Манипулятивное общение в литературе примеры

Коммуникативные элементы межличностной манипуляции в языковой структуре произведений А

Коммуникативные элементы межличностной манипуляции в языковой структуре произведений А. Чехова

Языковая система коммуникативных связей в произведениях А. Чехова. Речевые (языковые) манипуляции в межличностном взаимодействии. Словесное принуждение личности. Манипулятивное влияние одной личности на другую. Речевая коммуникация в произведениях.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Коммуникативные элементы межличностной манипуляции в языковой структуре произведений А.П. Чехова

Манипулятивное влияние одной личности на другую чаще всего происходит ради достижения собственных намерений и при этом реализуется в скрытой форме. Поэтому манипуляция, как полагает В.Б. Шапарь, предопределяет «объективное восприятие манипулятором партнёра по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека» [2: 361]. язык манипуляция личность коммуникация

Изучая коммуникативные отношения, которые постепенно складываются между участниками общения, исследователи отмечают особенности функционирования данного речевого акта в особой форме. По мнению Т.В. Матвеевой, если коммуникацию воспринимать через призму субъектных отношений между говорящим и слушающим, то диалог необходимо рассматривать «как поле взаимного влияния субъектов, интенции которых могут складываться в различные комбинации, то совпадая, то пересекаясь, то противореча друг другу» [3: 152]. Таким образом, в словесно выраженном акте коммуникации важную роль играет как один, так и другой человек, несмотря на то, что уровень переданной информации каждым из них, безусловно, неодинаков.

Рассмотрим примеры из произведений А.П. Чехова.

«В первый четверг после этого Орлов жаловался своим приятелям на невыносимо тяжёлую жизнь; он много курил и говорил с раздражением:

— Это не жизнь, а инквизиция. Слёзы, вопли, умные разговоры, просьбы о прощении, опять слёзы и вопли, а в итоге — у меня нет теперь собственной квартиры, я замучился и её замучил. Неужели придётся жить так ещё месяц или два? Неужели? А ведь это возможно!

— А ты с ней поговори, — сказал Пекарский.

— Пробовал, но не могу. Можно смело говорить какую угодно правду человеку самостоятельному, рассуждающему, а ведь тут имеешь дело с существом, у которого ни воли, ни характера, ни логики. Я не выношу слёз, они меня обезоруживают. Когда она плачет, то я готов клясться в вечной любви и сам плакать» [Рассказ неизвестного человека. Т. 8, с. 181].

На наш взгляд, данный фрагмент художественного текста свидетельствует о том, что чеховский персонаж, рассказывая своим знакомым о тяжёлой ситуации, сложившейся в собственной семье (в частности, об отсутствии любой возможности самостоятельно повлиять на поведение супруги), указывает на слёзы как значительный элемент манипуляции, осуществляемой женщиной по отношению к мужчине.

«Вспомнилось мне прошлое, и вдруг мои плечи задрожали, голова склонилась, и я горько заплакала. Мне стало невыносимо жаль самого себя и этого человека и страстно захотелось того, что прошло и в чём теперь отказывает нам жизнь. И теперь уже я не думала о том, как я знатна и богата.

Я громко всхлипывала, сжимая себе виски, и бормотала:

— Боже мой, боже мой, погибла жизнь…

А он сидел, молчал и не сказал мне: «Не плачьте». Он понимал, что плакать нужно и что для этого наступило время. Я видела по его глазам, что ему жаль меня; и мне тоже было жаль его и досадно на этого робкого неудачника, который не сумел устроить ни моей жизни, ни своей» [Рассказ госпожи NN. Т. 6, с.453].

Монолог госпожи, представленный в произведении А.П. Чехова, содержит не только разочарование по поводу несостоявшегося (но ею же манипулятивно «планируемого») поступка со стороны собеседника-мужчины, но и такую важную деталь, как очевидную зависимость женщины, выступающей в качестве «лица говорящего», от эмоционально сильного в своей уверенности слушателя.

«- Хотелось бы у кого-нибудь взять взаймы рублей двести, триста… Не знаете ли вы такого человечка?

— Где ж мне знать? Однако….вам бай-бай пора… Будемте здоровы… Супруге вашей…

Полковник взял фуражку и сделал шаг к двери.

— Куда же вы. — заторжествовал Зельтерский. — А мне хотелось вас попросить… Зная вашу доброту, я надеялся…

— Завтра, а теперь к жене марш! Чай, заждалась друга сердешного… Хе-хе-хе… Прощайте, ангел… Спать!

Перегарин быстро пожал Зельтерскому руку, надел фуражку и вышел. Хозяин торжествовал» [Гость. Т. 4, с. 9].

Для того, чтобы поскорее избавиться от «неудобного» посетителя, чеховский персонаж использует манипулятивную стратегию — разыгрывает ситуацию вынужденного займа денег, заведомо рассчитывая на отказ из-за жадности и скупости участвующего в общении человека. Это, в конечном счёте, приводит к быстрому разрешению коммуникативной проблемы — нежелание общаться с «трудным» собеседником.

Итак, исследование языка прозы Антона Павловича Чехова позволяет сделать вывод о том, что ряд манипулятивных элементов, которые наблюдаются в монологах или диалогах персонажей, во многом предопределяют развитие и изменение речевой коммуникации, представленной в сюжете литературного произведения. Автор не только характеризует намерения говорящего добиться любым, даже «тайным» способом, желаемого от слушателя, но и убедительно сообщает о существующей сложности ведения беседы с людьми, не готовыми для прямого и одновременно доверительного общения.

1. Завьялова О.Н. Речевое (языковое) манипулирование // Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник. М., 2003.

2. Шапарь В.Б. Психология манипулирования. Ростов н/д, 2007. — 368 с.

3. Матвеева Т.В. Управление собеседником в диалогическом речевом общении // Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2004. Вып. 4.

4. Степанов А.Д. Проблемы коммуникации у Чехова. М., 2005. — 400 с.

5. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т.; Сочинения: В 18 т. М., 1974-1983.

Размещено на Allbest.ru

Реминисценция на роман Ф.М. Достоевского «Подросток» в «Безотцовщине» и «Скучной истории» А.П. Чехова. «Анна Каренина» Льва Толстого в произведениях А.П. Чехова. Анализ текстов, методов их интерпретации, способы осуществления художественной коммуникации.

курсовая работа [48,1 K], добавлен 15.12.2012

Обзор основных рассказов А.П. Чехова, наполненных жизнью, мыслями и чувствами. Влияние Тургенева на любовную прозу писателя. Художественный стиль Чехова в любовных рассказах. Темы любви и призыв к перемене мировоззрения в произведениях писателя.

реферат [29,8 K], добавлен 04.06.2009

Жизненный путь А.П. Чехова и основные периоды его творчества. Характеристика чеховских героев и их различные положительные типы. Христианские мотивы в произведениях писателя, описание его «праведников». Анализ и значение святочных рассказов Чехова.

курсовая работа [54,8 K], добавлен 16.04.2009

Воплощение темы взаимоотношений между мужчиной и женщиной в творчестве писателя. Любовь как способ манипулирования человеком, как возможность счастья героев. Внутренняя неустроенность героя произведений Чехова, зависимость от обстоятельств внешнего мира.

реферат [27,6 K], добавлен 18.11.2010

Перелом в творчестве Чехова в 1887–1888 годах, снижение роли анекдотического начала в произведениях. Психологичность прозы. Рассказ «Ионыч» — история бессмысленной жизни героя. Жизнь семьи Туркиных. Игра в высшее общество. Проблема деградации личности.

презентация [324,9 K], добавлен 29.03.2013

Изучение психологии ребенка в рассказах А.П. Чехова. Место чеховских рассказов о детях в русской детской литературе. Мир детства в произведениях А.П. Чехова «Гриша», «Мальчики», «Устрицы». Отражение заботы о подрастающем поколении, о его воспитании.

курсовая работа [41,0 K], добавлен 20.10.2016

Сущность и особенности раскрытия темы «маленького человека» в произведениях классической русской литературы, подходы и методики данного процесса. Представление характера и психологии «маленького человека» в трудах Гоголя и Чехова, отличительные черты.

контрольная работа [22,3 K], добавлен 23.12.2011

Драматургия А.П. Чехова как выдающееся явление русской литературы конца XIX — начала XX веков. Знаки препинания в художественной литературе как способ выражения авторской мысли. Анализ авторской пунктуации в драматургических произведениях А.П. Чехова.

реферат [27,0 K], добавлен 17.06.2014

Выявление феномена языковой личности персонажа художественного произведения. Автор и персонажи художественного произведения как взаимодействующие языковые личности. Языковая личность автора. Речевые портреты героев романа «Коллекционер» Джона Фаулза.

курсовая работа [88,9 K], добавлен 16.12.2011

Своеобразие усадебной жизни и особенности изображения русской природы в пьесах А. Чехова «Три сестры», «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Чайка». Методические рекомендации по изучению образа русской усадьбы в пьесах Чехова на уроках литературы в школе.

дипломная работа [113,1 K], добавлен 01.02.2011

Источник:
Коммуникативные элементы межличностной манипуляции в языковой структуре произведений А
Языковая система коммуникативных связей в произведениях А. Чехова. Речевые (языковые) манипуляции в межличностном взаимодействии. Словесное принуждение личности. Манипулятивное влияние одной личности на другую. Речевая коммуникация в произведениях.
http://otherreferats.allbest.ru/literature/00273930_0.html

Коммуникативные элементы межличностной манипуляции в языковой структуре произведений а

Коммуникативные элементы межличностной манипуляции в языковой структуре произведений а.п. чехова

ББК 83.3(2=Рус)5 Ч 16

Коммуникативные элементы межличностной манипуляции в языковой структуре произведений А.П. Чехова

В данной статье анализируются отличительные особенности коммуникативного процесса в художественной прозе Антона Павловича Чехова. Главной проблемой исследования является вопрос об использовании в речи литературного персонажа того манипулятивного приёма, который способствует изменению построения сюжета всего произведения. Устанавливаются коммуникативные связи внутри авторского текста и описываются конкретные речевые действия участников общения, которые ставят перед собой особую прагматическую цель.

Коммуникация, речевое манипулирование, собеседник, говорящий, слушающий, коммуникативный акт.

Манипулятивное влияние одной личности на другую чаще всего происходит ради достижения собственных намерений и при этом реализуется в скрытой форме. Поэтому манипуляция, как полагает В.Б. Шапарь, предопределяет «объективное восприятие манипулятором партнёра по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека» [2: 361].

Изучая коммуникативные отношения, которые постепенно складываются между участниками общения, исследователи отмечают особенности функционирования данного речевого акта в особой форме. По мнению Т.В. Матвеевой, если коммуникацию воспринимать через призму субъектных отношений между говорящим и слушающим, то диалог необходимо рассматривать «как поле взаимного влияния субъектов, интенции которых могут складываться в различные комбинации, то совпадая, то пересекаясь, то противореча друг другу» [3: 152]. Таким образом, в словесно выраженном акте коммуникации важную роль играет как один, так и другой человек, несмотря на то, что уровень переданной информации каждым из них, безусловно, неодинаков.

Рассмотрим примеры из произведений А. П. Чехова.

«В первый четверг после этого Орлов жаловался своими приятелям на невыносимо тяжёлую жизнь; он много курил и говорил с раздражением:

— Это не жизнь, а инквизиция. Слёзы, вопли, умные разговоры, просьбы о прощении, опять слёзы и вопли, а в итоге — у меня нет теперь собственной квартиры, я замучился и её замучил. Неужели придётся жить так ещё месяц или два? Неужели? А ведь это возможно!

— А ты с ней поговори, — сказал Пекарский.

— Пробовал, но не могу. Можно смело говорить какую угодно правду человеку самостоятельному, рассуждающему, а ведь тут имеешь дело с существом, у которого ни воли, ни характера, ни логики. Я не выношу слёз, они меня обезоруживают. Когда она плачет, то я готов клясться в вечной любви и сам плакать»[Рассказ неизвестного человека. Т. 8, с. 181].

На наш взгляд, данный фрагмент художественного текста свидетельствует о том, что чеховский персонаж, рассказывая своим знакомым о тяжёлой ситуации, сложившейся в собственной семье (в частности, об отсутствии любой возможности самостоятельно повлиять на поведение супруги), указывает на слёзы как значительный элемент манипуляции, осуществляемой женщиной по отношению к мужчине.

«Вспомнилось мне прошлое, и вдруг мои плечи задрожали, голова склонилась, и я горько заплакала. Мне стало невыносимо жаль самоё себя и этого человека и страстно захотелось того, что прошло и в чём теперь отказывает нам жизнь. И теперь уже я не думала о том, как я знатна и богата.

Я громко всхлипывала, сжимая себе виски, и бормотала:

— Боже мой, боже мой, погибла жизнь.

А он сидел, молчал и не сказал мне: «Не плачьте». Он понимал, что плакать нужно и что для этого наступило время. Я видела по его глазам, что ему жаль меня; и мне тоже было жаль его и досадно на этого робкого неудачника, который не сумел устроить ни моей жизни, ни своей» [Рассказ госпожи NN. Т. 6, с.453].

Монолог госпожи, представленный в произведении А. П. Чехова, содержит не только разочарование по поводу несостоявшегося (но ею же манипулятивно «планируемого») поступка со стороны собеседника-мужчины, но и такую важную деталь, как очевидную зависимость женщины, выступающей в качестве «лица говорящего», от эмоционально сильного в своей уверенности слушателя.

«-Хотелось бы у кого-нибудь взять взаймы рублей двести, триста. Не знаете ли вы такого человечка?

— Где ж мне знать? Однако..вам бай-бай пора. Будемте здоровы. Супруге вашей.

Полковник взял фуражку и сделал шаг к двери.

— Куда же вы. — заторжествовал Зельтерский. — А мне хотелось вас попросить. Зная вашу доброту, я надеялся.

— Завтра, а теперь к жене марш! Чай, заждалась друга сердешного. Хе-хе-хе. Прощайте, ангел. Спать!

Перегарин быстро пожал Зельтерскому руку, надел фуражку и вышел. Хозяин торжествовал» [Гость. Т. 4, с. 9].

Для того, чтобы поскорее избавиться от «неудобного» посетителя, чеховский персонаж использует манипулятивную стратегию — разыгрывает ситуацию вынужденного займа денег, заведомо рассчитывая на отказ из-за жадности и скупости участвующего в общении человека. Это, в конечном счёте, приводит к быстрому разрешению коммуникативной проблемы — нежелание общаться с «трудным» собеседником.

Итак, исследование языка прозы Антона Павловича Чехова позволяет сделать вывод о том, что ряд манипулятивных элементов, которые наблюдаются в монологах или диалогах персонажей, во многом предопределяют развитие и изменение речевой коммуникации, представленной в сюжете литературного произведения. Автор не только характеризует намерения говорящего добиться любым, даже «тайным» способом, желаемого от слушателя, но и убедительно сообщает о существующей сложности ведения беседы с людьми, не готовыми для прямого и одновременно доверительного общения.

1. Завьялова О.Н. Речевое (языковое) манипулирование // Культура русской речи:

Энциклопедический словарь-справочник. М., 2003.

2. Шапарь В.Б. Психология манипулирования. Ростов н/Д, 2007. 368 с.

3. Матвеева Т. В. Управление собеседником в диалогическом речевом общении //

Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2004. Вып. 4.

4. Степанов А.Д. Проблемы коммуникации у Чехова. М., 2005. 400 с.

5. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т.; Сочинения: В 18 т. М.,

Источник:
Коммуникативные элементы межличностной манипуляции в языковой структуре произведений а
Коммуникативные элементы межличностной манипуляции в языковой структуре произведений а.п. чехова ББК 83.3(2=Рус)5 Ч 16 Коммуникативные элементы межличностной манипуляции в языковой структуре
http://psibook.com/literatura/kommunikativnye-elementy-mezhlichnostnoy-manipulyatsii-v-yazykovoy-strukture-proizvedeniy-a-p-chehova.html

Манипулятивное общение

«Брестский государственный университет им. А.С.Пушкина»

1. Психологическая природа манипуляции………………………..………….3

2. Технология методов и приемов манипуляции в межличностном

Каждому из нас доводились попадать в ситуации, когда мы совершали ненужные покупки, взвалили на себя лишние обязательства, пошли на неоправданные уступки, согласились на явно невыгодные условия сделки и т.д. В огромном числе подобных случаев мы становимся жертвами манипулятивных приемов общения. Они подразумевают скрытое, незаметное для одного из партнеров по общению воздействие в целях извлечения односторонней выгоды. Таких приемов существует много, а некоторые из них уже превратились в профессиональные навыки. Общепризнанными манипуляторами всегда были торговцы, педагоги, юристы, политики. Ныне к этим уважаемым людям добавились рекламщики, журналисты, специалисты по «пиару», политические «имиджмейкеры». Увеличивающийся объем манипулятивных практик в социальной среде в целом не может не влиять и на сферу делового общения. Теперь рассмотрим приемы манипулятивного общения подробнее.

1.Психологическая природа манипуляции.

Что такое «манипулирование» в общении? В таком ключе понятие манипулирование можно трактовать как скрытое психологическое воздействие на человека, меняющее его поведение в заданном направлении и обеспечивающее воздействующей стороне различные преимущества. Психологическое манипулятивное воздействие характеризуется тремя основными чертами:

1. осуществляется в неявной для адресата форме;

2. как правило, провозглашается какая-либо привлекательная для объекта цель;

3.субъект манипуляции (тот, кто манипулирует) стремится получить некие односторонние преимущества за счет своего партнера по общению.

Внешне манипулятивные воздействия выглядят достаточно безобидно. Это не мошенничество в чистом виде. Это всего лишь умелое использование некоторых психологических особенностей восприятия людей, норм их взаимоотношений и стандартов поведения.

Мишенями манипулятивных воздействий практически всегда выступают устойчивые, шаблонные, стереотипные навыки и привычки восприятия, мышления, поведения и пр. И дело не в том, что все мы такие тупые, что кроме как по шаблону, думать и действовать не можем. Да можем, когда захотим. Только в подавляющем большинстве случаев этого просто не нужно. Стереотипы, как их ни ругай, сильно упрощают жизнь. Они необходимы, так как позволяют принимать множество практических решений без раздумий, не тратя дефицитного времени.

Если человек занял высокое положение на служебной лестнице, значит он способный и талантливый. Ясно, что истинность подобных суждений не абсолютна. В некоторых случаях они не срабатывают: и человек оказывается — пройдохой. Но в большинстве-то случаев наши ожидания оправдываются! Что позволяет нам благополучно выстраивать линию своего поведения, ориентируясь на общепринятые каноны, образцы, стандарты и пр. Эта вполне естественная и объяснимая тяга людей к общепринятым, устойчивым схемам принятия решений и эксплуатируется нещадно многочисленными манипуляторами.

Механизмы манипулятивного общения.

Но как заставить человека добровольно делать то, что он вроде бы по собственному желанию делать не собирается? Для этого существует множество способов. Их анализ в последнее время привлекает все более пристальное внимание социальных психологов. Среди посвященных данной проблеме работ наиболее фундаментальной считается монография американского исследователя Роберта Чалдини «Психология влияния». В этой книге отстаивается тезис о том, что «орудия влияния», используемые манипуляторами, распределяются по шести основным категориям. Каждая из них соответствует одному из фундаментальных психологических принципов, лежащих в основе поведения людей. Принципы эти таковы:

принцип взаимного обмена;

принцип социального доказательства;

Следование данным принципам вполне оправданно в практике человеческого общения. Однако привычка слепо им доверять, автоматически включая в подходящей ситуации соответствующую программу поведения создает благоприятную почву для успешных действий манипуляторов. Каким же образом эти принципы могут быть использованы в манипулятивных целях? Остановимся на этом чуть подробнее.

И нельзя сказать, что этот поступок будет совсем уж бессмысленным. Нет, он сработает на сохранение общесоциальной системы взаимозависимостей, на поддержание общего порядка во взаимоотношениях людей. И, возможно, даже доставит нам некое моральное удовлетворение.

В данном примере существенно то, что люди добровольно, без видимого внешнего принуждения могут совершать невыгодные лично для них поступки, всецело полагаясь на мудрость общепринятых норм. Вот эту-то способность и ставят себе на службу манипуляторы. Не особо хитрый смысл манипулятивного воздействия заключается в том, чтобы вынудить нас делать что-то, просто оказав небольшую любезность до того, как будут озвучены действительные притязания.

Всех нас с детства приучают к тому, что мыслить и действовать в жизни надо последовательно. Если мы сделали выбор и заняли определенную позицию, то и вести себя следует в соответствии с принятыми на себя обязательствами. Назвался, как говорят, груздем — полезай в кузов. Последовательность ценится в обществе чрезвычайно высоко. И в большинстве случаев это оправданно. Говорят, что у летчиков даже есть такое неписаное правило: если начал в воздухе какой маневр, обязательно доведи его до конца. Следование пусть неудачному, но уже начатому маневру лучше, чем паническое шараханье от одних действий к другим. К непоследовательным людям отношение в обществе негативное.

Многие известные психологи (Л. Фестингер, Т. Ньюкомб) даже считают стремление к последовательности главным мотивирующим фактором человеческого поведения.

Поскольку последовательность в действиях в принципе полезна, большинство из нас автоматически стремится придерживаться этого принципа, даже когда это не совсем благоразумно. Данный автоматизм и используется манипуляторами как «орудие влияния».

Основанный на принципе последовательности манипулятивный прием получил в американской психологии название «нога-в-дверях». Произошло оно от стандартного девиза коммивояжеров (разъездных торговых агентов): «Если удастся хотя бы поставить ногу в дверь этого дома, я смогу договориться о продаже». Начальная задача манипулятора — заставить жертву принять на себя хотя бы незначительное обязательство. А дальше за него уже будет работать принцип последовательности. Людей, соглашающихся предпринять какое-либо необременительное действие, неминуемо затягивает в ловушку «соблюдения последовательности».

Ясно, что тенденция подчинения силе авторитета глубоко укоренена в социальной практике. И следование такому принципу в большинстве случаев оправданно. Нельзя же быть специалистом одновременно во всех областях. Вот и приходится полагаться на признанные авторитеты. Понятно, что манипуляторам здесь есть, чем поживиться.

Главный смысл манипулятивных воздействий в этой области сводится к эксплуатации того факта, что чаще всего люди реагируют не на самих авторитетов, как таковых, а на представляющие их символы — звания, титулы, одежду, марку автомобиля и пр. Чем пышнее титул, «фирменней» одежда и «круче» автомобиль, тем с большим уважением большинство из нас будет относиться к их обладателям. Иногда имеет значение даже небольшая, но знаковая для какой-либо сферы деталь: наденьте белый халат и пройдитесь по больнице. Уважительное отношение встречных «к вашему халату» и продемонстрирует суть манипуляции с принципом авторитета.

Излюбленный прием манипуляторов всех мастей — создание искусственного дефицита или по крайней мере его видимости. В России эта тактика особенно актуальна — в народной памяти еще не потускнели воспоминания о тотальном дефиците всего и вся в советские времена. Поэтому даже малейшая угроза возникновения дефицита заставляет сильно напрягаться старшие поколения россиян.

Действие этого принципа означает, что люди в большей степени ценят то, что труднодоступно. В этом опять-таки есть свое рациональное зерно. Ясно, что вещи, которые малодоступны, обычно бывают более ценными, чем повсеместно распространенные. Мы и «по жизни» постоянно ощущаем, что достигнутые с превеликими трудностями блата (карьера, здоровье, красота), заставляют относиться к ним более бережно, чем если бы они достались нам «просто так», без особых усилия. Кроме того, из психологических теорий и повседневной практики известно, что самая желанная игрушка — та, которой у тебя нет. А уж если на наши желания чем-то обладать накладываются какие-то внешние ограничения, то данные желания лишь усиливаются, «Запретный плод сладок». На языке психологии это называется «реактивным сопротивлением».

Источник:
Манипулятивное общение
«Брестский государственный университет им. А.С.Пушкина» 1. Психологическая природа манипуляции………………………..………….3 2. Технология методов и приемов манипуляции в межличностном Каждому из нас
http://turboreferat.ru/psychology/manipulyativnoe-obshhenie/276850-1887851-page1.html

Манипулятивное общение: технологии, цели, примеры

Манипулятивное общение: технологии, цели, примеры. Психология общения

Каждый из нас хоть раз сталкивался с таким понятием, как манипулятивное общение. Это своеобразная форма межличностной коммуникации, при которой один собеседник психологически воздействует на другого для осуществления своих целей. Причем делается это скрытно.

Манипулятивное общение подразумевает под собой достижение определённого результата. Зачем кому-то воздействовать на кого-то на психологическом уровне? Если можно просто договориться или в открытую надавить (что является более жестким вариантом). Что ж, манипуляторы – это очень хитрые и умные люди. Они желают получить то, что им нужно, и выглядеть при этом хорошо (с точки зрения социальных норм). Одновременно манипуляторам удаётся избежать мести, обиды и недовольства со стороны оппонента.

Кстати, манипулятивное общение нередко называется тайным принуждением. Люди, знающие в нём толк, прибегают к аферам, блефу, махинациям, стратагемам, рефлексивным играм, провокациям, пропаганде.

Самый яркий пример, который знает наша действительность, – это «МММ». Финансовая пирамида, основанная гениальным (но не сказать что честным) человеком. Ему удалось заставить образованных, умных людей стоять в безумных очередях, чтобы отдать свои кровно заработанные деньги неизвестным структурам с более чем сомнительной репутацией. Они действовали не в собственных интересах. Осознание чего приходило к ним после проведения всех соответствующих операций.

Особенности манипулятивного общения мы можем наблюдать и в повседневности. Наверняка каждого хоть раз в чём-то пытались убедить, ссылаясь на высказывания известных людей или же на информацию из авторитетных источников. Это можно встретить повсеместно. Расчёт таков: человек, услышав известное имя, поверит сказанному и поступит так, как хочет его оппонент.

Некоторые не пренебрегают и другими приёмами. Например, делать акцент на верность и преданность. Это самые обычные фразы вроде «Ты же меня любишь!» или «Ты ведь мой лучший друг». Но именно они распространены сильней всего. Но чаще всего акценты расставляются немного иначе, вроде: «Ты меня не любишь!» или «Выходит, и не друг ты мне вовсе». Тут уже чувствуется давление. Человек, услышав это, приходит в возмущение от того, что близкий в нём сомневается, и стремится доказать обратное поступком. Которого и ждёт от него оппонент.

Многие технологии манипулятивного общения подразумевают демонстрацию человеку выгоды, которую он может получить, если что-либо сделает. Это встречается как в быту, так и в рекламе. Но самый яркий пример – это политическая агитация.

Давление на жалость – ещё одна хитрая техника. К ней прибегают люди, которые хотят, чтобы то или иное дело выполнили за них.

И последний метод, который можно отметить вниманием, – это сила и угрозы. Яркий пример – коллекторы из соответствующих агентств, которые предельно понятным и простым языком объясняют людям, какие последствия их могут ожидать в ближайшем будущем, если они не расквитаются с долгами.

Выше были перечислены лишь некоторые манипулятивные приемы общения. Впрочем, есть ещё и многие другие, которые также нельзя обойти вниманием.

Многие манипуляторы не гнушаются обращаться к здравому смыслу собеседника. Они ничего не обосновывают – просто апеллируют к сознанию человека. А ведь оно бывает обманчивым.

Другие же обращаются к личности. Ссылаясь на те или иные особенности собеседника, обсуждая их. Некоторые прибегают к невежеству. Буквально «засыпают» человека положениями и фактами, о которых ему неизвестно. В чем он, естественно, стесняется признаться. А если и пытается заикнуться, то оппонент с укоризной смотрит на него и произносит: «Вы что, не знаете этого? Ну и ну…», после чего, вогнав собеседника в краску, продолжает начатое. В итоге человек верит манипулятору, считая того «знающим» лицом.

Некоторые ещё могут обратиться к тщеславию. Используя неприкрытую лесть и безграничную похвалу, манипулятор рассчитывает на смягчение позиции собеседника и его покладистость. Сопровождается это обычно задеванием самолюбия: «Разве ты на это не способен? Я был о тебя лучшего мнения, считал тебя сильным и бесстрашным. Твой коллега N. наверняка бы согласился!» Это ещё называется антиподной мотивацией.

Кстати, ещё нередко манипуляции сопровождаются фразами, вроде «Но ты ведь сам говорил, что…» или «То есть ты имеешь в виду, что ты на это способен!» Когда оппонент обращается к тому, что якобы человек сам имел в виду, он его буквально обезоруживает.

Люди, которым нужно от их оппонента что-то серьёзное, выстраивают целые планы, методом следования которым у них получится добиться желаемого. Обычно это занимает много времени, поскольку и на кону стоит нечто весомое, что просто так заполучить не удастся.

Это встречается в сфере личных отношений. Так, например, алчной девушке, больше всего в жизни мечтающей о беззаботной, но богатой жизни, посчастливилось познакомиться с состоятельным человеком. Своими постоянными признаниями в любви и верности она всё сильнее и сильнее привязывает к себе «жертву». Правда, такие люди не глупы, и придётся совершать поступки ради доказательства своих «серьёзных и искренних намерений». Но в итоге хитростью добиться желаемого удаётся. Манипулируемый лишается силы воли. А «организатор» аферы получает возможность им управлять.

Манипулятивное общение и его характеристика – это интересная тема. Вкратце стоит отметить вниманием ещё некоторые признаки скрытого воздействия.

Чтобы его избежать, нужно следить за тем, что и как именно говорит человек. Он может попытаться «подавить» своего оппонента непонятыми словами, которые обладают гипнотизирующим свойством и фальшивым авторитетом. Когда собеседник начинает делать акцент на чувства, то тоже стоит заподозрить подвох. Здесь важно сохранять беспристрастность и попытаться понять, что же именно прячется под завесой дрожащего голоса и мокрых от слёз глаз.

Многие создают искусственный фон срочности и сенсационности, который отвлекает внимание и провоцирует на быстрые и необдуманные действия. В сфере онлайн-торговли такое часто встречается. Наверняка многие сталкивались с подобными объявлениями: «Сенсация! Новое средство для похудения! Минус 15 килограмм за месяц! Успей купить курс всего за 999 рублей – до окончания акции осталось 10 минут!» Казалось бы, XXI век на дворе, все уже должны знать, как это работает, но всё равно солидный сегмент людей «покупается» на такие приёмы.

Имеет место и прием дробления. Он широко распространен сегодня. И многие с ним сталкивались. Вот пример: человек опубликовал во Всемирной сети объявление о том, что он ищет работу. Ему приходит предложение от некой косметической фирмы, в котором очень красиво всё рассказывается: и деньги очень даже большие предлагают, и трудиться надо всего 2-3 часа в день, и отпуска на курортах, и официальное оформление, и подарки от компании. Человек соглашается, начинает контактировать с «работодателем», регистрируется, и тут выясняется, что ему нужно будет покупать продукцию данного предприятия на определенную сумму, да ещё и уговаривать остальных присоединиться. Затем всплывает всё больше интересных подробностей, исходя из которых, становится ясно, что всё не так уж и выгодно. А ведь человек поверил оппоненту. А как иначе, если выбор он сделать, по сути, не мог? И это лишь один из примеров.

Ещё один метод, являющийся идентичным выше упомянутому. Как распознать, что наступил манипулятивный уровень общения? Очень легко и просто. Если оппонент заливается соловьём и рассказывает лишь о золотых горах. Это всё та же сфера работы и делового общения.

Что делает манипулятор? Он изымает всю суть из реального контекста. Оставляя лишь то, что может вызвать интерес у его оппонента. Так у него получается загнать мысль человека в узкий коридор.

Пример – валютные торги. Это реальный способ заработка, но только не для всех и не везде. Непросвещенные люди не особо в это вникают, поэтому, когда им поступает предложение от якобы авторитетного и солидного человека, уверяющего, что он съел собаку на этом деле, они верят. И начинается самое настоящее манипулятивное деловое общение. Которое перерастает в нечто большее. Потом, как только человек становится жертвой, его «авторитетный» оппонент начинает уже манипулировать его действиями: говорит, куда нужно вложить денег и какую сумму, как сделать ставку и чем руководствоваться. В итоге к жертве приходит осознание того, что это чистой воды мошенничество. Вот только случается это слишком поздно.

Это такая сфера, в которой манипулятивное общение встречается чаще всего. И оно является совершенно обычным явлением. Руководитель не воздействует на своих подчиненных силой – он управляет ими психологически, создавая у них иллюзию свободы и самостоятельности.

Какими бы ни были цели общения данного типа, манипуляция всегда строится по той или иной схеме. Отличную модель создал американский психотерапевт Эрик Берн. Он создал интересную схему с тремя эго-позициями. Они условно обозначены ученым как «Родитель» (Р), «Взрослый» (В) и «Дитя» (Д). Как работает схема? Можно понять на примере.

Допустим, в фирме организовано совещание. И руководителю тоже туда идти обязательно, о чём ему было сообщено. Но только ему не хочется. Позиция «Родителя» такая: «Идти надо – это моя обязанность. И пример подчинённым надо подать». В то же время «Взрослый» уверяет: «Совещание — это пустая трата времени. У меня тут стол от отчётов ломится». А позиция «Дитя» такая: «Если я не пойду, то босс будет очень зол». В итоге решение принимается следующее: руководитель идёт на совещание, но берёт с собой бумаги, чтобы сесть подальше и поработать на месте. Получается разумный компромисс.

Эта простая схема – вспомогательный инструмент для трансакционного анализа манипуляций. Здесь наблюдается небольшая психологическая борьба и вопрос выбора, а также распределения позиций.

В тему бизнеса и работы стоит углубиться. Поскольку тут имеют место очень интересные виды манипулятивного общения.

Приём «Меня рвут на части», например. В чём смысл? Работник сам вызывается взять на себя кучу поручений. А когда от него пытаются получить тот или иной результат, он начинает возмущаться, оперировать своей перегруженностью, жаловаться, что на него «навалилось». У окружающих возникает чувство вины, и они решают не трогать работника.

Ещё один интересный приём называется «Казанская сирота». Сотрудник старается не попадаться на глаза начальству. А потом жалуется всем вокруг, что его не замечают и им никто не руководит.

«Дитя на работе» — тоже неплохой приём. Тут всё просто. Сотрудник прикидывается бестолковым, наивным и несчастным, чтобы его коллеги или босс снисходительно вздохнули: «Эх, да проще самому всё сделать, чем ему что-то объяснять». Самые популярные отговорки работников в таких случаях: «Ну, я ведь не профессор, как вы!» (тут ещё эффект усиливается скрытой лестью), «Я слабая беззащитная женщина!», «Я слишком глуп и ни на что не гожусь». Многие понимают, насколько выгодно слыть дураком. Тут цели общения ясны – облегчить себе существование в коллективе и получать зарплату, тунеядствуя.

Это ещё одна сфера, в которой манипуляция встречается часто. Технику «Дитя в семье» нередко используют ленивые мужья. Жена поручила сходить в магазин? Купит не то, что нужно было. Потом жена сама будет отправляться в супермаркет, чтобы не пришлось трепать себе нервы и повторно выходить за покупками. Конечно, далеко не все мужчины такие подлые. А узнать, что женщина замужем за именно таким «кадром», можно легко. Называя число детей, она включит в него и своего супруга.

Техника под названием «Обиделся» тоже имеет место в такой сфере, как манипулятивное общение. Примеры многочисленны. Один из супругов, чувствуя, что скоро к нему обратится вторая половинка с просьбой сделать то, что ему выполнять не хочется, внезапно обижается. Кто подойдёт к расстроенному человеку с целью попросить чего-либо?

Вообще, роль общения изначально была положительной. Только люди всё портят. Своими манипуляциями. Многие ими увлекаются, а потом удивляются, почему их отношения рушатся. Вот, к примеру, ещё одна техника, называется «Если бы тебя не было». Как мужья, так и жёны активно её пользуются. С целью вызвать у партнёра чувство вины и начать им управлять. «Зачем я вышла за тебя? Вон как за мной ухаживали, и бизнесмены были даже! А молодость на тебя потратила», — разве такие фразы являются редкостью? Нет. Может, один раз и получится ею манипулировать, но вот злоупотребление приведёт к разводу.

Выше было вкратце рассмотрено семейное, бытовое и профессиональное общение манипулятивного типа. Теперь можно обратиться к СМИ. Пресса – это четвёртая власть, и изначально данное определение было благородным. Журналисты во все времена делали полезную работу, осведомляли людей обо всём, что является важным. Но сегодня всё чаще встречаются СМИ, которые не гнушаются манипулировать обществом. Которое им верит. Некоторые СМИ делают это в собственных интересах, к другим же обращаются за «помощью» личности, которым это выгодно.

Если на самом авторитетном ресурсе страны в период, когда в этом государстве планируются выборы в президенты, опубликуют объёмную и обоснованную информацию о том, что кандидат N является, мягко говоря, недостойным, то велика вероятность, что люди, доверяющие данному СМИ, за него не проголосуют. Когда на известном канале появляется красивая реклама определенного продукта, его продажи начинают расти. И таких примеров довольно много. Не говоря уже о заметках, новостях и статьях, в которых их авторами используются все ранее упомянутые приёмы – воздействие на эмоции, риторические вопросы, обращение к совести и личностному восприятию читателя, стиль изложения и многое другое.

Мы не должны забывать, в чём основная роль общения. Она заключается в личностном и духовном развитии. Ничего не поделать – манипуляции всегда были и будут. В некоторых случаях они даже нужны. Порой методом манипуляции и убеждения можно заставить человека сделать то, что на самом деле будет ему полезно. Это имеет место в воспитании, например. Родители замечают, что их сын всё больше проводит времени за компьютером, наверняка это сказывается на учёбе. Что делать? Поставить пароль на компьютер? Вряд ли это сыграет на пользу отношениям. А вот если глава семьи за ужином, словно невзначай, обронит в сторону супруги нечто вроде этого: «Слушай, а давно мы у Вани в школе не были. Надо выбрать время, сходить», то вполне возможно, что в голове у сына сработает «тревожный колокольчик» и он рьяно схватится за книги.

Примеров много. Они встречаются в личных отношениях, в семьях, на работе, в дружбе, в бизнесе. Практически везде. Манипуляция повсеместна. Потому важно помнить обо всём вышесказанном, чтобы уметь её распознать. В современном мире такое качество лишним не будет.

Источник:
Манипулятивное общение: технологии, цели, примеры
Психология общения – это очень тонкая наука. В которой имеет место быть тема манипуляций – интересная, важная и актуальная. Потому что каждый из нас хоть раз, да выступал в качестве жертвы манипулятивного воздействия. Которое осуществляется через общение. Поэтому так важно уметь его распознавать. Впрочем, нюансов в этой теме много. Но о самом главном хотелось бы рассказать максимально подробно.
http://autogear.ru/article/284/718/manipulyativnoe-obschenie-tehnologii-tseli-primeryi-psihologiya-obscheniya/

COMMENTS