К основным причинам манипулятивного поведения относится

Белорусский форум

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]

Манипулятивное поведение – это неотъемлемая черта личности каждого человека. Желание управлять поведением других есть у всех.

Слово манипуляция в сознании большинства людей ассоциируется с понятием «использование». Этот вид психологического влияния достаточно жестко критикуется и осуждается, однако нет человека в обществе, который ни разу не применял бы ее в процессе общении. Действительно ли манипуляция людьми столь неэтична и исключительно деструктивна?

Что такое манипуляция?

Манипуляция являет собой психологический прием скрытого управления поведением других людей. То есть человек выполняет волю манипулятора, но при этом считает, что предпринять определенные действия он решил исходя из собственных побуждений. Манипуляцию можно сравнить с управлением куклой-марионеткой: со стороны кажется, что двигается она самостоятельно, но это иллюзорное восприятие, ведь все ее движения зависят от желаний человека, который ловко дергает за ниточки. Так и в процессе общения: манипулятор умело управляет поведением своего собеседника. В роли «ниточек» в этом случае выступают эмоции.

Манипулировать другими мы учимся с раннего детства. Например, ребенок раз попросил о чем-то, а его просьбу отклонили, но потом он «закатал истерику» и получил желаемое, он будет воспринимать такую модель поведения как эффективную. Если подобный сценарий повторится несколько раз, данная модель поведения закрепится. Человек растет и начинает понимать, что просить не обязательно. Можно намекнуть о желаемой вещи или событии, а потом поплакать, продемонстрировать свое недовольство, обиду, и близкие люди, если это в их силах, сами предложат выполнить мечту.

Склонны к манипулированию все, но одни прибегаю к скрытому управлению поведением других изредка, часто сами не осознавая этого, а для других подобная стратегия является основной и преобладающей. Зависит это от индивидуальных характеристик личности. Исследования показывают, что типичный манипулятор отличается высоким уровнем эгоизма и недоверия к окружающим, ему сложно менять свое поведение, он долго адаптируется к новому. Также он хорошо разбирается в людях, быстро находит их «слабые места», что позволяет в каждой конкретной ситуации выбирать оптимальную стратегию поведения.

Чем манипуляция кардинально отличается от других стратегий общения? Манипулятор абсолютно не учитывает интересы и желания своей «жертвы». Человек выполняет его желания, часто пренебрегая собственными потребностями. Если возникает чувство, что вами воспользовались или пытались это сделать, вероятно, вы столкнулись с манипуляцией.

Причины манипулятивного поведения.

Возникает логичный вопрос: зачем люди прибегают к стратегиям скрытого управления, если можно открыто попросить о помощи? Большинство ученых придерживаются мнения, что главная причина, по которой выбирается манипулятивное поведение – это наличие внутреннего конфликта между желанием человека быть самостоятельным, независимым и стремлением найти поддержку у других людей. С одной стороны личность не уверена в собственных силах, но с другой – окружающим она тоже полностью не доверяет, поэтому и выбирает стратегию, при которой может влиять на поступки окружающих, сохраняя видимость непричастности. Этот неосознаваемый конфликт присущ каждому. Именно поэтому все люди независимо от уровня воспитанности и наличия жестких этических принципов склонны к манипулированию.

Другая причина, по которой люди начинают манипулировать – это нежелание просить об одолжении. Когда человек просит о чем-то, он демонстрирует свою беспомощность, некомпетентность, что негативно сказывается на самооценке. Также он автоматически становится должным, а быть обязанным никто не любит.

Еще одна важная причина, почему люди выбирают манипулятивное общение, заключается в том, что подсознательно человек стремится доминировать над другими, подчинять их поведение своей воле. Это дарит чувство превосходства и удовлетворенности собой.

Манипуляция: зло или благо?

Манипуляция негативно влияет на отношения. Если в момент совершения определенного поступка человек не осознавал, что его к этому побудил другой, то со временем приходит понимание этого. Возникает чувство обиды, разочарования и злости, доверие к манипулятору снижается. В отношениях появляется напряжение и часто они рушатся.

Но бывают ситуации, когда манипулятор действует в интересах своей «жертвы». Примером может стать процесс воспитания, обучения и психотерапии. Во всех видах этой деятельности есть элементы манипуляции.

Таким образом, роль манипуляции в психологии общения зависит от того, с какой целью ее используют. Однако лучше всегда быть «хозяином своего поведения» и действовать в соответствии с собственными стремлениями. Чтобы не стать жертвой манипуляций, достаточно прислушиваться к собственным чувствам.

Источник:
Белорусский форум
Форум Минска с бесплатной консультацией и отзывами о ремонте, бизнесе, рыбалке, автомобилях. Белорусский форум с женской и юридической консультацией в Беларуси.
http://pogovorim.by/forum/viewtopic.php?f=32&p=890427

Манипулятивное поведение

Дети, в отличие от взрослых, быстро ориентируются в семейных отно­шениях. Они точно определяют, кто из родителей не сможет отказать им и го­тов выполнить все их желания. Простые поначалу средства детской манипу­ляции (истерики и плач) с годами становятся более изобретательными. Привыкая к такой модели поведения, ребенок-манипулятор и во взрослой жизни не откажется от своих привычек. Поэтому так важно распознать при­знаки манипулятивного поведения на начальном этапе и научиться правиль­но вести себя с таким ребенком.

Профилактика манипулятивного поведения у детей

Манипуляция — наиболее распространенный вид челове­ческого общения.

В словарях оно трактуется как акт влияния на людей, управления ими с особенно пренебрежительным подтекстом. Когда мы говорим, что ребенок манипулиру­ет взрослыми, речь не идет о настоящей манипуля­ции. В этом возрасте малыш еще не может ста­вить себе цели «добиться контроля над пове­дением и мыслями другого человека», по­скольку сам не всегда осознает свои по­ступки, не говоря уже о планировании действий.

Распознавая признаки манипулятив­ного поведения ребенка, родители за­частую принимают это как проявление «артистизма» или «лидерства». Если поведение в какой-то ситуации можно предугадать, значит, дошкольник уже создал свой сценарий и ожидает соответствующего поведения взрослого. Все дети ма­нипулируют своими родителями и хорошо знают их сла­бые места.

Предпосылки к манипулятивному поведению

Появление в семье маленького манипулятора стано­вится следствием естественной для ребенка любви к по­вторениям. Если однажды у него получилось добиться чего-то подобным способом, он может использовать его много раз, до тех пор, пока будет получать желаемое.

Обучаясь общаться, ребенок нередко подража­ет поведению родителей и других окружающих его взрослых. У них он учится и приемам манипуляции. Например, мама обещает почитать еще одну сказку дочке, если она «разрешит» поставить горчичники. Воспитатель в детском саду отвлекает внимание ре­бенка разговором о новой игрушке, чтобы расстава­ние с мамой было не столь болезненным. Такое обще­ние с дошкольником практикуется почти во всех се­мьях. Оно не будет представлять опасности, если со­провождается уговорами, объяснениями и обсужде­ниями. Постоянное принуждение к принятию реше­ний не будет благоприятствовать тому, чтобы ребе­нок научился договариваться с людьми.

Психологические рекомендации по предупреждению психосоматических «болезней» детей дошкольного возраста

¦ никогда не внушайте детям, что они непременно заболеют, если промочили ноги, не надели сви­тер, носки и т, д, — это может запрограммировать их на болезнь, если они станут искать в себе при­знаки недомоганий;

¦ старайтесь как можно больше применять безме­дикаментозные средства лечения, чтобы ребе­нок не привыкал к тому, что таблетки — панацея; приучайте к здоровому образу жизни, ответствен­ности за свое здоровье;

¦ учите детей выражать свои чувства без стеснения и относитесь к признаниям серьезно;

¦ если подозреваете, что ребенок притворяется больным, не ругайте его, скажите, что болезнь не избавит его от трудностей, предложите поделить­ся проблемами, чтобы вместе их решить;

¦ обратите внимание на то, как вы переносите бо­лезнь, ваше поведение определяет отношение к ней ребенка.

Рекомендации родителям, как не воспитать эгоиста

¦ ребенок должен научиться не только требовать испол­нения его желаний, но и сам делать что-то для других;

¦ не следует говорить ребенку, что он лучше и главнее всех и его желание — закон;

¦ если дошкольнику что-то нужно, не стоит бросать все дела и исполнять его желание, дайте понять, что вы его выполните, как только появится свободное время;

¦ желания ребенка не должны быть во вред окружающим;

¦ если ребенок чего-то хочет, объясните ему, что он тоже должен приложить усилия, чтобы добиться желаемого.

Применение некоторых манипуляций также не дает права говорить о том, что у ребенка сформиро­валось подобное поведение. Оно появляется лишь при условии, если дошкольник к трем-четырем годам становится эгоистом, что в действительности неверно, даже если вся семья старается выполнять его запросы. С раннего возраста сознание дошкольника концентри­руется на нем самом, на его собственных телодвижени­ях, потребностях. Именно за счет этого формирует­ся «Я» человека. Если окружающие заботливо ухажи­вают за дошкольником, своевременно удовлетворя­ют его потребности, у него вырабатывается «базовое доверие к миру». То есть ребенок изначально верит в положительный контакт с другим человеком, в то, что это принесет исполнение желаний. Но это чув­ство доверия не имеет ничего общего с эгоизмом.

Условием возникновения эгоизма является пол­ное центрирование семьи на ребенке, готовность пожертвовать всем ради удовлетворения любых его желаний и прихотей. Второе условие — гиперопека. К трем годам ребенок способен выполнять некото­рые действия по самообслуживанию. Если подоб­ного не происходит, он постепенно привыкает пе­рекладывать «эту обязанность» на чужие плечи и удовлетворять свои желания за счет других любы­ми способами.

Если именно отсутствие внимания родителей ста­ло причиной болезни ребенка, положение можно ис­править следующим образом. Начните уделять вни­мание малышу не только тогда, когда он болеет, но и когда здоров. В конечном итоге на это уйдет гораздо меньше сил и средств. Даже очень занятые родители могут найти для этого время. Общаться с дошкольни­ком нужно в той форме, в какой ему хочется, предо­ставив право выбора. Взаимодействие должно про­ходить «глаза в глаза». Желательно, чтобы отведенное на общение время было не занято посторонними де­лами — общением по телефону, приходом гостей и пр.

Правила поведения с ребенком-манипулятором

В целях профилактики манипулятивного поведения ребенка в первую очередь нужно установить с ним дру­жеские отношения, соблюдая при этом некоторые пра­вила. Так, родители должны быть лидерами в семье. Рас­согласованность их действий плохо сказывается на пси­хическом развитии детей, приводит к формированию неуверенности, тревоги и агрессии. За правило можно взять следующую схему: если ребенку нужно разреше­ние на что-либо, необходимо его получить у каждого из родителей. Тогда вместо манипулирования он будет ис­кать способ убедить папу и маму выполнить его желание.

Важно научить ребенка прямо просить о том, что он хочет, а не прибегать к приемам манипуляции. Ро­дителям нужно твердо держать свое слово: иногда дети манипулируют взрослыми, когда знают, что, на­доедая уговорами достаточно долго, они могут «нет» превратить в «да». Такой способ манипуляции как пря­мой шантаж следует пресекать сразу.

Нельзя говорить детям плохо о другом родителе, жа­ловаться на супруга, не стоит возлагать на них решение семейных проблем. Нельзя позволять ребенку сплет­ничать и обсуждать с одним родителем другого роди­теля: он может только поделиться чувствами, которые испытывает от тех или иных действий, но не жаловать­ся на «плохую маму» или «жестокого папу». Если ребе­нок пытается обвинить другого родителя в придирках и несправедливости, можно предложить ему вынести этот вопрос на совместное обсуждение, когда оба ро­дителя смогут его выслушать и ответить.

В воспитании детей очень важна дисциплина как аль­тернатива манипуляции ребенка родителями. Различают внешнюю и внутреннюю дисциплину. Внешняя заключа­ется в том, чтобы дети слушали родителей, а внутренняя основывается на выработке у ребенка самодисциплины.

Для внешней дисциплины характерны такие поня­тия, как «награда» и «наказание». Наказание зачастую по­давляет чувства детей, вызывает агрессию, которая про­воцирует повторное наказание. В итоге ребенок ста­новится неуверенным в себе, не чувствует поддержки. Родители ошибочно считают, что жесткое воспитание будет способствовать исправлению дошкольника, на самом деле поведение его будет только ухудшаться.

Ребенок должен чувствовать себя членом обще­ства и ощущать безопасность. Только тогда родители смогут воспитывать его с помощью актуализирующей дисциплины, а не манипуляторской. При этом важно создать в доме благоприятную атмосферу, где ребен­ку спокойно и уютно. В этом случае он сможет нор­мально воспринимать определенные ограничения.

Один из способов справиться с детской манипуляци­ей (в т. ч. в виде капризов и истерик) — переключить вни­мание ребенка. Можно отвлечь его каким-то новым яр­ким предметом или предложить интересное занятие. Например, посмотреть диафильм, мультфильм или по­читать любимую сказку, нарисовать картину. Взрослый также может рассказать ребенку стихотворение, по­тешку, вспомнить забавную пословицу или поговорку.

Еще один вариант — участие дошкольника в выбран­ном взрослым занятии (уборке квартиры, дежурстве. приготовлении пищи и т. д.). Когда он подключается к де­лам родителей или воспитателя, то ощущает свою нуж­ность, приобщается к миру взрослых. Если выбирать за­нятие совместно, то дошкольник учится считаться с мне­нием окружающих его людей.

Взрослые могут сами подключиться к занятиям ма­лыша, перестать на время быть строгим родителем, воспитателем, стать равноправным участником какой-нибудь детской игры. В качестве примера в приложе­нии представлены некоторые «отвлекающие» игры, ко­торые можно проводить как дома, так и в детском саду.

Таким образом, четкая линия поведения родите­лей и других окружающих ребенка взрослых, непод­дельное внимание к его действиям, чувствам и эмоци­ям позволят установить с дошкольником дружеские отношения, помогут сформировать правильные мо­дели поведения.

Рекомендации по установлению дружеских отношений с ребенком в процессе его воспитания

¦ Отделяйте чувства от действия. Даже если ребенок заслужил наказание, не судите его строго, он должен чувствовать любовь. Дайте понять, что действия были неправильные, их нужно исправить. Чтобы изменить действия, нужно понять чувства.

¦ Если ребенок испытывает эмоциональные трудности, подход к нему должен быть другим. Не наказывайте его — это может усугубить ситуацию.

¦ Отвечайте на чувства ребенка, пусть он рассказывает вам все, дав выход эмоциям.

¦ Если все-таки ребенка нужно наказать, пусть он сам выберет, например, остаться ему без воскресного просмотра телевизора или лишиться сладкого на ужин.

¦ Если наказываете ребенка, убедитесь, что он понимает за что.

¦ Ребенок должен понимать, что вы чувствуете его проблемы и что они ваши общие.

¦ Направляйте действия ребенка в благоприятное русло, предотвращайте разрушительные действия. Важно принимать своего ребенка, помогать ему развиваться, не разделяя мир на детский и взрослый.

Игры для родителей и педагогов по профилактике манипулятивного поведения у дошкольников

Взрослый играет роль «утушки», а дети — утят, которые ходят за ним хвостиком. Он зовет их скороговоркой: «Быстрей, быстрей, утятки, Быстрей, быстрей, дикие перышки».Утенок (или несколько утят) выстраиваются друг за другом и ходят вслед за утушкой по комнате, преодоле­вая различные препятствия (проползая под стульями, перелезая через диван, подражая кряканью утят и т. д.).

В этой игре взрослый выступает в роли водящего. Он называет различных птиц, которые летают: «утки летят», «лебеди летят» и т. д. После этих слов дети должны поднять руки и помахать «крыльями», если названная пти­ца действительно летает. Но когда водящий говорит, например, «кошки летят», игроки стоят, не поднимая рук.

Тот, кто ошибается, отдает фант (принадлежащую ему вещь) и затем выполняет какое-либо задание (в со­ответствии с возрастом). Взрослому нужно называть только тех животных и птиц, которые известны детям.

Ведущим может быть как педагог, так и ребенок. К участию привлекаются также и другие члены семьи. Ког­да ведущий произносит слово «суша», игрок или игроки прыгают вперед, когда ведущий говорит слово «вода», игроки делают шаг назад. По желанию задания можно менять. Например, не прыгать, а поднимать руки, при­седать, что-нибудь говорить. Слова ведущего также могут изменяться: «берег — река», «море — земля» и т. д.

Взрослый прячет в комнате какую-нибудь сладость или игрушку. Затем пытается заинтересовать дошкольни­ка описанием «клада» (вкусный или приятный предмет) и его местонахождением. Степень сложности задания зависит от возраста ребенка. Не стоит прятать предмет слишком далеко. Дошкольник должен найти спрятанное.

Ведущий дает игроку или игрокам имена, например Пуговица, Метла, Пузырек и т. д. После этого задает во­просы, на которые участники должны отвечать одним словом — своим игровым именем. Если кто-то ошибает­ся или теряется, он проигрывает.

Для этой игры понадобятся платок, игрушки или различные мелкие предметы. Участники по очереди завя­зывают глаза и на ощупь пытаются определить, что за предмет им дали. Вещи должны быть хорошо знакомы ребенку, чтобы он без особых усилий смог их отгадать. Задача взрослого, наоборот, подольше подумать, сде­лать вид, что он затрудняется с ответом. Осознание своего превосходства очень обрадует и развеселит ребенка.

Взрослый показывает ребенку несколько предметов (не более 6-8, в зависимости от возраста). Потом он незаметно убирает один или два из них. Дошкольник должен вспомнить, каких предметов не хватает. В игре можно использовать игрушки или картинки с изображениями.

Водящий загадывает какой-либо предмет, находящийся в комнате. Его задача — описать его другому игро­ку, не называя его. Когда тот отгадывает, они меняются местами.

Играющие по очереди называют названия предметов или животных (существительные). Когда первый игра­ющий говорит, например, слово «дом», второй должен сначала повторить его, а потом назвать свое слово. Сле­дующий игрок повторяет все предыдущие слова и предлагает свое. Так продолжается до тех пор, пока кто — нибудь не собьется. Тогда можно начать игру сначала.

Источник:
Манипулятивное поведение
Дети , в отличие от взрослых, быстро ориентируются в семейных отно­шениях. Они точно определяют, кто из родителей не сможет отказать им и го­тов выполнить все их желания. Простые поначалу
http://pandia.ru/text/78/245/50220.php

СПЕЦИФИКА МАНИПУЛЯТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

СПЕЦИФИКА МАНИПУЛЯТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

студентка 4 курса факультета психологии Куйбышевского филиала новосибирского государственного педагогического университета,

канд. психологических наук, доцент КФНГПУ,

Проблема манипулятивного поведения активно изучается в современном обществе. Способность влиять на других, одно из самых заветных желаний человечества. Не всегда для того чтобы манипулировать людьми необходимо применять физическую силу. Например, человек может управлять другим человеком, не находясь с ним рядом. Такой способ управления над людьми, как принуждение, давно используется при социальном взаимодействии.

Манипулятивное воздействие оказывается на человека постоянно. Мы испытываем его в различных сферах жизнедеятельности и не всегда человек способен осознать и распознать, то, что он стал жертвой манипуляции. Порой, человек сам того не ведая, может манипулировать другими людьми. Поэтому процесс манипуляции является как сознательным, так и бессознательным процессом. Иногда многие люди понимают под манипуляцией некий обман, но все — таки данное понятие намного шире и глобальнее. Когда мы говорим о манипуляции не стоит забывать о том, что данный феномен подразумевает власть не только над сознанием одного человека, но и над сознанием коллектива.

Манипуляция выступает в качестве скрытого психологического процесса. Истинная цель данного взаимодействия заключается в способности заставить человека принять определенную точку зрения, своего рода, управление сознанием, некая власть. Манипуляция является ведущим способом подавления воли людей. Оказывая влияние на психику человека, манипулятор заранее программирует его поведение. Вследствие чего происходит изменение мнений, желаний и целей людей. Побуждая других к совершению определенных действий, манипулятор стремится скрыть свои истинные намерения. В результате чего человек совершает те действия, которые он изначально не хотел совершать, но при этом манипулятор создает иллюзию желание, что жертва осуществила эти действия самостоятельно, а не по решению других.

Для обозначения манипулятивного поведения часто используют понятие «макиавеллизм». Данный термин предполагает склонность человека манипулировать другими в межличностных отношениях. Это такие случаи, когда при помощи отвлекающих маневров субъект, скрывая свои истинные намерения, добивается того, что человек, сам того не осознавая, изменяет свои первоначальные цели [3].

Считается, что макиавеллизм представляет собой устойчивую черту личности. Макиавеллист — это субъект, который манипулирует другими на основе личных убеждений, определенных жизненных принципов, которые служат ему оправданием манипулятивного поведения. По мнению макиавеллиста, манипуляция является нормой и эффективным способом достижения своих целей.

Манипуляция никогда не возникает сама по себе. Всегда существуют условия, при которых эти способности проявляются или люди, на которых эти способности можно применить. В качестве факторов способствующих формированию манипулятивного поведения выделяют внешние (культура, общение, технологии, общество) и внутриличностные факторы (личность).

Как известно манипулятивное поведение формируется с детства. И уже к моменту поступления в вуз юноши и девушки имеют богатый опыт манипулирования. Данный опыт проявляется в манипуляции с родителями или учителями. Становясь студентами, под воздействием манипуляции оказываются преподаватели. Обычно преподаватель сталкивается с данным воздействием в период сессии, так как целью манипулятивного поведения студентов является получение положительной оценки на экзамене или зачете.

В практике обучения выделяют следующие приемы манипуляций студентов. В первом типе под мишень воздействия попадали личностные качества преподавателей (доверчивость, доброта, отзывчивость и т.д.). В данном случае студенты обычно давили на жалость, пытаясь вызвать сочувствие у преподавателя. Данный тип наиболее распространен среди студентов, поскольку это один из самых простых приемов манипулирования.

Во втором типе в качестве объекта манипуляции выступала потребность преподавателей в самоутверждении и в положительных эмоциях. Для осуществления данного типа манипуляции студенты старались произвести впечатление на преподавателя не своими знаниями, а внешностью, одеждой, пытались создать чувство общности с преподавателем, говорили, так как говорит он, в своей речи пытались употреблять его выражения и терминологию, копировали манеру поведения и т.п.

В третьем типе в качестве мишени воздействия выделили неспособность преподавателей противостоять психологическому давлению, со стороны студентов.

В четвертом типе в качестве объекта манипулирования выступал конформизм преподавателей. Студенты в данном случае прибегали к помощи извне (родители, знакомы). Сравнивали себя с самыми слабыми студентами, которые получили зачет, а они нет и т.д.

В пятом типе в качестве мишени воздействия выступали некоторые установки преподавателей. Студенты, пытаясь создать имидж «хорошего студента», изображали «заинтересованность» предметом. Вынуждали преподавателя самого выполнить задание или ответить на вопрос, демонстрируя педагогу глубокие познания, по изучаемому предмету пытались обнаружить пробелы в знаниях преподавателя.

Когда мы говорим о манипулятивном поведении студентов, следует затронуть тему, касающуюся склонности психологов к манипуляции, так как профессия психолога относится к категории «человек — человек» она характеризуется постоянным взаимодействием психолога с другими людьми.

С.Л. Братченко в статье «Экзистенциальный подход Дж. Бюдженталя» говорит о кризисе психологии, в основе которого лежит увеличение роста манипулятивных действий со стороны психологов, которые в свою очередь характеризуются закрытостью, равнодушием и безразличием, а в некоторых случаях жестокостью. Данная жестокость проявляется в «психологическом цинизме», опирающемся на «психологические объяснения» для оправдания своих действий. В продолжении С.Л. Братченко отмечает, что современная психология формирует у психологов такое профессиональное сознание и такую картину мира, которая в итоге приводит к тому, что со временем психологи в отношении с другими становятся более жесткими и все чаще и чаще прибегают к манипуляции [1].

Возможно, данная тенденция к манипуляции у психологов формируется во время их обучения в вузе, когда, будучи студентами, они усваивают знания и некоторое количество технологий манипулирования поведением человека. То есть необходимо акцентировать внимание на организации образовательного процесса на факультете психологии. Поскольку различные тренинги способствуют проявлению и закреплению манипулятивного поведения у студентов-психологов.

Можно высказать опасение по поводу того, что для некоторых студентов-психологов стратегия манипулирования другими людьми может стать наиболее предпочтительной формой поведения. Так как человек, используя стратегию манипулирования в межличностном взаимодействии, со временем сокращает количество средств достижения целей [2].

У многих студентов-психологов за время обучения нарастает стремление манипулировать другими людьми. Отечественные психологи считают, что манипуляция в общении выступает как фактор препятствующий взаимопониманию между людьми. Данное предположение находит свое подтверждение в некоторых эмпирических исследованиях. В результате чего высокая склонность к манипулятивному поведению у студентов-психологов вызывает не только серьезный интерес, но и настороженность.

Едва ли можно расценивать в качестве положительного явления рост выраженности склонности к манипулированию другими у студентов-психологов. Такая личностная черта, как макиавеллизм в межличностном взаимодействии, проявляется в склонности доминировать над партнером, в отношении к нему как к средству удовлетворения своих потребностей, в демонстрации своей значимости и независимости.

Высокая склонность к манипулированию у студентов-психологов является одним из ведущих факторов, препятствующих их профессиональному и личностному развитию. Можно предположить, что в основе стратегии манипулирования лежит устойчивая потребность человека во власти, которая заключается в постоянном желании воздействовать на других людей и оказывать на них влияние посредством личного контроля их поступков.

Таким образом, склонность к манипулятивному поведению формируется у студентов-психологов во время обучения в вузе, когда будучи студентами, они усваивают некоторое количество техник и приемов манипуляции. Склонность к манипулированию у студентов-психологов проявляется в том, что в их поведении прослеживается тенденция обращаться с окружающими как с «пешками» для достижения поставленной цели и собственной выгоды.

Источник:
СПЕЦИФИКА МАНИПУЛЯТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Сычева И.А. СПЕЦИФИКА МАНИПУЛЯТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 2(39).
http://sibac.info/studconf/hum/xxxix/46915

COMMENTS