Как научиться читать грайм

5 советов, как научиться быстро читать

Как научить ребенка читать быстро? Техника быстрого чтения.

  1. Главная /
  2. Домашний очаг, дети /
  3. Детский мир /
  4. Как научить ребенка читать быстро? Техника быстрого чтения.

Навыки чтения являются основой всего обучения, одним из главных условий успешной учебы ребенка в школе. Процесс чтения для детей довольно сложен, ведь в нем одновременно участвуют память, воображение, звуковые и слуховые катализаторы. А между тем, скорость чтения должна быть максимально приближена к скорости речи. Но как научиться быстро читать? В данной статье Вам предлагается методика быстрого чтения, которая поможет Вашему маленькому вундеркинду, значительно поднять собственный уровень, и увеличить скорость чтения.

В школе ребенку, у которого низкая скорость чтения будет тяжелее усваивать новый материал. За то время, которое он будет тратить на чтение условий задачи или упражнения, быстро читающий ребенок успеет все переписать в тетрадь и приступить к выполнению задания. Скорость чтения — важнейший фактор успеваемости, поэтому научиться читать быстро, очень важно. Существует такое понятие, как «оптимальное чтение», оно предполагает чтение со скоростью в минуту 120-150 слов. Эта цифра появилась не просто так — считается, что именно при чтении в данном темпе достигается наилучшее усвоение материала школьником.

Одними из основных причин замедленного чтения у деток, выступают следующие:

Причина № 1. Низкий уровень памяти и внимания (читая четвертое слово, ребенок, первого уже не помнит, а, следовательно, смысла прочитанного понять не может).

Внимание – главный двигатель процесса чтения. Мозговые процессы сами по себе весьма быстры, и поэтому медленно читающий ребенок переключает свое внимание на какие-то посторонние мысли, как результат — пропадает интерес к читаемому, чтение становится механическим, и до сознания не доходит смысл. Поэтому главный совет в данном случае – обязательно систематически проводить дома работу с ребенком по развитию памяти.

Причина № 2. Снижение объема оперативного поля зрения. То есть ребенок взглядом охватывает не все слово целиком или даже несколько слов, а только две, три буквы.

Причина № 3. Низкий словарный запас.

Причина № 4. Регрессия – так называемые, возвратные движения глаз. Множество деток, сами того не замечая, перечитывают слово дважды, автоматически, как бы для полной уверенности в правильности чтения.

Причина № 5. Не развитой артикуляционный аппарат.

Причина № 6. Произведения подобранные не по возрасту.

Методика быстрого чтения: как научиться быстро читать?

В таком случае, как научиться быстро читать ребенку? Существует специальное обучение быстрому чтению, разработанная специалистами специальная методика быстрого чтения. Следующие упражнения помогут сделать так, чтобы у Вашего ребенка была техника быстрого чтения, причем сознательного и выразительного:

Вовлекайте своего ребенка с малых лет в активный процесс чтения.

Чаще читайте ему сами, и, читая, на самых интересных моментах останавливайтесь и, ссылаясь на усталость, просите ребенка прочитать кусочек произведения. Сделайте вид, что Вы отвлеклись и прослушали, обязательно переспросите, что он только что прочитал, спросите, какие слова повторялись несколько раз? Объясните непонятные ребенку слова. Обсудите прочитанное.

Сделайте чтение необходимым условием для повседневной жизни.

Каждый день пишите ребенку записки, какие-то открытки, планы, списки дел, которые поручаете сделать ему.

Сделайте на какой-то период просмотр диафильмов традиционным, как в младенчестве, чтение сказки перед сном.

Медленная смена ярких кадров, короткие подписи под каждым, удобные для чтения — отличные условия для того, чтобы техника быстрого чтения совершенствовалась.

Осваивайте параллельное чтение.

Для этого Вам нужно приготовить два одинаковых текста. Вы будете читать текст вслух, а ребенок будет вслед за вами, водить пальцем по строчкам. Постепенно наращивайте скорость чтения, но следите обязательно, чтобы ребенок успевал за Вами. Читайте некоторые фрагменты медленно, а некоторые быстро, к примеру, выделяя, таким образом, диалоги. Поинтересуйтесь, заметил ли ребенок смену скорости?

Контролируйте технику быстрого чтения, давайте ребенку задания чтения на время.

Для этого выберите несложный текст, состоящий из знакомых ему слов, засеките время, к примеру, одну минуту, а затем посчитайте, сколько слов он успел прочитать. Обязательно скажите ему это число и «подхлестните» его интерес, вопросом типа: «А быстрее сможешь? Давай проверим!». Пускай снова читает этот же текст, прочитанных слов будет однозначно уже больше. Похвалите его и снова засеките время. Сделайте так раза три, но не больше. Данное задание продемонстрирует ребенку, что читать он может гораздо быстрее и, что научиться читать быстро совсем не трудно.

Тренируйте чтение про себя, а не вслух.

При чтении вслух происходят следующие процессы:

  • 1. глаза читают текст,
  • 2. в мозг идет сигнал,
  • 3. подготавливаются органы речи,
  • 4. текст проговаривается вслух,
  • 5. уши воспринимают,
  • 6. сигнал снова отправляется в мозг для анализа услышанного и сопоставления с прочитанным.

При таком чтении потеря скорости очевидна, прошептывание — это совершенно та же история. Когда чтение происходит «про себя» – совсем другая картина. Глаза ребенка забегают вперед, и он начинает понимать смысл прочитанного текста, скорость соответственно возрастает, порой в разы.

Игры с ударением.

Как уже пояснялось, понимание смысла читаемого текста – главный козырь в том, как научиться быстро читать. И расстановка правильного ударения здесь не последняя вещь. Читая слово неверно, ребенок не улавливает смысла, теряет нить истории, которую читает, и соответственно снижает скорость, и не может пересказать прочитанное. Как быстро читать, если мозг лихорадочно пытается найти смысл, а, в конце концов, так его и не находит. Поэтому обучение быстрому чтению предполагает также и занятия с ударением.

Выберете любое слово и по очереди ставьте ударение на все слоги подряд, так ребенку будет понятнее, о чем именно идет речь. После поинтересуйтесь у него, как все-таки правильно произносится это слово.

Спотыкание о согласные.

Детки зачастую спотыкаются при чтении, когда видят подряд несколько согласных букв: «сестра», «кружка», «стройка». Ваша задача выписывать подобные слова на лист бумаги и давать ребенку периодически их читать, пока не исчезнут трудности с такими моментами. Не ленитесь вписывать новые слова.

Следующая методика быстрого чтения может показаться Вам странной, но не стоит ей пренебрегать – она очень полезна для того, как научиться быстро читать. Ребенку нужно читать про себя и одновременно жужжать вслух, как пчела.

Напишите в ряд пять, шесть гласных букв, вставив где-нибудь в середине одну согласную букву, и спросите у ребенка какая буква лишняя?

Напишите слова, которые отличаются всего одной буквой. К примеру:

  • 1. кот – рот,
  • 2. кот – кит,
  • 3. лес – вес,
  • 4. лес — лещ.

Спросите, в чем отличие, и в чем схожесть этих слов.

Артикуляционная гимнастика, как методика быстрого чтения.

Такие упражнения совершенствуют произношение, ставят дыхание, делают речь четкой.

Для этого читайте побольше скороговорок, причем делая это по-разному: громко и уверенно, медленно и шепотом, строго отслеживайте прочитывание, четкое проговаривание окончаний в словах. Методика быстрого чтения включается также и чтение поговорок и пословиц.

Развитие поля зрения.

Возьмите лист бумаги и начертите таблицу, вписав в каждой клетке по одной букве или слогу. От ребенка требуется, прочитать про себя их все, указывая на букву карандашом, и стараясь читать быстро. Важно, чтобы он постарался запомнить расположение следующих букв или слогов друг за другом. Читать их можно сверху вниз, внизу вверх, составлять слова, и так далее.

Развивайте антиципацию – так называется смысловая догадка.

Во время чтения текста, боковым зрением ребенок ловит следующее слова, может на основании прочитанного догадаться, каким будет следующее слово.

Техника быстрого чтения может включать следующее упражнение, цель которого развитие антиципации. Вам нужно написать предложения, в которых есть слова с пропущенными слогами или буквами, пускай ребенок допишет недостающие буквы. Потом, усложняйте задачу и просто пишите для него отдельные словосочетания или слова, с пропусками в середине, в конце, в начале слов.

Чтение с закладкой.

При чтении текста, ребенок должен двигать закладкой не как обычно, под строкой, а закрывая ею уже прочитанное им слово. Такое упражнение поможет научиться читать без повторов и наращивать темп.

Эта техника быстрого чтения подразумевает, чтение слов, которые написаны разными шрифтами. Причем такие слова могут идти подряд, составляя одно предложение. Нужно добиться того, чтобы разный шрифт не сбивал ребенка с толку, не воспринимался им как какая-то преграда.

Пишите на листе бумаги столбиком слова, которые увеличиваются в длине при их модификации:

Научиться быстро читать можно с помощью следующего упражнения: два человека читают один и тот же текст, но только второй читает его с опозданием на несколько слов – три-четыре слова. Нужно не сбиться.

Чтение сквозь зубы.

Ребенок читает незнакомый текст на максимальной скорости для него, плотно сжимая зубы и губы при этом. После чтения ему нужно будет ответить на какие-то вопросы по тексту. Проводить подобное упражнение рекомендуется каждый раз перед чтением текста вслух.

Чтение в сопровождении.

Пусть Ваш ребенок научиться читать со звуковым сопровождением. Для этого просто включите музыку, для начала без слов, потом усложняйте, организовывая чтение под песни.

Упражнение подразумевает прочтение ребенком незнакомого текста, при одновременном простукивании карандашом заранее выученного ритма.

Ребенку нужно на максимальной скорости читать текст, находя ответы на какие-то вопросы. Такое упражнение научит его находить главное в тексте.

Обязательные ежедневные пятиминутки чтения.

Ребенок должен в режиме жужжащего чтения читать в течение пяти минут. Данные упражнения нужно проводить по 4 урока ежедневно.

Не ленитесь регулярно устраивать в своей семье всевозможные игры в буквы и слова. Подобная тренировка поможет ребенку с легкостью ориентироваться в пространстве множества букв и без труда читать незнакомые слова.

Нужно, чтобы ребенок cделал глубокий вдох и на выдохе прочитал 15 согласных – подойдет абсолютно любой набор, к примеру: с, т, п, к, н, ш, г, в, ж, л, г, щ, н, ф.

Складывание слов из половинок.

Возьмите какое-либо несложное слово, разбейте его на две части и напишете на двух разных карточках, заготовив, таким образом, на один урок около 10 слов. Предложите ребенку сложить карточки, собрав целое слово. Еще лучше если таких слов можно будет составить несколько вариантов, используя одни и те же карточки. Постоянно меняйте и дополняйте карточки. Со временем перейдите на более сложные слова, состоящие из трех и более слогов.

Чтение с выражением.

Ребенку нужно прочесть небольшой отрывок текста, так как он читает обычно. Затем вернуться в начало и снова прочитать его, но с выражением, с интонацией, а значит и в другом темпе. Прочитав уже знакомый отрывок, он должен без остановки продолжать читать текс далее.

Смысл заключается в том, что темп, на тексте знакомом, выработанный и ускоренный впоследствии не спадает, даже когда он переходит на незнакомую часть.

Во время чтения текста, ребенок по команде «остановись», прекращает чтение, отрывает от книги голову, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает. Затем по команде «начинай» он должен найти то самое место в книжке, где он ранее закончил читать.

Очередь.

Ребенок, молча, читает с максимальной скоростью небольшой абзац, следующий абзац он должен начать читать вслух, потом снова – абзац про себя. Методика быстрого чтения в данном случае работает так: чтение про себя, как Вы помните, гораздо быстрее, чтения вслух, при резких переходах темп чтения частично сохраняется, и ребенок читает быстрее.

Предложите ребенку читать рассказ в ролях, то есть каждого героя с разной интонацией. К примеру, слова волка – грубо и громко, зайки – тихо и тоненьким голоском.

Чтение перевернутого текста.

Научиться читать более уверенно и быстро можно упражняясь в чтении перевернутого «вверх ногами» листа с текстом. Это способствует развитию навыка запоминания целостных эталонов букв, сочетания буквенного анализа со смысловыми окончаниями слов.

Набор деформированных предложений.

Потренируйтесь с ребенком менять слова в предложении. К примеру, напишите предложение: «ко мне пришли друзья на праздник», невпопад: «друзья ко праздник мне пришли на». Напишите на листе бумаге с десяток подобных предложений, пускай ребенок распутывает их.

Поиск заданного слова.

Устройте соревнование с детьми или привлеките взрослого: говорите любое слово из текста на странице, кто быстрее найдет это слово – тот победитель. Поощрительные призы – приветствуются. Такая игра сформирует способность видеть не отдельные фрагменты, а целостный образ слова. Кроме этого упражнение развивает словесную память.

По сути – эти таблицы представляют собой случайно расположенные числа, задача – в быстром нахождении их по порядку. Главная польза данной методики быстрого чтения — в расширении поля зрения, в развитии скорости поисковых зрительных движений.

Начертите квадрат примерно на 20-25 сантиметров, разбив его на 30 ячеек. В эти ячейки беспорядочно впишите числа, начиная от 1 заканчивая — 30. Процесс поиска цифры необходимо делать беззвучным счетом, молча и указывать найденные цифры карандашом. Прежде чем начать упражнение ребенку нужно зафиксировать свой взгляд в центре, так, чтобы видеть целиком всю таблицу. Кроме этого, запрещены горизонтальные или вертикальные движения глаз, взгляд, как и цифры должен быть в некотором смысле беспорядочным.

Обязательное условие для того, чтобы техника быстрого чтения улучшилась — это систематичность занятий и позитивный настрой.

Вопрос, как быстро читать и разработкой методик и техник быстрого чтения занимаются некоторые авторитетные специалисты, литературу которых мы бы рекомендовали Вам почитать: академик Андреев, И.Федоренко, Е.Заика, Н. Зайцев, И.Пельченко и другие.

Помните, что умение читать бегло — это не самоцель, это жизненная необходимость, без которой Вашему ребенку будет очень трудно учиться дальше и достигать каких-то успехов, как учебе, так и в общении. Детки быстрее усваивают материал, проявляют готовность к творчеству и самовыражению. Успех рождает радость, уверенность в своих силах, стимулирует лидерское начало. И главное: не скупитесь на похвалу своего ученика.

И еще немного о том, как научиться быстро читать:

Источник:
Как научить ребенка читать быстро? Техника быстрого чтения
Навыки чтения являются основой всего обучения, одним из главных условий успешной учебы ребенка в школе. Процесс чтения для детей довольно сложен, ведь в нем одновременно участвуют память, воображение, звуковые и слуховые катализаторы. А между тем, скорость чтения должна быть максимально приближена к скорости речи. Но как научиться быстро читать? В данной статье Вам предлагается методика быстрого чтения, которая поможет Вашему маленькому вундеркинду, значительно поднять собственный уровень, и увеличить скорость чтения.
http://ladyvenus.ru/articles/domashnii-ochag-deti/detskii-mir/kak-nauchit-rebenka-chitat-bystro-tekhnika-bystrogo-chteni

Как быстро научиться читать по-английски

Каждый родитель мечтает обучить чтению своего малыша. Ведь без этого навыка в современном мире невозможно стать образованным человеком, свободно ориентирующемся в море различной информации.

Раньше процесс обучения грамоте был намного проще, чем в настоящие дни. Все детишки учились по букварю, осваивая общеизвестные тексты. Но сегодня появилось множество новых методик. Это и кубики Зайцева, и карточки американского ученого Домана, и метод Тюленева. И все они призваны обучить малышей читать, прежде чем те смогут ходить. Вот и бегают неопытные молодые мамочки по специалистам, боясь опоздать с обучением любимого чада такому важному делу.

Раннее чтение развивает интеллект малыша

Раннее обучение грамоте появилось в России относительно недавно. И поэтому пока преждевременно делать какие-то выводы относительно пользы или вреда обучения ребенка чтению в возрасте до пяти лет. Однако многие психологи склоняются к тому, что социальное развитие детей, начавших читать слишком рано, не обходится без проблем. Другими словами, таким малышам сложно входить в детский коллектив. Это происходит вовсе не из-за их высокого интеллекта. Просто в то время, когда должны были формироваться навыки общения, мозг был занят изучением букв.

Кроме того, специалисты заметили, что дети, начавшие читать до 4 лет, не понимают и не пересказывают смысла прочитанного. Они лишь складывают буквы в слова.

Кубики Зайцева помогают быстро освоить чтение

Конечно, всегда были дети, которые сами просили поскорее научить их читать, приставая к маме или бабушке с требованием, назвать им незнакомую букву. В этом случае чтение, являясь их собственной задачей, никак не влияло на приобретение других важных навыков. Но сегодня родители, напуганные тем, что после трех лет учить ребенка будет слишком поздно, стараются приобщить малыша к чтению чуть ли не с пеленок.

Психологами выделено несколько признаков, по которым можно судить о готовности ребенка к восприятию обучения чтению.

  1. Хорошая разговорная речь, построенная с использованием целых предложений, а не отдельных слов. Если ребенок плохо разговаривает, учить его чтению, например, по кубикам Зайцева, опасно. Вместо того, чтобы говорить словами, он может начать общаться с помощью кубиков.
  2. Достаточное развитие фонематического слуха. Малыш в возрасте 4 лет должен четко слышать и разделять звуки.
  3. Отсутствие серьезных проблем с произношением.
  4. Сформированная ориентация в пространстве. Малыш должен различать право и лево, верх и низ. В противном случае он не поймет, что читать надо слева направо и даже может начинать чтение с любой понравившейся буквы.

4 года — оптимальный возраст для начала обучения

Практика показывает, что у большинства детей такие навыки появляются в возрасте четырех лет.

Чтобы ребенок правильно и полноценно развивался, все дошкольное время должно проходить в играх. Без игры малыша невозможно научить не только чтению, но и ничему другому. Хороший учитель придумает множество игр, чтобы превратить занятие в веселую забаву. Иначе малыш не просидит и пяти минут. Можно строить из букв паровозик, или устроить магазин и «продавать» товары на одну букву и т. д.

Обучение чтению должно быть удовольствием для ребенка

В процессе игры одновременно происходит и обучение, и развитие ребенка.

Решив самостоятельно обучить своего ребенка читать, нужно в первую очередь обратить внимание на то, что называть следует не букву, а звук. Буква — то, что пишется, звук — то, что слышится. Абстрактное мышление ребенка 4 лет развито плохо. Поэтому следует говорить «буква Л», а не «ЭЛЬ», буква «С», а не «ЭС». Все правильные названия букв можно отложить до школьной поры, а на этом этапе следует произносить и учить звуки.

Дальше будет рассмотрено, как научить читать ребенка в 4 года. Это достаточно легкий способ, который можно условно разделить на три этапа.

Чтобы научиться читать, совсем необязательно изучать сразу все буквы. На первом этапе обучения следует выучить только гласные звуки. Из картона вырезаются кружочки диаметром около 15 см и на них ярким фломастером или краской пишутся гласные буквы. Пусть кружочки называются «бусинками» или «капельками». Каждая такая «капелька» поет свою песенку, например, «а-а-а…» или «о-о-о…». Это внесет в обучение элементы игры.

Учим буквы по кубикам

Кружочки с буквами можно расклеить по всему дому в разных местах, и время от времени просить ребенка, напомнить, какую песенку поет та или иная «капелька». Через некоторое время поменять буквы местами и продолжать обучение до тех пор, пока все гласные звуки не будут запомнены. Так как гласных лишь 10 штук, малыш выучит их быстро и легко.

Когда ребенок уже запомнил буквы в привычных кружочках, можно попросить его найти какую-то гласную в слове из книги. Книгу, конечно, надо подобрать заранее.

Слова в ней должны быть прописаны крупным шрифтом и разбавлены интересными картинками.

Находясь на прогулке, укреплять полученные знания можно, разыскивая знакомые буквы на рекламных щитах или вывесках на магазинах.

После того как выучены все гласные буквы, надо приступать к чтению слогов и коротеньких слов, состоящих из трех, максимум четырех, букв. Можно в качестве дополнительного пособия взять Букварь или Азбуку.

Знакомясь с какой-то новой буквой, например, «П», не нужно вдаваться в подробности и объяснять малышу, что это буква согласная, и бывает она мягкая и твердая. Он этой информации не поймет и не запомнит. Лучше попросить ребенка подумать, на что похожа эта буква, или пусть он вспомнит самое известное слово на «П», например, «папа».

Учим слоги с сказочными героями

Затем выученная буква подставляется к гласным. Взрослый читает слог и просит малыша его повторить. Можно написать таблички со слогами и попросить ребенка показать тот слог, который изображен. Главное, помнить, что играть в слова надо не более 10 минут, а потом переключаться на другие занятия.

Когда освоено уже несколько согласных букв, можно переходить к составлению коротких слов. Пусть ребенок сам додумывает, какую букву надо поставить в конце слова. Останется только показать ему, как выглядит слово с этой буквой на бумаге или магнитной азбуке.

Теперь надо написать на полосках бумаги несколько хорошо известных ребенку слов, количество букв в которых не превышает шести. Прочитать их вслух и развесить в разных местах дома. Хорошо бы таблички украсить картинками с изображением предмета, название которого написано.

Совместные чтения развивают интерес ребенка

Несколько раз между делом надо перечитывать слова вместе с ребенком, а потом собрать таблички и, показав одну из них, попросить малыша прочитать, что там написано. Можно менять картинки местами, читать заведомо неправильно, чтобы он с радостью замечал ошибку. Способов добиться запоминания слова много. Разучив одну группу слов, приступают к другой.

Такой способ позволит быстро научить ребенка 4 лет читать слоги, и даже целые слова. Ведь всегда можно найти 10 минут в день для обучения своего любимого чада.

Этот небольшой тест поможет родителям определить, готов ребенок начать обучаться чтению или с этим следует подождать. Он включает в себя 18 вопросов. Если ответ положительный, ставится одно очко.

Любит ли ваш ребенок книги?

  1. Малыш просит рассказать сказку?
  2. Он сам может их пересказывать?
  3. Часто ли ребенок сам рассматривает книги?
  4. Что вызывает в книге больший интерес у малыша — картинки или содержание?
  5. Просит ребенок научить его читать?
  6. Имитирует он иногда, что «читает» книгу?
  7. Пытается ребенок сам «писать» книгу?
  8. Внимательно он слушает чтение других?
  9. Бережет малыш свои книги?
  10. Богатый ли у него словарный запас?
  11. Читать книги нравится больше, чем смотреть телевизор?
  12. Сможет ли ребенок подобрать слово, начинающееся на последнюю букву слова «стол»?
  13. Пытается соединять знакомые буквы?
  14. У малыша нет серьезных проблем с произношением?
  15. Различает ли он похожие звуки, например, Ж и Ш?
  16. Говорит предложениями или отдельными словами?
  17. Ребенок учится читать с удовольствием?
  18. Он знает много песен и стихов?

Если ребенку меньше 4 лет, то с чтением торопиться не стоит. А вот будущего первоклассника, которому уже исполнилось 6 лет, надо заинтересовывать процессом чтения. Для этого следует предлагать ему больше интересных книг с крупным шрифтом и картинками.

Этот результат говорит о средних способностях малыша 4 лет к чтению на данном этапе. Надо обратить внимание на книги, окружающие малыша. Иногда толстые книги пугают детей своим объемом.

У вашего ребенка есть свои книги?

Ребенок полностью готов к обучению и хочет, научившись читать, самостоятельно узнавать из книг много занимательного.

Источник:
Как научить ребенка читать в 4 года
Советы, как научить ребенка 4 лет читать — от изучения букв до чтения слов. Современные методики обучения. Как определить готовность малыша обучаться — тест
http://detki.guru/kak-nauchit-rebyonka/kak-nauchit-chitat-v-4-goda.html

COMMENTS