Манипулятивные приемы воспитания

Детские манипуляции: как им противостоять?

Дети, даже самые маленькие, — поразительно эффективные манипуляторы. Они мастерски используют слезы, уговоры и умильные взгляды, чтобы добиться от родителей желаемого. И по мере взросления только оттачивают свое мастерство. На что нужно обратить внимание родителям, которых тревожит подобное поведение?

Каждому, наверное, знакома ситуация, когда собеседник вынуждает нас говорить, действовать или испытывать неприятные чувства против нашей воли. Психологи называют это манипулированием. Иногда оно может длиться годами, если жертва не осознает своего зависимого положения или не может найти в себе силы, чтобы изменить ситуацию, не знает, как это сделать.

Особенно обидно, когда мы становимся жертвами манипуляций собственных детей. Стыдясь истерики, публично устроенной в супермаркете, покупаем дорогую игрушку. Скрепя сердце, отпускаем подростка на вечеринку, потому что «Я уже спросила у папы, он разрешил». Раз за разом улаживаем конфликты с одноклассниками, учителями, родственниками, о которых со скорбным взглядом повествует ребенок, неизменно выступающий в роли жертвы.

Мы все используем приемы манипулирования — чаще всего бессознательно и зачастую невербально. Интонация, поза, тяжелый вздох, например, вполне однозначно дают понять собеседнику: вы жертва его решения, и было бы правильно поступить иначе. Так что же теперь: не вздыхать, не морщиться и не всплескивать руками? Призывать к этому, конечно, глупо. Нужно просто отдавать себе отчет в том, что мы сейчас используем собеседника, партнера «втемную»: стараемся заставить его сделать что-то нужное нам, не объявляя своих намерений.

Манипулятор очень точно определяет слабое место будущей жертвы и воздействует на него, вызывая чувство вины, страха или стыда, играя на желании быть ответственным, разумным, благодарным, «хорошей матерью»…

Поддавшись на провокацию, жертва послушно выполняет то, к чему ее подталкивают. Подобный примитивный в своей основе механизм лежит в основе любой манипуляции.

Дети и подростки могут использовать довольно много приемов, подсмотренных у взрослых или примененных стихийно и закрепленных, потому что «это работает!».

— Слезы в виде «показательного выступления», чтобы разжалобить родителей и получить желаемое.

— Угрозы: «Если вы со мной так, я брошу школу», «Убегу из дома», «Если ты…, то я на каникулах поеду с папой и его новой женой».

— Спекуляции: «Если бы вы меня по-настоящему любили…»

— Ссылка на другие семьи: «Никто в нашем классе не ходит с таким старым смартфоном», «Всем разрешают приходить домой после двенадцати», «Других не заставляют делать уроки по устным предметам», «Все туда пойдут»…

— Шантаж: «Проведя все выходные с вами под дождем на даче, я, наверное, заболею», «А папа знает, что ты собираешься в кафе с подругами?»

— Раскол между членами семьи: «Папа разрешил задержаться подольше».

— Ложь: «Да, мам, я сделал уроки», «Я ничего не знал об этом», «Я уже собирался домой, но…», «Я хотел предупредить, но разрядился телефон».

— Демонстрация подавленного состояния, чтобы озабоченные родители забыли недавние прегрешения и сделали все для поддержки любимого ребенка.

— Лесть и демонстрация примерного поведения. Если ребенок внезапно стал патологически вежливым, проявляет нетипичное рвение вынести мусор, убрать в комнате, лечь спать вовремя, значит, надеется вскоре выторговать что-то.

Каждый прием психологического давления довольно прозрачен, если его анализировать в спокойной обстановке, а не в пылу раздражения, в стрессовой ситуации. Каждый прием обращен к той или иной слабости родителей. На одну наживку клюнут те, кто чувствует себя недостаточно хорошими родителями и испытывает чувство вины; на другую — люди, не выносящие публичных сцен; на третью — тревожные, склонные к гиперопеке.

Впрочем, винить во всем ребенка было бы несправедливо. Разве мы, взрослые, не используем слезы, не шантажируем подростка своим здоровьем во время бурных ссор? Разве не покупаем дорогую вещь, чтобы загладить вину, вместо того чтобы искренне извиниться? Не угрожаем: «Вот придет отец, тогда поговорим…»? Не прибегаем к сравнениям: «Кому из твоих друзей разрешают все, что позволено тебе?»…

Осваивать цивилизованные отношения лучше начинать как можно раньше. Обычно даже младший школьник вполне может усвоить несколько (именно несколько, а не десятки) несложных семейных правил. Например, мы не едим на улице, покупаем только то, о чем заранее договорились, за компьютером проводим определенное время… Роль внимательного арбитра возлагается на взрослого. Одно мороженое, полученное в результате публичной истерики, — и возможности манипулирования взрослыми становятся для малыша очевидными!

Стоит только ввязаться в манипулятивную войну, и конца-края ей не будет. Ведь война предполагает победителей и проигравших. Не хотите же вы в самом деле победить собственного ребенка? В каждой конфликтной ситуации у обеих сторон свои цели и резоны. Девочка-подросток, стремясь выглядеть взрослой и привлекательной, наотрез отказывается надевать шапку. Она уже готова применить весь испытанный арсенал средств — от слез до реплик «Ты хочешь, чтобы я выглядела уродиной!» и «Тогда я вообще в школу не пойду». Для родителей же важно здоровье ребенка. То есть отсутствие простуды, а не наличие шапки на голове. Так может быть вместо ответных угроз и шантажа просто поискать компромиссный вариант: плотный капюшон, меховые наушники, стильную бандану бафф?

Но прежде чем начать искать конструктивное решение проблемы, придется мысленно сказать: «Стоп!» в самом начале разгорающейся перепалки. Напомнить себе, что в данной ситуации нет причин ни для страха, ни для чувства вины. Спросите, чего на самом деле хочет дочь? Попробуйте разобраться, почему над ней смеются? Шапка ей не идет? Выскажите свои доводы. Одним словом, постарайтесь сделать намерения обеих сторон прозрачными.

Этот же подход поможет предотвратить дальнейшие попытки манипулирования. Когда правила ясны и оговорены заранее, родителям проще твердо отстаивать свою позицию, не поддаваясь на провокации. Правда, им тоже придется соблюдать договоренности. Но взрослые разумные люди с этим могут справиться.

Источник:
Детские манипуляции: как им противостоять?
Дети, даже самые маленькие, — поразительно эффективные манипуляторы. Они мастерски используют слезы, уговоры и умильные взгляды, чтобы добиться от родителей желаемого. И по мере взросления только оттачивают свое мастерство.
http://5psy.ru/roditeli-i-deti/detskie-manipulyacii-kak-im-protivostoyat.html

Манипулирование в условиях профессионально — педагогической деятельности

Манипулирование в условиях профессионально — педагогической деятельности

В последнее время большое внимание уделяется повышению качества образования, созданию условий для получения элитного образования, способствующего развитию и становлению самореализующейся личности.

Творческий потенциал человека становится основным жизнеобеспечивающим ресурсом.

На расширенном заседании Госсовета РФ (от 8 февраля 2008 г.) было отмечено, что «развитие человека – это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества».

Необходимым условием для раскрытия и развития творческого потенциала подрастающего поколения является наличие развивающей образовательной среды. И эффективность организации такой среды зависит от профессионализма педагогического коллектива, от личности каждого педагога, от его способности быть субъектом своего профессионального и личностного развития.

Профессионализм педагога – это интегральная характеристика личности педагога, предполагающая владение им видами профессиональной деятельности и наличие у педагога профессионально важных психологических качеств, обеспечивающих эффективное решение профессиональных педагогических задач по обучению и воспитанию (Деркач, 2004, с. 443).

В формировании познавательного интереса к предмету немало важную роль играет личность учителя, его поведение, отношение к учащимся. Действительно, моральные, нравственные аспекты общения учителя с обучающимися имеют колоссальное значение не только в воспитательной работе, но и в освоении учебных предметов. Поэтому учитель-профессионал должен не только знать основы современной этики, но и уметь следовать этим основам.

Поскольку профессиональная деятельность представляет собой пространство для самореализации, а профессия педагога является одной из ярких в системе «человек–человек», то, очевидно, что одним из средств самоутверждения личности педагога, способом ее само реализации может выступать психологическое манипулирование.

В последнее время проблема психологического манипулирования привлекает внимание как зарубежных, так и отечественных психологов. Следует отметить, что в проводимых исследованиях манипуляция рассматривается в качестве преобладающей стратегии поведения, где основной акцент делается на деструктивных проявлениях манипулирования. При этом практически отсутствуют работы, рассматривающие положительное влияние манипуляции, в частности, когда манипулирование выступает не стратегией, а тактикой, способом воздействия и применяется лишь в определенных ситуациях межличностного взаимодействия, когда другие способы неприемлемы или оказываются недейственными по тем или иным причинам.

Анализ психолого-педагогической литературы и практика показывают, что манипулятивные приемы, распространенные в педагогической практике, имеют амбивалентный характер. Специфика педагогической деятельности состоит в том, что интересы педагога и учащихся не всегда совпадают. В результате возникают барьеры общения учителя с учениками, и это провоцирует использование манипулятивных приемов.

Цель манипулятивных приемов (в общем виде) – добиться выполнения педагогических требований, но мотивы их применения могут существенно отличаться. Можно выделить две группы мотивов, которыми руководствуются педагоги. К первой группе относятся: желание укрепить свой престиж, подчеркнуть свою значимость, ис пользуя слабые стороны детской натуры (страх, приспособленчество, стремление к избеганию неудач, соперничество и прочее). Ко второй группе – желание убедить школьников в справедливости педагогических требований, активизировать их учебную или общественную деятельность, используя положительные черты личности (чувство взрослости, сочувствие и помощь людям, интерес к новым впечатлениям и прочее).

Примером манипуляций, обусловленных мотивами первого типа, могут быть педагогические действия, связанные с барьерами общения. В. А. Кан-Калик называет более 70 ситуаций барьеров общения. Основные из них:

• проблема первого знакомства с классом;

• налаживание контакта с трудными учащимися;

• педагогическая интуиция и чутье, способность принимать решение в ситуации дефицита времени и информации;

• работа в ситуации эмоциональной напряженности;

• наличие способности преодолевать внутреннее раздражение, негативные установки по отношению к отдельным учащимся и т. д. (Кан-Калик, 1987, с. 49–52).

Манипулятивные приемы, обусловленные мотивами первого типа, часто связаны с двойными стандартами оценки знаний и поведения учащихся, с завышенными требованиями, угрозами, принижением заслуг у чащихся и т. д. При этом у читель использует у ченика как средство для достижения собственных целей.

Примеры манипуляций, обусловленных мотивами второго типа, также достаточно распространены в педагогике. Их называют косвенным педагогическим действием, в них выражено профессиональное мастерство педагога. Я. С. Турбовской подчеркивал педагогическую ценность и специфику подобных манипулятивных приемов: «Воспитательная цель здесь скрыта, не обнажена. Ребенок встречается здесь как бы с требованиями жизни, а не с волей другого человека. Это очень существенно: ведь те, кого мы хотим наставить на путь истинный, бывают часто с нами не согласны и не желают, чтобы их воспитывали» (Турбовской, 1980, с. 17). «Только опытный воспитатель прибегает к этому методу не от беспомощности, а от понимания огромных возможностей косвенного влияния» (Турбовской, 1980, с. 23).

Метод косвенного действия Я. С. Турбовской считает применимым в двух случаях: когда педагог заранее стремится дать развитию детей определенное направление и «когда уже что-то произошло и мы хотим изменить или вовсе повернуть в иную сторону ход событий» (там же, с. 25). Примером первого порядка можно считать преднамеренные ошибки учителя, рассчитанные на активизацию учения. Примером второго – ситуации быстрого реагирования на поступки детей. «Значимость метода косвенного действия… заключается в том, что он не приводит к возникновению каких-либо конфликтов, не осложняет взаимоотношений» (там же. 30). Напротив, он снижает конфликты, восстанавливает добрые отношения.

Любой педагог в своей профессиональной деятельности время от времени использует те или иные манипулятивные приемы. Каждый человек в большей или меньшей степени склонен к манипулированию в межличностных отношениях. Мы полагаем, что степень выраженности склонности к манипулированию у педагогов зависит от развития их профессионализма: с приобретением педагогического опыта изменяется характер применяемых в профессиональной деятельности манипулятивных приемов.

Нами было проведено исследование склонности к манипулированию и манипулятивных приемов, применяемых педагогами в своей профессиональной деятельности. В исследовании участвовали 290 учителей школ г. Томска и г. Бишкека (КР) в возрасте от 20 до 70 лет. Для изучения склонности к манипулированию (уровня макиавеллизма личности) применялась «Методика исследования макиавеллизма личности» (далее МАК-шкала), адаптированная В. В. Знаковым (Знаков, 2001). При применении данной методики были получены следующие суммарные показатели: М = 73,20, ? = 13,244; Ме = 74; min = 39; max = 106. Эти данные попадают в диапазон средних значений показателя макиавеллизма, полученные в ранее проводимых исследованиях среди разных групп людей (Знаков, 2005; Макаренко, Гладких, Богомаз, 2005).

Соответственно, можно утверждать, что педагоги не более, чем представители других профессий, подвержены манипулятивным деформациям.

При проведении корреляционного анализа были выявлены зна чимые корреляционные связи Мак-показателя с 1, 2 и 3 факторами 1 (р ? 0,001), что с высокой степенью достоверности позволяет считать составляющими признаками склонности к манипулированию негативное представление о природе человека, размытость морально- нравственных норм и манипулятивную коммуникативную установку.

Эгоистические манипулятивные приемы проявляются в попытке использования учащихся в своих корыстных целях, играя на их слабостях и вынуждая принять позицию, выгодную учителю. Такое манипулирование проявляется в изобретении эффективных видов давления и угроз. Особенности профессии предоставляют учителю определенную власть в оценке знаний и поведения учащихся и возможность использовать нажим, угрозы, двойные стандарты оценки. Такие манипуляции способствуют активизации негативных качеств учащихся, снижению самооценки и препятствуют их личностному росту.

Педагогические манипулятивные приемы представляют собой приемы косвенного педагогического воздействия и направлены во благо учащихся. Они проявляются как намеренно создаваемая ситуация или проблема, в ходе решения которой ученик принимает позицию учителя как свою собственную. В создании таких ситуаций выражается мастерство стимулирования учащихся с опорой на их сильные личностные качества. Педагогические манипулятивные приемы способствуют построению конструктивного взаимодействия педагога и учащихся, стимулируют творческое личностное развитие учащихся.

Результаты анкетирования показали, что педагоги в своей профессиональной деятельности чаще используют педагогические манипу лятивные приемы, чем эгоистические (66% и 34%, соответственно).

При проведении корреляционного анализа не было выявлено значимых корреляционных связей между Мак-показателем и количеством используемых учителями эгоистических и педагогических манипулятивных приемов. Однако была обнаружена значимая корреляционная связь количества используемых педагогических манипулятивных приемов с фактором 2 – «манипулятивная коммуни кативная установка» – (r = –0,260; р = 0,038). Полученная зависимость показывает, что чем меньше у учителей выражена манипулятивная коммуникативная установка, тем больше педагогических манипулятивных приемов они используют в своей профессиональной деятельности.

При проведении дисперсионного анализа были получены досто верные различия (р

Источник:
Манипулирование в условиях профессионально — педагогической деятельности
Манипулирование в условиях профессионально — педагогической деятельности: В последнее время большое внимание уделяется повышению качества образования, созданию условий для получения элитного образования, способствующего развитию и становлению самореализующейся личности. Творческий потенциал человека становится основным … — — . Портал Медицина от А до Я
http://med-books.info/akmeologiya_770/manipulirovanie-usloviyah-professionalno-38711.html

Манипулятивные приемы

Проблема манипулирования людьми всегда интересовала учёных. На необходимость освоения области поведенческих манипуляций указывали М. Монтель, Б. Паскаль, Ф. Ларошфуко. Но ещё больше эта проблема интересовала практиков (бизнесменов, политиков, руководителей различных рангов). В частности, во многих зарубежных странах выходят десятки профессиональных журналов, обучающих «искусству» коммерческих и политических манипуляций и игр. Отечественные и зарубежные психологи в изучении манипуляций отстают от практиков. Толчком к изучению феномена манипуляций послужило возникновение в 60 – х гг. Гуманистической психологии, которая выступала против психологии, способствующей разработке техник и технологий манипулирования людьми. Достаточно вспомнить учение д. Карнеги, переросшее в явление, получившее название «карнегизация».

Что такое манипуляции и манипулирование людьми?

Если обратиться к этимологии термина «манипуляция», то, как считает

Е. Л. Доценко, в метафорическом смысле её можно определить как «проделки, махинации», а манипулятора как «циркового артиста, выполняющего фокусы, основанные на ловкости рук». Применительно к ситуациям реального взаимодействия людей манипуляция – это такое психологическое воздействие на человека, в процессе которого он выступает объектом неких действий, направленных на то, чтобы «прибрать его к рукам» с помощью махинаций, отвлекающих уловок и приёмов.

Термин «манипулирование» первоначально означал «управлять со знанием дела», а сейчас трактуется как «ловкое и коварное воздействие на людей с целью достижения личной выгоды неблаговидными средствами», как психическое воздействие, которое осуществляется тайно, а следовательно, во вред тем, на кого оно направлено.

Иными словами, манипулятор стремится использовать другого человека как средство для достижения собственных целей или получения личной выгоды. Поэтому он пытается контролировать поведение партнёра, опираясь на его мотивы, интересы и т. д., получить над ним власть или преимущество за счёт создания такой ситуации, в которой объект манипулирования вынужден вести себя выгодным для манипулятора образом, не имея выбора или не осознавая его.

Манипуляция – побуждение другого человека к переживанию определённых состояний, изменению отношения к чему–либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения партнёром своих собственных целей.

Характеристики манипуляции как метода воздействия на партнёра

· Манипуляция – это вид духовного, психологического воздействия на человека (группу, общество);

· Манипуляции имеют скрытый характер воздействия (попытка манипулирования лишь тогда будет успешной, когда факт воздействия адресатом не осознаётся и конечная цель манипулятора не известна; дл манипулятора важно, чтобы адресат считал эти мысли, чувства, решения, наведённые извне, своими собственными, и признавал себя ответственным за них);

· Манипуляция предполагает игру на человеческих слабостях – «мишенях воздействиях» (чувство собственного достоинства, чувство собственности, финансовый достаток, власть, слава, служебное продвижение, профессиональная квалификация, известность, враждебное отношение к непохожим на нас и пр.) – никто не желает показаться трусом, нерешительным, жадным, неумным, наоборот, каждый желает выглядеть достойно, быть великодушным, оказывать покровительство, получать похвалу и т. п.;

· Манипуляция предполагает побуждение к совершению определенного действия.

Манипуляции – важный элемент деловых отношений и могут быть конструктивно использованы в управленческой практике на уровне межличностных контактов:

1. для создания ореола руководителя организации или подразделения;

2. для смягчения формы принуждения, обойтись без которого не удаётся ни одному руководителю;

3. для создания единой направленности желаний подчинённых на достижение целей организации.

Руководитель вместо силового воздействия может управлять подчинёнными незаметно, создавая у них иллюзию полной самостоятельности и свободы. И в то же время он должен быть внимательным и не допускать того, чтобы подчинённые незаметно управляли им и использовали его в своих личных целей. Также различные манипуляции, используемые в деловом общении, можно условно объединить в три группы: организационно – процедурные, психологические, логические манипуляции.

· Организационно – процедурные манипуляции могут быть использованы организаторами переговорного процесса, дискуссии. Они сориентированы либо на срыв обсуждения, либо на умышленное столкновение противоположных взглядов участников дискуссии с целью накалить атмосферу, либо на сведение переговоров к заведомо неприемлемому для оппонентов варианту обсуждения.

· Психологические манипуляции основаны на использовании приёмов, вводящих собеседника в состояние раздражения, играющие на его чувствах самолюбия и стыда

· Логические манипуляции построены на сознательных нарушениях основных законов и правил формальной логики или же, наоборот, на их умелом использовании в целях воздействия на недостаточно осведомлённого оппонента.

Конструктивное использование манипуляций призвано способствовать сохранению и развитию деловых отношений и личности партнёров. Следует помнить о том, что обратное влияние манипулятивного общения на личность существует в тех случаях, когда в силу его частого использования, хорошей техники употребления и, соответственно, постоянных успехов на этом поприще, человек начинает считать манипулятивное общение единственно правильным. В таком случае всё общение человека сводится к манипуляциям другими людьми (и тогда, когда это нужно, и тогда, когда это совершенно не оправданно). Вместе с тем манипуляции становятся негативными, когда насилие над личностью превышает уровень, диктуемый нормами этики или спецификой работы.

Какими психологическими особенностями обладает манипулятор

Манипулирование – сложный способ общения, и для его успешного осуществления манипулятор должен обладать определёнными качествами, важнейшими из которых являются: гибкость, хорошая адаптивность, отсутствие явной психической патологии; низкий уровень эмпатии, эмоциональная отстранённость от собеседника; беспринципность, аморальность, цинизм, ориентация на прагматические интересы. Таким образом, вырисовывается следующий психологический портрет манипулятора: личность закрытая, недоверчивая, неуверенная в себе, с низким ощущением самоценности (с негативной Я — концепцией), нецельная (манипулятор дробит себя на части «хорошие», которые выпячивает, и «плохие», которые во взаимодействии скрываются), к людям относится ритуально, интимности в отношениях избегает, эмоционально отстранён, но хорошо приспосабливается, так как обладает социально психологическими знаниями.

Хотя и неприятно это признавать, но, по – видимому, каждый из нас в определённой степени обладает глубиной чертой манипулирования, обмана и самообмана. Мы частенько обманываем себя и других, манипулируем собой и другими, и склонны подвергаться чужим манипуляциям и обманам.

Манипуляция – это целенаправленный стимул любой природы (звуки, слова, жесты, мимика, позы, картинки в журнале, рекламное объявление в газете).

Люди воздействуют друг на друга, чтобы:

· Удовлетворить свои потребности с помощью других людей или через них;

· Подтвердить факт своего существования и его значимость;

· Преодолеть пространственно – временные ограничения собственного существования.

Как отмечают зарубежные исследователи, манипулятор живёт внутри каждого из нас. Люди не рождаются манипуляторами, а становятся ими. В определённой степени формирование манипулятивных склонностей связано с борьбой за выживание, и их развитие провоцирует сама жизнь.

Причины, вынуждающие человека манипулировать

Источник:
Манипулятивные приемы
Тема работы: Манипулятивные приемы по предмету Психология. Размер: 31.95 КБ. Содержит 26614 знаков, 0 таблиц и 0 изображений. .Введение . .Проблема манипулирования людьми всегда интересовала учёных. На необходимость освоения области поведенческих манипуляций указывали М. Монтель, Б
http://www.kazedu.kz/referat/138992

Манипуляция – «За» или «Против? »

Много говорится, пишется, обсуждается среди населения о вреде манипуляций и о способах защиты от них. Мы решили подумать, а что такое манипуляции в нашей жизни, насколько это плохо? А может не все так и ужасно?

Само слово «манипуляции», как правило, вызывает у людей какие-то негативные реакции, в глазах появляется беспокойство, возникает нервозность. Когда мы задавали вопрос собеседнику «Что такое манипуляция?», то учитывали не только вербальную информацию, но и невербальную реакцию человека. Общий вывод можно сделать следующий — манипуляцию люди воспринимают как агрессивное поведение, нарушение границ, от манипуляций необходимо защищаться, что они на невербальном уровне и делали – скрещивали руки, садились на кисти рук, краснели лица, некоторые активно жестикулировали.

Однако ни кто негативно не воспринимает на производстве слово «манипулятор». Этим словом обозначают подъемные механизмы с захватом, рычажные механизмы, по улицам ездит грузовик с маленьким выдвижным подъемным краном и его называют «манипулятор» И в этом случае предполагают, что манипулятор – это помощник, средство, без которого человеку будет сложно справиться с задачей, а иногда это будет невозможно сделать.

И все же, манипуляции – это помощь или агрессия, необходимость в решении определенных жизненно важных вопросов или все-таки нарушение границ и лишение человека права выбора?

Манипуляция в метафорическом значении предполагает также и создание иллюзии независимости адресата воздействия от постороннего влияния, иллюзии самостоятельности принимаемых им решений и выполняемых действий.

На обывательском уровне, особенно у зависимых личностей со слабой волей, которые боятся влияния других людей и под действием страха сделать что-то такое, что им может повредить, считают, что манипуляция – это очень плохо, результат манипуляции может навредить физическому и психологическому, а порой и психическому здоровью человека. Они всячески порицают как манипуляции, так и самих манипуляторов. Это классическая проблема у многих людей – сложность сказать «нет», невозможность отказывать другим людям в их просьбах. Человек понимает, что его используют, но ничего с этим не может поделать, его воля ему не принадлежит.

Хорошо, но если от манипуляций один вред, почему бы не применять меры по искоренению манипулятивных действий, объявить манипуляцию запрещенным приемом, говорить только правду о природе вещей, о том, что мы хотим донести до слушателя или покупателя, говорить об истинных своих желаниях и мыслях?

Нужно понимать, что склонность к манипуляциям заложена у нас рождения, мы впитываем манипулятивные действия с молоком матери, с воспитанием, с самых ранних контактов с другими взрослыми. Без манипуляций мы не сможем просто существовать. Вся педагогика, научение и обучение основано строго на манипуляциях. Как же кормят маленького ребенка кашей – за маму, за папу, красочные детские зубные щетки и пижамы, позитивное подкрепление любых действий, предъявление условий ребенку – если сделаешь это, то получишь то, и т.д. И все это переходит во взрослую жизнь, практически без трансформации.

Получается, что когда манипулируют нами – это плохо, а когда мы манипулируем – это хорошо? Нас хотят обмануть, использовать, а мы всегда преследуем благие цели, мы же хотим как лучше, заботимся о других или чтобы восторжествовала справедливость…

Конечно, родители же хотят ребенку как лучше, они воспитываю его, а плохие политики и нечестные коммерсанты ради наживы и достижения собственных интересов, хотят обмануть честных граждан. А когда мы сами работаем в торговле, рекламе, в учебных заведениях, участвуем в политической жизни, как мы поступаем? Все ли могут себе ответить честно – я никогда не использовал человека для достижения собственной цели? Вне зависимости от самой цели, благая она в нашем представлении или мы преследуем корысть. Зачастую наша благая цель воспринимается объектом манипуляции как корысть или его использование.

Мы считаем, что манипуляция — это ни хорошо, и ни плохо. В целом это явление нейтральное. По своей сути манипуляции — это инструмент, который может быть использован в различных целях. Психотерапевт Д.Устинов сравнивает понятие манипуляция с ножом: «В зависимости от того, в каких руках он находится. Так же как нож может служить как инструментом для хирургических операций, так и орудием убийства».

Д.Устинов предлагает модель поведения при воздействии нежелательной манипуляции:

Если вы столкнулись с манипуляцией, то для оценки конкретной ситуации, предлагаю опираться на два критерия.

1. Какой мотив и желаемый результат у автора манипуляции? Если это не только выгода себе, но и желание добра вам, то это заслуживает если не положительной оценки, то хотя бы снисхождения. Например, родители частенько манипулируют своими детьми, всеми правдами и неправдами вынуждая их ложиться вовремя спать, делать зарядку, ходить в школу и т.д. Делают они это не только ради себя, но и ради блага в будущем своего чада, которое пока не способно оценить по достоинству эту заботу.

2. Бывает, что скрытый мотив манипуляции не особенно-то и скрывается. И тогда у объекта приложения этой манипуляции есть истинный, а не навязанный выбор. Американский писатель и психотерапевт Э. Берн приводит такой пример игры во флирт:

Ковбой: Не желаете ли посмотреть конюшню?

Девушка: Ах, я с детства люблю конюшни!

Хотя речь идет вроде бы о конюшнях (а у нас бы говорили бы о театре) оба понимают внутренний смысл игры. И девушка, выбирая экскурсию на конюшню, догадывается о содержании этой экскурсии. А раз у нее это понимание есть, и ее никто не принуждал отвечать на заигрывание, значит, она осознанно вступила в эту игру, следовательно, плохого тут ничего нет.

Если обобщить все вышесказанное, можно сделать вывод, что от манипуляций в современном мире никуда не деться, они часть нашей жизни и часть нас самих, мы являемся как объектом манипуляций, так и самим манипулятором. Соответственно, бояться их не стоит, а следует научиться хорошо в них разбираться и обращать знание о них на пользу себе и другим людям.

Источник:
Манипуляция – «За» или «Против? »
Много говорится, пишется, обсуждается среди населения о вреде манипуляций и о способах защиты от них. Мы решили подумать, а что такое манипуляции в нашей жизни, …
http://www.b17.ru/article/18030/

Фишки воспитания

Продолжаем разговор о различных возможностях укрепления отношений в семье.

В этот раз нам поможет рисунок.

Часто ребенок начинает манипулировать взрослыми в тот момент, когда чувствует недостаток теплых, открытых и искренних отношений. Другими словами, когда нет качественного контакта между ребенком и родителями. Прочитать остальную часть записи »

Как рождаются манипуляторы?

Казалось бы, разве мы воспитываем детей манипуляторами?

Разве хотим, чтобы они управляли взрослыми?

Но словно грибы после дождя, то в одной, то в другой семье появляются маленькие командиры, зовущие взрослых на ежедневное «построение».

Детки не рождаются маленькими манипуляторами. Чтобы вырастить искусного манипулятора, родителям порой приходится приложить немало усилий.

И что же такого они делают? Как добиваются таких стойких результатов и обучают разнообразным манипулятивным приемчикам? Лесть, крики, нытье, вредность, непослушание, протесты, бунты, требование, диктат, капризы, агрессия, драки, условия – согласитесь, что это серьезный арсенал способов воздействия. Прочитать остальную часть записи »

Новое событие в проекте «Фишки воспитания»!

Все, что Вы хотели узнать о своих любимых капризульках и врединах

в марафоне вебинаров

Результаты опроса «Самые волнующие вопросы родителей»

Спасибо Вам огромное за ту активность, которую Вы проявили в этом опросе. На сегодняшний день получено около 200 ваших ответов и их становится все больше.
Вы действительно очень сильно мне помогли с выбором тем для новых статей, вебинаров и тренингов. В течение этого года я буде последовательно раскрывать заявленные темы. Прочитать остальную часть записи »

Новый год начался, а это значит, что появляются новые планы, новые цели и ориентиры. У меня есть немало идей о том, что я могла бы рассказать Вам на страницах своего блога и рассылки. Новые статьи, вебинары, тренинги, конкурсы, флешмобы и ответы на самые волнующие родителей вопросы. Все это обязательно будет в течение этого года.

Но мне хотелось бы спросить у Вас о том, какие темы интересны Вам и ответы на какие вопросы Вы хотели бы получить от меня в ближайшее время.

Открою Вам небольшой секрет, что с середины января и в феврале, я планирую провести целую серию бесплатных вебинаров. А то, какие темы я буду в них освещать, зависит сейчас от Вас.

Поэтому я попрошу Вас поучаствовать в опросе и отметить наиболее интересные для Вас темы. Если Вы не находите в списке ту тему, которая важна для Вас, напишите о ней в комментариях к этому посту. Прочитать остальную часть записи »

Сегодня мне хочется написать о такой причине детской истерики как обычная манипуляция. Иногда дети плачут, стучат ногами и кидаются игрушками не потому, что им плохо или они расстроены, а просто, чтобы добиться своего.

Такая истерика отличается демонстративностью и очень яркими эмоциями. Маленькому манипулятору нужны зрители и плачет он непременно, если по близости кто-то есть. Если рядом несколько человек, то это только усиливает истерику. Прочитать остальную часть записи »

«Вредные советы» или что нужно делать, чтобы гарантированно обеспечить длительную и громкую истерику в магазине

1. Надо давить ребенку на совесть! «Мы договаривались, и ты обещал, что больше не будешь ничего просить. Теперь я больше не могу тебе верить!»

Этим мы не решаем проблемы истерик. Возможно, даже ребенок перестанет на время просить, но какой ценой! Он будет знать, что ему не доверяют, считают обманщиком, не умеющим держать свои обещания. Он даже может заподозрить, что его не любят.

2. Надо усиленно стыдить ребенка, чтобы он наконец-таки понял, как был не прав! «Как тебе не стыдно так себя вести. Чего ты орешь, на тебя люди смотрят?! Мы сюда пришли не за этим! Ты же сам хотел выбрать подарок для друга. Ты просто эгоист и жадина!»

В этой ситуации ребенок понимает, что сделал что-то нехорошее, но он не может понять, почему хотеть игрушку плохо?! Это родительское высказывание дает ребенку понимание, что он плохой. Так, он не научится делиться, да и хорошо к себе относиться не научится.

Источник:
Фишки воспитания
Продолжаем разговор о различных возможностях укрепления отношений в семье. В этот раз нам поможет рисунок. Часто ребенок начинает манипулировать взрослыми в тот момент, когда чувствует
http://fishki-vospitaniya.ru/tag/%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BF%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%86%D0%B8%D1%8F/

COMMENTS