Характеристика манипулятивного общения

Особенности манипулятивного общения

Психологические основы манипулирования как попытки управлять человеком или группой людей; источники: потребности, слабости, ритуалы. Технология скрытого управления: манипулирование информацией, виды уловок; активные и пассивные защитные процедуры.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Особенности манипулятивного общения

1. Психологические основы манипулирования

1.1 Четыре источника манипулирования

1.2 Классификация потребностей

1.3Слабости, присущие каждому

2. Технология скрытого управления

2.1 Манипулирование информацией

3. Защитные процедуры

3.1 Схема защиты

3.2 Пассивная защита

3.3 Активная защита

Попытки управлять человеком или группой людей нередко натыкаются на сопротивление последних. В этом случае перед инициатором управляющего воздействия открываются два пути:

1. попытаться заставить выполнить навязываемое им действие, т.е. сломить сопротивление (открытое управление);

2. замаскировать управляющее воздействие так, чтобы оно не вызывало возражения (скрытое управление).

Ко второму способу прибегают тогда, когда предвидят сопротивление и поэтому сразу делают ставку на скрытость воздействия. В каждой группе людей есть лицо, которое влияет на других, причем часто незаметно, и другие бессознательно подчиняются ему.

Скрытое управление производится помимо воли адресата и допускает возможное несогласие последнего с тем, что предлагается.

Морально ли тайно управлять человеком против его воли? Это зависит от степени моральности целей инициатора. Если его цель — получить личную выгоду за счет жертвы, то, безусловно, аморально. Скрытое управление человеком против его воли, приносящие инициатору односторонние преимущества, называется манипуляцией. Инициатора, управляющего воздействием, называют манипулятором, а адресата воздействия — жертвой.

Скрытое управление может преследовать вполне благородные цели. Например, когда родитель вместо приказов незаметно и безболезненно управляет ребенком, ненавязчиво подвигая его к действиям в правильном направлении. Или то же самое во взаимоотношениях руководителя с подчиненными. В обоих случаях объект управления сохраняет свое достоинство и сознание собственной свободы. Такое скрытое управление не является манипуляцией.

2. Психологические основы манипулирования

Я не могу управлять направлением ветра,

Но всегда могу так поставить паруса,

Чтобы достичь своей цели.

2.1 Четыре источника манипулирования

В нас, в нашем непонимании самих себя кроется возможность манипулировать нами.

1. Нами управляют наши потребности.

2. каждый из нас обладает какими-то слабостями.

3. Каждый характеризуется некими пристрастиями.

4. Все мы привыкли действовать по правилам, соблюдать ритуалы.

Все это может быть использовано (и используется!) манипуляторами.

2.2 Классификация потребностей

Общепризнанна следующая классификация потребностей человека, предложенная А. Маслоу.

· Потребность в безопасности

· Потребность принадлежать какой-то общности

· Потребность в уважении, признании

· Потребность в самореализации

Вместе с тем психологами установлено громадное значение для психического здоровья человека положительных эмоций. Удовлетворение каждой из вышеуказанных потребностей приносит положительные эмоции. Однако существуют вещи, обстоятельства, также доставляющие нам подобные эмоции, но не относящиеся ни к одному из пяти видов потребностей. Например, хорошая погода, красивый пейзаж, забавная сценка, интересная книга или беседа, любимые занятия и т.п. Поэтому классификацию Маслоу часто стали дополнять шестым видом: потребность в положительных эмоциях.

2.3 Слабости, присущие каждому

Нет таких наших слабостей, которые бы не использовались для скрытого управления людьми. Вот перечень слабостей, встречающихся наиболее часто: любопытство, неуверенность в себе, глупость, медлительность, жалостливость, азартность, любовь к подношения и лести, приниженность, суеверность, внушаемость, подверженность влиянию установок, хвастливость, невежество, неразвитость речи, слабохарактерность, жадность и тщеславие, отсутствие морального стержня, зависть.

В широком смысле слова ритуал означает «выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо». Лучшие умы человечества давно поняли роль ритуалов в нашей жизни. Демократия и право держаться на процедурах, регламентирующих поведение людей таким образом, чтобы не были нарушены как личные права и обязанности каждого, так и общества в целом. Даже просвещенная монархическая власть ограничивает себя именно ритуалами.

Ритуалы прививаются молодому поколению посредством воспитания. Целью такого воспитания является привитие стереотипов поведения. Они, как и сами ритуалы, находят отражение в традициях, стереотипах и стандартах поведения.

Ритуалы упрощают прогнозирование, предсказуемость наших действий в стандартных ситуациях. Облегчая нашу жизнь, они одновременно дают потенциальным манипуляторам рычаги скрытого управления нами.

3. Технология скрытого управления

Приемы понуждения к действию должны быть обращены и на сознательную и на подсознательную сторону психики. Обращение только к сознанию далеко не исчерпывает всех возможностей убеждения. Только те побудительные усилия достигают цели, которые пройдут через ум, чувства и моторику людей.

При систематическом воздействии оказывается влияние на все сферы жизнедеятельности. Подтверждением этому служит следующий известный факт: супруги, прожившие вместе 25 лет, становятся похожими друг на друга не только психически, но и физически (лицом). Даже собаки, живущие долго с хозяином, чем-то напоминают его.

Скрытое управление включает в себя несколько этапов:

Блок-схема скрытого управления

Приведенная развернутая схема описывает любую самую сложную акцию скрытого управления. В большинстве случаев она идет более просто, включая лишь часть блоков из числа приведенных.

Сбор информации производится с целью обнаружения мишеней и приманок воздействия. В качестве их могут быть использованы слабости, присущие каждому человеку, — в этом случае блок сбора информации может отсутствовать. Кроме того, информация может быть известна заранее.

Аттракция имеет целью вызвать расположение, привлечь и удержать внимание адресата. Очень часто она уже присутствует в общении, и инициатору остается лишь воспользоваться ею. В иных случаях состояние аттракции необходимо создавать.

Скрытое понуждение к действию может осуществляться многим способами. К ним относятся: использование подходящих трансакций, препарирование передаваемой адресату информации, приемы убеждения, психологические уловки и риторические приемы.

3.1 Манипулирование информацией

Все разнообразие производимых над информацией операций с целью скрытого управления адресатом можно сгруппировать по нескольким направлениям: искажение информации, ее утаивание, частное освещение вопроса, способ подачи, психологическая нагрузка.

Искажение информации варьирует от откровенной лжи до частных деформаций, таких как подтасовка фактов или смещение по множеству значений понятия, когда, скажем, борьба за право какого-либо меньшинства подается как борьба против интересов большинства.

Утаивание информации в наиболее полном виде проявляется в умолчании — сокрытии определенных тем.

Гораздо чаще используется метод частичного освещения или избирательной подачи материала.

Иногда выделяют информацию так, что на самом деле присутствует лишь видимость передачи информации, а она не передается вовсе. Пример — ответы на вопросы, когда множество произнесенных слов лишь иллюстрируют известный тезис: «Язык дан дипломату, чтобы скрывать свои мысли».

Уловки в споре манипулятивны по двум основаниям. во-первых, они позволят получить сиюминутное преимущество над оппонентом и навязать ему свою точку зрения, как проигравшему. Во-вторых, результат спора воздействует на слушателей. И если победа достигнута не по справедливости, а благодаря всевозможным уловкам, то это манипуляция в чистом виде.

Уловкой называется всякий прием, с помощью которого хотят загнать собеседника в невыгодное для него положение.

Есть также уловки, которыми пользуются для облегчения спора себе самим — они позволительны. Другие уловки непозволительны и часто прямо бесчестны. Перечислить все уловки или хотя бы точно классифицировать их в настоящее время невозможно.

4. Защитные процедуры

4.1 Схема защиты

При всем громадном многообразии скрытого управления оно имеет общую схему построения. Это позволяет выстроить довольно надежную защиту от него. Осуществить ее можно по следующей универсальной блок-схеме:

1. Поскольку предтечей управляющего воздействия является получение информации об адресате, то ясно, что, прежде всего, необходимо по возможности не дать инициатору сведений о себе.

2. Главным признаком того, что вами пытаются управлять, является чувство неудобства, внутренней борьбы: вам не хочется что-то делать, говорить, а приходится — иначе неудобно, вы будете «плохо выглядеть». Другие признаки: нарушение этикета, внезапно возникшее чувство вины или опасности.

Как защититься от чувства вины:

· отвечать, если вам не хочется;

· стремиться всегда выглядеть привлекательным;

· быть рабом ранее сказанных вами слов;

· разбираться во всем.

Вы имеете право:

· быть непонятливым или чего-то не знать;

· воспринимать себя таким, каков вы есть, не насиловать себя.

Невербальные признаки манипуляции: жесты, говорящие о неискренности, скрытности, сомнениях, превосходстве, угрозе, в частности — жестикуляция левой рукой. Кроме того, можно наблюдать определенную необычность в поведении манипулятора (излишнюю возбужденность или показное безразличие).

Вербальные признаки манипуляции:

· Ответственность за предлагаемое действие ложится целиком на адресата.

· «Плата» адресата перевешивает его выигрыш

· Подготовительная преамбула перед непринуждающими словами манипулятора

· Дефицит времени, отпущенного на принятие решения

4.2 Пассивная защита

Пассивную защиту рекомендуется применять в следующих ситуациях:

— когда вы не знаете, как поступить;

— когда не хотите портить отношения с манипулятором.

Единственное, что нужно для применения пассивной защиты — проявить выдержку. Пассивная защита может осуществляться в следующих формах.

· Никак не реагируйте на слова манипулятора, молчите, делая вид, что не расслышали, не обратили внимания, не поняли.

· Делайте вид, что не поняли, о чем речь.

· Заговаривайте совсем о другом.

· Повторяйте просьбу манипулятора, но с вопросительной интонацией, требуя тем самым продолжить его речь.

В отличие от описываемых далее активных методов пассивные методы не извлекают на поверхность тайные намерения манипулятора, поскольку последние направлены против намеченной жертвы, то придание их огласке привело бы к конфликту. Оставление же намерений агрессора в тени позволяет мягко уйти от конфликта, избежав в то же время участи жертвы.

4.3 Активная защита

Манипулятор обычно знает о нашем желании выглядеть хорошо. Поэтому не бойтесь показаться плохим, сказав, например: «Боюсь, ты сильно преувеличиваешь мои достоинства» (щедрость, возможности, способности). Эти слова снимают с вас сковывающие путы и открывают широкое поле действий.

Если пассивная защита означает «остановить агрессора», то активная — разоблачить его и нанести ответный удар. Дело в том, что активная защита является встречным конфликтогеном, не уступающим, а то и превосходящим по силе действие манипулятора.

Защита «Расставьте точки над i»

Суть этого метода состоит в том, что нужно прямо, не стесняясь, сказать о том, что вас беспокоит. Или потребовать разъяснения: «куда вы клоните?», «Скажите прямо», «Что вы хотите?» Одна из главных задач данного вида защиты — сделать тайное (намерения манипулятора) явным.

Итак, защита «Расставим точки над i» разрушает сценарий манипулятора, но практически не наносит ему ущерба. Адресат удовлетворяется тем, что он сам не пострадал, а манипулятор понял, что он своей цели не достигнет.

Встречный удар — контрманипуляция

Контрманипуляция — наиболее сильная из защит — представляет собой ответную манипуляцию, в которой используются обстоятельства, созданные первоначальным манипулятивным воздействием нападающего субъекта.

Исполнение контрманипуляции: сделать вид, будто не понимаешь, что тобой пытаются манипулировать, начать встречную игру и завершить ее внезапным поворотом ситуации, показывающим манипулятору ваше психологическое преимущество, — психологическим ударом, приводящим к поражению манипулятора.

Иногда, чувствуя, что нами манипулируют, можно и поддаться манипулятору. Это целесообразно, когда ущерб от манипуляций меньший, чем ухудшение отношений с инициатором скрытого управления. Или когда видишь, как другими действиями можно компенсировать свой проигрыш от манипуляции.

Цель манипулятивного общения — оказать воздействие на партнера. Но в отличие, скажем, от императивного общения, достижение своих намерений осуществляется скрыто. Манипуляция стремиться добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Чаще всего манипуляции встречаются в сфере бизнеса и деловых отношений. Широко распространен манипулятивный стиль общения также в области рекламы и пропаганды. Мы и сами, часто того не замечая, нередко прибегаем к подобным отношениям.

Следует отметить, что использование средств манипулятивного воздействия во всех сферах взаимоотношений может принести определенный вред. Сильнее всего разрушаются от манипуляций отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности. При манипулятивном типе общения мы не видим в партнере целостную уникальную личность. Он становится для нас носителем определенных, нужных нам свойств и качеств.

Нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге сам становится его жертвой. Общаясь с самим собой, он начинает оценивать себя как одну из шахматных фигур на доске, руководствоваться ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Как отмечают психологи, манипулятора характеризуют лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм, недоверие к себе и другим.

Манипулятивную форму общения можно охарактеризовать как монологическое общение. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Как говорил по этому поводу А.А. Ухтомский, человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».

1. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования) / В.П.Шейнов. — М.: ООО «Изд-во АСТ», 2006.

2. Рогов Е.И. Психология общения. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

3. Доненко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита. — М.: ООО «Изд-во АСТ», 1996.

4. Коловская А.З. Я пойму тебя без слов. — М.: АСТ; Спб.: Ост, 2007.

5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

Факторы и причины формирования манипулятивного поведения. Особенности использования скрытого способа воздействия на сознание личности в межличностном общении. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей манипулятивного общения.

курсовая работа [425,9 K], добавлен 18.09.2011

Структура общения, способы его осуществления. Функции императивного, манипулятивного и диалогического типов межличностной коммуникации. Особенности примитивного, делового и светского общения. Выделение психологических механизмов восприятия собеседника.

реферат [24,7 K], добавлен 26.11.2010

Сущность и основные функции делового общения. Психология социальной перцепции, психологические процессы, ответственные за осуществление человеком определенного социального поведения. Технология деловой коммуникации, взаимодействие в процессе общения.

контрольная работа [28,8 K], добавлен 11.11.2010

Роль общения в психическом развитии человека. Аспекты и виды общения. Структура общения, его уровень и функции. Понятие кодирования информации в процессе общения. Интерактивная и перцептивная стороны общения. Накопление человеком культуры общения.

контрольная работа [28,9 K], добавлен 09.11.2010

Понятие ассертивности. Права человека, значимые для теории ассертивности. Способы манипулирования человеком, их роль в управлении. Особенности создания манипуляторов. Характеристика черт ассертивного, пассивного и агрессивного поведения человека.

курсовая работа [36,4 K], добавлен 02.03.2014

Основные виды общения по средствам, целям, опосредованности и содержанию. Формирование определенных образцов и моделей поведения. Взаимодействие людей и взаимовлияние друг на друга. Обмен информацией между людьми и взаимное переживание, понимание.

презентация [247,9 K], добавлен 08.12.2015

Процесс общения. Структурирование времени. Игры. Структурный и трансакционный анализ. Процедуры и ритуалы. Времяпрепровождение. Тезаурус игр. Их виды: супружеские, в компаниях, сексуальные, в перступном мире, на приеме у психотерапевта. Значение игр.

дипломная работа [230,8 K], добавлен 30.06.2008

Кинесические и проксемические, психологические и паралингвистические особенности невербального общения. Разновидности коммуникационных жестов. Взгляды и их проявления при визуальном контакте. Характеристика традиций общения у людей разных культур.

курсовая работа [47,3 K], добавлен 13.01.2011

Общение как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми. Реализация социальных отношений людей. Виды и классификации общения. Основные функции общения. Речь как средство и источник общения. Структура, зоны и дистанции речевого общения.

контрольная работа [31,8 K], добавлен 27.10.2010

Деловое общение, его виды и формы. Нормативно-правовая основа делового общения. Определение, структура и стороны, функции, уровни и виды общения. Психологические особенности непосредственных участников делового общения. Возможные структуры деловых бесед.

реферат [36,6 K], добавлен 17.04.2012

Источник:
Особенности манипулятивного общения
Психологические основы манипулирования как попытки управлять человеком или группой людей; источники: потребности, слабости, ритуалы. Технология скрытого управления: манипулирование информацией, виды уловок; активные и пассивные защитные процедуры.
http://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0a65635a3bc68b4c53a89521206d37_0.html

Социально-психологические особенности манипулятивного общения

Социально-психологические особенности манипулятивного общения

Социально-психологические особенности манипулятивного общения

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МАНИПУЛЯТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

.1 Проблема манипуляций как объект исследования в психологической науке

.2 Причины и факторы манипулятивного общения

.3 Специфика манипуляций в межличностном общении

Вывод по главе 1

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МАНИПУЛЯТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

.1 Программа эмпирического исследования

.2 Результаты эмпирического исследования

Вывод по главе 2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

манипулятивный поведение общение межличностный

В современной психологии проблема межличностного общения прочно вошла в число актуальных и востребованных практикой исследований. Общение является непременным атрибутом, условие осуществления любой совместной деятельности. Более того, оно само является деятельностью, обеспечивающей человеку вхождение в социум, удовлетворение потребности в принятии, защите, поддержке и т.д. Однако взаимодействие всегда сопряжено с вероятностью столкновения интересов партнеров и тогда возникает вероятность использования манипулятивного общения.

Взаимодействие между людьми всегда предполагает удовлетворение каких-то потребностей и может быть названо манипуляцией в широком смысле слова. Негативный оттенок данное понятие получает тогда, когда в процессе общения осуществляется не столько взаимодействие с равным достижением целей, сколько воздействие, зачастую скрытое, когда партнер рассматривается как объект, марионетка в достижении собственных целей, своей выгоды. Определение специфических особенностей манипулятивного общению и его субъектом и является главной проблемой данного исследования.

Цель исследования: определить социально-психологические особенности манипулятивного общения.

Объект исследования: манипуляция как психологический феномен.

Предмет исследования — социально-психологические особенности манипулятивного общения.

Достижение поставленной цели возможно через решение следующих задач:

.Провести теоретическое исследование по проблеме манипуляции как психологического феномена.

.Определить факторы и причины формирования манипулятивного поведения.

.Определить особенности использования манипуляций в межличностном общении.

.Провести эмпирическое исследование социально-психологических особенностей манипулятивного общения.

Гипотеза исследования: существуют различия в оценке стиля взаимодействия и идеального «Я» во взаимоотношениях, а также различиях в предпочитаемой стратегии поведения между «манипуляторами» и «неманипуляторами».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МАНИПУЛЯТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

1.1 Проблема манипуляций как объект исследования в психологической науке

Рассматривая проблему манипулятивного общения, необходимо, прежде всего, определиться с содержанием данного понятия, определить суть феномена, его основные характеристики и проявления.

Сам термин «манипуляция» изначально имел несколько иной, далеко не оценочный оттенок и содержание. Термин произошел от латинского понятия manipulus — горсть, manus — рука. В исходном неметафорическом значении термин «манипуляция» обозначает сложные виды действий, выполняемых руками: управление рычагами, выполнение медицинских процедур, произвольное обращение с предметами и т. п., требующие мастерства и сноровки при исполнении. В этом смысле он используется в современной медицине и технике.

Однако со временем появилось иное, метафорическое понимание, когда объектом манипуляции стал рассматриваться другой человек. Так, в Большом психологическом словаре под редакцией Б.Г.Мещерякова [Мещеряков, 9, стр.412] манипуляция рассматривается как &q

Источник:
Социально-психологические особенности манипулятивного общения
№ВОПРОСАВ1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. В. Чем обсуждать, в чем
http://www.studsell.com/view/166363/

Характеристика манипулятивного общения

1.Характеристика манипулятивного общения

Особым видом воздействия на партнера по общению является манипуляция, которой пользуются прежде всего профессионалы влияния (или, как их называет Р. Чалдини(1999), — «профессионалы уступчивости»): продавцы, работники сферы обслуживания, руководители, таксисты, официанты, вербовщики религиозных сект,попрошайки и мошенники. Манипуляция используется педагогами в отношении учащихся и учащимися в отношении педагогов, а также родителями в отношении своих детей и детьми в отношении своих родителей.

При манипулятивном общении восприятие партнера носит специфический характер: его рассматривают как совокупность качеств, которые могут пригодиться при достижении своей цели, а не как целостную личность. Специфична при манипулятивном общении и самоподача: собеседнику демонстрируется только то, что поможет достижению цели. И конечно, важно найти правильный подход к собеседнику,своеобразную тактику, учитывая и его особенности, и наличную ситуацию.

Так,используемая при убеждении аргументация часто бывает некорректной,манипулятивной, когда она направлена:

• к авторитету : ссылка на высказывания и мнения выдающихся людей, общественное мнение, собственный авторитет; часто расчет делается на то, что лишь одно упоминание известного имени может оказать воздействие на колеблющегося человека;

• к верности : вместо обоснования предлагаемого склоняют субъекта к его принятию в силу верности, привязанности,дружбы и т. п.;

• к выгоде : агитация за принятие предложения вследствие его выгодности в экономическом, моральном или политическом отношении;

• к жалости : взывание к человеколюбию и состраданию, возбуждение желания помочь, уступить, ссылаясь на свое тяжелое положение, усталость, плохое самочувствие; при этом часто преследуется цель избавить себя от выполнения каких-то поручений, от каких-то обязанностей;

• к здравому смыслу : вместо реального обоснования —апелляция к обыденному сознанию, которое нередко обманчиво, если речь не идет о повседневных делах или обыденных вещах;

• к личности : ссылка на личные особенности субъекта, их обсуждение вместо доказательства (обоснования) предложения;

• к невежеству : использование фактов и положений, неизвестных субъекту (действует на субъекта, который не хочет признаваться в том, что чего-то не знает);

• к публике : ссылка на мнения, чувства,материальные интересы субъектов;

• к силе : угроза неприятными последствиями или применением каких-то средств принуждения;

• к тщеславию : расточение неумеренных похвал в надежде, что, тронутый комплиментами, субъект станет мягче и покладистее; сюда же, при использовании метода, который называется «задеть самолюбие», можно отнести и апелляцию к самооценке и самоуважению личности (усомниться в возможности субъекта совершить что-либо, сообщить обидную для него оценку со стороны других, сравнить его с кем-либо, т. е. осуществить так называемую антиподную мотивацию );

• к фикции : к принципам и идеям, не имеющим(или имеющим косвенное) отношения к реальности, которых, однако, придерживается значительное число людей (мнения — стереотипы, приметы);

• к человеку : в поддержку своей позиции приводятся основания, выдвигаемые противной стороной в споре («Ты же сам сказал, что…») или вытекающие из принимаемых ею положений.

2.Классификация межличностных отношений

Межличностные отношения — это отношения, складывающиеся между отдельными людьми . Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.

Межличностные отношения делятся на следующие виды:

1) официальные и неофициальные;

2) деловые и личные;

3) рациональные и эмоциональные;

4) субординационные и паритетные.

Официальными (формальными) называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Это отношения, имеющие правовую основу. В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу. Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.

Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива.

Рациональные отношения — это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений. Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают. Так, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения во благо общей цели или личной выгоды.

Субординационные отношения — это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными. В противоположность этому паритетные отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности.

3.Задачи межличностного взаимодействия

Межличностное взаимодействие — 1) в широком смысле — случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок, 2) в узком смысле — система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Различают два основных типа межличностного взаимодействия — сотрудничество (кооперацию), когда продвижение каждого из партнеров к своей цели способствует или, как минимум, не препятствует реализации целей остальных, и соперничество (конкуренцию), когда достижение цели одним из взаимодействующих индивидов затрудняет или исключает осуществление целей других участников совместного действия.

Задачи межличностного взаимодействия:

Три основные задачи межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание человека, формирование межличностных отношений и оказание психологического воздействия.

Понятие «восприятие человека человеком» недостаточно для полного познания людей. Впоследствии к нему добавилось понятие «понимание человека», что предполагает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Эффективность восприятия связана c социально психологической наблюдательностью — свойством личности, позволяющем ей улавливать в поведении человека малозаметные, но существенные для его понимания особенности

Особенности воспринимающего зависят от пола, возраста, национальности, темперамента, состояния здоровья, установок, опыта общения профессиональных и личностных особенностей и др.

Источник:
Характеристика манипулятивного общения
1.Характеристика манипулятивного общения Особым видом воздействия на партнера по общению является манипуляция, которой пользуются прежде всего профессионалы влияния (или, как их называет Р.
http://turboreferat.ru/psychology/harakteristika-manipulyativnogo-obshheniya/227960-1134278-page1.html

COMMENTS