Дайте краткое определение механизмов воздействия в общении

Лекция 4

— идентификация (отождествление, уподобление) – это

уподобление самому себе, попытка поставить себя на место

— эмпатия (сопереживание) это способность к

постижению эмоционального состояния другого человека в

— рефлексия (обращение назад) – это не просто знание

или понимание партнера, а и знание того, как партнер

понимает меня, своеобразный удвоенный процесс

зеркальных отношений друг с другом.

Основные механизмы познания другого человека в процессе

— заряжение – это бессознательная, невольная

подверженность человека определенному

психологическому состоянию; проявляется через передачу

определенного эмоционального состояния или

— внушение – это целенаправленное

неаргументированное воздействие; это эмоционально-

волевое воздействие одного человека на другого.

— убеждение – это интеллектуальное воздействие на

сознание личности через обращение к ее собственному

критическому суждению; это логически обоснованная

информация, с помощью которой добиваются получения

— подражание – это (в отличие от заряжения и

внушения) не простое принятие внешних черт поведения

другого человека, а воспроизведение им черт и образцов

демонстрируемого поведения; это подражание или

конкретному человеку или нормам поведения,

2.4.3. 1.Недостаточное внимание и понимание важности общения;

2.Неправильные психологические установки отдельных

— неправильное отношение к чему-либо;

— отсутствие внимания и потеря интереса;

— неполнота фактического материала;

3.Плохая структура сообщений:

— ошибки в организации сообщения;

Способы воздействия партнеров друг на друга

Что препятствует эффективному деловому

— неправильная оценка способностей получателя понять

.4. Слабая память

5.Отсутствие обратной связи.

1) прием “нейтральная фраза” – в начале выступления

произносится фраза, просто не связанная с основной темой,

но имеющая значение, смысл, ценность для всех участников

общения и этим фокусирует их внимание.

2) прием “завлечения” – говорящий вначале произносит

нечто трудновоспринимаемым образом (тихо, непонятно,

неразборчиво, монотонно и т. п.), тем самым, провоцируя

слушающего самому применять способы концентрации

3) прием “установление зрительного контакта”:

— обвести аудиторию взглядом;

— пристально посмотреть на кого-нибудь;

— фиксация взглядом нескольких человек в аудитории

Быть постоянно внимательным к партнеру (ам) по

Пути повышения общению;

Управление вниманием, реализуемое следующими приемами:

На начальной стадии общения

1) приемы “изоляции” – исключение всех посторонних

воздействий, максимально изолированные от них:

стук в дверь, или ее открывание;

внешние хождение по аудитории;

помехи смена освещения;

разговоры соседей и т. д.

“внутренние” подготовка собственной реакции на помехи, информацию собеседника;

когда внимание обдумывание собственных аргументов;

внимание просто ожидание окончания речи,

слушающего чтобы самому вступить в разговор;

отвлечено собственные размышления

на себя по теме и т. п.;

2) прием “навязывания ритма” – постоянное изменение характеристик голоса и речи:

— нейтрально и т. д.

Меняющийся ритм разговора не дает возможности слушателю расслабляться на монотонности и что-то пропустить.

3) прием ориентировки – обращение особого внимания партнера на определенные, важные моменты в сообщении.

Приемы разделяются на:

— прямую ориентировку, например:

• “прошу обратить внимание”;

• “важно отметить, что…”;

• “можно подчеркнуть, что…” и т. д.

— косвенную ориентировку – выделение из общего строя общения определенных контрастов, привлекающих слушающего или говорящего:

• выделение цветом и т. д.

— через умелое управление вниманием достигается действие (деньги);

— главное содержание делового общения;

— управление вниманием в общении – это важная задача не только для говорящего, но и для слушающего;

— менеджер должен хорошо знать теоретические основы делового общения и в совершенстве владеть основными приемами, повышающими его эффективность во всех

его видах и формах.

– формировать аттракцию (привлечение, притяжение)

– посылать партнеру сигнал достаточно эмоционального

– это сигнал должен быть позитивным;

– партнер не должен осознавать этот сигнал.

Значение управление вниманием в общении

Как называется умение человека завоевывать

доверие, вызывать чувство симпатии у собеседника

Что значит формировать аттракцию

“имя собственное” – как можно чаще при общении с

подчиненными или посетителями обращайтесь к ним по

имени и отчеству, удовлетворяйте их потребность

осознавать себя личностью;

“зеркало отношений” – то, что изображено на вашем

лице – улыбка, мимика, гораздо в большей степени

соответствует вашим мыслям, нежели слова, которые вы

“терпеливый слушатель” – терпеливо и внимательно

выслушивая партнера по общению, обратившегося к вам,

вы удовлетворяете одну из высших потребностей

человека – потребность в самовыражении;

“личная жизнь” – хороший руководитель должен знать

интересы и увлечения своих подчиненных и время от

времени говорить с ними об этом;

“комплимент” – любой разговор, деловую встречу или

совещание можно и нужно начинать с комплиментов в

• Использовать приемы аттракции следует

комплексно и постоянно;

• Эффект от их применения наступает не

сразу, а через определенный промежуток времени.

– это слова, содержащие небольшое преувеличение

достоинств, которые желает видеть в себе

Существует несколько правил.

1. “Один смысл”. Комплемент должен отражать только

положительные качества человека. В комплементе следует

избегать двойного смысла, когда, например, данное

Приемы привлечения, притяжения (аттракции)

для того, чтобы расположить к вам собеседника

Что такое комплемент

качество у человека можно считать и позитивным, и

Например: “Слушая ваши беседы с людьми, я каждый

раз удивляюсь вашей способности так тонко и остроумно

уходить от ответа!” Здесь явно нарушено это правило,

условно названное нами “один смысл”.

2. “Без гипербол”. Отражаемое в комплименте позитивное

качество должно иметь небольшое преувеличение.

Например: “Я всегда поражаюсь вашей аккуратности

и пунктуальности”, — сказал руководитель, принимая отчет

от подчиненного. Того эти слова не просто удивили, а

изумили. Во-первых, за ним ходит слава прямо

противоположного свойства, а во-вторых, сейчас даже

повода не было для этих слов, не то что причины.

3. “Высокое мнение”. Важным фактором в

результативности этого приема является собственное

мнение человека об уровне отраженных в комплименте

качеств. Предположим, человек твердо знает, что уровень

этого качества у него значительно выше, чем сказано в

Например, человек, у которого действительно

феноменальная память (и это мнение прочно укрепилось у

него в сознании), вдруг слышит в свой адрес такие слова:

“Я поражаюсь тому, как вы сразу запомнили номер

телефона! У вас блестящая память!” Или врач слышит:

“Можно только поразиться вашему мастерству! Как вы

быстро поставили ему диагноз аппендицита!” И в первом,

и во втором случае – это не комплименты, а банальности.

Последствия могут быть негативными, так как нарушено

правило, условно названное нами “высокое мнение”.

4. “Без дидактики”. Это правило заключается в том, что

комплимент должен констатировать наличие данной

характеристики, а не содержать рекомендации по ее

улучшению. Вот некоторые образцы таких “комплементов”.

Как же сделать комплимент комплиментом?

“Тебе следует быть активнее!”; “Твердость убеждений украшает мужчину!

Умей отстаивать свои позиции!” Здесь явно нарушено правило, условно названное нами

5. “Без претензий”. Сотрудник вовсе не стремится к

совершенствованию данного своего качества. Более того, считает, что было бы плохо, если бы оно – это позитивное качество – было выражено у него сильнее, чем сейчас.

Например, если один из ваших подчиненных, который тоже является

руководителем, считает, что способность к комплиментам – вовсе недостоинство

настоящего организатора производства. И если вы, будучи убежденным в обратном, попытаетесь сделать ему комплимент типа: “Я слышал, что вы блестяще умеете делать комплименты!”, то он, пожалуй, обидится.

6. “Без приправ”. Последнее правило касается не самого

содержания комплимента, а тех дополнений, которые нередко следуют за ним.

Например: “Руки у тебя действительно золотые. А вот язык твой – враг твой”.

Или: “Мне очень импонирует ваша способность располагать людей к себе. Только бы эту способность – да в интересах дела…” Следовательно, делая комплимент, удержитесь отложки дегтя, т. е. Подобных дополнений. Следуйте правилу, условно названному нами“без приправ”.

Конечно, сразу запомнить все эти правила трудно, но если вы используете

ассоциативные связи, то сделать это будет значительно легче.

Существует другой вариант правил произношения комплиментов. Он имеет

У – уверенность. Произноси комплименты и похвалу уверенным тоном, не смущаясь,

но и не покровительственно.

К – конгруэнтность, т.е. слова должны сочетаться с тоном голоса, мимикой и позой.

Не говори комплимент с холодным блеском в глазах.

Р – реакция. Прогнозируй реакцию партнера. Комплимент может вызвать и

раздражение, если он неуместен в данной ситуации.

О – оригинальность. Ищи оригинальные комплименты. Уходи от шаблонов.

П – противоречия. Не произноси противоречивых комплиментов, имеющих подтекст

(“Твою бы энергию, да в мирных целях”).

2.4.8.Деловое общение в условиях конкуренции.

— это жесткое, конфликтное соперничество юридических и

физических лиц в экономических и других сферах;

— общества с одной стороны это обязательный атрибут рыночных

отношений, основа непрерывного общества, условие, противодействующее

застою в экономике;

— с другой – это конфликтность, нестабильность, банкротство фирм,

массовые увольнения работников;

• по результативности – эффективная и неэффективная;

• по соблюдению норм – добросовестная и недобросовестная;

• с точки зрения права – официальная и темная;

• с точки зрения пространства: – внутриотраслевая, межотраслевая;

Побеждает в конкуренции тот, кто

— познал правила бизнеса, умело использует элементы хитрости и игры и не имеет дело с воровством;

— овладел арсеналом изощренных приемов и психотехник в работе с персоналом и конкурентами;

— овладел искусством понимания людей и общения с ними в условиях многоликой конкуренции.

1. Как можно лучше познать склонности и интересы

партнеров по общению, их личностные особенности,

степень их соответствия той социальной роли, на

которую они претендуют (Х. Маккей, например,

применял в своей практике учет всех клиентов по 66-ти

параметрам в оценке личности клиента и 12-ти позиций

в профиле конкурента).

Полная осведомленность о партнере позволяет

безошибочно и довольно просто завоевать их доверие,

2. Создавать условия, при которых покупатель сам себя

убеждает сделать покупку. Убедительным аргументом в

пользу покупки может являться тот факт, что и другие

стремятся приобрести ту же вещь;

3. Делать все возможное для того, чтобы знать, что хочет

клиент. Это “возможное” включает в себя:

— восприятие его как личности, а не как человека;

— укрепление в нем чувства собственного достоинства;

— дружба, помощь, гарантии, забота, оказание услуги и т.

4. Уметь “подключиться” под непокладистых клиентов:

— “случайно” с ним познакомиться в неформальной

— через третьи лица он узнает о вас много положительного;

— письменно или устно завязать с ним диалог, ничего не

прося у него, а лишь предлагая ему помощь и т. д.;

5. Посвятить партнеру открытки, маленькие заметки, в

которых положительно оценивать его деятельность,

поздравлять с праздниками, ничего не прося взамен;

6. Остерегайтесь ловушек, лести с противоположной

стороны. Приемы психотехники знают не только вы;

Меры, направленные на повышение эффективности

общения в сфере рыночных отношений

7. Постоянно отслеживать результаты в работе

конкурентов, их положение на рынке;

8. Для получения информации используются все, в том

числе и окольные пути получения связей;

9. Вся время будьте настроены на волну перемен;

10. Желательно, чтобы в “тылу” противника у вас были

Источник:
Лекция 4
— идентификация (отождествление, уподобление) – это уподобление самому себе, попытка поставить себя на место — эмпатия (сопереживание) это способность к постижению эмоционального состояния
http://stydopedia.ru/3x56b9.html

Механизмы общения в психологии

Общение как сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия. Способы воздействия партнеров друг на друга.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие общения

2. Функции общения

3. Каналы общения

4. Типы и психологические механизмы общения

Введение общение стратегия информация

Общение — это процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. В общении реализуются социальные отношения людей. Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом.

Уметь общаться — значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют. Факт связи общения с деятельностью констатируется психологами. Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент. В то же время саму деятельность можно рассматривать как условие и основание общения.

Общение с людьми — это наука и искусство. Содержание общения включает в себя определенные способы воздействия партнеров друг на друга. Проблема психологического влияния в наше время особенно актуальна. Влияние — процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и прочего в ходе взаимодействия с ним. Каждый человек становится мишенью влияния множества других людей. С другой стороны, расширились возможности не только влияния, но и противостояния чужому влиянию.

1. Понятие общения

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Обозначим структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон:

— коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

— интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями;

— перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.

Процесс общения можно считать полноценным, если в нем гармонично сочетаются два взаимосвязанных фактора: внешний (поведенческий, операционно-технический) и внутренний (ценностные особенности индивида).

Внешний — проявляется в коммуникативных действиях участников процесса, в выборе стиля, формы, стратегии общения, в языковой активности, интенсивности действий, адекватности поведения и т.д.

Внутренний — воспроизводит субъективное восприятие ситуации взаимодействия, которое выражается с помощью вербальных и невербальных сигналов.

2. Функции общения

Что касается функций общения, то под ними понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.

Известны различные подходы к классификации функций общения. Одни исследователи, рассматривая общение в контексте его органического единства с жизнью общества в целом и с непосредственными контактами людей и внутренней духовной жизнью человека.

Выделяют следующие функции:

— общение является формой существования и проявления человеческой сущности, оно играет в коллективной деятельности людей коммуникативно-соединительную роль;

— представляет собой важнейшую жизненную потребность человека, условие его благополучного существования, обладает психотерапевтическим, подтверждающим значением (подтверждение собственного «Я» другим лицом) в жизни индивида любого возраста.

Б.Ф.Ломов (советский психолог) выделяет в общении три функции:

— информационно-коммуникативную — заключается в любом обмене информацией (охватывает процессы формирования, передачи и приема информации);

— регуляционно-коммуникативную — регуляция поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия (человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия);

— аффективно-коммуникативную — регуляция эмоциональной сферы человека , в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе и социальное.

Все приведенные функции трансформируются в одну главную функцию общения — регуляторную, которая проявляется во взаимодействии индивида с другими людьми. И в этом смысле общение является механизмом соииально-психологической регуляции поведения людей в их совместной деятельности.

3. Каналы общения

По логическому основанию выделяют три типа каналов общения: прямой, непрямой и управляемый косвенный.

Прямой канал общения — это непосредственный контакт. Критерием отнесения такого способа общения именно к прямому является пространственная близость партнеров по общению; непосредственность общения (т.е. без помощи техники). Примером может служить встреча в кругу друзей, совещание сотрудников в кабинете и т.д.

Не прямой или косвенный канал общения — когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция. Примером может служить разговор по телефону, общение через «стенку» служащих организации, и т.д.

Управляемый косвенный канал общения — между партнерами существует пространственно — временная дистанция, и при этом партнер по общению может контролировать ход разговора. Пример: общение по Интернету; общение руководителя посредством техники с подчиненным, при этом руководитель контролирует ход беседы, задавая определенные вопросы, «обрезая» тему разговора, и т.д.

4. Типы и психологические механизмы общения

Основными механизмами в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация (от лат. identifico — отождествление, уподобление) выражает простой эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Только в этом случае имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, эмоциональный отклик на его проблемы. Эмоциональная природа эмпатии проявляется именно в том, что ситуация другого человека, например, партнера по общению, не столько продумывается, сколько почувствуется.

Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения необязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, то это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот другой. Если я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание его линию поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную — могу строить совсем по-иному. И тот, и другой аспекты важны. Но оба случая требуют решения еще одного вопроса: как партнер по общению будет меня понимать? От этого будет зависеть наше взаимодействие.

Иными словами, процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии (от лат. reflexio — обращение назад). Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Общение порождает ряд других уникальных социально-психологических механизмов, посредством которых формируется социальная психика:

Заражение — это бессознательная, спонтанная форма включения личности в определенные психические состояния, а также сопереживание общего психического состояния большой группой людей одновременно.

Заражение осуществляется передачей психического настроя, обладающего сильным эмоциональным зарядом, накалом чувств и страстей. Основа возникновения заражения — эмоциональное воздействие в условиях непосредственного контакта.

Источником заражения является носитель эмоционального заряда — индуктор. Он передает этот заряд, который затем многократно усиливается в каналах взаимодействия. Возникает психический фон заражения. Он находится в прямой зависимости от численности аудитории и степени установочного накала индуктора. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему.

Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, которая сама по себе выступает своеобразным ускорителем, как бы «разгоняя» определенное эмоциональное состояние. (Характеристики толпы рассматриваются в теме 20.)

Функции заражения: усиление групповой сплоченности, если такая сплоченность уже есть, и компенсация недостаточной сплоченности.

Внушение — это целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении информация воспринимается некритически. Предполагается, что человек, принимающий информацию через механизм внушения, не способен на ее критическую оценку.

Внушение — это социально-психологический механизм общения, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям. Как активное и персонифицированное воздействие одного субъекта на другой, внушение осуществляется в основном вербальными действиями. Оно адресовано не логическому мышлению, а эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Наиболее эффективно внушение действует на людей, для которых характерно доминирование ситуативного психического настроя, а также состояние неуверенности в себе.

К основным условиям эффективности внушения относят:

§ авторитетность источника информации;

§ отсутствие сопротивления к внушающему воздействию.

Подмечено, что легче всего поддаются внушению дети, а также люди утомленные, ослабленные физически. Особенно большое значение имеет «эффект доверия» к источнику информации. Авторитет внушающего выполняет функцию так называемой косвенной аргументации, своего рода компенсатора отсутствующей прямой аргументации, что м является специфической чертой внушения.

Социальные психологи стремятся установить различие между внушением и заражением, исходя из следующих соображений:

§ при заражении осуществляется сопереживание большой массой людей общего психического состояния. Внушение же не предполагает и не предлагает такого равенства в сопереживании идентичных эмоций: внушающий (суггестор) не подвержен здесь тому же состоянию, что и внушаемый (суггерент);

§ процесс внушения имеет одностороннюю направленность: это не спонтанная тонизация состояния группы, а персонифицированное, активное воздействие одного человека на другого или на группу;

§ внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия, используются и другие средства — восклицания, ритмы и др.

Убеждение — это социально-психологический механизм общения, процесс и результат программно-целевого воздействия. При убеждении некоторая информация превращается в систему установок и принципов личности. Убеждение достигается социально-психологическим воздействием наличность.

Убеждение — это также и система логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность. Условием убеждающего воздействия является заинтересованность человека, которому адресовано воздействие. Заинтересованность — это стремление получить определенную информацию и потребность осмыслить что-либо.

Убеждение как процесс предполагает воздействие и на рациональную, и на эмоциональную сферы личности. Это, активное взаимодействие, перерастающее в дискуссию. Условия эффективности убеждающего воздействия:

§ содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;

§ убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;

§ убеждение является последовательным и доказательным;

§ убеждение содержит как обобщающие положения (принципы и правила), так и конкретные факты или примеры;

§ убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;

§ убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает. Процесс убеждения — это психотехническая система рассуждений и доказательств, а также эмоциональных средств, действующих заразительно на убеждаемого. Убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности убеждаемого.

Различие между убеждением и внушением состоит в том, что внушение не нуждается в доказательстве и логике. Убеждение рассчитано на то, что человек, принимающий информацию, согласится с ней. При этом принимающий информацию вывод делает самостоятельно.

При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное, а внушение преимущественно эмоционально-волевое воздействие.

Подражание — это социально-психологический механизм общения, обеспечивающий воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения (манер, действий, поступков), которые имеют некую эмоциональную окраску. Теоретическую концепцию механизма подражания разработал Г. Тард. В общих чертах она сводится к следующему.

Подражание — это фундаментальный принцип развития и существования общества, именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». В животном мире этот закон реализуется через наследственность, в человеческом обществе — через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы.

Согласно Г. Тарду различают несколько видов подражания:

§ логическое и внелогическое;

§ внутреннее и внешнее;

§ подражание-мода и подражание-обычай.

Сформулированы некоторые законы подражания. В частности:

§ подражание идет от внутреннего к внешнему, т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние;

§ низшие по социальной лестнице подражают высшим.

Установлены три способа подражания:

§ когда посредством наблюдения модели возникают новые реакции;

§ когда наблюдение за награждением или наказанием модели усиливает или ослабляет сдерживаемое поведение;

§ когда наблюдение модели способствует актуализации образцов поведения, ранее известных наблюдающему.

Частным случаем подражания выступает мода.

Мода — это специфическая и весьма динамическая форма стандартизированного массового поведения, возникающая чаще всего стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро меняющихся увлечений.

Мода выполняет следующие функции:

§ интерактивную (согласования, взаимодействия);

§ компенсаторную (психологической защиты индивида).

Рассмотренные социально-психологические механизмы общения, если перефразировать определение психологического механизма, данное Л. И. Анцыферовои, представляют собой закрепившиеся в социально-психологической организации общества функциональные способы его социальной жизни, в результате чего меняется режим его функционирования, «включается» процесс динамического преобразования.

Социально-психологические механизмы общения обеспечивают социодинамику, групповую динамику и психодинамику личности, так как являются каналами психического регулирования.

В социальной психологии явление общение является одним из важнейших, поскольку порождает такие феномены, как обмен информацией, восприятие людьми друг друга, руководство и лидерство, сплоченность и конфликтность, симпатия и антипатия и т.д.

В результате общения происходят определенные контакты, межличностные отношения, осуществляется объединение (или размежевания) людей, вырабатываются правила и нормы поведения.

Общение является чрезвычайно сложным феноменом в жизни индивида и человечества в целом, оно охватывает большое количество взаимосвязей, межличностных отношений, осуществляется в различных формах и с помощью различных средств, которые являются неотъемлемым фактором культуры и постоянно совершенствуются и обогащаются.

Повышение значимости общения в современном мире требует умения общаться. Значит, общение нужно учить, общению нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей.

1. Андреева Г. М. Социальная Психология. Москва : Аспект пресс, 1998.

2. Куницина В.Н. Межличностное общение / В.Н.Куницина, Н.В.Казаринова, В.М.Погольша. — СПб.: Питер, 2001.

3. Руденский Е. В. Р Социальная психология: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. — 224 с

4. «Психологические-механизмы общения» http:// psyera.ru

Размещено на Allbest.ru

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Процесс экспериментального психологического общения, его особенности и специфика. Проблемы, возникающие при общении.

контрольная работа [16,8 K], добавлен 17.03.2010

Общение как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Функции общения и их характеристика. Барьеры как факторы, мешающие общению. Возможные пути и методы преодоления барьеров общения.

контрольная работа [28,9 K], добавлен 20.10.2010

Общение как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Характеристика его видов. Существующие точки зрения на сущность творчества. Творческая природа и психологическое значение общения.

реферат [20,9 K], добавлен 29.03.2012

Процесс установления контактов между людьми, порождаемый мотивами совместной деятельности. Понятие, виды и функции общения. Роль восприятия в процессе общения. Способы психологического изучения. Выявление проблем и трудностей в коммуникативном процессе.

курсовая работа [1,0 M], добавлен 03.10.2014

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Это сложный процесс установления контактов между людьми.

реферат [35,1 K], добавлен 09.06.2008

Общение как сложный, многоплановый процесс установления контактов между людьми. Психология и этика делового общения. Понятие, критерии, уровни, средства успешности общения. Дефицитное общение: комплексные трудности в общении. Методы изучения общения.

реферат [38,9 K], добавлен 08.04.2011

Исследование многопланового процесса развития контактов между людьми, порождаемого потребностями совместной деятельности. Обзор стратегий, техник и приёмов общения в работе журналиста. Изучение особенностей вербального словесного и невербального общения.

эссе [17,4 K], добавлен 13.06.2012

Общение как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Функции и кодекс делового общения. Структура деловой беседы. Особенности поведения на деловых переговорах, в конфликтной ситуации. Культура телефонного общения.

реферат [22,4 K], добавлен 21.12.2011

Основные виды общения по средствам, целям, опосредованности и содержанию. Формирование определенных образцов и моделей поведения. Взаимодействие людей и взаимовлияние друг на друга. Обмен информацией между людьми и взаимное переживание, понимание.

презентация [247,9 K], добавлен 08.12.2015

Общение как базовая категория психологии наряду с сознанием, деятельностью и личностью. Процесс установления и развития контактов между людьми. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Вербальная и невербальная коммуникация.

контрольная работа [51,6 K], добавлен 21.04.2012

Источник:
Механизмы общения в психологии
Общение как сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия. Способы воздействия партнеров друг на друга.
http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00508207_0.html

Общение: понятие, виды, функции, структура общения

Общение: понятие, виды, функции, структура общения. Механизмы воздействия в процессе общения: убеждение, внушение, заражение, подражание.

Общение – это сложный многоплановый процесс развития и установления контактов между людьми, порождаемый потребностями: в совместной деятельности, в получении новой информации, в познании других, в самовыражении. Это форма существования и проявления человеческой сущности. Общение выполняет в коллективной деятельности коммуникативно-связующую роль. Общение – важнейшая жизненная потребность человека, условие его благополучного существования.

По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить пять основных функций общения:

— Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

— Формирующая функция общения проявляется в процессе психического развития человека. Известно, что на определенных стадиях развития поведение, деятельность и отношение ребенка к миру и к самому себе опосредованы его общением с взрослым. В ходе дальнейшего развития внешние, опосредованные общением формы взаимодействия ребенка и взрослого трансформируются во внутренние психические функции и процессы. Общаясь с взрослым, ребенок не только механически усваивает сумму умений, знаний и навыков, но и участвует в сложном процессе взаимных влияний, обогащений и изменений. Ребенок активно и критично перерабатывает предлагаемый ему чужой опыт, используя его для построения непротиворечивой картины мира.

— Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя, свою ценность. Еще У.Джемс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным».

— Функция организации и поддержания межличностных отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений — от интимно-личностных до сугубо деловых — для любого человека связано с установлением определенных эмоциональных отношений. Эмоциональные межличностные отношения не единственный вид социальной связи, доступный современному человеку, однако они пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, именно эмоциональность определяет специфику человеческого общения.

— Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутренний или внешний диалог). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

Виды общения крайне многообразны. По признаку использования средств выделяют непосредственное и опосредованное общение.

Непосредственное общение, общение «лицом к лицу», является исторически первой формой коммуникации. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникали различные виды опосредованного общения.

Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств (телефона, телеграфа, Интернета), затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения.

Различают также межличностное и массовое общение.

Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах.

Массовое представляет собой коммуникацию, опосредованную различными видами средств массовой информации.

Кроме того, выделяют межличностное и ролевое общение.

В первом случае субъектами общения являются конкретные личности, которые обладают уникальными индивидуальными качествами, раскрывающимися в ходе общения и организации совместных действий.

Во втором случае участники коммуникации выступают, как носители определенных ролей (учитель— ученик, покупатель— продавец). В ролевом общении человек в определенной степени лишается спонтанности своего поведения, так как те или иные его действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек отражается уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая заданные функции.

В социальной психологии выделяются также три формы межличностного общения.

Императивное общение является авторитарной, директивной формой взаимодействия с партнером по общению, имеющей своей целью достижение контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждение его к определенным действиям или решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения — принуждение партнера — не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Использование императивного общения достаточно эффективно. Например, в армейских отношениях или в отношениях типа «начальник — подчиненный». Но можно выделить и такие сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты и др.

Манипулятивное общение представляет собой форму межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Как и императив, манипуляция предполагает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Манипулятивный стиль общения широко распространен в области пропаганды и рекламы.

Императивная и манипулятивная формы общения — это виды монологического общения. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его.

Диалогическое общение может быть определено как равноправное субъект-субъектное взаимодействие с целью взаимного познания и самопознания партнеров по общению. Диалогическое (некоторые авторы называют его гуманистическим) общение позволяет достичь более глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного личностного роста.

В психологии установлено, что общение представляет собой сложный и многогранный процесс, оно есть образование, в котором могут быть выделены отдельные стороны, т.е. описана структура. При характеристике структуры общения Г.М.Андреева предлагает выделять три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Эти стороны общения определяются в соответствии с функциями, реализуемыми им в процессе совместной жизнедеятельности людей: информационно-коммуникативной, регуляционно-коммуникативной и аффективно-коммуникативной.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. В реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от других и выделение их возможно лишь в ходе научного анализа.

Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает 5 элементо:

1)Кто? (передаёт сообщение) – коммуникатор; 2)Что? (передаётся) – сообщение (текст); 3)Как? (осуществляется передача) – канал; 4)Кому? (направлено сообщение) – аудитория; 5) сС каким эффектом? – эффективность.

Основами социально-психологического воздействия являются: внушение, заражение, убеждение, подражание.

Внушение. Внушение представляет собой целенаправленное, не аргументированное воздействие на человека или на группы, приводящие либо к проявлению человеком, помимо его воли и сознания, определенного состояния, чувства, отношения; либо к изменению его поведения, то есть совершению им поступка, непосредственно не следующих из принятых норм и принципов деятельности. Таким образом, основная цель, которая преследуется при внушении: навязать человеку готовые оценки, выводы суждения, способы поведения. Внушение оказывает влияние не только на одного человека, но и на массу людей, то есть объектом внушения может быть как отдельный человек, так и группы коллективы, социальные слои.

Различают прямое и косвенное внушение.

Прямое внушение – воздействие, когда один человек сообщает другому в оперативной форме определенные идеи, которые должны быть безоговорочно приняты и реализованы. В качестве подобного примера внушения можно назвать воздействие родителей, учителей на детей.

При косвенном внушении цель достигается обходными способами. Ярким примерам косвенного внушения служит реклама, где чаще всего используются приемы, которые склоняют к одобрению без раздумий. Вместо четкой информации о товаре реклама связывает предлагаемый товар с представлениями а красоте и удовольствии (такова, в основном, реклама сигарет, пива, косметики), при рекламе любых напитков, где продукт ассоциируется с представлениями о молодости, здоровье и жизнерадостности.

При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Степень внушаемости у людей различна, она зависит от различных факторов.

В качестве основных факторов внушаемости выделяют:

возраст (более всего внушению помаются дети и люди преклонного возраста);

степень утомленности, физической слабости объекта внушения;

авторитет человека, осуществляющего внушение, он создает доверие к источнику информации. Это доверие может быть связано. как с самим человеком, его личностными качествами, так и с той социальной группой; которую данная личность представляет;

характеристики личности объекта внушения (ее самостоятельность, жизненная позиция, интересы, потребности).

Таким образом, основным условием эффективного внушения является авторитет внушающего доверие и уважение к нему. В свою очередь, степень внушаемости зависит от особенностей самой личности, являющейся объектом воздействия.

Результатам внушающего воздействия является вера. Вера не требует доказательств и подтверждений, она выполняет мотивационную функцию и является побуждающим факторам в деятельности.

Убеждение. Убеждение — процесс обоснованного, логического, то есть опирающегося на систему доказательств, воздействия, имеющий целью изменить или сформировать новые взгляды, отношения, способы поведения личности.

Убеждение основано на том; чтобы с помощью логического обоснования выдвигаемых положений, с опорой на рациональное мышление, повлиять на человека. Большую роль; при этом, играет логическая структура, правильное соотношение теоретических знаний с достоверными фактами.

Убеждение предполагает, что человек должен не талька понять, на и согласиться с получаемой информацией. Убеждение осуществляется за счет того, что. аудитория сосредоточивает внимание на аргументах и погружается в соответствующее размышление. Таким образом, являясь более аналитическим и менее поверхностным механизмам воздействия, убеждение чаще достигает сваей цели, то. есть с большей вероятностью способно. повлиять на поведение и эта изменение более прочно и устойчиво .

Эффективность убеждающего воздействия зависит от ряда условий:

силы воздействия, которая определяется его содержательностью и авторитетом убеждающего.;

психологического cклaдa личности на которую воздействуют (ее потребности, интересы, вкусы, особенности мышления);

от интеллектуального и эмоционального состояния убеждающего и убеждаемого в момент их взаимодействия.

Заражение. Заражение представляет собой способ воздействия, определенным образом интегрирующие массы людей. Оно связано с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы. Феномен заражения был известен еще в древности, на самых ранних этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуации паники. Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям.

Феномен заражения изучался уже давно и именно на примере стихийных больших групп как масса и толпа. Основательно изучал массы Гюстав Лебон (1841-1931) – французский ученый социальный психолог. В массе у индивидов появляются новые качества, которыми они до этого не обладали. Причины этого Лебон видит в трех различных моментах: Индивид испытывает чувство неодолимой мощи, позволяющим ему предаться первичным позывам, которые он, будучи один, вынужден был бы обуздать; Заражаемость.В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство; Внушаемость.

Отличительные признаки индивида в массе:

Исчезновение сознательной личности

Преобладание бессознательной личности

Ориентация мыслей и чувств в одном направлении.

Тенденции к безотлагательному осуществлению появившихся идей.

Типичные черты поведения в массе:

Резкое преобладание чувств над интеллектом

Утрата личной ответственности.

Заражение является феноменом массы, которое настолько сильно, что наблюдаемые признаки состояния аффекта способны автоматически вызвать у наблюдателя тот же самый эффект.

Итак, заражение появляется через восприятие определенного эмоционального состояния. В стихийных группах, таких как толпа (образуется на улице по поводу самых различных событий), масса, публика ( кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем). Особенно ярко заражение проявляется в ситуации паники (психологическое состояние вызванное угрожающим воздействием внешних условий и выраженное чувство острого страха).

Дата добавления: 2014-12-15 ; просмотров: 205 | Нарушение авторских прав

Источник:
Общение: понятие, виды, функции, структура общения
Общение: понятие, виды, функции, структура общения. Механизмы воздействия в процессе общения: убеждение, внушение, заражение, подражание. Общение – это сложный многоплановый процесс развития и
http://lektsii.net/1-28238.html

Основные механизмы общения

За взаимодействием и коммуникативной стороной общения выступает его перцептивный аспект — осуществляемое в общении взаимное восприятие его участников.

Полноценное общение становится возможным, только если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить, уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым объектам. «При общении вы прежде всего ищете в человеке душу, его внутренний мир», — писал К.С.Станиславский.

Механизмы восприятия человека человеком. В процесс общения включены по меньшей мере два человека. Каким же образом каждым из них, ориентируясь на внешне проявляемые поведенческие характеристи­ки другого, формирует представление о нем, о его внутреннем мире? В актах взаимного познания должно быть выделено действие трех важнейших механизмов межличностного восприятия: идентификации, рефлексии и стереотипизации.

Идентификация — это-способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. В ситуациях взаимодействия люди строят предположения о внутреннем состоянии, намерениях, мыслях, мотивах и чувствах другого человека на основе попытки поставить себя на его место.

Однако субъекту общения важно не только отстраненно, со стороны понять другого человека, но и принять во внимание, как индивид, вступивший с ним в общение, будет воспринимать и понимать его самого. Осознание субъектом того, как он сам воспринимается партнером по общению, выступает в форме рефлексии. Рефлексия входит в состав восприятия другого человека. Понять другого означает, в частности, осознать его отношение к себе как к субъекту восприятия. Таким образом, восприятие человека человеком можно уподобить удвоенному зеркальному отражению. Человек, отражая другого, отражает и себя в зеркале восприятия этого другого. В процессах общения идентификация и рефлексия выступают в единстве.

Если бы каждый человек всегда располагал полной, научно обоснованной информацией о людях, с которыми он вступил в общение, то он мог бы строить тактику взаимодействия с ними с безошибочной точностью. Однако в повседневной жизни субъект, как правило, не имеет подобной точной информации, что вынуждает его приписывать другим причины их действий и по­ступков. Причинное объяснение поступков другого человека пущем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведе­ния носит название каузальной атрибуции (от лат. causa — причина и atributio — придаю, наделяю), или причинной интерпретации.

Ошибочная причинная интерпретация педагогом поступков ребенка делает затруднительным, а иногда и вообще невозможным нормальное педагогическое общение в школе. Каузальная атрибуция осуществляется чаще всего неосознанно — либо на основе идентификации с другим человеком, т.е. при приписывании другому тех мотивов или чувств, которые сам субъект, как он считает, обнаружил бы в аналогичной ситуации, либо путем отнесения партнера по общению к определенной категории лиц, в отношении которой выработаны некоторые стереотипные представления.

Стереотипизацияклассификация форм поведения и интерпретация (иногда без каких-либо оснований) их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам. Стереотип здесь — сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом. Стереотипизация может складываться как результат обобщения личного опыта субъекта межличностного восприятия, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов и т.п., запомнившиеся высказывания знакомых. При этом эти знания могут быть не только сомнительными, но и вовсе ошибочными, наряду с правильными заключениями могут оказаться глубоко неверные. Между, тем сформировавшиеся на их основе стереотипы межличностного восприятия сплошь и рядом используются как якобы выверенные эталоны понимания других людей.

Так, социально-психологический опрос свидетельствовал о популярности глубоко ошибочных стереотипных представлений об однозначной связи между внешностью человека и чертами его характера. Из 72 опрошенных 9 человек заявили, что люди с квадратными подбородками обладают сильной волей, 17 утверждали, что люди с большим лбом — умные. Трое полагали, что люди с жесткими волосами имеют непокорный характер. Пятеро говорили, что люди ниже среднего роста всегда отличаются властностью, энергией, желанием всеми командовать. У пяти человек существовало мнение, что красивые люди или глупы, или себялюбцы. Двое утверждали, что если у человека тонкие, бескровные губы, он ханжа и ему присуща скрытность.

Само собой разумеется, что все эти стереотипы, будучи включенными в процесс межличностного восприятия, формировали ошибочное познание люден и серьезно деформировали процесс общения с ними.

Стереотипизацией как механизмом каузальной атрибуции определялись традиционное истолкование — американскими расистами поведения негров как сексуально агрессивного, коварного, непредсказуемого и т.д. В данном случае стереотипизация имела характер предубеждения: этнические предубеждения являются достаточно распространенными.

Характер каузальной атрибуции зависит от различных условий, хорошо изученных психологией. Так, например, при восприятии незнакомого человека большую роль играет та изначальная информация, которую получил субъект восприятия.

В психологическом эксперименте двум группам студентов показывали фотографию одного и того же человека. В первом случае экспериментатор его аттестовал как видного ученого, во втором — как преступника. Предлагалось дать его характеристику, исходя из особенностей его наружности. Первая группа испытуемых (вариант информации «видный ученый») сообщала, что сфотографирован человек, напряженно работающий, добрый, отзывчивый, умный. Вторая группа (вариант «преступник») утверждала, что перед ними портрет жесткого, решительного и коварного человека. Одна и та же деталь портрета — глаза в одном случае интерпретировались как ласковые и умные, в другом — как злые и беспощадные.

Очевидно, что полученная информация жестко ориентировала процесс восприятия, подгоняя оценку облика человека к стереотипам образа ученого или преступника. Стереотипы, порождающие позитивное или негативное отношение к учащимся, оборачиваются в педагогическом общении субъективизмом преподавателя.

Большой группе опытных экспертов-преподавателей (их было 400) раздали ксерокопированные личные дела студентов (анкеты, автобиографии, фотокарточки, образцы письменных работ и т.д.). Каждый эксперт должен был по определенной схеме всесторонне охарактеризовать студента, чье личное дело он изучил. Когда были получены характеристики на всех студентов, то выяснилось, что материал обследования мог быть подразделен на две группы. Эксперты одной группы характеризовали подлежавших оценке студентов в целом положительно, другой — отрицательно. Впрочем, отдельные эксперты дали ответы,. которые не могли быть квалифицированы однозначно.

В чем же заключался замысел эксперимента? В действительности все 400 экспертов получили одно и то же ксерокопированное личное дело. Разница была в том, что 200 личных дел содержали фотографию симпатичного, серьезного и вдумчивого молодого человека, а 200 других — фотографию фатоватого, малопривлекательного человека того же возраста. Положительные характеристики провоцировала первая фотография, отрицательные — вторая. Итак, эксперты располагали массой объективных данных, а «сработала» фотография. Никто не про-, сил экспертов оценивать внешность студента, но, оказывается, именно внешность имела значение и дифференцировала результаты экспертизы.

Приписывание положительных качеств лицам, к которым субъект восприятия относится позитивно, и отрицательных — тем, к кому он не расположен, является одним из типичных случаев каузальной атрибуции. Так, в условиях эксперимента фиксировались оценки, которые давали педагоги незнакомым им детям за выполненное учебное задание. Заранее выявлялось, кто из детей кажется им более привлекательным, а кто менее. Выяснилось, что даже в том случае, когда «привлекательные» дети (по сговору с экспериментатором) делали больше ошибок, чем «непривлекательные», первые оценивались выше и им приписывали положительные качества, тогда как «непривлекательные» наделялись отрицательными свойствами. Эта выявленная в эксперименте зависимость имеет название эффекта ореола.

Сущность эффекта ореола заключается в том, что общее благоприятное впечатление, оставляемое человеком, приводит субъекта к положительным оценкам и тех качеств, которые не даны в восприятии; вместе с тем общее неблагоприятное впечатление порождает соответственно отрицательные оценки. Чаще всего эффект ореола проявляется, когда субъект восприятия располагает минимальной информацией о воспринимаемом. Однако этот эффект обнаруживается и при восприятии знакомого человека, но в условиях ярко выраженного эмоционального отношения к нему. Включение межличностного восприятия в процесс совместной социально ценной деятельности изменяет его характер, делает адекватной каузальную атрибуцию, устраняет отрицательное действие эффекта ореола. Именно такой характер приобретает понимание человека человеком в подлинном коллективе.

Общение, как было показано, не может быть сведено к простой передаче информации. Для того чтобы быть успешным, оно обязательно предполагает наличие обратной связи — получения субъектом информации о результатах взаимодействия.

Сообщая что-то другому человеку, приказывая или обращаясь с просьбой или вопросом, вообще взаимодействуя с ним, индивид все время получает необходимую информацию об эффективности, своего обращения к другому — общение с необходимостью предполагает рефлексию. На основании этой информации он непрерывно корректирует свое поведение, перестраивая систему своих действий и средств речевой коммуникации, чтобы быть правильно понятым и достичь должного результата. Субъективно говорящий может не обращать внимания на обратную связь, но неосознанно он постоянно ее использует.

Роль обратной связи в общении особенно отчетливо осознается, если сама ее возможность оказывается в силу каких-то причин блокирована. Старшеклассник, которому приходится выступать по школьному радиовещанию, находится в большом затруднении, не получая привычной обратной связи со слушателями, — его речь становится неуверенной, прерывистой, убыстряется или неоправданно замедляется, исчезает обычная интонация и т.д. Если нет возможности зрительно воспринимать собеседника, обедняется жестикуляция, возникает скованность движений. Сигналы, получаемые при восприятии поведения собеседника, становятся основанием для коррекции последующих действии и высказывании субъекта.

Отдельные черты физического облика человека (лицо, руки, плечи), позы, жесты, интонации выступают как носители информации, которую следует принимать но внимание и процессах общения. Особо информативным носителем сигналов обратной связи оказывается лицо собеседника или слушателя. По выражению лица ученика педагог делает заключение о том, что его слушают крайне внимательно или вовсе не слышат («отсутствующее выражение лица»), верят ему или выра­жают сомнения («скептическое выражение лица») и т.д.

Впрочем, достаточно полное представление о восприятии субъекта общения другими людьми дает весь комплекс сигналов, поступающих от воспринимающего, и прежде всего анализ их поступков. Случается, школьник, у которого «на лице написано» внимание к нотации, которую ему читает педагог, при этом переминается с ноги на ногу от нетерпения и желания поскорее присоединиться к играющим товарищам.

Источник:
Основные механизмы общения
За взаимодействием и коммуникативной стороной общения выступает его перцептивный аспект — осуществляемое в общении взаимное восприятие его участников. Полноценное общение становится возможным,
http://lektsii.org/13-29729.html

Понятие общения

Понятие общения. Структура и средства общения. Механизмы воздействия в процессе общения

Мимика — это сокращение различных мышц лица для выражения своих переживаний и отношения к чему- или кому-либо. Для понимания состояния и намерений собеседника важно следить за его мимикой. Мимика является одним из средств экспрессивного проявления эмоций.

3. Механизмы воздействия в процессе общения

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются:

Идентификация – один из самых простых способов понимания другого человека это уподобление себя ему.

Эмпатия – способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания.

Рефлексия – способность сознания человека сосредоточится на самого себе.

Содержание общения включает определённые способы воздействия партнёров друг на друга в процессе общения:

Заражение – психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний и побуждений.

Внушение – неосознаное влияние одного человека на другого, вызывающие определённые изменения в его психологии и поведении.

Убеждение – уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.

Подражание – сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.

В психологии отсутствует общепринятое определение общения. Дается описательное определение, указывающее на основные функции или стороны общения: Общение — это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.

Характерной особенностью делового общения является то, что содержание и цели направлены на решение производственных и социальных задач. Однако деловое общение, как и общение вообще, обычно рассматривается как сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимодействия друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.

Следовательно, деловое общение включает в себя все многообразие функций общения: коммуникативную, эмотивную, эмоциональную, когнитивную (познавательную), конативную (усвоение), волюнтативную (воздействия), фатическую (установление контакта между людьми). Если в деловом общении не возникает взаимопонимания, то коммуникацию нельзя считать состоявшейся. Деловое общение и личностное переплетаются друг с другом и могут переходить одно в другое. В каких бы формах ни проявлялось общение, оно является деловым, если его определяющим содержанием является социально-значимая совместная деятельность.

Список использованной литературы и источников

1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник.- М: ИНФРА-М, 2008.

2. Зельдович Б.З. Деловое общение: Учебное пособие. – М:Альфа-Пресс, 2007.

3. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2009.

4. Кондратьев М.Ю. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь шести томах. — М.: ПЕР СЭ, 2006.

5. Лунева О. В. Общение // Знание. Понимание. Умение . -2005. — № 4. — с. 157-159.

6. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Психология. Полный энциклопедический справочник. – СПб.: прайм –Еврознак, 2002.

Источник:
Понятие общения
Понятие общения. Структура и средства общения. Механизмы воздействия в процессе общения Мимика — это сокращение различных мышц лица для выражения своих переживаний и отношения к чему- или
http://student.zoomru.ru/psih/ponyatie-obshheniya-struktura-i-sredstva/19114.153702.s2.html

Социально-психологические механизмы общения

Общение порождает ряд уникальный социально-психологических механизмов, посредством которых и формируются явления социальной психики. Такие механизмы, как заражение, внушение, убеждение, подражание и мода, основательно рассмотрены в социально-психологической литературе, поэтому представим их конспективно.

Заражение — это бессознательная, спонтанная форма включения личности в определенные психические состояния. Заражение осуществляется путем передачи психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, накалом чувств и страстей. Основа возникновения эффекта заражения — эмоциональное воздействие в условиях непосредственного контакта.

Источником заражения является носитель эмоционального заряда — индуктор. Индуктор передает эмоциональный заряд, который многократно усиливается в каналах взаимодействия. Возникает психический фон заражения. Он находится в прямой зависимости от величины аудитории и степени установочного эмоционального накала индуктора.

Заражение — сопереживание общего психического состояния большой группой людей одновременно.

Различают следующие формы проявления заражения: массовые психозы, спортивный азарт, религиозный экстаз.

Внушение — это социально-психологический механизм общения, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к массовым действиям.

Внушение представляет собой активное и персонифицированное воздействие одного субъекта на другой. Внушение осуществляется в основном вербальными действиями. Внушение адресовано не к логическому мышлению, а к эмоциональной готовности человека получить установку к действию.

Наиболее эффективно внушение действует на людей, для которых характерно доминирование ситуативного психического настроя, а также состояния неуверенности в себе.

К основным условиям эффективности внушения относят авторитетность источника информации, доверие к нему, отсутствие сопротивления к внушающему воздействию.

Убеждение — это социально-психологический механизм общения, процесс и результат программно-организованного воздействия. Убеждение оказывается с целью путем социально-психологического воздействия организовать превращение некоторой информации в систему установок и принципов личности.

Убеждение — это также система логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность.

Условием убеждающего воздействия является заинтересованность человека, которому адресовано воздействие, в чем-либо.

Заинтересованность — это (1) стремление получить определенную информацию, (2) потребность осмыслить что-либо.

Убеждение — это также элемент культуры личности, неразрывно связанный с ее эмоциональной сферой и побуждениями к действию.

Убеждение как процесс предполагает воздействие и на рациональную, и на эмоциональную сферы. Убеждение — это активное взаимодействие, перерастающее в дискуссию.

Согласно А. Г. Ковалеву, эффективность убеждающего воздействия достигается, если
а) содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;
б) убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей воспитуемого;
в) убеждение выглядит последовательным и доказательным;
г) оно содержит как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты, примеры;
д) опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;
е) убеждающий глубоко верит в то, в чем убеждает.

Процесс убеждения — это психотехническая система рассуждений и доказательств, а также эмоциональных средств, действующих заразительно на убеждаемого.

Убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности масс.

Подражание — это социально-психологический механизм общения, обеспечивающий воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения (манер, действий, поступков), которые имеют определенную эмоциональную окраску.

Согласно Г. Тарду, подражания делятся на следующие виды:
логические,
внелогические,
внутренние,
внешние,
мода,
обычай
и пр.

Подражание определяют и как механизм массового поведения, и как творческий механизм «психологического наследования».

По А. М. Агальцову же, подражание есть воспроизведение образа или примера с учетом имеющегося опыта и обстоятельств воспроизведения.

Наиболее эффективно механизм подражания реализуется в моде.

Мода — это специфическая и весьма динамическая форма стандартизированного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро изменяющихся вкусов и увлечений.

Мода — это также социальная санкция поведения, вкусов и системы ценностных ориентаций.

Мода — это вместе с тем средство социально-психологической компенсации неудовлетворенности.

Мода выполняет следующие функции:
(а) коммуникативную,
(б) интеракционную (согласования),
(в) компенсаторную.

Рассмотренные социально-психологические механизмы общения, если перефразировать определение психологического механизма, данное Л. И. Анцыферовои, представляют собой закрепившиеся в социально-психологической организации общества функциональные способы его социальной жизни, в результате чего меняется режим его функционирования, «включается» процесс динамического преобразования.

Социально-психологические механизмы общения обеспечивают социодинамику, групповую динамику и психодинамику личности, так как являются каналами психического регулирования.

Источник:
Социально-психологические механизмы общения
Общение порождает ряд уникальный социально-психологических механизмов, посредством которых и формируются явления социальной психики. Такие механизмы, как заражение, внушение, убеждение, подражание и
http://psyera.ru/5317/socialno-psihologicheskie-mehanizmy-obshcheniya

COMMENTS