализ 80 случаев из клиентской практики показал, что пол, определяющий Родителя, Взрослого и Ребенка, устойчиво сохраняется и начинает изменяться только по мере продвижения в психотерапии. Этот подход коррелирует с данными анамнеза, проективной рисуночной методикой и результатами работы с образами идеальных мужчины и женщины

На практике были установлены устойчивые инварианты проявления эго-состояний в поведении клиентов, которые соответствовали поведению лица определенного пола, родительским установкам и ожиданиям наиболее значимого родителя.

Для целей исследования больших выборок испытуемых нужно было использовать более простой прием, основанный на модели Э.Берна. Сравнение результатов, полученных с помощью упрощенного приема и с помощью символдрамы, показало их соответствие, что позволило для большой выборки испытуемых заменить символдраму простой таблицей, в которой указаны три составляющие: Родитель, Взрослый и Ребенок, а в инструкции испытуемым предлагается представить типичного Родителя, Взрослого и Ребенка и указать их пол: мужской или женский. Выбор пола Родителя, Взрослого и Ребенка, таким образом, осуществляется когнитивно.

Данная методика позволяет определить наиболее значимого Родителя, образ Я (Взрослого) и представление испытуемого о себе как Ребенке определенного пола. Заметим, что сделанный когнитивно выбор, тем не менее до конца не осознается.

Объектом анализа результатов, полученных для каждого испытуемого, являются гендеры всех трех составляющих, представленных в модели Берна.

По соотношению мужского и женского гендеров можно получить следующие данные: 1) о наиболее значимом родителе (пол Родителя) (Я — идеальное); 2) о преобладающем типе поведения Взрослого(Я-реальное) (инструментальный как мужской или экспрессивный как женский); 3) вероятный психологический пол испытуемого в детстве (Ребенок) (эмоциональное восприятие себя как ребенка определенного пола).

При исследовании на большой выборке испытуемых различного возраста и пола анализ проводится для каждой гендерной и возрастной группы. Анализируются соотношения между 1) полом значимого родителя и представлениями о Я- взрослом; 2) полом значимого родителя и представлением испытуемого о себе как Ребенке определенного пола; 3) представлением о Я- взрослом определенного пола и представлением испытуемого о себе как о Ребенке определенного пола.

Для этого из полученных значений для каждой возрастной и гендерной группы испытуемых составляется матрица, размерностью 3хn, где 3 три компоненты модели личности, в которой сделанным выборам пола присваиваются значения, n количество испытуемых в выборке.

Затем определяется нормальность распределения полученной выборки, достоверность полученных различий по группам и корреляции между парами трех компонентов Родитель Ребенок, Родитель Взрослый. Взрослый Ребенок.

Коэффициенты корреляции между парами показывают тип корреляционной связи между составляющими структуры личности: слабая, умеренная или сильная при заданной степени достоверности.

Полученные результаты показывают соотношения между 1) выбором значимого родителя и предпочитаемым полом взрослого; 2) выбором значимого родителя и поведением ребенка как представителя определенного пола; 3) полом идеального взрослого и поведением ребенка как представителя определенного пола.

С помощью данного подхода были исследованы 362 человека в возрасте от 16 до 60 лет. Было установлено, что во всех возрастных группах обоих гендеров выбирается преимущественно Родитель своего пола, кроме женских групп 27-32 и 40-45 лет, где выбран преимущественно Родитель-мужчина. У всех мужчин и женщин Взрослый мужчина и Ребенок-мужчина преобладают, кроме женских старших групп: в группе 40-45 лет выбор распределился поровну, в группе 46-40 лет Ребенок-женщина.

Наиболее сильные корреляции у женщин младших групп (16-19 и 20-26 лет) соответствуют соотношению Взрослый Ребенок, а для остальных Родитель Ребенок. Для младших мужских групп — Родитель Ребенок, а для остальных — Родитель Взрослый.

Литература

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.: Пер. с англ.//Общ. ред. М.С.Маковецкого СПб.: Лениздат,1992

Бернс Р. Что такое Я- концепция, с.333-393// в кн.Психология самосознания, Самара 2003, Изд дом Бахрах-М

Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых, Ленинградский педагогический университет, Спб. Химииздат, 2001

Обухов Я.Л. Символдрама и современный психоанализ // Сб. статей. Харьков: Регион-информ, 1999

Источник:
Вопросы гуманитарных наук, 2004, 1, с.319-321

Источник:
Манипулятивные роли по берну
Когнитивная методика на основе модели Э.Берна   Автор: Ижванова Е.М.    Большинство теорий, описывающих механизмы полоролевой идентичности лично…
http://www.liveinternet.ru/users/spacelilium/post181514238

Манипулятивные роли по берну

Э. Берн — Родитель, Взрослый, Ребенок. Теория и примеры практического использования.

Данная статья основана на книге Э. Берна «Игры в которые играют люди». В тексте будет упоминаться слово «трансакция», которое в данном случае обозначает одну единицу общения: А «спросил» Б «ответил».

Основные положения
В каждом из нас есть три основных состояния: Ребенок, Взрослый, Родитель.
Ребенок — власть эмоций, развлечений, хулиганства,
Взрослый — рассудительность, трезвая оценка, здравый подход,
Родитель — опекающее поведение, экспертность, снисходительность.

В каждом действии можно рассмотреть, какое из начал «тут правит бал». Иногда это будут игры ребенка, иногда рассудительность взрослого, иногда сразу несколько. Бывает что снаружи вроде Взрослый, но на поверку Ребенок, или наоборот.

Пример:
Два игрока в казино могут вести себя одинаково — шутить, делать ставки. Но для одного это будет детская азартная игра. А под напускной игривостью второго может скрываться весьма рассудительный взрослый, математически просчитывающий ситуацию.

И также в любом общении проявляет себя та или иная часть. Бывает что разговаривают двое Взрослых, обсуждают деловой вопрос. Или же с одной стороны выступает Взрослый, который хочет обсудить деловой вопрос, но с другой стороны ему отвечает Ребенок, который проявляется в том, что он невнимательно слушает, задает странные вопросы не по делу, или же «развлекается» любым другим способом.

В соответствии с данной теорией, удачным будет общение, когда каждый соответствует своей роли (так называемые прямые трансакции):
Ребенок — Ребенок (оба развлекаются, флиртуют, хулиганят),
Взрослый — Взрослый,
Взрослый — Ребенок (продавец «впаривает» играя на эмоциях покупателя)
Родитель — Ребенок (специалист на форуме б17 :))

В случае же, если обращаются к одной части, но отвечает другая, трансакции называются перекрестными, а общение скорее всего будет конфликтным или закончится.

В примере с деловым обсуждением, когда вместо второго Взрослого ответил Ребенок, возможны следующие варианты:
— 1й Взрослого «включит» Ребенка — будет нарастать раздражение,
— 1й Взрослый останется Взрослым, и прекратит общение, ввиду его бесполезности,
— 1й Взрослый «включит» Родителя, и попробует позвать 2го Взрослого, прогнав 2го Ребенка, например фразами: «давайте говорить по делу!», «прекратите поясничать!» итд.

* Тут полезно напомнить о «речевых стратегиях», что лучше использовать те слова, которые обращены к состоянию которое вы хотите вызвать, а не к тому которое вы хотите убрать. В рамках данного примера фраза «давайте говорить по делу» обращенная к Взрослому будет эффективнее, чем фраза «перестаньте поясничать» использующая предмет развлечения Ребенка — поясничание.

Применение на практике

Во-первых, проанализировав конфликт, можно постараться понять какая часть себя была задета. Действительно ли с нами поступают «несправедливо» по-взрослому, или это моего «ребенка» эмоционально задели? Это понимание можно использовать с пользой, чтобы научиться реагировать не спонтанно (эмоционально задетый ребенок), а выдавая именно ту реакцию, которую посчитаешь правильной в ситуации (рассудительный взрослый).

* Тут тоже надо внести ясность. Когда мы говорим про рассудительного взрослого, то не имеется ввиду что человек превращается в компьютер или еще чего, а только в то, что человек продолжает контролировать ситуацию. Потому что, когда человеку задевают эмоции, нажимая на нужные кнопочки и провоцируя предсказуемые реакции — им манипулируют. А когда человек сохраняет контроль и выдает ту реакцию, которую решил выдать его Взрослый (и это вполне может быть эмоция — гнев, радость, умиление итд) то манипулирует и «командует парадом» уже он сам.

Во-вторых, зная по какому механизму общение разрушается, можно по мере надобности делать это целенаправленно, «включившись» в нужное состояние. Например, зная заранее что придет «ребенок свекрови», можно включить своего взрослого, и тогда общение надолго не затянется. Без игры ребенку станет неинтересно.

Чтобы «включать» нужное состояние было легче, дам несколько основных характеристик.

Состояние Ребенка. Ребенок как правило включается очень легко и отличительной чертой является игра и хулиганство. Найти смешной момент в договоре, или выдать театральную драм. постановку . Итд. Говорить перебивая других, и не очень обращая внимание на их замечания, не дослушивать и отвлекаться, надуться и обидеться.

Состояние Взрослого. Рассудительность. Взрослый говорит, тогда когда его слушают. В ситуации поступает, сначала ее обдумав и оценив мозгами. Если нет времени подумать или понять ситуацию, то предпочитает что-то упустить, но не рисковать.

И пару слов про позицию Родителя. Родитель это Взрослый, но который видит игру Ребенка и готов в нее играть, или поддержать.

Третий способ использования — это обращение к той подличности человека, которая сейчас тебе нужна или выгодна. Как мы уже приводили выше пример с продавцом в салоне связи, который понял, что сможет продать дорогую модель смартфона, только если обратится к Ребенку покупателя, т.е. задействовав его эмоции — «статус», «удовольствие», «развлечения».

Причем такое использование не ограничивается только деловой сферой, а может быть применено практически в любой области человеческих отношений — например, в семье:
Любая женщина знает, что обратившись к ребенку мужа (накормив и приласкав) можно много чего попросить, потому что его счастливый «ребенок» с легкостью «запинает» экономного «взрослого».

Или например, расхожие отношения «дочки» и «папеньки» которому нравится делать подарки.

Источник:
Манипулятивные роли по берну
Данная статья основана на книге Э. Берна Игры в которые играют люди . В тексте будет упоминаться слово трансакция , которое в данном случае обозначает одну един …
http://www.b17.ru/article/12469/

Манипуляция в общении и способы их нейтрализации

Манипуляция в общении и способы их нейтрализации. Манипуляция

Манипуляция — это сложное, запутанное действие, ловкая проделка, подтасовка фактов, система приемов и способов воздействия на сознание с целью навязывания каких-либо идей, введение в заблуждение.

Как считает Эверетт Шостром, американский психолог, автор книги «Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор», в каждом из нас сидит манипулятор и даже несколько. Дело в том, что в разные моменты жизни то один, то другой из них берется руководить нами. Однако в каждом человека преобладает главный манипулятор.

Стратегии манипуляторов:

  1. Активный – манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Не показывает свою слабость, он всегда полон сил. Как правило, пользуется своим социальным положением, добиваясь контроля над другими. Американский психолог Ф.Перлз называл их «Собака сверху» — обвинитель, знающий все лучше других и приказывающий, «Собакой снизу» — выигрывает в споре с «Собакой сверху», роль требует огромной виртуозности, всем угождает, ищет защиты у сильных.
  2. Пассивный – полная противоположность. «Сирота казанская» «Святая простота».
  3. Соревнующийся – жизнь это постоянный турнир, его роль — бдительный боец.
  4. Безразличный – девиз «Мне наплевать».

Таким образом, знание типов манипуляторов и особенностей их поведения существенно облегчает общение с такими людьми. Известно, что стиль жизни любого манипулятора базируется на четырех китах: ложь, рациональность, контроль за собой, цинизм.

Категории Вирджинии Сатир

Психотерапевт В. Сатир создала свою классификацию:

Обвинитель – хозяин жизни, начальник, шеф, ведет себя так, будто он – самый главный и от него зависит все. Говорит громким напряженным голосом, обычно в приказном тоне, опровергая всех даже не выслушав – ответы для него не важны.

Характерные слова: все, каждый, любой, всегда (универсальные квалификаторы), неужели ты не…, почему ты не… (отрицательные вопросы), надлежит, должен, (императивы) следует. Резюме типа: «До каких пор вы будете проваливать каждое дело?!»

Внутреннее состояние: скрываемый комплекс неполноценности, одиночество, неуверенность, потребность в самоутверждении за счет других.

Невербалика: упирается одной рукой в бок, а другой – размахивает перед собой указующим перстом. Глаза выпучены, ноздри раздуты, голос громкий и резкий.

Угодник – всегда заискивает, благодарит и извиняется, со всем согласен. Демонстрирует свою беспомощность и зависимость от других, чувство вины за все происходящее, терзается сознанием собственной ничтожности. Одним словом, Акакий Акакиевич – «Я человек маленький, куда уж мне..».

Характерные слова: если бы только, мог бы, был бы, ничего не поделаешь (сослагательное наклонение).

Внутреннее состояние: «ничего у меня не получается, я ни на что не гожусь».

Невербалика: вытянутая шея, подобострастная поза, плачущий тон…

Разрушитель – никогда не говорит и не делает ничего конкретного, на вопросы отвечает невпопад, перескакивает с одного на другое, за свои слова не отвечает, не может на чем-либо сосредоточиться, не способен хоть как-то расставить приоритеты, при этом вроде бы вечно занят, суетлив и говорлив, но часто, на первый взгляд, даже обаятелен. Например, Хлестаков с его «легкостью в мыслях необыкновенной».

Речь частая, смена функциональных стилей языка, отсутствие четкого содержания («Я понимаю, как это тебя расстроило. Кстати, где мой зонтик?»)

Внутреннее состояние: не знает, за что взяться, чувствует свою никчемность, бессмысленность своей деятельности («Никому до меня нет дела»).

Невербалика: «вращающийся волчок, старающийся не упасть».

Компьютер – всегда очень корректен и сверхразумен, не эмоционален, хладнокровен и собран. Движения лишены живости, голос невыразителен, интонации монотонны, речь абстрактна и изобилует умными правильными длиннотами, даже если его уже никто не слушает.

Характерные обороты речи: безличные («как можно заметить» вместо «я вижу»), безотносительные («некоторые», «некто», «в каком-то смысле»), уход от сильных глагольных форм – номинализация (вместо «нужно увеличить скорость» — «представляется своевременным увеличением скорости»).

Внутреннее состояние: острое ощущение своей уязвимости.

Невербалика: невыразительная мимика, скупые жесты, ничего не отражающие.

Характеристики, представленные здесь, гротескны, доведены до крайности, в реальной жизни все более расплывчато, поведение людей разнообразно, а типичные особенности проявляются в основном в стрессовых ситуациях. Владение этими знаниями позволит любому деловому человеку в процессе взаимодействия с другими понять, почему собеседника иногда вдруг «заклинивает», и что нужно сделать чтобы «переключить» его. Приемы, связанные с различными коммуникативными стилями поведения, используются разными людьми по-разному. Например, в ситуации, когда на вас кричат, одни переходят также на крик и тогда возможен конфликт, скандал и пр., а некоторые переходят на тихий, спокойный тон, что заставляет партнера быстро осознать несуразность своего поведения и перестроиться. Переключение в категориях Сатир дает более осознанный и универсальный инструмент психотехники для управления взаимодействием.

Меняя ту или иную стратегию, манипулируя и играя с тем или иным психотипом, сознательно демонстрируя стиль «обвинителя» или «угодника», можно эффективно решать любые свои проблемы. Так, в одном из своих фильмов Аркадий Райкин сыграл человека, отставшего от поезда на маленькой станции и пришедшего с просьбой о помощи к начальнику станции – нормальному хаму – ОБВИНИТЕЛЮ. Ничего не добившись, через пару минут он вошел в тот же кабинет совершенно иначе – не стучась, уверенной походкой, не спрашивая разрешения сел за стол, пододвинул к себе телефон и небрежно кивнул хозяину кабинета. Тот мгновенно «опознал» в визитере «шишку большой величины» и превратился в Угодника.

В.Сатир выделила стиль поведения ВЫРАВНИВАНИЕ. Для него характерны свобода, искренность и легкость отношений, а также реальное, а не наигранное чувство собственного достоинства и уважения к другим. Именно такой стиль взаимодействия с деловыми партнерами позволяет конструктивно выходить из конфликтных ситуаций, находить пути решения «коммуникативных тупиков», искать точки соприкосновения людей с различными взглядами, позициями, мнениями.

Манипулятивные роли Эрику Берну

Как уже отмечалось, Э.Берн создал свою модель эго-состояний. В соответствии с нею каждый поступок человека продиктован логикой одного из трех состояний сознания: Родителя, Взрослого или Ребенка.

Каждое эго-состояние является замкнутым и состоит из:

МЫСЛИТЬ ЧУВСТВОВАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ

Состояние Тот, кто думает, действует и чувствует так, как его родители

Родители – я находится в состоянии родители – я
Состояние Тот, кто трезво оценивает реальность, собирает и объективно

Взрослые –я осмысливает факты, находится в состоянии взрослые – я

Состояние Тот, кто чувствует и действует так, как в детстве, находится

Ребенок – я в состоянии ребенок – я

Все три, связанные между собой, характеристики принадлежат каждому человеку. Без Р человек должен был бы каждый раз заново осваивать человеческий опыт. Роль В позволяет трезво оценивать действительность, контролировать поведение и действия Р и Рб. Рб – источник многих радостей, положительных чувств, постоянного ощущения новизны и поиска. Отклонение в поведении человека появляется тогда, когда при взаимодействии с другими одно из этих состояний доминирует.

Как распознать эго-состояния?

Эго-состояния распознаются через анализ интонаций поведения, выражения лица, жестов и положения тела, а также речевые клише, присущие конкретному типу ролей.

Источник:
Манипуляция в общении и способы их нейтрализации
Манипуляция это сложное, запутанное действие, ловкая проделка, подтасовка фактов, система приемов и способов воздействия на сознание с целью навязывания каких-либо идей, введение в заблуждение
http://dogmon.org/manipulyaciya-v-obshenii-i-sposobi-ih-nejtralizacii-manipulyac.html

Трансактный анализ Э

Эрик Берн создал популярную концепцию, корни которой уходят в психоанализ. Однако концепция Берна вобрала в себя идеи и понятия как психодинамического, так и бихевиориального подхода, сделав акцент на определении и выявлении когнитивных схем поведения, которые программируют взаимодействие личности с собой и другими.

Современный трансактный анализ включает в себя теорию личности, теорию коммуникаций, анализ сложных систем и организаций, теорию детского развития. В практическом применении он представляет собой систему коррекции как отдельных людей, так и супружеских пар, семей и различных групп.

Структура личности, по Берну, характеризуется наличием трех состояний «Я», или «эго-состояний»: «Родитель», «Ребенок», «Взрослый».

«Родитель» — «эго-состояние» с интериоризованными рациональными нормами долженствований, требований и запретов. «Родитель» — это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц: правила поведения, социальные нормы, запреты, нормы того, как можно или должно вести себя в той или иной ситуации. Есть два основных родительских влияния на человека: прямое, которое проводится под девизом: «Делай как я!» и косвенное, которое реализуется под девизом: «Делай не как я делаю, а как я велю делать!».
«Родитель» может быть контролирующим (запреты, санкции) и заботящимся (советы, поддержка, опека). Для «Родителя» характерны директивные высказывания типа: «Можно»; «Должно»; «Ни за что»; «Итак, запомни»; «Какой вздор»; «Бедняжка».

В тех условиях, когда «родительское» состояние полностью блокировано и не функционирует, человек лишается этики, моральных устоев и принципов.

«Ребенок» — эмотивное начало в человеке, которое проявляется в двух видах:
1. «Естественный ребенок» — предполагает все импульсы, присущие ребенку: доверчивость, непосредственность, увлеченность, изобретательность; придает человеку обаяние и теплоту. Но при этом он капризен, обидчив, легкомыслен, эгоцентричен, упрям и агрессивен.
3. «Адаптированный ребенок» — предполагает поведение, соответствующее ожиданиям и требованиям родителей. Для «адаптированного ребенка» характерна повышенная конформность, неуверенность, робость, стыдливость. Разновидностью «адаптированного ребенка» является «бунтующий» против родителей «Ребенок».
Для «Ребенка» характерны высказывания типа: «Я хочу»; «Я боюсь»; «Я ненавижу»; «Какое мне дело».

Взрослое «Я-состояние» — способность человека объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации, решения. Взрослое состояние способно развиваться в течение всей жизни человека. Словарь «Взрослого» построен без предубеждения к реальности и состоит из понятий, при помощи которых можно объективно измерить, оценить и выразить объективную и субъективную реальность. Человек с преобладающим состоянием «Взрослого» является рациональным, объективным, способным осуществлять наиболее адаптивное поведение.

Если «Взрослое» состояние блокировано и не функционирует, то такой человек живет в прошлом, он не способен осознать изменяющийся мир и его поведение колеблется между поведением «Ребенка» и «Родителя».
Если «Родитель» — это преподанная концепция жизни, «Ребенок» — концепция жизни через чувства, то «Взрослый» — это концепция жизни через мышление, основанная на сборе и обработке информации. «Взрослый» у Берна играет роль арбитра между «Родителем» и «Ребенком». Он анализирует информацию, записанную в «Родителе» и «Ребенке», и выбирает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов необходимо отказаться, а какие желательно включить. Поэтому коррекция должна быть направлена на выработку постоянного взрослого поведения, ее цель: «Будь всегда взрослым!».

Для Берна характерна специальная терминология, которая обозначает события, происходящие между людьми в общении.

«Игра» — фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, в котором личность стремится избегнуть близости (т.е. полноценного контакта) путем манипулятивного поведения. Близость- это свободный от игр, искренний обмен чувствами, без эксплуатации, исключающий извлечение выгоды. Под играми понимается продолжительный ряд действий, содержащих слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение. Каждое действие сопровождается определенными чувствами. Ради получения чувств часто и совершаются действия игры. Каждое действие игры сопровождается поглаживанием, которых в начале игры больше, чем ударов. Чем дальше разворачивается игра, тем интенсивнее становятся поглаживания и удары, достигая максимума в конце игры.

Выделяют три степени игр: игры 1-й степени приняты в обществе, они не скрываются и не приводят к тяжелым последствиям; игры 2-й степени скрываются, не приветствуются обществом и приводят к ущербу, который нельзя назвать непоправимым; игры 3-й степени скрываются, осуждаются, ведут к непоправимому ущербу для проигравшего. Игры могут разыгрываться человеком с самим собой, зачастую — двумя игроками (при этом каждый игрок может исполнять несколько ролей), и иногда игрок устраивает игру с организацией.

Психологическая игра представляет собой серию следующих друг за другом трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом, со скрытой мотивацией. В качестве выигрыша выступает какое-либо определенное эмоциональное состояние, к которому игрок бессознательно стремится.

«Поглаживания и удары» — взаимодействия, направленные на передачу положительных или отрицательных чувств. Поглаживания могут быть:
• позитивными: «Вы мне симпатичны», «Какая вы милая»;
• негативными: «Ты мне неприятен», «Ты сегодня плохо выглядишь»;
• условными (касаются того, что человек делает и подчеркивают результат): «Вы хорошо это сделали», «Ты бы мне больше нравился, если бы. »
• безусловными (связаны с тем, кем человек является): «Вы специалист высшего класса», «Я принимаю тебя таким, какой ты есть»;
• фальшивыми (внешне они выглядят как позитивные, а на самом деле оказываются ударами): «Вам, конечно же, понятно, что я вам говорю, хотя вы и производите впечатление недалекого человека», «Вам очень идет этот костюм, обычно костюмы на вас висят мешками».

Любое взаимодействие людей содержит поглаживания и удары, они составляют банк поглаживаний и ударов человека, который во многом определяет самооценку и самоуважение. Каждый человек нуждается в поглаживаниях, особенно остро эту потребность испытывают подростки, дети и старики. Чем меньше физических поглаживаний получает человек, тем более он настроен на психологические поглаживания, которые с возрастом становятся более дифференцированными и изощренными. Поглаживания и удары находятся в обратной зависимости: чем больше человек принимает позитивных поглаживаний, тем меньше отдает ударов, и чем больше человек принимает ударов, тем меньше он отдает поглаживаний.

«Трансакции» — все взаимодействия с другими людьми с позиции той или иной роли: «Взрослого», «Родителя», «Ребенка». Различают дополнительные, перекрестные некрытые трансакции. Дополнительными называются трансакции, соответствующие ожиданиям взаимодействующих людей и отвечающие здоровым человеческим отношениям. Такие взаимодействия неконфликтогенны и могут продолжаться неограниченное время.

Перекрестные трансакции начинаются взаимными упреками, едкими репликами и заканчиваются хлопаньем дверью. В этом случае на стимул дается реакция, активизирующая неподходящие «эго-состояние». Скрытые трансакции включают более двух «эго-состояний», сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения, что составляет суть психологических игр.

«Вымогательство» — способ поведения, с помощью которого люди реализуют привычные установки, вызывая у себя отрицательные чувства, как бы требуя своим поведением, чтобы их успокаивали. Вымогательство — это обычно то, что получает инициатор игры в ее конце. Так, например, обильные жалобы клиента направлены на получение эмоциональной и психологической поддержки со стороны окружающих.

«Запреты и ранние решения» — одно из ключевых понятий, означающее послание, передающееся в детстве от родителей к детям из «эго-состояния» «Ребенок» в связи с тревогами, заботами и переживаниями родителей. Эти запреты можно сравнить с устойчивыми матрицами поведения. В ответ на эти послания ребенок принимает то, что называется «ранние решения», т.е. формулы поведения, вытекающие из запретов. Например, «Не высовываться, надо быть незаметным, а иначе будет плохо». — «А я буду высовываться».

«Жизненный сценарий» — это жизненный план, напоминающий спектакль, который личность вынуждена играть. Он включает в себя:
родительские послания (социальные нормы, запреты, правила поведения). Дети получают от родителей вербальные сценарные сообщения как общего жизненного плана, так и касающиеся различных сторон жизни человека: профессиональный сценарий, сценарий женитьбы-замужества, образовательный, религиозный и т.д. При этом родительские сценарии могут быть: конструктивными, деструктивными и непродуктивными;
• ранние решения (ответы на родительские послания);
• игры, которые реализуют ранние решения;
• вымогательства, которыми оправдываются ранние решения;
• ожидание и предположение того, чем закончится пьеса жизни.

«Психологическая позиция или основная жизненная установка» -совокупность основных, базовых представлений о себе, значимых других, окружающем мире, дающих основание для главных решений и поведения человека. Выделяют следующие основные позиции:
1. «Я благополучен — ты благополучен».
2. «Я неблагополучен — ты неблагополучен».
3. «Я неблагополучен — ты благополучен».
4. «Я благополучен — ты неблагополучен».

1. «Я благополучен — ты благополучен» — это позиция полного довольства и принятия других. Человек находит себя и свое окружение благополучным. Эта позиция удачливой, здоровой личности. Такой человек поддерживает добрые отношения с окружающими, принят другими людьми, отзывчив, вызывает доверие, доверяет другим и уверен в себе. Такой человек умеет жить в изменяющемся мире, внутренне свободен, избегает конфликтов и не тратит время на борьбу с самим собой или с кем-то из окружающих. Человек с такой позицией считает, что жизнь каждого человека стоит того, чтобы жить и быть счастливым.

2. «Я неблагополучен — ты неблагополучен». Если человек был окружен вниманием, теплом и заботой, а затем в силу каких-то жизненных обстоятельств отношение к нему радикально меняется, то он начинает ощущать себя неблагополучным. Окружение также воспринимается в негативном ключе.

Эта позиция безнадежного отчаяния, когда жизнь воспринимается бесполезной и полной разочарований. Такая позиция может складываться у ребенка, лишенного внимания, заброшенного, когда окружающие безразличны к нему, или у взрослого, который понес большую утрату и не располагает ресурсами для собственного восстановления, когда окружающие отвернулись от него и он лишен поддержки. Многие люди с установкой «Я неблагополучен — ты неблагополучен» проводят большую часть жизни в наркологических,
психиатрических и соматических стационарах, в местах лишения свободы. Для них типичны все нарушения здоровья, вызванные саморазрушающим поведением: непомерное курение, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами. Человек с такой установкой считает, что и его жизнь и жизнь других людей вообще ничего не стоит.

3. «Я неблагополучен — ты благополучен». Человек с негативным образом собственного «Я» отягощен происходящими событиями и принимает на себя вину за них. Он недостаточно уверен в себе, не претендует на успех, низко оценивает свой труд, отказывается брать на себя инициативу и ответственность. Он ощущает себя полностью зависимым от окружающих, которые представляются ему огромными, всесильными, благополучными фигурами. Человек с такой позицией считает, что его жизнь немногого стоит в отличие от жизни других, благополучных людей.

Трансактный анализ включает:
• Структурный анализ — анализ структуры личности.
• Анализ трансакций — вербальных и невербальных взаимодействий между людьми.
• Анализ психологических игр, скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу -выигрышу.
• Анализ сценария (скрипт-анализ) индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует.

В основе коррекционного взаимодействия лежит структурный анализ «эго-позиции», который предполагает демонстрацию взаимодействия с помощью техники ролевых игр.

Особо выделяются две проблемы: 1) контаминации, когда смешиваются два разных «эго-состояния», и 2) исключения, когда «эго-состояния» жестко отграничены друг от друга.

В трансактном анализе используется принцип открытой коммуникации. Это означает, что психолог и клиент разговаривают на простом языке, обычными словами (это значит, что клиент может читать литературу по трансактному анализу).

Цели коррекции. Главная цель — помощь клиенту в осознании своих игр, жизненного сценария, «эго-состояний» и при необходимости принятие новых решений, относящихся к поведению построения жизни. Сущность коррекции заключается в том, чтобы освободить человека от выполнения навязанных программ поведения и помочь ему стать независимым, спонтанным, способным к полноценным отношениям и близости.

Целью также является достижение клиентом независимости и автономии, освобождение от принуждения, включенность в настоящие, свободные от игр взаимодействия, допускающие откровенность и близость.
Конечная цель — достижение автономии личности, определение своей собственной судьбы, принятие ответственности за свои поступки и чувства.

Позиция психолога. Основная задача психолога — обеспечить необходимый инсайт. А отсюда требование к его позиции: партнерство, принятие клиента, сочетание позиции учителя и эксперта. При этом психолог обращается к «эго-состоянию» «Взрослый» в клиенте, не потакает капризам «Ребенка» и не успокаивает разгневанного «Родителя» в клиенте.

Когда психолог использует излишне много терминологии, непонятной клиенту, считается, что этим он стремится защититься от собственной неуверенности от проблем.

Требования и ожидания от клиента. Основным условием работы в трансактном анализе является заключение контракта. В контракте четко оговариваются: цели, которые клиент ставит перед собой; пути, по которым эти цели будут достигаться; предложения психолога по взаимодействию; список требований к клиенту, который тот обязуется выполнять.

Клиент решает, какие убеждения, эмоции, стереотипы поведения он должен изменить в себе, чтобы достигнуть намеченных целей. После пересмотра ранних решений клиенты начинают думать, вести себя и чувствовать по-другому, стремясь приобрести автономию. Наличие контракта предполагает взаимную ответственность обеих сторон: психолога и клиента.

Техники
1. Техника семейного моделирования включает в себя элементы психодрамы и структурного анализа «эго-состояния».Участник группового взаимодействия воспроизводит свои трансакции с моделью своей семьи. Проводится анализ психологических игр и вымогательств клиента, анализ ритуалов, структурирование времени, анализ позиции в общении и, наконец, анализ сценария.
2. Трансактный анализ. Очень эффективен в групповой работе, предназначен для кратковременной психокоррекционной работы. Трансактный анализ предоставляет клиенту возможность выйти за рамки неосознаваемых схем и шаблонов поведения, и, приняв иную когнитивную структуру поведения, получить возможность произвольного свободного поведения.

Источник:
Трансактный анализ Э
Эрик Берн создал популярную концепцию, корни которой уходят в психоанализ. Однако концепция Берна вобрала в себя идеи и понятия как психодинамического, так и бихевиориального подхода, сделав
http://psyera.ru/2416/transaktnyy-analiz-e-berna

Три состояния личности по Э

Весьма известна и получила широкое применение схема состояний личности, разработанная Эриком Леннардом Берном – американским психологом и психиатром. Известен, прежде всего, как разработчик трансакционного анализа. Берн сосредоточил внимание на «трансакциях» (от англ. trans– приставки, обозначающей движение от чего-то к чему-либо, и англ. action – «действие»), лежащих в основе межличностных отношений. Некоторые виды трансакций, имеющие в себе скрытую цель, он называет играми. Берн рассматривает три эго-состояния («Я»-состояния): взрослый, родитель и ребенок. Вступая в контакт с окружающими людьми, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний.

Согласно Э. Берну, все эти три состояния личности формируются в процессе общения и человек приобретает их независимо от своего желания. Самый простейший процесс общения – это обмен одной трансакцией, он происходит по схеме: «Стимул» первого собеседника вызывает «реакцию» второго, который, в свою очередь, направляет «стимул» первому собеседнику, т.е. почти всегда «стимул» одного становится толчком для «реакции» второго собеседника. Дальнейшее развитие разговора зависит от текущего состояния личности, используемого в трансакциях, а также их комбинациях. Таким образом, трансакционный анализ представляет собой психологическую модель, служащую для характеристики и анализа поведения человека, – как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.

1. Эго-состояние родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь – от родителей. Внешне они часто выражаются в критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Как и все другие эго-состояния, состояние Я-родитель имеет сильные и слабые стороны.

Источник:
Три состояния личности по Э
Весьма известна и получила широкое применение схема состояний личности, разработанная Эриком Леннардом Берном – американским психологом и психиатром. Известен, прежде всего, как разработчик
http://studme.org/64147/menedzhment/sostoyaniya_lichnosti_bernu

COMMENTS